Пострадавшие за верность Христу: Подвиг Новомучеников и Исповедников – урок нам, современным
75 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, осуществлявшихся властью в отношении своих собственных граждан. Только на Бутовском полигоне НКВД – крупнейшем в Москве и области месте захоронений жертв советского террора – похоронено более 20 тысяч человек, осужденных на смерть чаще всего по сфабрикованным обвинениям. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей – мужчин и женщин, мирян, монашествующих, священнослужителей, пострадавших за верность Христу. В 1937 году наибольшее число расстрелов пришлось именно на декабрь: в этот последний месяц года конвейер смерти день за днем уносил сотни жертв. 11 декабря стало днем мученической кончины одного из самых авторитетных иерархов Русской Церкви, оказавшегося старейшим в числе лиц, приговоренных НКВД к казни в Бутово, – 82-летнего митрополита Серафима (Чичагова).
Многие из жертв репрессий того времени ныне прославлены Церковью в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения.
Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? В чем мы призваны подражать новомученикам?
Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна, и вот почему:
Молиться о машине новомученикам неудобно
Широкого почитания в массовом сознании, как в церковном, так и в светском, сохранения их памяти, все-таки нет. Мы живем к великому сожалению очень земными заботами. Придя в Церковь, мы в первую очередь молимся о том, чтобы нам удачно поменять машину, чтобы дочка вышла хорошо замуж и так далее.
Я отнюдь не отрицаю необходимости такой молитвы, но к новомученникам обращаться с такой молитвой как-то не очень удобно. И поэтому с этим в основном обращаются к святителю Николаю, Матроне Московской, Ксении Петербуржской и так далее. А к новомученикам, у которых надо просить мужества стоять за Веру, крепости в вере, мы не обращаемся. Потому что, оказывается, эти духовные ценности для большинства из нас являются совершенно абстрактными и непонятными. Поэтому и массового почитания новомучеников нет.
Приходится констатировать, что, наряду с тем, что в честь новомучеников освящаются храмы, при крещении люди принимают их имена, до сих пор встречаются храмы (в том числе и в Москве), в которых служил прославленный в лике святых священник или молился мученик мирянин, а иконы этому святому в храме нет.
Более того, если мы посмотрим на богослужебные рекомендации, то, несмотря на то, что в году более ста дней, в которые совершается память новомучеников, службу им предлагается совершать в лучшем случае десять раз в году. Причем в ряде случаев предлагается перенести службу на другой день, потому что служба совпадает с памятью каких то других святых. Совершать память древним святым мученикам, жития которых мы уже совершенно забыли, и в нашем церковном сознании они не сохранились, тем не мене указания предлагают. Наверное, это связано с тем, что мы подвиг новомучеников не очень то значим для нас.
Отказались от рая в стране, строим рай в коттедже
Причина в том, что мы не готовы изменить наше отношение и наше сознание. Потому что, если мы осознаем, что это явление действительно было, то нам придется согласиться, что произошедшее в ХХ веке, то, за чем наш народ устремился, было утопией не только в социальном плане, но и в духовном.
Да, мы отказались от построения Царствия Небесного в отдельно взятой стране. Но посмотрите вокруг, теперь мы прилагаем все наши усилия для того, чтобы построить Царствие Небесное в отдельно взятом коттедже! По большому счету ничего не изменилось. Если мы признаем эту ошибку, то мы должны признать, что мы занимаемся повторением того, что делали наши предки в ХХ веке. А мы этого не хотим. И в государственном, общественном сознании эта тема очень неудобна. Потому что если мы ее раскроем, она заставит нас изменить наше отношение к жизни, изменить наше поведение, а мы этого не хотим. Нам удобно жить так, как мы сейчас живем. Тогда разграбили государство и сейчас продолжаем делать то же самое. За примером ходить далеко не надо, включите телевизор. Причем грабят люди, которые по идее должны государство защищать.
Вы знаете, когда мы совершим что-то нехорошее, нам становится стыдно за это, и мы стараемся нашу совесть заставить замолчать, сказать «да ладно тебе», стараемся ее чем-то усыпить. И потом о нехорошем поступке, за который нам стыдно, мы стараемся не вспоминать. Особенно, когда нет покаяния. Если мы покаялись и осознали, что совершили какое-то греховное действие, то, после покаяния, мы можем о нем говорить. А когда мы не раскаялись, то нас наша совесть нас клюет, и мы стараемся произошедшее не вспоминать. То же самое происходит сейчас с нашим обществом. А Церковь в какой-то мере является частью общества.
