Суббота, 14 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Жизнь как факел: День памяти монахини Амвросии (Оберучевой)
09.09.2019

9 сентября 1943 года завершила свой земной путь монахиня Амвросия (в миру – замечательный врач Александра Дмитриевна Оберучева), духовное чадо преподобного Никона Оптинского. Вся ее жизнь, яркая, как факел в ночи, обладает исключительной внутренней цельностью. Уже на склоне лет она сама поведала о ней, написав автобиографическую книгу «История одной старушки». Читается она стремительно, буквально на одном дыхании, и не устаешь удивляться особому мужеству и силе духа этой женщины. Ко дню памяти матушки Амвросии приурочен этот краткий рассказ.

2019-09-09.jpeg

Детство ее прошло в райской безмятежности и тишине. Заботливые родители старались оградить маленькую Сашеньку и ее младшего брата Мишу от малейшего соприкосновения с чем-то скверным. Они относились к своим чадам как к вымоленному дару небес, который им поручено сохранить чистым и невредимым. Весьма уважаемого гостя, пожелавшего спеть романс, они просили отложить гитару: дети могут услышать недолжное. Отец состоял на военной службе и порой готов был высказаться о ком-то резко, но мать призывала его сдержаться: детям нельзя услышать такое слово. «В ней было какое-то особое целомудрие, которое проявлялось во всем ее поведении, – пишет матушка Амвросия о матери. – Все ее стеснялись, остерегались при ней говорить что-либо лишнее».

Конечно, по мере взросления чаша скорбей не миновала ни Александру, ни Михаила Оберучевых, но атмосфера духовной чистоты, царившая в отчем доме, воспитала в них крепкую дружбу, особую твердость, проявившуюся в испытаниях, и верность убеждениям, заложенным в детстве. Вполне закономерно, что юная Александра, окончив гимназию, выбрала профессию врача. Ее цель была – лечить больных и всю жизнь служить людям. В 1897 году она поступила в Санкт-Петербургский мединститут, только что открывшийся и единственный в России, где женщинам давали высшее медицинское образование. Там преподавали лучшие профессора, звезды тогдашней науки, и Александра с радостью окунулась в новую жизнь. Но институт быстро пропитался духом времени и революционной борьбы. К участию в этой работе постоянно привлекалась и Александра Оберучева. Однако на небольших студенческих вечерах, часто собиравшихся у нее на квартире, она настойчиво отстаивала преимущества «старой» Православной веры, никогда не боясь оказаться в полном одиночестве. Это мужественное следование своим принципам не только не отвращало от нее сокурсниц, но внушало к ней еще большее уважение.

По окончании института перед нею, одной из лучших выпускниц, открывались блестящие возможности работать в лучших больницах Петербурга, но она, тронутая рассказом об эпидемиях и бедственном положении крестьян, выбрала должность простого земского врача.

Нагрузка на нее легла крайне тяжелая: на прием к ней стекались крестьяне со всей округи, с ночи вставая в очередь. Она принимала до 300 человек в день! Закончив осмотр в 11 часов вечера, она еще ехала на ночные вызовы. Возвращалась домой под утро, падая от усталости, и уже слышала нетерпеливый стук в дверь первых посетителей.

Вся ее молодость была отдана на служение больным и страждущим. По этой причине она отказалась от замужества, полагая, что профессия врача не совместима с семейной жизнью. Любящая жена и мать не сможет уделять достаточно внимания пациентам. К 1914 году, когда началась Первая мировая война, Александра Дмитриевна была уже сложившимся, опытным врачом.

В первые же дни войны, узнав, что ее любимый брат Михаил, кадровый военный, находится на передовой, она добровольно поехала на фронт и ринулась ему на помощь – в эту кровавую мясорубку войны. Не зря говорят, для любящего сердца нет ничего невозможного. Она нашла брата в разбитой деревне, помогала раненым и видела вокруг только ужас, страдание и боль. 

