Среда, 3 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

В кулуарах

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

 Контроль интеллекта над людьми
В последнее время много говорят про искусственный интеллект, который осуществляет контроль за изоляцией граждан во время пандемии. Что же это за явление? Каковы плюсы и минусы его работы, и как технически он будет развиваться? На эти вопросы нам согласился ответить программист Александр Хромов.

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пострадавшие за верность Христу: Подвиг Новомучеников и Исповедников – урок нам, современным
Пострадавшие за верность Христу: Подвиг Новомучеников и Исповедников – урок нам, современным

75 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, осуществлявшихся властью в отношении своих собственных граждан. Только на Бутовском полигоне НКВД – крупнейшем в Москве и области месте захоронений жертв советского террора – похоронено более 20 тысяч человек, осужденных на смерть чаще всего по сфабрикованным обвинениям. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей – мужчин и женщин, мирян, монашествующих, священнослужителей, пострадавших за верность Христу. В 1937 году наибольшее число расстрелов пришлось именно на декабрь: в этот последний месяц года конвейер смерти день за днем уносил сотни жертв. 11 декабря стало днем мученической кончины одного из самых авторитетных иерархов Русской Церкви, оказавшегося старейшим в числе лиц, приговоренных НКВД к казни в Бутово, – 82-летнего митрополита Серафима (Чичагова).

Многие из жертв репрессий того времени ныне прославлены Церковью в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения.

Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? В чем мы призваны подражать новомученикам?

По­то­мок но­во­му­че­ни­ка про­то­и­е­рей Ки­рилл КАЛЕДА счи­та­ет, что совре­мен­но­му об­ще­ству па­мять о но­во­му­че­ни­ках крайне неудоб­на, и вот по­че­му:

Мо­лить­ся о ма­шине но­во­му­че­ни­кам неудоб­но

Ши­ро­ко­го по­чи­та­ния в мас­со­вом со­зна­нии, как в цер­ков­ном, так и в свет­ском, со­хра­не­ния их па­мя­ти, все-та­ки нет. Мы жи­вем к ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию очень зем­ны­ми за­бо­та­ми. При­дя в Цер­ковь, мы в первую оче­редь мо­лим­ся о том, чтобы нам удач­но по­ме­нять ма­ши­ну, чтобы доч­ка вы­шла хо­ро­шо за­муж и так да­лее.

Я от­нюдь не от­ри­цаю необ­хо­ди­мо­сти та­кой мо­лит­вы, но к но­во­му­чен­ни­кам об­ра­щать­ся с та­кой мо­лит­вой как-то не очень удоб­но. И по­это­му с этим в ос­нов­ном об­ра­ща­ют­ся к свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, Мат­роне Мос­ков­ской, Ксе­нии Пе­тер­бурж­ской и так да­лее. А к но­во­му­че­ни­кам, у ко­то­рых на­до про­сить му­же­ства сто­ять за Ве­ру, кре­по­сти в ве­ре, мы не об­ра­ща­ем­ся. По­то­му что, ока­зы­ва­ет­ся, эти ду­хов­ные цен­но­сти для боль­шин­ства из нас яв­ля­ют­ся со­вер­шен­но аб­стракт­ны­ми и непо­нят­ны­ми. По­это­му и мас­со­во­го по­чи­та­ния но­во­му­че­ни­ков нет.

При­хо­дит­ся кон­ста­ти­ро­вать, что, на­ря­ду с тем, что в честь но­во­му­че­ни­ков освя­ща­ют­ся хра­мы, при кре­ще­нии лю­ди при­ни­ма­ют их име­на, до сих пор встре­ча­ют­ся хра­мы (в том чис­ле и в Москве), в ко­то­рых слу­жил про­слав­лен­ный в ли­ке свя­тых свя­щен­ник или мо­лил­ся му­че­ник ми­ря­нин, а ико­ны это­му свя­то­му в хра­ме нет.

