Суббота, 16 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
15.07.2018
В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

2018-07-15_102012.jpg

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа с протоиереем Александром Ковтуном, настоятелем храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в районе Теплый Стан города Москвы.


– Отец Александр, Царская Семья прославлена нашей Церковью, но, к сожалению, немало свидетельств о непочтительном к ним отношении, о нападках на их память со стороны наших сограждан, даже православных верующих, священников. Почему это происходит?

– Первая причина, как мне видится, – это тотальная ложь о Государе, которая распространялась еще при его жизни. Распускались слухи о слабости Царя, зависимости от Григория Ефимовича Распутина, действиях Царской четы в интересах Германии... Тогда этой лжи верили даже лучшие люди России!

Да, сейчас уже открыты и рассекречены первоисточники, многие исторические документы найдены, воспоминания верных Государю людей, однако клевета, как и прежде, продолжает действовать. А ведь известно, что даже временное правительство, заинтересованное в дискредитации Царя, не смогло найти каких-либо доказательств против Царской Семьи, но скрыло это. Таким образом, сложилось предвзятое отношение к Царю, которое, к великому сожалению, господствует среди Русских людей по сей день и травит их души.

– Почему люди склонны верить лжи, клевете? По каким духовным причинам?

– Основываясь на своем пастырском опыте, могу сказать, что люди часто не хотят верить правде, принимать ее потому, что это больно, трудно – ведь тогда нужно переосмыслить всю свою жизнь, изменить ее. Кто-то в прошлом так или иначе был связан с богоборчеством, работал в каких-то службах, отделах, где и доносами занимались, и ложью не гнушались, и предательством. Им тяжело это все осознать, пересмотреть свою жизнь, признать свою вину и искренне покаяться, сказать «виноват», «прости». Легче оставаться с той «правдой», которая удобна, к которой привык, чем каяться и менять свою жизнь. Покаяние – это плач, страдание, но зато и обретение истинной правды.

Наша беда в том, что многие люди не могут отказаться от своего советского прошлого, безбожного. Из этого возник и совершенно уродливый симбиоз – т. н. «православный сталинизм». Некая уния между Православием и безбожием. Но представим: вот есть человек выживший, которого не успели убить, и есть палач. Им говорят: «Давайте все забудем, не надо выяснять, кто прав, кто виноват, просто возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и дружите». Но мы же не бездушные и не безчувственные, мы должны жить осмысленно. И, если мы видим уклонение от истины, нужно на это указывать и это осознавать – чтобы поменять образ жизни и образ мыслей. Вот этот факт – нежелание покаяться, отказаться от своих заблуждений, потому что это больно и некомфортно – и заставляет многих уже спустя столько времени верить лжи.

Так что именно тотальная ложь и нежелание людей внутри себя эту ложь опровергать – и является причиной того, что не принята правда о Государе, о Новомучениках.

– Насколько это важно для каждого из нас и народа в целом?

– На крови мучеников, по слову Тертуллиана, взрастает Церковь. Но эта кровь, это семя не может расти на почве сердца людей, которые не очистили себя святым покаянием, переосмыслением. Нам Господь дал сто лет, чтобы понять причины и смысл случившегося. Тем более сейчас тема Новомучеников не под запретом, о них говорят публично, их прославили, в их честь строят храмы… Но принят ли их подвиг, их жертва?..

Нынешнее время пропитано фальшью и ложью, лицемерием, закваской фарисейской. Вот, например, у нас объявлена борьба с терроризмом. Но во многих городах по-прежнему есть улицы Желябова, Каракозова и прочих террористов-бомбистов. Т. е. при объявленной во всеуслышание борьбе с террором у нас в честь террористов названы улицы! У нас главный палач и террорист лежит на Красной площади, в каждом городе центральные проспекты и множество памятников – террористам! Разве это свидетельствует о переосмыслении прошлого?!

– Что происходит с народом в таких условиях забвения правды вообще и в частности о Царе?

– Народ, который живет в этой атмосфере, потеряв правду, теряет и свою самобытность, теряет себя как народ.

Вот, я слышал в одной программе ответ на вопрос: «Надо ли каяться в убиении Царя?» Говорят: «Что за глупость, как можно каяться в том, чего мы не делали?» Беда современного человека в том, что он воспринимает жизнь не органически, а рационально. Он как атом, кирпич в стене, но не осознает себя частью целого. «Я не делал, я ни при чем, пусть все здание грибком поросло, а я же кирпичик, я чистый». Хотя если на нас посмотреть – косвенно мы все причастны к событиям, произошедшим 100 лет назад. Учились в советских школах и повторяли ложь о Монархии, о Царе, были комсомольцами, пионерами, посещали мавзолей с его идолом, вступали в партию с идеологией атеизма и т. д. – все это звенья одной цепи. Маленький ли это грех – идолопоклонничество и, пусть и неосознанное, но отречение от Православия?! Так ли его легко загладить, чтобы считать себя уже оправданным?!

