Это Окружное послание свт. Марка, которым он противостоял латиномыслящим ромеям-византийцам догматическим отклонениям папистов от Православия, мы представим в сжатом виде.
1 Паписты это еретики, а не раскольники, как утверждают латиномыслящие.
А) Те же, которые обращаются к Православию из папистов, таковых мы помазуем священным миром – а в некоторых случаях мы их крестим заново, причисляя их к арианам, македонианам, cаввелианам, навацианам и иным еретикам 4 столетия.
Сильвест Сиропулос, который составил описание Флорентийского собора, говорит, что святой Марк это особо подчеркнул, будучи в составе православной делегации: «Но наша Церковь, их род велик и весьма силен по отношению к нашему собственному, и наши предшественники не хотели называть латинян еретиками официально, ожидая их обращения, и стремясь к дружбе».
Б) Святой Марк упоминает о высказывание святого Иоанна Дамаскина «Мы не исповедуем , что святой Дух исходит от Сына», и высказывание свт. Фотия «Еретиком является и по закону к еретикам причисляется тот, кто пусть даже и немного уклоняется от правой веры». Следовательно, латиняне только из-за учения о Filioque являются еретиками.
В) Латиномыслящие говорят, что паписты являются раскольниками, потому что и они нас считают таковыми только потому, что мы прекратили им подчиняться. Итак, разве мы стали мы бы к ним благоволить и называть их раскольниками, в то время как они являются еретиками?
Г) Патриарх Александрийский Марк задал вопрос патриарху Антиохийскому Феодору Вальсамону, авторитетнейшему канонисту того времени, возможно ли преподавать святейшие Дары латинянам. Тот ему ответил, что невозможно этого делать, потому что имя папы – которому они подчиняются – не поминается на архиерейских литургиях Церкви.
И не поминается потому, что паписты имеют «отличные от православных обычаев и догматы», поскольку они еретические. Необходимо чтобы латиняне были катехизированы в Православной вере, миропомазаны, а потом их следует принимать.
Следовательно, почему это вдруг они являются православными, те, которых на протяжении столького времени святые отцы и учители осуждали как еретиков? Кто же их с такой легкостью сделал православными?
2. Когда же существует единство
Итак, как может произойти соединение, когда не существует единства во всем этом?
3. Не существует компромисса в догматах
Ферраро-Флорентийский собор, на котором была применена модель компромисса к догматам, подобен тому, когда было решено построить Вавилонскую башню, или подобен синедриону Каиафы, который осуждал Христа. Это те, о которых пророк Иремия говорит: «народ мой глуп, не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иерем. 4:22).
4. Каково наше отношение к латиномудрствующим
Давайте избегать таких, как мы избегаем змеи. Давайте избегать их хитрости. Это люди, которые думают «будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6: 5). Это «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых». Это слуги сатаны, которые «принимают вид Ангела света» (2 Кор. 11: 13-15). «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»; но «твердое основание Божие, имея печать свою» (Рим. 16, 18; 2 Тим. 2:19).
«Итак, братие, бегите от них и от общения с ними… "И аще мы, или Ангел с неба благовестит вам паче, еже благовестих вам, анафема да будет" (Гал. 1, 8-9). Дабы кто кто не приводил в свое оправдание особо высокое положение. И возлюбленный Ученик говорит так: "Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй ему радоватися (т.е. приветствую тебя - прим. пер.) сообщается делом его злым" (2 Иоан. 10, 11). Оставьте, братья, и общение с ними... Жених рад разделить в своих делах нечестивых" (Ин. 10, 11)».
Мы не знаем, знают ли современные экуменисты, духовенство и миряне о том, что говорит свт. Марк Евгеник. Пусть они его изучают и пусть они очнутся, если хотят остаться православными.
См. также:
<-назад в раздел