Пятница, 26 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Матушка Ольга: День памяти абхазской схимонахини Виталии (Мищенко)

2018-10-21.2.jpg

1970–80-е годы редко кто из православных, посещавших Абхазию, не бывал в Сухуми (ныне Сухум) на улице Казбеги (ныне переименованной в Черкесскую), в доме матушки Ольги (в схиме Виталии). Да и в последующее время многие знали это место и саму матушку – хотя после абхазо-грузинской войны 1992–93 годов паломников стало значительно меньше.
У нее останавливались благочестивые миряне и спускавшиеся с гор пустынники. Сюда привозили продукты и вещи, жертвовали деньги на нужды пустынной братии, и матушка все это распределяла по назначению. Для некоторых общение с праведницей было настоящей школой Православия, другие получали здесь самые первые, но крепкие уроки веры. В последние годы жизни она стала почитаемой старицей. Люди чувствовали благодатную любовь, живущую в ее сердце, и тянулись к ней. 
Предлагаем к прочтению крупицы воспоминаний об этой подвижнице.

Р. Б. ВАЛЕНТИНА: 

НИКТО НЕ ВИДЕЛ, КАК ОНА МОЛИЛАСЬ

Она всегда была в работе – пекла, варила… Было много людей. Общее молитвенное правило читали на первом этаже. По 10–12 человек приходило вечером – те, кто жили в домах по соседству. Правило кончалось – все расходились. После правила матушка ложилась спать. А часа в четыре поднималась и шла наверх – к себе в келью. И оставалась там до восьми-девяти часов. А чтобы она днем молилась или Псалтирь читала – никогда не видела. Правило небольшое ей дали – т. к. по 40–50 человек всегда было в доме, каждый день матушка четырехведровую кастрюлю борща варила. Никто не знал ее делания – как она молилась, какие подвиги несла.

2018-10-21.4.jpg
В доме м. Ольги, рисунок на стене в трапезной

Духовным отцом ее был вначале архимандрит Серафим (Романцов), а когда отец Серафим скончался, тогда взял ее в духовные чада отец Виталий ((Сидоренко), схиархимандрит († 1992), – примеч. ред.). Многие говорили о себе: «духовное чадо», «духовное чадо». Тысячи людей приходили к отцу Виталию, и он давал им советы. А матушке говорил: «Не то духовное чадо, кто меня нашел, а то, кого я нашел. Я тебя сам нашел. Ты меня нашла, и я тебя нашел».

...Как-то жил у нас архиерей. Сидит он со своими прислужниками в трапезной, а матушка берет кастрюлю с остатками каши и начинает при них пальцем вылизывать. Прислужники ей говорят: «Матушка, что Вы делаете? Владыка же!» Она: «Ну, а что такое я делаю?» Потом ее спрашивают: «Мать, что они тебе там говорили?» – «Да ругали меня… А что я делала? Кастрюлю пальчиком вылизывала – каша там была или что...» Любила немного поюродствовать. Такая была у нас матушка.

ПРИЕЗД В АБХАЗИЮ

 Матушка родом с Черниговской области, Бахмачский район, село Мечанки. И диакон (супруг старицы архидиакон Григорий, почил на 37-й день после ее блаженной кончины, – примеч. ред.) родом с Черниговской области, из того же района, только села разные. А познакомились они в Луганске – он там служил, а она работала.

Жили они в Луганске, и было у них двое детей. Построились, дом такой большой выстроили – внизу сарай, курятник… Григорий сначала работал грейдеристом – на тракторе. Потом стал иподиаконом, а потом диаконом. Голос и дикция у него были замечательные. Служил в соборе. 
Матушка вспоминала: «Приду в храм, а там юродивый все приговаривает: „Я поеду в цветущую Грузию“». И вот собралось десять семей и отправились в Абхазию (которая тогда была частью Грузии). Приехало десять, а осталось только две семьи – все прочие вернулись назад…

СТАРИЦА-УТЕШИТЕЛЬНИЦА

Люди шли – то один батюшка направит, то другой; то отец Иоанн, то отец Игнатий... Да и просто люди слышали, что есть матушка такая, приходили и беседовали – иногда по часу-два-три…

