Четверг, 9 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней 22.11.2017
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней

Публикуем небольшую заметку нашего читателя на актуальную тему, составленную на основании Священного Писания и Святоотеческих творений. Как сообщил нам автор, это плод дискуссии с человеком, пытавшимся доказать, что мнение о наказаниях Божиих не соответствует церковному учению и духу Святых Отцов.

Учение Церкви о наказаниях Божиих – источник утешения и спасения

Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает.
Евр. 12, 6

Призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
Пс. 49, 15

Актуальность недоумений о наказаниях Божиих

Вопрос о смысле и значении земных страданий занимал человека всегда. Сегодня после десятилетий господства безбожной идеологии и гонений на веру многие люди в России только начинают обретать дорогу в храм. К сожалению, будучи крещеными по традиции, в младенческом возрасте, они пока еще чужды духу церковного учения. Именно поэтому вопрос о страданиях приобретает особую важность. Периоды же социальной напряженности, смут, нестроений, войн и прочих общественных бедствий, связанные с нарушением обычного жизненного порядка, ставят его особенно остро.

За что, по какому принципу, с какой целью нам посылаются различные беды и скорби? Говорят: «За грехи», – часто не вполне понимая смысл этой фразы и в глубине души бросая упрек Богу: «Если Ты так добр и милостив, если Ты, как учит Церковь, – Любовь, то почему наказываешь меня? Для чего мне эти мучения?»

В такой ситуации важно, чтобы страждущий не озлобился, сердечно не ожесточился, но, напротив, постиг значение переживаемых горестей и обратился к Богу. Где же он может найти правильный ответ на все свои «почему?», «за что?» и «зачем?»? Святая Православная Церковь, наша заботливая Мать, предлагает своим заблудшим, скорбящим и недоумевающим чадам, как и всякому человеку, душа которого в очах Божиих драгоценнее любых сокровищ мира, спасительную истину о безпредельно добром и в то же время безконечно справедливом Небесном Отце.

Зачем Добрый Бог наказывает людей?

а) Причина недоумений – незнание учения Церкви о свойствах Божиих

Недоумение относительно Божией благости и посылаемых Им людям бедствий не ново. Оно коренится в ошибочных представлениях о Всевышнем как Боге только любви, в незнании или отрицании такого существенного свойства Божия как правосудие.

По учению Церкви, Бог обладает одновременно совершенными добротой и справедливостью. Доброта в Боге – это качество, по которому Он дарует Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может вместить. Правосудие же побуждает Его воздавать всем нравственным существам по заслугам – добрых награждать, а злых наказывать [1].

б) Доброта Божия

О доброте Божией (иначе именуемой еще благостью, милосердием, долготерпением, милостью, любовью и т.п.) Священное Писание свидетельствует:
 Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7, 9);
– Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать (Мих. 7, 18);
– Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57, 15);
– Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8);
– Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35);
– Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16);
– Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей(2 Кор. 1, 3–4);
– Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17);
– Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф. 2, 4–7).

Святые Отцы Церкви об этом свойстве писали:
– «Причина бытия и горних, и дольних – одна любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам ничего не получив от них» [2];
– «Господь – истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою» [3];
– «Бог – наш высочайший благодетель, Он оказывает нам столько благодеяний, сколько мы дышим, так что мы и минуты без Его благ прожить не можем. Мы окружены Его любовью и заключены в ней. От Него получаем мы пищу и питие, одежду и жилища. Его свет нам светит и показывает путь, добро и зло, пользу и вред. Его огонь согревает нас и варит нам пищу. Его воздухом сохраняется наша жизнь. По Его повелению служит нам скот. Какой стала бы наша жизнь, если бы хоть некоторые из Своих благ отнял у нас Бог? Чем помогли бы наши глаза, если бы Он отнял Свой свет? – блуждали бы мы, как слепые. Разве дала бы земля плоды, если бы Бог не послал на нее дождя? „И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой“ (Пс. 84, 13). И минуты не может жить человек без воздуха. Все эти и прочие бесчисленные явные Божии благодеяния Он подает нам от одной любви Своей» [4];
– «Господи! Что же Ты нашел в нас, недостойных? Ты – Свет предвечный, озаряющий все творение, мы же только тьма, грубая, осязаемая египетская тьма. Ты – Источник чистоты, мы же – скверный грязный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту „Блаженство в деснице Твоей вовек“ (Пс. 15, 11), мы же – одно скудное бытие, как говорит о нас Иеремия: „Темнее всего черного лице их“ (Пл. Иер. 4, 8). Ты есть то, что есть, а мы – ничто, мы как бы не существуем пред Твоим бытием. Зачем же мы нужны Тебе? Но любовь Его так велика, что, подобно восторгу, ни на что не обращает внимания и как бы забывает Себя. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой божественной любовью (если только сами с покаянием прибегаем к Нему) мы преображаемся в людей святых, светлых, чистых и высших, чем ангелы: „Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово“ (Евр. 2, 16). Вот как сильна любовь Божия к нам! Так возлюбил Он! О, любовь Твоя, Человеколюбец!» [5].