Церковь совершила подвиг, но мир не заметил
Несомненно, Церковь сделала колоссальный шаг. Это просто милость Божия, это чудо, и подвиг Церкви, что Церковь прославила в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских. И мы засвидетельствовали миру, Церковь Русская засвидетельствовала, что есть иные ценности кроме ценностей мира, есть ценности духовные. Хотя, по большому счету, мир в целом и наши соотечественники в частности это свидетельство не очень то осознали. Они стали смеяться и говорить: «Это что – звание героя Советского Союза? Звание присвоили и сказали, что он святой, а другому не присвоили почему-то». Слава Богу, что есть люди, есть приходы, в которых почитание и осознание есть. Несомненно такие приходы есть в Церкви. Но, к сожалению, это отдельные приходы. А в целом мы живем другими заботами и другими чаяниями.
Как изменить ситуацию
Когда у человека страдает память, ему дают препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга. Так и нашей памяти нужно хорошее кровоснабжение. Нужно прилагать усилия по обращению к этой памяти, нужны видимые знаки вроде памятников, мемориальных досок и памятных крестов. Чтобы в храмах были иконы новомучеников, чтобы мы молились им. Может быть попросить школьников написать историю своего рода в ХХ веке. И оказалось, что у многих исчез кто-то из родственников, после того, как за ним «пришли». Может это заставило бы детей понять, что новомученики и жертвы репрессий – это не где-то там далеко, это касается их семьи. И может с этим осознанием и новомученики вошли, начали бы входить в сознание людей.
Я глубоко убежден, что для нас необходим именно пример людей, которые были в очень многом подобны нам, и близки по времени и месту жительства, обладали теми же способностями, что и мы. Но, в отличие от нас, они были действительно преданы Богу и благодаря этому сохранились образ и подобие Божие, свой человеческий облик и достигли Царствия Небесного. Это просто необходимо в мире, в котором мы живем, и который все быстрее и быстрее отходит от Бога.
+ + +
Протоиерей Георгий Крейдун, проректор Барнаульской духовной семинарии и настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова:
– Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения. Но верующие испили сугубую чашу скорби. Все имевшие хотя бы малое отношение к Церкви и религии входили в число политически неблагонадежных «элементов» и поэтому были первыми в ряду кандидатов на репрессии.
Церковь сразу почувствовала наступление новой трагичной эпохи российской истории. Уже в начале 1918 года, когда одни, по выражению А.И. Солженицина, с щенячьей радостью воспринимали «перемены», а другие были почти уверены, что вот-вот все вернется «на круги своя», на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Название документа говорит само за себя.
Прошло более полувека со времен репрессий. Отголоски тех трагических событий еще сохраняются в памяти старшего поколения. Расправы над инакомыслящими, и прежде всего верующими, проходили не только в тюремных застенках, но и средь бела дня, без суда и следствия.
Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Мы точно знаем, как их притесняли, как арестовывали, пытали, судили, расправлялись с ними. И, проходя через такое горнило испытаний, они не сломались.
Думается, что для любого человека соприкосновение с унижением, страданием, муками, ожиданием смертного часа не протекает безболезненно или безстрастно. В такие минуты даже люди святой жизни переживают, говоря современным языком, стресс. Жития многих святых об этом свидетельствуют. Но, будучи глубоко верующими, преданными Богу людьми, как и в древности, в минуту испытаний они находили укрепление и утешение в молитве. Вряд ли наше положение сегодня может быть приближено к тому трагичному времени, но трудностей для верующих сегодня предостаточно, да и стресс сегодня по разным поводам – неизбежный спутник современного даже верующего человека. Однако и средство духовного излечения остается то же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру и непрерывное упование на милосердие Божие, а также простое и безхитростное взывание к Творцу всех и вся.
+ + +
Протоирей Игорь Собко, клирик Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, основатель и руководитель Центра православной культуры «Лествица»:
– В конце 2010 года Центр православной культуры «Лествица» совместно с Государственным архивом Днепропетровской области организовал выставку «Любовь больше жизни», посвященную памяти репрессированных священнослужителей. Горожанам предоставлялась возможность при помощи архивных документов расширить представление о том непростом времени, глубже изучить и осмыслить происходившие события прошедшего столетия и таким образом привлечь внимание общественности к мученическому и исповедническому подвигу.
Для чего мы это делали? Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Следует также отметить, что данная экспозиция вызвала широкий положительный резонанс в обществе: многие жители региона посетили ее, некоторые из них среди сотен имен находили своих родственников…
Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
В этом году 3 декабря Днепропетровская епархия молитвенно чтила память Екатеринославского епископа-священномученика Макария (Кармазина). 75 лет назад прекратилось биться сердце праведника: он был расстрелян. Но сегодня мы прославляем его как победителя в той страшной схватке. Хотя мучители считали, что он был побежден; память о нем, как и обо всех исповедниках Христовых, стремились стереть со страниц души людей, знавших и любивших его, а доброе имя пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли его вместе с соратниками в политических преступлениях. Но мы знаем, что православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.
Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни.
+ + +
Протоиерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске:
– Трагические события XX века еще раз напоминают нам о том, что Церковь Христова всю свою историю находится в состоянии гонений. Мы должны помнить об этом и не самоуспокаиваться, а быть готовыми в любой момент засвидетельствовать свою веру отказом от комфорта, стабильности и даже ценой своей жизни.
Когда мы обращаем свой взор на этот исторический период, то многим кажется, что в условиях гонений проще определиться, но на самом деле это не так. Ведь гонители часто предлагали некий компромисс, и при внешнем давлении человек постоянно вынужден был делать выбор. И сейчас мы нередко проявляем малодушие и не всегда последовательно и громко защищаем Церковь от нападок, то насколько же сложнее делать это тогда, когда на одну из чаш весов положены благополучие и жизнь твоих близких!
Еще один важный урок – это определение приоритетов нашей жизни. Ведь главное, чем жили люди в условиях гонений, – это возможность быть со Христом. Храмы закрывались, и некоторые люди даже заказывали отпевание самих себя, понимая, что окончание их земной жизни не будет сопровождаться церковной молитвой. Каждому из нас следует спросить себя: а насколько мы ценим возможность пойти в храм исповедоваться, причаститься? Ведь это настоящее чудо, которое совершается в нашей жизни, – исповедь, причастие.
Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют.
+ + +
Настоятель Благовещенского храма Ростова-на-Дону иерей Александр Назаренко:
– Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры, как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в духе. Почему физическое уничтожение христиан ведет к увеличению их числа впоследствии? В чем причина такого парадокса?
Человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью в жизни общества. А ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Вовсе не ради комфорта, удовольствий, денег, власти, утех плоти. Наоборот: жизнью дорожат чаще всего те, которые любят в жизни вышеупомянутое. Но когда они умирают, то о них обычно не вспоминают потомки… В памяти остаются лишь те, которые жили не ради себя, а ради других людей.
В Евангелии от Иоанна переданы слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Мы много раз слышали эти слова Христа. Они трогают душу, но живем ли мы так? Есть ли в нас решимость пожертвовать сладостью жизни ради исповедания веры? А вот новомученики Российские последовали Господу в Его крестной смерти за грехи людские. Они разделили крест со Спасителем и были вознесены Им на небеса. И это есть великая проповедь Православия. Жизнь может быть пожертвована только ради самого ценного в мире – ради любви. Из любви к падшему человеку Христос добровольно принял мученическую смерть, из любви к своему народу новомученики не предали веру и пошли на Голгофу. Видя такой подвиг, многие наши соотечественники вернулись к спасительной вере своих отцов.
Полагаю, чтобы стать достойными той жертвы, которую принесли за нас наши новомученики, нам стоит задуматься о том, живем ли мы по Христовым заповедям или лишь делаем вид, что мы православные. Ответ каждый из нас в глубине своей совести знает… Так дай нам, Господи, принести покаяние и стать настоящими христианами, какими были наши братья, последовавшие Христу, дай нам Бог силы умирать ежедневно, даря любовь и радость ближним, дай нам Бог умереть ради греха, чтобы воскреснуть ради вечной жизни.
+ + +
Иерей Иоанн Игнахин, секретарь епархиального отдела по делам молодежи Калужской епархии, клирик Петропавловского храма Калуги:
– Православие веками являлось нравственным фундаментом народа, тем живым законом, которым он руководствовался. Отрицание частью общества этой нравственной основы бытия повлекло за собой его разложение. Люди, захваченные мнимым внешним обновлением, принесенным революцией, забывали и отрекались от призыва Христа к подлинному, внутреннему обновлению, без которого невозможно наследовать Царство Небесное, стремясь жить по похотям плоти, в свое удовольствие, «как все». Те, кто жил иначе, кто хранил правду Божию, поверяя ею свою жизнь, являлись живым укором большинству, которое предпочло иной путь. Именно поэтому они оказались обречены на физическое уничтожение. Сразу вспоминается обращенный к Узнику вопрос Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Зачем же Ты пришел нам мешать?»
Десятки, сотни тысяч людей, и в их числе православные архиереи, священники, монашествующие и простые верующие люди, приняли мученический венец. Для нас важно и дорого то, что новомученики являются молитвенниками за нас пред Господом. Но, будучи нашими старшими современниками – многие из них пострадали уже в 50–60-е годы минувшего столетия, – они своим христианским мужеством преподают нам, людям XXI века, великий урок подлинной веры и благочестия, задают некую планку нравственной высоты, которая достижима и в наше время.
В Евангелии Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, напоминает им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью.
По материалам: Православные СМИ
___________________
См.также:
<-назад в раздел