Как-то приехал Николай с Эшеры, сидит с матушкой, разговаривает. А мы должны были пирожки печь (каждый день пекли пирожки или через день – кто их ел, не знаю…). Тесто уже переваливается через верх, кричу: «Матушка, матушка!» А она все беседует с ним – он никак не поддается, не может вылить души своей. Говорили они, говорили, потом матушка приносит бутылку, наливает ему сто грамм. Мы ропщем – тесто убегает, а матушка сидит с каким-то Николаем. А она видела, что с ним что-то происходит, а он высказать не может. Налила ему сто грамм – у него язык и развязался, и он открыл, что хочет покончить жизнь самоубийством – что-то у него случилось. Что уж она ему сказала – только он вылетел как на крыльях. И часто так бывало – приходят удрученные, а уходят окрыленные.

КОНЧИНА ПРАВЕДНИЦЫ

 Матушка почила 21 октября 2012 года. Тихо, спокойно, ночью с субботы на воскресенье. Двадцать минут первого было. Мы были при ней – я и Людмила, облачили ее. Панихиду служил отец Нектарий. Он целую неделю соборовал матушку, причащал. В пятницу причастил, в субботу хотел – но она уже не могла проглотить частичку... И в эту ночь умерла.

2018-10-21.3.jpg
Погребение м. Ольги

ПРОТОИЕРЕЙ В.:

КАК Я ПОПАЛ К МАТУШКЕ

Я крестился в 1982 году, в 30 лет. Первое время продолжал вести мирскую жизнь и в храм-то стал ходить только через год; не знал даже, в чем исповедоваться. А спустя год, когда больше в Бога уверовал, решил ехать в горы к старцам, чтобы поучиться вере – куда же за этим еще ехать? Мне рассказывали, что на Кавказе в горах есть рабы Божии, молятся, подвизаются, а кто, что – об этом у меня никакого понятия не было. Собрался просто поехать и поискать – я был мастером спорта по туризму, по горам бегал, и абхазские горы мы и за горы не считали. Кто-то из знакомых, бывавших в Сухуми, сказал, что есть там такое место на улице Казбеги, где могут показать, куда нужно идти.

Было это в 1984 году. Приезжаю к матушке Ольге. У нее места не оказалось, и она меня отправила через дом, где жили два семинариста. А читал-то я тогда в основном аскетику – «Лествицу», авву Дорофея, у меня только такие были понятия. Спрашиваю их – а они вообще ни в зуб ногой об этом. Я и думаю: как с ними жить, если они ничего не знают, ничего не читали? А матушка мне и говорит на утро: «Я тебя отправила, и у меня всю ночь сердце о тебе болело. Иди сюда, вот тебе диванчик на входе, спи здесь». И я на этом диванчике спал.

Мы с матушкой и печки клали, и чего только ни делали… Целый день – то одно, то другое… – до вечера.

У матушки было два платья – одно для храма и другое для дома. И она говорила мне, что если еще третье платье у нее появлялось, то она чувствовала это как грех – ибо монах не должен иметь ничего лишнего. 

Вместе мы читали утренние молитвы, вечерние. Молилась матушка по-простому. Наизусть очень много молитв знала. Творила Иисусову молитву...

ИСТОРИЯ С РИСОМ

– Во время войны (абхазо-грузинской, 1992–93 гг.) у матушки был необыкновенный рис – такой белый, длинненький. И вот этот рис не убывал, пока шла война. Возьмем сколько-то, в следующий раз приходим – а рису не убавилось. И так питались эти рисом всю войну. Когда же война кончилась, матушка насыпала этого рису в двухлитровую банку – чтобы сохранить, как реликвию, – какой хороший рис…

Жил неподалеку в затворе отец Пантелеимон (архимандрит Тихон (Агриков)?), ему надо было занести продукты. Посылает матушка за рисом, приносим, открываем банку, смотрим – а рис в банке испортился.

Как манна, которую Господь заповедал есть в волю, но только в течение дня (Исх. гл. 16). Как и у вдовы в Сарепте Сидонской не убывала мука и масло по молитвам пророка Илии (3 Цар. гл. 17). Так и с этим рисом – пока была нужда и его употребляли в пищу, он не убывал, а как стали просто хранить, он испортился.