в) Правосудие Божие

Правосудие как существенное свойство Божие не менее ярко раскрывается в книгах Ветхого и Нового Заветов:
– Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4);
– Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны (Неем. 9, 33);
– Вседержитель, мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия (Иов. 37, 23);
– Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Пс. 118, 137);
– Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12);
– Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18);
– Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1 Кор. 3, 17);
– Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали (1 Фес. 4, 6);
– Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12).

В творениях Святых Отцов:
– «Правда есть способность воздавать за все по достоинству» [6];

– «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что „Бог человеколюбив и не наказывает?“. А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? <…> Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, потому что все это его [диавола] мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же?» [7];

– «Господь не без причины проклял смоковницу (см.: Мф. 21, 19), но с намерением показать неблагодарным иудеям, что и для наказания Он имеет достаточную силу. Во всех чудесах Своих Он никому не причинил скорби, и они предполагали, что Он только благотворит, не имея власти подвергать наказанию порочных. И Он на примере дерева показывает, что может и наказать, но не желает этого по благости. Дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но, по преданию мудрых старцев, с этим соединен и некий таинственный смысл. Смоковница – дерево преслушания: ее листья употреблены нарушившими заповедь для прикрытия; и она проклята Христом, чтобы не приносила плода, послужившего причиной греха. Ибо второе пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, а для воздаяния» [8];

– «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что Един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, – и что Он неизменяем» [9].

Поучительные примеры в этом отношении являет и история. 

«Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями», – свидетельствовал преподобный Феодосий Печерский [10].

Как известно, из-за уклонения своих граждан от истинной веры в ересь и нечестие подверглась падению Византия. В житии святителя Мефодия Константинопольского говорится: «Сия же вся (взятие сарацинами Византии, а ранее – Иерусалима с Палестиною, Сирии, Аравии и Египта) грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересям же уклонившихся и святые иконы поправших, – от Бога попустилось» [11].

А вот что писал святитель Феофан Затворник о судьбе нашего Отечества: «Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там – впервые – восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но, бр[атья], припомним двенадцатый год. Зачем это приходили французы?.. Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия, и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления» [12].

г) Совместимость этих свойств

Итак, по учению Святой Православной Церкви Бог является одновременно безпредельно добрым и безконечно справедливым. Каким же образом совмещаются в Нем эти свойства? Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» поясняет: «Истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; <…> благость Его – благость праведная, и правда Его – правда благая; <…> Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и, следовательно, самые казни Его суть более свидетельства Его Отеческой доброты к нам и любви, нежели правды» [13].

Т. е. Церковь свидетельствует о благости и пользе для человека наказаний Божиих, о том, что Господь всегда готов помиловать и действительно милует грешников, однако при одном условии – покаянии и исправлении, добровольном обращении к Нему – Источнику всех благ.

Божественное Откровение удостоверяет:

– Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, которую он сделал, жив будет. Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Господь, а не того, чтобы он обратился от пути зла и жив был? (Иез. 18, 21–23);
– Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать (Иер. 3, 12);
– Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего (Ос. 14, 2);
– Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах. 1, 3);
– Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28);
– Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20);

– «Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот, но в таком только случае, если найдет, что ты по содеянии греха стал смирен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие врачевства, употребляет наконец в дело острые орудия. Посему любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит Исаия Богу: милость Твоя на мерилех (см.: Ис. 28, 17), потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого возмеривая мерою, числом и весом» [14];

– «Наказание за грехи, которое налагает Бог для нашего исправления, следует называть не гневом и негодованием, а, скорее, вразумлением. Если же некоторые и считают его гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком» [15];

