Пятница, 4 Декабря 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

В кулуарах

Верою живы будем
Сегодня можно сказать, что в Москве все процессы, связанные с коронавирусной истерией, выражены шире и острее, чем в других городах страны. Многомиллионная столица стала настоящей экспериментальной площадкой для отработки всех законодательных и технологических новшеств, которые так стремительно вводит «партия коронавируса».

Наш выход в единстве
Сегодня гость нашего издания – известный болгарский политик, писатель, и публицист Пламен Пасков. В 2016 году на президентских выборах в Болгарии он был одним из кандидатов на этот высокий пост. Интересно, что по профессии он ветеринар, но в последние годы стал широко известен именно как политик и убежденный сторонник Русского мира, последовательно защищающий интересы простых людей.

«Православная вера – главный помощник»
Александр Валерьевич Погорелов – человек широко известный, ветеран спорта, в послужном списке которого множество высоких достижений, званий и наград. Недавно наш корреспондент повстречался с Александром Погореловым – заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом мира по кикбоксингу и тайскому боксу, основателем собственной школы бокса в Москве. Он любезно согласился уделить нам время и ответить на вопросы «ПК».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Почто гордится земля и пепел?: Слово пастыря в мясопустную родительскую субботу
Почто гордится земля и пепел?: Слово пастыря в мясопустную родительскую субботу
 
Почто гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)?   

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88, 49)? Род проходит и род приходит (Еккл. 1, 4). Неизменный чин природы влечет за собою и ея властелина. Один ряд земнородных уступает место другому, другой — третьему и т. д. Видех, говорит Экклезиаст , всех живущих — ходящих под солнцем с юным вторым , иже востанет вместо его. Несть конца всем людем (Еккл. 4, 15). Нет конца смене живых мертвыми, мертвых живыми! Одни нисходят в могилу, другие на их место являются в мир, чтобы также в свое время почить в земле. Несть память первых, и последним бывшим не будет их память с будущими напоследок (Еккл. 1, 11). И те, и другие, и третьи, и десятые — все наследят одно и то же, все будут в земной утробе, ранее или позже, теперь или после — превратятся в пыль и прах: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), — ранее или позже, теперь или после — все с свою очередь будут забыты, затеряны в суете оставшихся живых. <…> Все, все в земле, — истлели или еще тлеют. И любовь их и ненависть их и рвение их уже погибе, и части несть им ктому во веки во всяком творении под солнцем!

Над гробами сих-то великих и малых, грозных и кротких , глупых и умных, — над гробами всех, от века почивших поставляет нас ныне с словом молитвы Св. Церковь. И что же приходит нам на мысль при взгляде на этот необозримый ряд гробов и могил? Горькое, безотрадное слово мудрости: почто гордится земля и пепел!

1.  З е м л я   и   п е п е л !.. <…>

Что такое   з е м л я?  — подножие ног наших, которое мы попираем по привычке, без внимания, без размышления. Посмотрите и на человека: не такое же ли подножие и он? Не попирает ли его все, что только имеет силу и возможность попирать? И во 1-х , не попирают ли его люди, его собратия, его общники по суете, и сонаследники по жребию смертному?.. Бывают случаи, когда посмотришь на отношения людей, и увидишь с одной стороны гордое и презрительное самовозношение, для котораго нет различия между людьми и предметами бездушными, а с другой — презренное раболепство и унижение в прах; то невольно подумаешь: нет, это червь, а не человек, это земля, а не дух безсмертный. Во 2-х, не попирает ли он сам себя? Ибо скажите, что значат все те безумныя желания, все те безсмысленныя страсти, которыя гнетут и порабощают дух наш на перекор всем убеждениям разсудка и внушениям совести?.. Нет, грех точно также безпрепятственно и безжалостно попирает нас, как мы — землю. — Не попирает ли наконец человека и все его окружающее — от стихий неба до последняго насекомаго? Ибо, что другое свидетельствуют его безчисленныя болезни, его преждевременная старость, его скоропостижная смерть, и множество других бед и напастей, как не то, что природа также попирает его, как он — землю?..

