«Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами»: Ко дню памяти сщмч. Философа с сыновьями
В 2018 году 13 июня Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие мученической кончины настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Философа и его сыновей – доблестных русских офицеров, героев Первой Мировой войны, Бориса и Николая.
По неизреченной милости Божией мне довелось готовить материалы к прославлению батюшки и чад его и писать жития этих славных сынов Земли Русской. В процессе исследований в архивных и библиотечных фондах, встреч с потомками Орнатских удалось открыть многие поразительные факты из жизни отца Философа. Прежде всего, это сведения о его непостижимых подвигах, которые можно было совершить только с помощью всесильной благодати Божией.
В начале 2000 года была впервые издана моя книга «Крестом отверзается Небо. Жизнь и подвиги новомученика протоиерея Философа Орнатского», основанная на собранных материалах и свидетельствах родственников этого дивного пастыря. На основании этих исторически достоверных и точных сведений Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000-го года принял решение о прославлении для общецерковного почитания протоиерея Философа Орнатского в лике священномучеников, а иже с ним убиенных чад Николая и Бориса – в лике мучеников.
В 2017 году была опубликована моя статья «Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина...» («Кого расстреливать первым – тебя или сыновей?»: О непостижимых подвигах и мученичестве отца Философа Орнатского).
Духовные подвиги отца Философа Орнатского поражают всякое воображение обилием дел, совершенных во имя любви ко Господу и к ближним.
Почти три десятилетия находился подвижник в центре церковно-общественной жизни Государства Российского в один из самых сложных периодов его истории. Кому-то может показаться неправдоподобным огромное количество благих деяний этого дивного пастыря, но все они подтверждаются архивными документами и материалами из справочных и периодических изданий, опубликованных до 1919 года. Самой жизнью своей батюшка явил яркий пример подражания Христу и стояния в истине даже до смерти...
После захвата власти в России богоборцами в 1917 году протоиерей Философ Орнатский явил себя безстрашным обличителем гонителей Церкви Христовой, проповедником правды Божией.
Одним из первых он встал на защиту Александро-Невской Лавры при попытке захвата ее большевиками в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту от Лавры до Казанского собора в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки и благословению митрополита Вениамина, собрал около полумиллиона верующих со всех концов северной столицы. Так удалось отстоять эту дивную святыню нашего града святого апостола Петра.
24 января 1918 года, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, на Всероссийском Поместном Соборе протоиерей Философ Николаевич Орнатский выступил с содержательным, подробным докладом о событиях в Петрограде 13-21 января, особенно отметив попытку насильственного захвата Александро-Невской Лавры и грандиозный Крестный ход.
В заключение своего выступления отец Философ произнес знаменательные слова, как бы предвещая свою скорую мученическую кончину: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь. На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедывать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… Пора духовенству объединиться с народом. Если Лавра получила защиту, это защитил ее народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа…».
Речь отца Философа была выслушана Священным Собором Православной Российской Церкви с большим вниманием. По примеру Петрограда было решено устроить общенародный Крестный ход в Москве. Вслед за этим Крестные ходы прошли по всей России (см. 1-ю ссылку в конце).
Неутомимый борец за истину Христову, протоиерей Философ Орнатский, открыто обличал богоборческую власть с амвонов и трибун вплоть до своего ареста.
Во время визита в Петроград Святейшего Патриарха Тихона на богослужении в Казанском соборе в День Вознесения Господня 13 июня 1918 года протоиерей Философ сказал другие знаменательные слова: «Пусть же очнутся, наконец, безбожники и богохульники наших дней, посягающие на Святую веру и Церковь, воры и грабители, раздирающие Родину и расхищающие народное достояние, пусть проснутся теплохладные и встанут на защиту родных святынь, пора и всем нам объединяться для пробуждения в народе древлерусского благочестия».
На следующий день, 14 июня 1918 года, в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви на Стремянной улице состоялось собрание духовенства Петроградской епархии с участием Святейшего Патриарха Тихона, на котором после молитвы и патриаршего благословения с пламенной речью вновь выступил протоиерей Ф.Н. Орнатский, в которой вновь громко сказал правду о кровавом режиме: «Не на словах только, не в повременной печати, но декретами правительства, претендующими на силу закона, Святая вера и Церковь Православная признаются отжившими свой век учреждениями и на место вечных начал христианской жизни провозглашаются и поставляются начала социализма, имеющего перестроить жизнь по-новому. Мы не скрываем своего отношения к социализму и с церковной кафедры открыто проповедуем, что это есть идейно-обоснованный голый грабеж. Социализм враждебен христианству, он не признает Неба и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту, во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство. Ныне больше, чем когда-либо, и в России больше, чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение во Христе».
Протоиерей Философ вызывал у богоборцев лютую ненависть и непреодолимый страх. Участь его была предрешена – в стране поднимались волны «красного террора».
В августе 1918 года выдающийся подвижник веры и благочестия был расстрелян вместе с двумя сыновьями – Борисом и Николаем Орнатскими.
Отцу Философу было всего 58 лет...
Верный ученик святого праведного Иоанна Кронштадтского и добрый наставник священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, воздвигший в Санкт-Петербурге 12 благолепных храмов, воспитавший многих выдающихся иерархов Церкви, – протоиерей Философ Орнатский всегда шел «тесными вратами» (Мф. 7, 13), всецело возлагая упование свое на Единого Бога.
В чистом сердце своем носил и исполнил на деле этот великий пастырь малого стада Христова главный завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Как не хватает нам таких пастырей в наше воистину апокалиптическое время!
Священномучениче, отче Философе, моли Бога о нас!
Святии мученики Борисе и Николае, молите Бога о нас!
В.П. Филимонов, русский писатель-агиограф,
автор жития сщмч. пресвитера Петроградского Философа Орнатского
и иже с ним убиенных чад Бориса и Николая
Источник: http://not-inn.ru/
Движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов»
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел