Дух наш стремится вознести сердца наши горе, к Престолу Всевышнего. Дух наш стремится к тому, чтобы прониклись мы стремлениями высшего порядка: не низменными страстями, а самыми высокими, самыми глубокими стремлениями духовными. Стремлениями высшего порядка были проникнуты все святые; они покоряли плоть свою духу: плоть была у них в пренебрежении, дух был для них всем. Они жили только духом, они были людьми духовными, а не людьми душевными, как большинство людей.
Что значит «люди душевные»? Этим словом обозначаются люди, которых все желания, все стремления, все цели жизни направлены всегда к одному: к тому, чтобы в эту короткую жизнь испытать как можно больше наслаждений... А каких? Только наслаждений низшего порядка, наслаждений плоти. Им чужды стремления к высочайшему блаженству, которое даёт стремление духа нашего к Богу. Бога они знать не хотят, они живут без Него, они живут тем, к чему стремится их внешний, их душевный человек. Что значит слово «душевный»? Душу имеют не только люди, душу имеют и животные. Душу составляют наши мысли, желания, стремления. Всё это есть и у животных... И у них есть стремления, желания. Есть несчастные люди, стоящие на весьма низкой ступени духовного развития, немногим превосходят они животных...
Так вот, плоть противится духу, а дух противится плоти. Они противятся друг другу, и жизнь наша состоит в постоянной борьбе между стремлениями духа и влечениями плоти. Эту борьбу переживали и такие великие святые, как апостол Павел. Эту борьбу переживали и все святые, и борьба эта была для многих чрезвычайно тяжкой и жестокой. Поэтому говорит апостол Павел: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Ведь он ненавидел всё то, чего требует плоть, ненавидел все страсти, все похоти. Но он боролся со страстями и похотями. Стремился он делать всё доброе, но часто не мог этого: перевешивали страсти плоти, он не мог делать, что хотел, а делал то, что ненавидел. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Что же сказать о нас, безконечно далеких от святости Павловой?! Ведь мы постоянно в борьбе с похотями и страстями, нас постоянно одолевают они. Что же это такое: почему так легко делать зло и так трудно делать добро? Почему так легко поборает нас плоть наша? Делать зло гораздо легче, чем делать добро; соблюдать пост гораздо труднее, чем ненасытно и неудержимо насыщать своё чрево, соблюдать целомудрие неизмеримо труднее, чем предаваться блуду.
Итак, весьма легко исполнять веления плоти, удовлетворять похотям и страстям её, непосредственно за исполнением этих греховных влечений получаем мы наслаждение. Неизмеримо труднее исполнять веления духа, чем хотения плоти, и это служение духу должно продолжаться долгие-долгие годы, прежде чем ощутим величайший плод духа — радость и спокойствие совести.
Вот видите, именно об этом говорит ап.Павел в послании к Римлянам: «…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6,13). О членах тела своего говорит он, и не напрасно, ибо во всех членах живут страсти. Представьте себя Богу как воскресших из мёртвых. Надо сперва воскреснуть из мёртвых и умереть греху, надо сораспяться Христу. Надо, чтобы для нас мир был распят, как для ап.Павла. И только тогда, когда представим себя Богу как воскресших из мёртвых, только тогда сумеем члены свои представить Богу, а не диаволу, тогда будем работать добру, а не злу.
Ноги могут быть направлены на путь добра, ноги могут нас вести туда, где надо нам помочь несчастным, но могут вести и на убийство и воровство. Глаза и слух могут быть направлены к тому, чтобы видеть и слышать всё доброе, но они же могут быть использованы на то, чтобы с наслаждением воспринимать сладострастное, нечистое... Итак, будем все служить духу, а не плоти, будем все хотя бы самыми малыми светочами Божьими, ибо можем светить людям, живущим во тьме, светом наших сердец. Аминь.
См. по теме:
Из волка в ягненка – в назидание русским: Со святого Владимира начинается новая Русь, новый народ, новый дух
«Скальпель в Божьих руках»: Заслуженные врачи о чудесной помощи по молитвам святителя Луки Крымского
Просвети очи мои, Христе Боже…: Беседа со священником о разновидностях духовной прелести
<-назад в раздел