– «Примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые предлагает Святое Писание, написанное Духом Святым, сохрани в памяти. Мытаря, великого грешника, возопившего к Нему, Бог простил (см.: Лк. 18, 13–14). Блудного сына, расточившего имение свое, живя распутно, Ты с любовью принял (см.: Лк. 15, 11–24). Плачущей великой грешнице отпустил грехи, сказал: „Прощаются грехи ее многие“ (Лк. 7, 47). Разбойника на кресте, в последний час взмолившегося: „Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое“ (Лк. 23, 42), простил и сказал: „Ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк. 23, 43). Петра, трижды отрекшегося и плакавшего об этом, с любовью принял и возвел в апостольское достоинство. Манассию, царя Иудеи, ниневитян беззаконновавших и покаявшихся простил (см.: 2 Пар. 33 и Ион. 3, 10). Да и Сам говорил: „не хочу смерти грешника“ (Иез. 33, 11). Вот как милосерден Бог к кающимся грешникам! Тот же милосердный Бог проявляет и ныне ту же милость к грешникам кающимся» [16];

– «Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь: "Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Евр. 12, 6)» [17];

– «И как может не соответствовать правовое понятие о Боге представлению о Нем как источнике безконечной любви, когда Божественное правосудие в своем действии, т. е. в наградах и наказаниях людей, исходит из Божественной любви и совершается для спасения людей?! Вот почему в Священном Писании даже о карающем действии Божественного правосудия говорится: "Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Прит. 3, 12)» [18];

– «Человеческая справедливость говорит: „Ты совершил погрешность и должен быть наказан“, а справедливость Божественная: „Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение“. Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном – хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, – то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно судится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог – праведный и сострадательный Судия!» [19].

Вся история христианской Церкви и особенно нашего народа обилует примерами помилования Богом кающихся грешников. Укажем лишь на один из самых известных.

Согласно церковному преданию, праздник Покрова Божией Матери был установлен по случаю чудесного явления Богородицы в Влахернском храме Константинополя в X веке. Тогда за уже начавшееся отступление от истинной веры и благочестия в пределы греческого государства по попущению Божию вторглось мусульманское войско. Военная мощь противника во много раз превосходила силы греков, и помощи ждать было неоткуда. Однако жители Константинополя не отчаялись. Осознав причину Небесной кары, все они, от мала до велика, затворились в храме, в посте и слезах умоляя Бога о помиловании. И Господь, по ходатайству Своей Матери, не посрамил их веры и упования – после явления Богородицы враги неожиданно отступили.

Подобные чудеса многократно происходили на нашей Русской Земле. Летописи, фиксировавшие нашествия иноплеменников и междоусобные брани, начинались словами: «По грехам нашим попустил Господь вражду и смуту…»/ Проникнув в истинную причину нагрянувших зол, наши предки прибегали к неизменно действенному средству – покаянию. Тогда Господь прощал их и отводил Свою карающую руку.

Учение Церкви – источник утешения и спасения

Что же за урок преподносит нам Церковь истиной о Божественных любви и справедливости? Неожиданно столкнувшись с какими-либо жизненными испытаниями, общественными или личными – скорбями, болезнями, нуждой, природными бедствиями, техногенными катастрофами, войнами и т. д., нам необходимо, в первую очередь, возблагодарить Бога, посредством их вразумляющего и ведущего нас к покаянию. А во-вторых, следует приложить все усилия, чтобы эти горькие лекарства Божии не остались бездейственными, но послужили нам к осознанию своих грехов, отвержению их, обращению к Небесному Отцу и исправлению. Тогда учение Церкви явится для нас источником утешения и спасения – как в нынешней жизни, так и в будущем веке.


Примечания:
[1] См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. Гл. 1. О Боге, едином в существе. §18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. 
[2] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Ч. 1. Беседа 7.
[3] Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 2. На погребение странника.
[4] Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое.
[5] Димитрий Ростовский, свт. Поучения и слова. Т. 2. Поучение на Рождество Христово.
[6] Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1901., С. 176.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Т. 12. Ч. 2. Слово о будущем суде.
[8] Исидор Пелусиот, преп. Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений.
[9] Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 2. 
[10] Феодосий Печерский, преп. Поучение о казнях Божиих.
[11] Четьи-минеи, 29 июня.
[12] Феофан Затворник, свт. Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. С. 357.
[13] Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч.
[14] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. Электронная версия: http://predanie.ru/lib/book/70856.
[15] Исидор Пелусиот, преп. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1859. Ч. 1. С. 198.
[16] Тихон Задонский, свт. Увещания и наставления. Электронная версия: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=uveschania.
[17] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Поучение в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих. Электронная версия: http://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Ignatii_Asketicheskaya_propovedmz.
[18] Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. М., 1997. С. 155.
[19] Паисий Святогорец, преп. Слова. Tом III Духовная борьба. Электронная версия: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1892.


___________________
См. также:





поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100