Что такое   з е м л я?   Это легкая пыль, которую возметает и носит самое малое дыхание ветра. Не так ли волнуют и человека многоразличныя обстоятельства его жизни? Ныне он лежит спокойно и попирается; завтра веяние неведомой силы поднимает его, и несет против его воли, куда хочет, заставляя попирать других!.. <…> Все движет его, играет им. И ужели это человек? Нет, это   в е р т я щ  и й с я   п р а х  ,   это пыль, это — земля!
<…>Пепел… Что такое пепел? Это остаток сотлевшаго вещества… Вот чем представляется мудрецу человек, в котором самолюбивый ум открывает так много великаго и прекраснаго! <…>

Что такое пепел? Это земля, в которой истреблены все семена и зародыши жизни. Пусть его орошает дождь, пусть греет солнце во благовремении — из него ничего не выйдет до тех пор, пока сторонняя сила не занесет на него семян растительных. Не живое ли это изображен ие человека грешнаго, нравственно-безплоднаго, к которому нельзя привиться и самой благодати Божией, орошающей и согревающей? <…>

Что такое пепелъ? То, что мы выгребаем и выметаем и выносим за пределы жилищ наших как лишнее, как сор, как нечистоту. Пепел есть то, чем посыпают себе голову (Пл.  Иер. 11, 10), на чем садятся во вретищи (Ион. 3, 6), и что кладут во уста (Псал. 101, 10) кающиеся, свидетельствуя тем последнюю степень самоуничижения. Пепел есть то, чего не может истребить и самый огонь. Пепел — не пройдем молчанием — есть, наконец, то, что мы употребляем на очистку скверн... <…> Мы предназначены очищать и истреблять мерзость гордыни и богоборства своим крайним смирением и безответным послушанием воле Творческой <…> Таков мы   п е п е л ,   ни на что непригодный, кроме уничтожен ия нечистот!

2. 3 е м л я   и   п е п е л !.. Почто ж гордится земля и пепел!

Но прежде всего — не напрасно ли спрашиваешь ты глубокомысленный мудрец: почто гордится?.. Может быть, гордиться также свойственно природе человеческой, как питаться, как дышать?.. <…> грешно ли сознание того, что я хорош , что я лучше других?<…>

Подумай сам: какая польза из того для твоего нравственнаго совершенства, если ты перечтешь всех, кого ты лучше и совершеннее (если бы даже имел возможность перечесть безошибочно)? Это может, скажешь ты, побудит тебя к дальнейшему преспеянию… Увы! брат мой! несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или, якоже сей мытарь, говорил недавно упомянутый Церковию, мнимый праведник , и воздавал за свои совершенства хвалу Богу, — значит: был человек, думавший истинно стоять на страже своего нравственнаго преспеяния, — и что же? Бог осудил его неразумное и неправедное дело! Нет, смотри не на те ступени, которыя ты уже прошел, а на те, которыя еще остается пройти. Если ты часто будешь озираться назад, то можешь впасть в нравственный обморок, а когда будешь смотреть только вверх, то невольно и неоднократно повторишь смиренное слово мытаря…

Вот взгляд Евангелия на   г о р д о с т ь.   Таков должен быть и наш. Может быть, гордиться и действительно — в природе человека, только в природе падшей и растленной, в которую влил свой яд первый гордец и первый возмутитель Царства Божия; для природы же чистой, обновленной, равно как и для первобытной, это чуждо и неестественно. Впрочем у нас с тобою есть другое, ближайшее и очевиднейшее, свидетельство того, что гордость и несвойственна нам, и жалка, и смешна и богопротивна. Это свидетельство, неоспоримое и неопровержимое есть —  с м е р т ь,   уравнивающая всех высоких и низких, великих и малых, есть —  г р о б ,   в котором должно сокрыться всякое различие званий, возрастов , пород и отличий… Заглянем в это страшное свидетельство.

