Пятница, 14 Декабря 2018 г.
Духовная мудрость

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Прп. Паисий об антихр

Лишь немногие люди твердых убеждений не примут трех шестерок. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые (электронные) удостоверения, а несчастные, благоговейные люди останутся со старыми документами, и поэтому их будут мучить.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти 31.08.2018
Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти

Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик. 

По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. 

Но для христианина этого не существует, и где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. 

Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. 

Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула пред ним даль и подвиги – угаснула и сила стремящая. 

Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, безпрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются безпрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее. 

Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся в нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и безпрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. 

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием

Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей – мудрость, и ее может дать нам Один Христос. 

Мудрость не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем. 

Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик. 

Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни. 

Николай Васильевич Гоголь,
«Выбранные места из переписки с друзьями»

НЕ ПОХОРОННЫЕ ДЕНЬГИ НАДО КОПИТЬ, А ДОБРО: 
Советы, как подготовить старого человека к смерти

смерть.jpg 

Верующим людям не привыкать думать о смерти. В конечном счете, открывающаяся именно за порогом смерти «жизнь будущего века» составляет плод наших молитв. Но вот как подготовить к смерти старого, но невоцерковленного, «верующего в душе» человека? Какие слова найти, чтобы не отпугнуть и не обидеть, ведь старики зачастую очень ранимы? А то складывается ощущение, что у подавляющего большинства подготовка к смерти сводится к накоплению «похоронных денег». 
    
С любовью и молитвой 

– Правильная подготовка к смерти и есть вся наша христианская жизнь. Если родные знают о смертельной болезни своего сродника, то нельзя его обманывать, нужно постараться подготовить его к исповеди, к покаянию, принять сердцем, что скоро он покинет этот мир ради другого мира. Как это сделать, как объяснить человеку маловерующему его скорое переселение в мир иной, не вызывая у него отчаяние, – тайна любви. Любящий всегда найдет нужные слова и нужное время. Главное, наверное, не давить, не торопить, а больше молиться о ближнем, давая возможность действовать Господу. 

Священник Сергий Бегиян

Рассказать о радости общения с Богом 

– Важно молиться от сердца за человека, чтобы понять, что именно и как нам надлежит в отношении его «творить и глаголати». Сокровенная жизнь души человека – это тайна, сокрытая в Боге, и одними своими благими намерениями делу спасения не поможешь. Неслучайно святой Паисий Святогорец говорит, что большой эгоизм – думать, что ты можешь исправлять других. Но если мы искренне молимся за человека, если мы ищем исполнения воли Божией о нем и желаем принять участие в деле его спасения – то Господь обязательно поможет, даст понять и почувствовать, когда наступит тот момент, когда нужно действовать; пошлет людей, которые выступят посредниками, и, наконец, направит сердце самого пожилого человека к исканию вечной жизни в Боге. А ведь, в конечном итоге, главное в этом. 

Речь даже не о «подготовке к смерти», как мне кажется. Такая постановка вопроса более уместна для сознательно верующего и воцерковленного человека – его разговорами о смерти не испугаешь и не удивишь. А вот человеку, еще далекому от религиозной и церковной жизни, как раз, может быть, важнее рассказать об этой жизни, о ее высоте и полноте, о радости общения с Богом. И о средствах приобщения этой жизни: о внимании сердечном, о покаянии и молитве, об исповеди и Причастии. Вот тогда, возможно, милостью Божией душа человека и раскроется и обратится к Создателю и сокрушится и поплачет о своих грехах, а остальное Господь да управит. 

Священник Димитрий Шишкин

Донести мысль, что исповедь есть Таинство освобождения 

– Как подготовить к смерти старого, но невоцерковленного человека, ответить непросто. К каждому сердцу есть только свой ключик, но, чтобы его подобрать, надо самому быть сердечным, чтобы и слово, и дело твое шли от открытого, чистого сердца. Сердце откликается на сердце. А слова уж пусть будут у каждого свои. 