Бо­лее то­го, ес­ли мы по­смот­рим на бо­го­слу­жеб­ные ре­ко­мен­да­ции, то, несмот­ря на то, что в го­ду бо­лее ста дней, в ко­то­рые со­вер­ша­ет­ся па­мять но­во­му­че­ни­ков, служ­бу им пред­ла­га­ет­ся со­вер­шать в луч­шем слу­чае де­сять раз в го­ду. При­чем в ря­де слу­ча­ев пред­ла­га­ет­ся пе­ре­не­сти служ­бу на дру­гой день, по­то­му что служ­ба сов­па­да­ет с па­мя­тью ка­ких то дру­гих свя­тых. Со­вер­шать па­мять древним свя­тым му­че­ни­кам, жи­тия ко­то­рых мы уже со­вер­шен­но за­бы­ли, и в на­шем цер­ков­ном со­зна­нии они не со­хра­ни­лись, тем не мене ука­за­ния пред­ла­га­ют. На­вер­ное, это свя­за­но с тем, что мы по­двиг но­во­му­че­ни­ков не очень то зна­чим для нас.

От­ка­за­лись от рая в стране, стро­им рай в кот­те­дже

При­чи­на в том, что мы не го­то­вы из­ме­нить на­ше от­но­ше­ние и на­ше со­зна­ние. По­то­му что, ес­ли мы осо­зна­ем, что это яв­ле­ние дей­стви­тель­но бы­ло, то нам при­дет­ся со­гла­сить­ся, что про­изо­шед­шее в ХХ ве­ке, то, за чем наш на­род устре­мил­ся, бы­ло уто­пи­ей не толь­ко в со­ци­аль­ном плане, но и в ду­хов­ном.

Да, мы от­ка­за­лись от по­стро­е­ния Цар­ствия Небес­но­го в от­дель­но взя­той стране. Но по­смот­ри­те во­круг, те­перь мы при­ла­га­ем все на­ши уси­лия для то­го, чтобы по­стро­ить Цар­ствие Небес­ное в от­дель­но взя­том кот­те­дже! По боль­шо­му сче­ту ни­че­го не из­ме­ни­лось. Ес­ли мы при­зна­ем эту ошиб­ку, то мы долж­ны при­знать, что мы за­ни­ма­ем­ся по­вто­ре­ни­ем то­го, что де­ла­ли на­ши пред­ки в ХХ ве­ке. А мы это­го не хо­тим. И в го­судар­ствен­ном, об­ще­ствен­ном со­зна­нии эта те­ма очень неудоб­на. По­то­му что ес­ли мы ее рас­кро­ем, она за­ста­вит нас из­ме­нить на­ше от­но­ше­ние к жиз­ни, из­ме­нить на­ше по­ве­де­ние, а мы это­го не хо­тим. Нам удоб­но жить так, как мы сей­час жи­вем. То­гда раз­гра­би­ли го­су­дар­ство и сей­час про­дол­жа­ем де­лать то же са­мое. За при­ме­ром хо­дить да­ле­ко не на­до, вклю­чи­те теле­ви­зор. При­чем гра­бят лю­ди, ко­то­рые по идее долж­ны го­су­дар­ство за­щи­щать.

Вы зна­е­те, ко­гда мы со­вер­шим что-то нехо­ро­шее, нам ста­но­вит­ся стыд­но за это, и мы ста­ра­ем­ся на­шу со­весть за­ста­вить за­мол­чать, ска­зать «да лад­но те­бе», ста­ра­ем­ся ее чем-то усы­пить. И по­том о нехо­ро­шем по­ступ­ке, за ко­то­рый нам стыд­но, мы ста­ра­ем­ся не вспо­ми­нать. Осо­бен­но, ко­гда нет по­ка­я­ния. Ес­ли мы по­ка­я­лись и осо­зна­ли, что со­вер­ши­ли ка­кое-то гре­хов­ное дей­ствие, то, по­сле по­ка­я­ния, мы мо­жем о нем го­во­рить. А ко­гда мы не рас­ка­я­лись, то нас на­ша со­весть нас клю­ет, и мы ста­ра­ем­ся про­изо­шед­шее не вспо­ми­нать. То же са­мое про­ис­хо­дит сей­час с на­шим об­ще­ством. А Цер­ковь в ка­кой-то ме­ре яв­ля­ет­ся ча­стью об­ще­ства.