Вот лишь один эпизод ее долгих военных скитаний: 
«Не помню, как и кто назначил меня или я сама взялась, только помню, что я очутилась на вокзале с 48 раненными в голову. Перевязав их, прилегла отдохнуть, но сразу заметила, что мои больные бредят, вскакивают, а санитар грубо обращается с ними. Сердце у меня надрывается, я не могу этого вынести: попросила поставить для меня носилки посреди больных и вставала поминутно, чтобы как-нибудь их успокоить. На вокзальной платформе тоже везде лежат больные, они стонут, просят пить и жалобным голосом умоляют: “Сестрица, ангел, помоги мне…” У большинства из них дизентерия. Больных и раненых спешно укладывают в вагоны. Надо освобождать вокзал. Такое величественное здание, с верхними мостами и галереями для переходов, надо подрывать, чтобы не досталось врагу. Все проносится, как страшный сон; нет ни одной души, кого бы я знала лично, никому нет дела до меня, и я сама забываю, что существую…»

Такое редкое для женщины безстрашие и постоянная готовность остаться в полном одиночестве, среди чужих людей, не имея ни ночлега, ни пропитания, с годами обрели новое качество: настрадавшись и наскитавшись по дорогам войны, похоронив брата, в 1919 году Александра Оберучева становится монахиней. По благословению своего духовного отца, Оптинского старца Анатолия (Потапова), она поступила в Шамординскую обитель. 

Добросовестность и дотошность, с которой в молодости она записывала лекции по оперативной хирургии, проступили теперь в новом ученичестве. Матушка Александра вела подробные дневниковые записи того, как двигаться к высотам уже не врачебного, а иноческого совершенства. Благодаря ее запискам мы имеем возможность познакомиться с пастырским обликом старца Никона (Беляева), к которому она перешла под духовное руководство после смерти отца Анатолия в 1922 году.

Вот некоторые отрывки из ее записей:
Батюшка Никон часто приходил к нам, чтобы поговорить с приезжими, которых было много. Была у нас как-то беседа о послушании, а для меня это был важный вопрос. Как исполнить обет послушания, когда некому повиноваться, никто не приказывает? Он ответил: 
«Надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Надо различать два рода послушания: внешнее – для внешних дел и внутреннее – для духовных. Во внешнем нужно полное повиновение, исполнять все, что скажут. Во внутреннем всегда обращаться к духовнику, спрашивать, какова воля Божия. Но его совет проверять Священным Писанием и Святыми Отцами. Если он скажет несогласно с ними, то ему можно сказать: не могу так».

+++

Хорошо желать только то, что нужно. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, это не приносит особенной пользы для души. Только вред здесь умеряется все-таки тем, что получается благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, – когда делаешь наперекор себе: тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки и благословляет твои труды.

+++

У меня была такая вера к его словам, что я все принимала как закон, никогда не было никакого сомнения. И часто думала: да есть ли тут послушание, когда все, что требует батюшка, вполне совпадает с моим настроением? Но вот однажды он мне строго сказал: 
«Хвалить в лицо нехорошо, чтобы этого больше не было. Зло большое можно принести человеку похвалой. Тебе поручаются младшие, и тебе придется за них отвечать Богу. Кто тебе поручен, того ты должна смирять».
И рассказал нам батюшка такую историю: 
«Один иеродиакон хорошо служил, просто, благоговейно. И вдруг однажды архиерей похвалил его, и с тех пор он стал думать, что хорошо служит, и это его так испортило, что он стал менять голос, делать переливы голоса и утратил простоту и естественность. Ужасно, ужасно вредит похвала!»

+++

Однажды у нас на ночлег собралось так много народу, что нечего было дать под голову, кроме книг. Батюшка сказал: 
«К священным книгам надо относиться с уважением, нехорошо на них спать». 
Отсюда пошел разговор о бездушных предметах, которые тоже имеют влияние на душу. Он сказал: 
«Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные. Одежда страстного человека тоже может повлиять».

+++

2 июня в Троицын день батюшка снова с нами заговорил: 
«Скорби иноков последнего времени утончены, то есть при поверхностном взгляде их нельзя признать скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего – диавола. Искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к их перенесению… Враг заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают его к подвигу, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум – в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние и бездействие, а потом губят, соделывая жилищем страстей, по причине расслабления и уныния.

Это выражается тем, что иноки последних времен ожидают чего-то лучшего, говорят: вот тогда и будем поститься, когда откроют храмы и монастыри. Но Господь нам обещал, что если мы покаемся, будут нам прощены грехи, а что мы доживем до завтрашнего дня, этого нам не обещано. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим, исполнять обеты монашеские и особенно помнить слова: “Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения”».

Подготовила Нина Боголюбова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100