Вся суть, видимо, в том, что говорить надо не о смерти, а о Боге, в Котором вечная жизнь. Если ты с Богом, то умирать не страшно. Потому что с Богом, нашим Небесным Отцом, нашей Радостью, ты преодолеешь любое испытание. Собственно что есть смерть? Переход в иной мир. Всего лишь навсего переход, как по мостику над пропастью, идти по которому страшно, но можно. У нас есть Тот, Кто нас не выпустит из Своей надежной десницы, не даст упасть вниз, лишь бы мы сами не вырывались. 

Да, мы расстанемся с земным, но мы идем вслед за нашими дедами, прадедами в мир лучший, весь вопрос лишь в том, душа готова ли воспринять этот лучший мир. Вспоминаются слова святителя Кирилла Александрийского: «Истинная смерть не та, которая разлучает душу от тела, но та, которая удаляет душу от Бога». 

В беседе с пожилым человеком, особенно на такую тему, нельзя быть напористым. Иначе получится, что мы что-то требуем от него: «Ты должен то и то». Но ведь на душу любого человека действуют не требования, а прежде всего искренность и любовь. Хочет ли сам пожилой человек говорить об этом? Если нет, то вторгаться в его внутренний мир нельзя. Остается только сострадать, молиться и поддерживать. Иначе он просто закроется в себе и беседы не получится. 

Важно, чтобы человек раскрылся сам и поведал о своих страхах, переживаниях, сомнениях. Пусть он говорит, а ты уже вместе с ним рассмотри, обсуди всё, что он скажет. Имеет значение любое его переживание – о детях, внуках, и вот уже повод вместе помолиться о родных и близких, а затем и о себе самих. 
   
Обычно на пороге перехода в иной мир человек о чем-то жалеет, что он что-то не успел, не сделал, не выполнил, в чем-то оступился. И вот он, повод для исповеди, покаяния. Как правило, люди достаточно быстро соглашаются на исповедь, если видят чуткость, понимание. Самое главное – донести мысль, что исповедь есть Таинство освобождения. Исповедь снимет любой внутренний груз, только кайся пред Богом: совесть обретет покой, а это уже огромное счастье. 

Поделюсь своими личными переживаниями, связанными с лечением моей онкологии и перенесенной операцией. Когда ты подходишь к этому рубежу и не знаешь, что будет дальше, то перед лицом даже просто вспоминаемой смерти ты видишь, как же мелочны и безсмысленны наши обиды! Как же глупо сердиться за что-то на других! Это же какие-то детские несерьезные вещи, из-за которых мы почему-то злимся, негодуем, в итоге вредим самим себе. Приближаясь к границе смерти, ты предстаешь один на один пред лицом вечности – каким же ты явишься пред Богом? Ведь отвечать ты будешь только за себя. Каков же ты внутри? Что накопил ты в душе своей – добро или зло, любовь или ненависть, милосердие или негодование? И тогда ты начинаешь всех прощать и каяться пред Богом. 

Не похоронные деньги надо копить, а добро, добродетели, чистоту и милосердие сердца. Готовить человека к смерти по-христиански – это значит помочь ему прощать и помочь ему каяться перед Богом. 

Достигается это путем теплой, искренней беседы, общения, понимания пожилого человека в его немощах. Научившись искренне беседовать с пожилыми людьми, мы учимся замечать их переживания, тревоги, а через это и предложить им что-то духовное. Иного пути просто нет. А суть всей подготовки к смерти одна единственная – спасти самого человека, то есть его драгоценную безсмертную душу. 

Священник Валерий Духанин

Помочь четко осознать: человек безсмертен 

– Для человека неверующего празднование дня смерти – нонсенс. Со смертью связываются отнюдь не радостные воспоминания, да и в повседневной жизни мысль о ней, особенно своей, постоянно загоняется в самый дальний закуток души, дабы не смущала и на нервы не действовала, хотя нет более реальной вещи, чем своя собственная смерть. Я могу совершенно уверенно пообещать каждому, что он обязательно умрет, и намного раньше, чем ему хочется. 