Отец Виталий говорил матушке, а она нам: «Неоскудение обители». Не может быть оскудения этой обители.

О ПРОСФОРЕ

 У меня в то время еще не было никакого понятия о благочестии – шаляй-валяй, кто тогда нас учил? В храм я почти не ходил. Считал, например, что просфорку можно есть перед каждой едой. И вот как-то вечером спрашиваю: «Матушка, можно просфорку?» А она: «Ты что, вечером просфорку ешь?» Я-то думал, что так можно. А она: «Ну, ну, ну».

Она обычно, если говорила, то не повторяла много раз. Раз скажет – если человек воспримет, хорошо, нет – что ж. Она меня так отучила ногу на ногу класть. Раз сказала, потом стала спотыкаться о мою ногу, а потом, когда я уже освоился, начала палкой бить, и после палки отвык наконец – спаси Господи!

И вот однажды она спустилась из своей келейки, где-то час дня уже был, глаза заплаканные, говорит: «Пойдем, посмотришь, что я тебе покажу». В тот день она с утра возилась – что-то делала по дому, готовила еду, и только в час стала читать утренние молитвы. Налила воды, замочила просфору – червертушку. Пока молилась, святыня размачивалась. Читает правило, и у нее на глазах края просфоры по разрезам покрылись кровью на миллиметр – совершенно красными стали. Позвала только меня и отца Григория, показывает и говорит: «Вот – хочешь?» Я отвечаю: «Я с утра уже что-то поел». Тогда я сразу понял, для кого это было показано, без вопросов. А то у меня была привычка всегда любопытствовать: что, где, когда, как… Должен был со своим разумом согласовать, я же все-таки физик-теоретик. А тут у меня все вопросы прекратились.

ИНОКИНЯ СОФИЯ:

Она не открывала никому, что монахиня, не хотела, чтобы соседи знали об этом. Просто – «баба Оля»… Ходила в платочке и халатике, снизу одевалась потеплее, сверху – халатик. Она и других монахинь благословляла носить подрясничек не длинный, а чуть выше косточки. Четки – чтобы никто не видел, не мотать ими…

Р. Б. ВИКТОРИЯ:

С того дня, как я увидела матушку, меня такая благодать покрыла… Первую встречу я запомнила на всю жизнь. Это было перед тем, как лететь на Псху (горное селение в Абхазии, – примеч. ред.), перед самолетом. Мы зашли к ней... Матушка еще зрячая была. Я на нее сморю – и не могу глаз оторвать. А она смотрит на меня, и не просто на меня, а в мою душу. Я сижу, и у меня слезы льются – так действует благодать… Я знаю, что она видит всю меня – кто я, что я... Вижу это по ее глазам. Она всю мою душу перевернула, хотя мы ни о чем не говорили. Но я понимала, что она знает все мои грехи, все мое сокровенное. Я плачу, у меня и слезы, и умиление, и покаяние, мне и стыдно за себя – что я никто и ничто, живу в греховности. Когда мы выходили, матушка меня окликнула и говорит: «Возьми тетрадку и запиши все свои грехи, у тебя очень много грехов; все запиши, и надо исповедоваться». Я ответила: «Хорошо, матушка, благословите». А перед тем, как к ней идти, я слышала множество всяких предупреждений, предостережений: этого нельзя, туда не входить, сюда не садиться – все это самоволие; войдя, читать «Достойно есть»; не садиться без благословения, ничего не делать без благословения, ни к чему не прикасаться, ничего не трогать, ни о чем не спрашивать… Так что, когда я зашла, то не знала, как себя вести, растерялась – я же еще совсем недавно в Церкви… И тут – такая благодать…

…Сегодня, приехав в Сухум, можно побывать на месте упокоения подвижницы на кладбище в Михайловке, с северной стороны Преображенской церкви. В оградке две могилки – матушки и архидиакона Григория. На крестах надписи: «Монахиня Ольга (Мищенко), в схиме Виталия. 18.02.1928 – 21.10.2012», «Архидиакон Григорий (Мищенко). 27.04.1932 – 27.11.2012». Безусловно, старица и по смерти утешает и вразумляет тех, кто с верой и молитвой обращается к ней за помощью.

2018-10-21.1.jpgС

Подготовила И.Б.

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100