Цер­ковь со­вер­ши­ла по­двиг, но мир не за­ме­тил

Несо­мнен­но, Цер­ковь сде­ла­ла ко­лос­саль­ный шаг. Это про­сто ми­лость Бо­жия, это чу­до, и по­двиг Церк­ви, что Цер­ковь про­сла­ви­ла в ли­ке свя­тых Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. И мы за­сви­де­тель­ство­ва­ли ми­ру, Цер­ковь Рус­ская за­сви­де­тель­ство­ва­ла, что есть иные цен­но­сти кро­ме цен­но­стей ми­ра, есть цен­но­сти ду­хов­ные. Хо­тя, по боль­шо­му сче­ту, мир в це­лом и на­ши со­оте­че­ствен­ни­ки в част­но­сти это сви­де­тель­ство не очень то осо­зна­ли. Они ста­ли сме­ять­ся и го­во­рить: «Это что – зва­ние ге­роя Со­вет­ско­го Со­ю­за? Зва­ние при­сво­и­ли и ска­за­ли, что он свя­той, а дру­го­му не при­сво­и­ли по­че­му-то». Сла­ва Бо­гу, что есть лю­ди, есть при­хо­ды, в ко­то­рых по­чи­та­ние и осо­зна­ние есть. Несо­мнен­но та­кие при­хо­ды есть в Церк­ви. Но, к со­жа­ле­нию, это от­дель­ные при­хо­ды. А в це­лом мы жи­вем дру­ги­ми за­бо­та­ми и дру­ги­ми ча­я­ни­я­ми.

Как из­ме­нить си­ту­а­цию

Ко­гда у че­ло­ве­ка стра­да­ет па­мять, ему да­ют пре­па­ра­ты для улуч­ше­ния кро­во­снаб­же­ния го­лов­но­го моз­га. Так и на­шей па­мя­ти нуж­но хо­ро­шее кро­во­снаб­же­ние. Нуж­но при­ла­гать уси­лия по об­ра­ще­нию к этой па­мя­ти, нуж­ны ви­ди­мые зна­ки вро­де па­мят­ни­ков, ме­мо­ри­аль­ных до­сок и па­мят­ных кре­стов. Чтобы в хра­мах бы­ли ико­ны но­во­му­че­ни­ков, чтобы мы мо­ли­лись им. Мо­жет быть по­про­сить школь­ни­ков на­пи­сать ис­то­рию сво­е­го ро­да в ХХ ве­ке. И ока­за­лось, что у мно­гих ис­чез кто-то из род­ствен­ни­ков, по­сле то­го, как за ним «при­шли». Мо­жет это за­ста­ви­ло бы де­тей по­нять, что но­во­му­че­ни­ки и жерт­вы ре­прес­сий – это не где-то там да­ле­ко, это ка­са­ет­ся их се­мьи. И мо­жет с этим осо­зна­ни­ем и но­во­му­че­ни­ки во­шли, на­ча­ли бы вхо­дить в со­зна­ние лю­дей.

Я глу­бо­ко убеж­ден, что для нас необ­хо­дим имен­но при­мер лю­дей, ко­то­рые бы­ли в очень мно­гом по­доб­ны нам, и близ­ки по вре­ме­ни и ме­сту жи­тель­ства, об­ла­да­ли те­ми же спо­соб­но­стя­ми, что и мы. Но, в от­ли­чие от нас, они бы­ли дей­стви­тель­но пре­да­ны Бо­гу и бла­го­да­ря это­му со­хра­ни­лись об­раз и по­до­бие Бо­жие, свой че­ло­ве­че­ский об­лик и до­стиг­ли Цар­ствия Небес­но­го. Это про­сто необ­хо­ди­мо в ми­ре, в ко­то­ром мы жи­вем, и ко­то­рый все быст­рее и быст­рее от­хо­дит от Бо­га.