Есть в жизни человека время странное и не определенное, время надежд и желаний, время мечтаний и предположений. <…> Это время —  ю н о с т ь.   <…> Лучший учитель юности в этом случае есть гроб , в котором обрекается тлению та же самая юность, такая же мечтательная, такая же самонадеянная… Там, может быть, в первый раз узнает юноша, что он напрасно надеется на свою молодость, что он не крепость и сила, не жизнь и живость, а мертвый прах, — земля и пепел!

Спутница юности   к р а с о т а  — один из самых общих и самых жалких предметов надмения. <…>Что говорить против такого рода гордости? Не говорить должно, а указать только на гроб, в котором всякая красота превращается в ужасающее безобра ие, тлеет и исчезает , — остаются — земля и пепел!

Есть красота другаго рода, красота души — ея   о т л и ч н ы я   с п о с о б н о с т и.   <…> Надмевающийся своим гением! Приди и приникни ко гробу… <…> Где ум всепроникающий, где сила духа необоримая, где воля непреклонная, где сердце пламенное? Ничего нет! На месте всего этого лежит брение и тление, — земля и пепел!

<…> Есть способ заменить недостаток как природных , так приобретенных достоинств , этот способ —  б о г а т с т в о,   которое, вступив в права именитости, также делается предметом надмения — и еще самаго упорнаго. <…> Для богатаго открывается невозбранный путь к суетному возношению. Он приучается смотреть на себя, как на повелителя других, а на имение свое, как на верную и сильную защиту свою от всех коловратностей жизни, вверяется ему, и безпечно дремлет умом и совестию… Но, увы! избранный хранитель не может нередко защитить и от самых ничтожных врагов нашего довольства и благосостояния. Как же он защитит от страшнаго врага и разрушителя нашего — смерти? Враг приходит, — страж бежит… и на месте богатаго, высившагося и надмевавшагося, остаются — земля, и пепел!

Проходит молодость: проходит время силы и крепости. Страсти исчезаютъ. Долговременная опытность разоблачает мнимую прелесть наслаждений… утихает мало-по-малу и гордость. Близится   с т а р о с т ь,   и человек ищет покоя. <…> Но, увы! не может освободиться от своей суеты, — как дитя играет и услаждается своею старостию и опытностию <…> до тех пор , пока смерть не положит его во гроб , и не докажет неоспоримо, что и малые и старые равно — земля и пепел!

Есть другаго рода старость, — старость духовная, <.. >надмение добродетельною жизнию. Она есть прямое, вопиющее оскорбление любви и милости Божией. <…> Что в тебе добраго, это не твое, а Божие. Не ты, а Бог в тебе, велик и праведен. Ты же — смотри что такое — земля и пелел!
Все Божие, брат мой! И юность, и красота, и благородство, и праведность. И мы сами Божии. Чем же нам с тобой гордиться? Но нет, в нас есть нечто и свое, не Божие, это —  с в о е   есть грех, родивший смерть, превратившую нас в прах и пепел. Этим своим, если угодно, мы безпрепятственно можем гордиться. Но… гордиться грехом, — гордиться тем , что мы земля и пепел?! Это неразумно и неестественно. Так думал и мудрец Израильский. Потому-то он и спрашивает: почто гордится земля и пепел? <…> 

Архим. Антонин Капустин. Слово в субботу Мясопустную



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Аналитическая справка по законопроекту № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» и др.

Аналитическая справка по законопроекту № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» и законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные законодательные акты Российской Федерации»


Заключение о незаконности проведения «хэллоуина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Формально, с внешней стороны “хэллоуин” представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной.


Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде» (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ уходит от непоминающих

О случаях возвращения из раскола в лоно матери-Церкви... Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются...


Громкая читка (окончание)

На веранде зажегся свет. Это Гриша позаботился. Мы подходили к Ионе Марковичу, благодарили. А он не мог понять, за что мы его благодарим, за чтение или за угощение. Но мы дружно уверяли, что и за то и за другое. Очень довольный Елизар, прихватив в дорогу баклажку, налитую Гришей, обнимал Иону Марковича:


Аюрведа - мерзость Индийская (заметка для крещенных в Православии)

Аюрведа - одна из разновидностей индийской альтернативной медицины, которую часто называют дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения санкхья, которая говорит о том, что в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух).


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100