Что же надо сделать, чтобы своя собственная смерть стала не «концом всему», а успением? Чтобы мысль о переходе в вечность не вызывала панический страх и ужас, а стала событием, которое мы должны уметь перенести? 

Прежде всего необходимо четко осознать: человек безсмертен. Смертно и тленно тело, но не душа. Расхожая мысль с утверждением: «Оттуда никто не возвращался» – ложь. Возвращались. Свидетельств тому множество, и не только в преданиях старины глубокой

Верующий человек сознаёт свою телесную смертность и также страшится ее, но страх этот другого порядка, другого смысла. Как предстану пред Богом? С каким духовным грузом предстоит мне этот переход? С собой ведь забираются только духовные совершенства и духовные пакости. Что предстоит? Только оправдываться и надеяться на молитвы тех, кто не забудет нас на третий день после похорон, или все же наша жизнь земная «ходила пред Богом»? 

Безгрешных нет, но одно дело – нанизывать грехи один на другой, приговаривая: «Кто без греха», а другое – покаянно плакать о них, смывать исповедью и Причастием
    
Тому, кто прожил много лет и уже сам понимает, что он стоит пред последней ступенькой земного жития, необходимо объяснить, что человек, раскаявшийся в соделанном грехе, Богом будет прощен, каким бы великим ни было согрешение. Это не значит, что, покаявшись в убийстве, мы можем с чистой душой пойти и убить еще кого-нибудь. Нет. Если мы так поступаем, то наше покаяние неискренно и оно вменится нам в осуждение, в то, что называется «хула на Духа Святаго». 

Для того чтобы предстать пред Всевышним с душою «паче снега убеленной», необходима церковная жизнь, стремление к соблюдению заповедей Божиих и безусловное понимание своей греховности. При этих условиях наша кратковременная жизнь станет не только временем трудов, забот, неприятностей и болезней, но осознанным периодом подготовки к жизни будущей, вечной, а сама смерть перейдет в категорию успения. 

Будем реально, по примеру Богородицы и наших святых небесных покровителей, стремиться к Творцу, и тогда, в скорое время, нас встретит не страшная костлявая старуха с косой, а светозарный Ангел. 

Протоиерей Александр Авдюгин

Источник: Православие.ру  
http://www.pravoslavie.ru
 







поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Спецназ Ватикана в недрах Православия: В.Н. Крупин о возрождении деятельности католического Ордена иезуитов в России с 90-х годов

Мы привыкли относить иезуитов к средним векам. Выражения “иезуитски пронырлив, расчетлив”, “иезуитская хитрость” кажутся нам пришедшими из романов прошлых веков. Как и киношные черные плащи и куртки, и шляпы с загнутыми сбоку полями. Между тем нет ничего живее и живучее Ордена иезуитов. И заметка в “Известиях”...


Впервые в мире: Власти России наносят сокрушительный удар по личному и государственному суверенитету

Преобразование традиционного человеческого общества в общество «цифровое» будет иметь непоправимые последствия! За бурным потоком информационных сообщений, связанных с последними политическими и церковно-общественными событиями, большинство граждан совершенно не видит самого главного – надвигающейся на всех и каждого системы беспросветного цифрового рабства...


Переворот: Правительство готовится передать власть Сбербанку (+ОБРАЩЕНИЕ)

16 ноября 2018 года многие издания и информационные агентства продублировали впервые опубликованную в «Известиях» статью «Паспорт без переплат: Сбербанк готов выдавать электронный документ», в которой говорилось: «Сбербанк готов выдавать в своих отделениях с функцией госуслуг электронные паспорта...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым...


Чтобы Русь стала Святой: Рано или поздно, но каждый окажется перед выбором – остаться верным или предать

Сегодня в рубрике «Год Царской Голгофы» своими размышлениями о ситуации в Церкви и стране и чаемом воскресении Руси делится протоиерей Алексий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно под Псковом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100