+ + +

Протоиерей Георгий Крейдун, проректор Барнаульской духовной семинарии и настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова:

– Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения. Но верующие испили сугубую чашу скорби. Все имевшие хотя бы малое отношение к Церкви и религии входили в число политически неблагонадежных «элементов» и поэтому были первыми в ряду кандидатов на репрессии.

Церковь сразу почувствовала наступление новой трагичной эпохи российской истории. Уже в начале 1918 года, когда одни, по выражению А.И. Солженицина, с щенячьей радостью воспринимали «перемены», а другие были почти уверены, что вот-вот все вернется «на круги своя», на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Название документа говорит само за себя.

Прошло более полувека со времен репрессий. Отголоски тех трагических событий еще сохраняются в памяти старшего поколения. Расправы над инакомыслящими, и прежде всего верующими, проходили не только в тюремных застенках, но и средь бела дня, без суда и следствия.

Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Мы точно знаем, как их притесняли, как арестовывали, пытали, судили, расправлялись с ними. И, проходя через такое горнило испытаний, они не сломались.

Думается, что для любого человека соприкосновение с унижением, страданием, муками, ожиданием смертного часа не протекает безболезненно или безстрастно. В такие минуты даже люди святой жизни переживают, говоря современным языком, стресс. Жития многих святых об этом свидетельствуют. Но, будучи глубоко верующими, преданными Богу людьми, как и в древности, в минуту испытаний они находили укрепление и утешение в молитве. Вряд ли наше положение сегодня может быть приближено к тому трагичному времени, но трудностей для верующих сегодня предостаточно, да и стресс сегодня по разным поводам – неизбежный спутник современного даже верующего человека. Однако и средство духовного излечения остается то же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру и непрерывное упование на милосердие Божие, а также простое и безхитростное взывание к Творцу всех и вся.

+ + +

Протоирей Игорь Собко, клирик Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, основатель и руководитель Центра православной культуры «Лествица»:

– В конце 2010 года Центр православной культуры «Лествица» совместно с Государственным архивом Днепропетровской области организовал выставку «Любовь больше жизни», посвященную памяти репрессированных священнослужителей. Горожанам предоставлялась возможность при помощи архивных документов расширить представление о том непростом времени, глубже изучить и осмыслить происходившие события прошедшего столетия и таким образом привлечь внимание общественности к мученическому и исповедническому подвигу.

Для чего мы это делали? Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Следует также отметить, что данная экспозиция вызвала широкий положительный резонанс в обществе: многие жители региона посетили ее, некоторые из них среди сотен имен находили своих родственников…

Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.

В этом году 3 декабря Днепропетровская епархия молитвенно чтила память Екатеринославского епископа-священномученика Макария (Кармазина). 75 лет назад прекратилось биться сердце праведника: он был расстрелян. Но сегодня мы прославляем его как победителя в той страшной схватке. Хотя мучители считали, что он был побежден; память о нем, как и обо всех исповедниках Христовых, стремились стереть со страниц души людей, знавших и любивших его, а доброе имя пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли его вместе с соратниками в политических преступлениях. Но мы знаем, что православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.

Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни.

+ + +

Протоиерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске:

– Трагические события XX века еще раз напоминают нам о том, что Церковь Христова всю свою историю находится в состоянии гонений. Мы должны помнить об этом и не самоуспокаиваться, а быть готовыми в любой момент засвидетельствовать свою веру отказом от комфорта, стабильности и даже ценой своей жизни.

Когда мы обращаем свой взор на этот исторический период, то многим кажется, что в условиях гонений проще определиться, но на самом деле это не так. Ведь гонители часто предлагали некий компромисс, и при внешнем давлении человек постоянно вынужден был делать выбор. И сейчас мы нередко проявляем малодушие и не всегда последовательно и громко защищаем Церковь от нападок, то насколько же сложнее делать это тогда, когда на одну из чаш весов положены благополучие и жизнь твоих близких!