И даже чистый от всего этого человек, если он действительно чист, всегда будет ощущать боль за свой народ. Есть очень хороший пример в Ветхом Завете, когда три отрока в вавилонской печи взывали: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою…» – и перечисляют все якобы собственные грехи, которые на деле были присущи народу, поклонившемуся идолам. Эти отроки готовы были умереть за веру и ощущали себя причастными к своему народу настолько, что переживали его грех как свой. Наибольшая полнота ощущения себя частью единого духовного организма возникает при богослужении. Когда ты служишь Литургию, ты чувствуешь боль за все – это литургическое сознание жизни, и оно уместно и органично. Но современному человеку, даже церковному, это чувство часто бывает чуждо.

Еще такой пример. Когда выезжаешь за пределы Москвы, можно увидеть сломанные ураганом деревья и целые участки леса, которые уже несколько лет лежат и гниют неубранные. Борщевиком, чертополохом зарастает Русская земля. Больно все это видеть. Нет хозяина на земле нашей. Властям предержащим дела нет, а люди дальше своего забора и смотреть не хотят. Т. е. народ не осознает себя единым и, как следствие, перестал осознавать Русскую землю своей.

– Но вместе с тем в последнее время много говорится о патриотизме и возрождении национального самосознания…

– Яркая иллюстрация современного «патриотизма», «нашей скрепы» – футбол! «Сильные ноги – это наша опора». Пытаются объединить народ на страстях, на ристалищах, но такое единство фальшиво. В результате сплачивается не народ, а толпа. И это страшно. Сейчас, как во времена язычества, народу бросают кость «хлеба и зрелищ», совершается духовная подмена.

– Как же нам развивать истинный патриотизм?

– Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе.

2018-07-15_095951.jpg

Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем. К примеру, во всеуслышание не говорится и многие Русские люди не знают, что Государь был убит страшной сатанинской силой и именно как Помазанник Божий, как православный Царь, первый христианин в стране, а не как простой политик, который не хотел развязывать гражданскую войну. Как народ может понять подвиг Государя? Ну, да, один из Новомучеников, мол. Нет, это ключевая фигура, и на иконе Собора Новомучеников и Исповедников Царская Семья неслучайно в центре находится.

Если посмотреть на историю прославления святых, то те из них, которые претерпели особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, назывались великомучениками. Почему же Православный Царь, перенесший вместе с Семьей страшные мучения и убиенный мировой сатанинской властью, так не воспринимается?! А если мы не будем «заострять углы» и обозначать проблему, главную суть, точку отсчета, то и не будет осмыслен весь этот 100-летний период.

– Чем это может быть чревато?

– Повторением истории! Если долготерпение Божие иссякнет после ста лет неосмысления произошедшего. У многих ощущение, что мы сейчас балансируем на некоей грани…

– А в чем еще, на Ваш взгляд, важность, актуальность осмысления подвига святой Царской Семьи?

– Вообще спасение человека складывается из двух действий: того, что творит Господь, и того, что должен сделать сам человек, чтобы принять совершенное Богом. В каждый период жизни человечества – в жизни всякого человека и страны – Господь дарует благоприятные условия для спасения. Это надо увидеть, для этого нам и дан разум. В разные моменты истории у Церкви есть свое служение: одно – при апостолах (проповедь веры), другое – во время Вселенских Соборов (борьба с ересями) и т. д. Нашей же эпохе предшествовало мученичество, безпрецедентное во Вселенской Церкви. Теперь наша задача – себя правильно устроить, чтобы мы приняли то, что сделал Бог через Своих святых.

Они стояли перед теми же проблемами, что и у нас сейчас: принять ли ложь, пойти ли на компромисс – или сопротивляться этому; как сохранить себя в чистоте, как выжить физически и духовно; как быть мудрыми, не обострять отношения, где это можно; как не уклониться с узкого пути, не предпочесть земное вечному… Вот, перед нами образ Царя и всех Новомучеников. И если мы не обратимся к их опыту, не примем тот дар, который дал Бог через них, – мы не исполним замысел Божий о себе. Мы не сможем понять и принять то, что сделал Бог для нас.

Многие говорят, мол, Новомученики пострадали и Россия уже спасена, купается в благодати. Но, может быть, эта жертва проходит мимо нас – вот в чем опасность!

– Если каждому времени соответствует свое служение и ХХ век был временем мученичества, то каков главный подвиг нашего века?

– Вроде бы сегодня явного мученичества нет, но сейчас время стояния в правде вопреки всем подделкам и коварной лжи, лукавству сатанинскому, которым пронизаны абсолютно все сферы жизни.

– В том числе и духовная?

– Конечно.

– Например?

– Модернизм, обновленчество, служение миру. Кто-то из Новомучеников сказал: «Чем мы больше похожи на мир, тем мы меньше для него можем сделать». А у нас сейчас получается так: давайте будем доступными, открытыми миру, «пойдем в народ». А останемся ли мы собой – вот в чем вопрос. Церковь хотят превратить в фирму по оказанию социальных услуг, источник некоей душевной радости – а это путь западного общества. Если раньше храмы рушили, закрывали или переделывали под танцплощадки, то теперь танцплощадки устраиваются в действующих храмах! Сейчас время страшнее – под видом доброделания, как бы благими намерениями – самими христианами совершается отход от традиции, в которой мы живем и сохраняем благодать. Конечно, существует икономия, могут допускаться определенные снисхождения, но не в принципиальных вопросах (догматика, каноника и литургика) и не с возведением их в норму.

А ведь личная духовная жизнь, по учению Святых Отцов, напрямую связана с осмыслением состояния общества. Замечено, что если человек «свободомыслящий», то он, как правило, снисходителен к себе и своим грехам. На личном уровне он ищет такую «духовность», которая бы не мешала его страстям.

– Вот он, получается, корень той лжи, которая нас сегодня окружает. Как от этого уберечься?

– Для этого нам и нужно смотреть всегда на опыт предшествующих поколений и стараться хранить традицию, не уклоняясь в крайности. Например, предлагают якобы возвратиться к практике Древней Церкви, и под этим предлогом пренебрегают преданием Церкви. Но невозможно выросшее дерево вернуть обратно в семя.

Для того чтобы привиться к древу Святой Руси, необходимо понимание подвига и почитание ближайших к нам по времени святых. Об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов: кто пытается привиться к древним святым, не почитая последних, ближайших к нему по времени, тот не будет почитать правильно и древних. Чтобы понять Христа, понять Евангелие, понять древних Отцов, нужно правильно принять последних святых. Поэтому так важна для нас Царская Голгофа, без которой мы и лично себя не найдем, и как народ себя не обретем, и потеряем землю, на которой живем. Поэтому когда говорят о расцвете Православия, возникает вопрос: отчего тогда наша земля заселяется людьми другой веры? Это же вполне ясный духовный показатель.

Возвращаясь к взаимосвязи личного духовного пути и общественных взглядов, можно сказать: тот, кто искренне стремится к истине, борется со страстями, – тот в душу свою, как на благодатную почву, принимает правду о Царственных Мучениках и Монархии.

2018-07-15_102814.jpg

– Но, наверное, существует и обратная закономерность – если в обществе установится монархический строй, то духовная жизнь у людей будет налаживаться?

– Это может поспособствовать, но не является панацеей. Вспомните предреволюционную, еще монархическую Россию… Многие «монархисты» тогда отпали от веры, потому что благодати им не хватило. А она зависит от чистоты совести, не идущей на компромисс с грехом, от решительности, от смирения. И мучениками становятся тогда, когда есть благодать, – иначе не выдерживают испытаний; вспомните жития святых. Поэтому эти процессы идут параллельно – и духовная жизнь, и личная аскеза, и просвещение в истории нашей страны, Церкви, и литургическое органическое переживание Божественного мироустроения в целом. Только так можно быть личностью, народом, правильно плакать на Исповеди, быть истинным патриотом и не превозноситься. К великому сожалению, за время большевизма нас отучили духовно смотреть на жизнь, признавать и исправлять свои ошибки покаянием. И сейчас, если ты отказываешься по новым установкам жить, тебя дискредитируют: не угождаешь миру – ты ретроград, почитаешь Царя – царебожник, говоришь, что ты Русский – экстремист, фашист… Сейчас совершается очередная попытка слома, подмены, это увидеть надо. А без Царя – не увидишь!

– Почему?

– Потому что в Государе и его Семье сосредоточен подвиг всех Новомучеников.

– Как правильно почтить 100-летие Царской Голгофы?

– Обычно в этот день говорят: у нас праздник, у нас Мученики явились. Да, ты понимаешь, что они на Небе в вечном блаженстве, никакая земная ложь, клевета и грязь их не коснется. Но в этот день испытываешь боль и скорбь за наше Отечество, за весь Русский народ. Печаль и горечь, что нет осознания Царского подвига, что наш народ находится в таком удручающем положении: приглашаем на Царские дни, которые пройдут в Свердловской (!) области! Или: в храме Царственных Мучеников в районе станции метро «Войковская» (!) пройдет торжественное богослужение, после которого там же состоится чаепитие, концерт православной рок- рэп-группы, – в общем, все у нас хорошо, радостно, весело…

– Как же действительно скорбно, батюшка…

– Да, это боль нашего времени. Но все равно живешь надеждой, что Господь призрит на остаток верных и смилуется над нашим Отечеством, что чудом Божиим Россия будет спасена. А видеть массовое осмысление – уже и не надеешься. Причем это не с гордостью говорю: мол, вот я отношусь к этому остатку, а вы все погибаете. Нет. И я человек, который прошел советскую школу, и я живу среди тех же борщевиков, – с той только разницей, что пытаешься вокруг себя, по крайней мере, делать все возможное. При этом скорбишь, сожалеешь и не осуждаешь народ – хочется плакать и переживать. И Литургия, которая будет в Царские дни совершаться, – это будет Литургия плача и особенного покаяния. Чем ночь темней, тем ярче звезды, и чем глубже скорбь, тем ближе Бог. Поэтому в этой скорби тоже есть Промысл Божий для нашего спасения.

2018-07-15_101035.jpg

Беседовала Анастасия Державина


___________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100