Еще один важный урок – это определение приоритетов нашей жизни. Ведь главное, чем жили люди в условиях гонений, – это возможность быть со Христом. Храмы закрывались, и некоторые люди даже заказывали отпевание самих себя, понимая, что окончание их земной жизни не будет сопровождаться церковной молитвой. Каждому из нас следует спросить себя: а насколько мы ценим возможность пойти в храм исповедоваться, причаститься? Ведь это настоящее чудо, которое совершается в нашей жизни, – исповедь, причастие.

Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют.

+ + +

Настоятель Благовещенского храма Ростова-на-Дону иерей Александр Назаренко:
– Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры, как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в духе. Почему физическое уничтожение христиан ведет к увеличению их числа впоследствии? В чем причина такого парадокса?

Человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью в жизни общества. А ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Вовсе не ради комфорта, удовольствий, денег, власти, утех плоти. Наоборот: жизнью дорожат чаще всего те, которые любят в жизни вышеупомянутое. Но когда они умирают, то о них обычно не вспоминают потомки… В памяти остаются лишь те, которые жили не ради себя, а ради других людей.

В Евангелии от Иоанна переданы слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Мы много раз слышали эти слова Христа. Они трогают душу, но живем ли мы так? Есть ли в нас решимость пожертвовать сладостью жизни ради исповедания веры? А вот новомученики Российские последовали Господу в Его крестной смерти за грехи людские. Они разделили крест со Спасителем и были вознесены Им на небеса. И это есть великая проповедь Православия. Жизнь может быть пожертвована только ради самого ценного в мире – ради любви. Из любви к падшему человеку Христос добровольно принял мученическую смерть, из любви к своему народу новомученики не предали веру и пошли на Голгофу. Видя такой подвиг, многие наши соотечественники вернулись к спасительной вере своих отцов.

Полагаю, чтобы стать достойными той жертвы, которую принесли за нас наши новомученики, нам стоит задуматься о том, живем ли мы по Христовым заповедям или лишь делаем вид, что мы православные. Ответ каждый из нас в глубине своей совести знает… Так дай нам, Господи, принести покаяние и стать настоящими христианами, какими были наши братья, последовавшие Христу, дай нам Бог силы умирать ежедневно, даря любовь и радость ближним, дай нам Бог умереть ради греха, чтобы воскреснуть ради вечной жизни.

+ + +

Иерей Иоанн Игнахин, секретарь епархиального отдела по делам молодежи Калужской епархии, клирик Петропавловского храма Калуги:
– Православие веками являлось нравственным фундаментом народа, тем живым законом, которым он руководствовался. Отрицание частью общества этой нравственной основы бытия повлекло за собой его разложение. Люди, захваченные мнимым внешним обновлением, принесенным революцией, забывали и отрекались от призыва Христа к подлинному, внутреннему обновлению, без которого невозможно наследовать Царство Небесное, стремясь жить по похотям плоти, в свое удовольствие, «как все». Те, кто жил иначе, кто хранил правду Божию, поверяя ею свою жизнь, являлись живым укором большинству, которое предпочло иной путь. Именно поэтому они оказались обречены на физическое уничтожение. Сразу вспоминается обращенный к Узнику вопрос Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Зачем же Ты пришел нам мешать?»

Десятки, сотни тысяч людей, и в их числе православные архиереи, священники, монашествующие и простые верующие люди, приняли мученический венец. Для нас важно и дорого то, что новомученики являются молитвенниками за нас пред Господом. Но, будучи нашими старшими современниками – многие из них пострадали уже в 50–60-е годы минувшего столетия, – они своим христианским мужеством преподают нам, людям XXI века, великий урок подлинной веры и благочестия, задают некую планку нравственной высоты, которая достижима и в наше время.

В Евангелии Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, напоминает им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью.


По материалам: Православные СМИ

___________________
См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100