Четверг, 16 Августа 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

В кулуарах

Мертвых душ не продадите?: Об Апокалипсисе, пиаре и его основателе – племяннике Фрейда и правнуке главного раввина
Помните, как в безсмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми...

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты: Беседа с преподавателем епархиальных курсов о музыке и духовности
Должно внутренне оценивать, что слушаем и задаваться вопросом, нужно ли оно нам, и чему оно служит. «Истинная красота… не возносится над волей слушателя, не угашает в ней божественные стремления тепла, надежды, веры и любви, вдохновение. Она распускается в нашей душе как дивный цветок сущностной свободы и увеличивает в нас тяготения к чистоте». Вот это тяготение к чистоте и должно присутствовать во всем, что мы слушаем и чем наполняем свою душу.

Насаждается «либерально-фостерное Православие»: Только церковные общины могут противостоять искушениям последних времен
...Если бы не общественные и родительские протесты, то мы бы сегодня жили уже в совсем другой стране, в стране с уничтоженной основой общества — традиционной семьёй. Но недавно я обнаружил, что попытки уничтожить семью происходят и внутри Православной Церкви...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Удовлетворение Божией правды через Христово послушание: Искупление как дело Божественной любви и Божественной правды

 
2018-02-09.jpg
Сошествие Святаго Духа – один из плодов Искупления. Мозаика в Венеции

Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдается попытка размыть ключевую основу Христианства – догмат Искупления. Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон. 

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков».
 

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993). 

2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И ИСКУПЛЕНИЕ

К тем же выводам о правде и любви Божиих, проявившихся в деле Искупления, приходим и при анализе следующих слов святого апостола Павла: Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить (здесь и далее выделено архим. Серафимом, – примеч. пер.) подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4–5). В греческом оригинале вместо слова «искупить» стоит глагол «exagoraso» – искупать, выкупать. В этом глаголе корень «agora», что значит базар, т. е. место, где покупают и продают. На базарах в древности торговали не только обыкновенными товарами, но и рабами. Глагол «exagoraso» подчеркивает одновременно и Божию правду, и Божию любовь, поскольку раскрывает нам: 1) правовой элемент Искупления, т. к. <…> это выражение, заимствованное из области права, включает понятие вины, которую требовалось изгладить для выкупа преступников, и 2) момент любви, поскольку «exagoraso» здесь означает выкуп рабов со стороны Того, Кто не имеет нужды в этих рабах, но, побуждаемый любовью к ним, выкупает их, чтобы освободить и усыновить (см.: Там же, 5). Причина выкупа – это, безспорно, Божия любовь, а цена – требовавшаяся Божией справедливостью безкрайняя по строгости голгофская жертва.

Об удовлетворении Божией правды очень убедительно свидетельствует святой апостол Павел, говоря, что Иисус Христос, будучи образом Божиим (т. е. Богом), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8).

Удовлетворение Божией правды здесь вытекает из особо подчеркнутого Христова послушания. Акцентом на послушание Искупителя делается ясный намек на Адамово непослушание, родившее грех. Как нарушитель заповеди, Адам попрал Божию правду, выраженную в ней. А Христос, следуя Божией воле во всем и проявив послушание даже до смерти и смерти крестной, исполнил Божию правду. Его послушание, невинные страдания и смерть – смерть абсолютного Праведника (см.: Деян. 3, 14; 7, 52) – покрыли с полным удовлетворением Божию правду, попранную прежде человеческим грехом. Согласно апостолу языков, невинным страданием «упраздняется человеческая виновность, поелику там она приносит должное удовлетворение и получает справедливое возмездие»(Глубоковский Н. Н. Учение св. ап. Павла о грехе, Искуплении и оправдании // Христианское чтение. СПб., 1898. Вып. 5. Май. С. 643).

Если рассмотрим известный отрывок: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Гал. 3, 13), то увидим, что и здесь ясно отражена в искупительном подвиге Христа идея удовлетворения Божией правды. Профессор Н. Глубоковский говорит, что в Павловом благовестии вообще «оттенок удовлетворения, потому что без него не могла бы сохраниться самая правда Божия. Здесь она мотивируется наличностью греха, каковой, будучи добровольным нарушением, неотвратимо навлекает проклятие, а это закрывает все обетованные блага. <…> По этой причине обязательно было наперед устранить эту клятвенную преграду, чтобы открылся простор для применения благословений Божиих. Для сего необходимо было, чтобы самое проклятие de facto было воспринято вполне и затем совершенно прекратилось; это и случается, когда оно обрушивается на невинного и в конце концов уничтожается своим собственным действием, не имея для себя достаточного оправдания в своем объекте. Таким именно путем Христос искупил нас „от клятвы законныя, быв по нас клятва" (Гал. 3, 13), <…> Он был и грехом за нас (см.: 2 Кор. 5, 21) <…>,поскольку понес на Себе все его следствия в богооставлении (см.: Мф. 27, 46; Мк. 15, 34). Неизбежным завершением подобного устроения и было полное прекращение клятвенного ига с возвращением к должной гармонии» (Глубоковский Н. Н. Указ. соч. С. 649–650). Так «голгофское удовлетворение было собственно изменением господствовавшего порядка <…> и восстановление[м] нормального взаимообщения людей с Богом» (Там же. С. 650).

Обобщая свои выводы, профессор Н. Глубоковский подчеркивает правовой элемент в Искуплении и заключает: «Голгофский подвиг упраздняет клятву, снимает тяготу осуждения и с этой стороны имеет юридическое действие отмены грозного приговора божественного» (Там же. С. 817. См. также: Феофан Затворник, еп. Толкование послания св. ап. Павла к Галатам. М., 1880. С. 223–224).

Из всего вышесказанного мы должны усвоить:

1) что Бог в Новом Завете изображен как любовь и правда; и

2) что Искупление совершилось при согласованном действии непостижимой Божией любви к грешным людям и Божией вечной и неизменной правды.

+ + +

Последствиями Адамова непослушания, как видим, были: грех, проклятие и смерть. Соответственно этому, плоды Искупления таковы:

1. Прощение первородного греха и всех наших личных грехов (см.: Мф. 26, 28; Еф. 1, 7; Ис. 53, 5, 12). Это отмечает святой Иоанн Богослов, когда пишет: Кровь Иисуса Христа <…> очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

2. Освобождение искупленных от проклятия и дарование им Божиего благословения, т. е. благодатных даров Святаго Духа, о чем святой апостол Павел говорит: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословениеАвраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою (Гал. 3, 13–14).

3. Побеждение и уничтожение смерти (см.: 2 Тим. 1, 10), этого последнего врага (см.: 1 Кор. 15, 26). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (Там же, 22), – учит святой апостол Павел. И Сам Искупитель сказал: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25–26).

Конечно, эти плоды искупительного дела даются не безусловно, но с известными условиями, чем подчеркивается, что Божия правда продолжает проявляться вместе с любовью и после голгофского жертвоприношения, потому что это вечное Божие качество, как и любовь. Как до и после грехопадения Бог проявлял Себя одновременно как правда и любовь, так и до и после Искупления Он продолжает и вечно будет продолжать проявлять Себя правдой и любовью. И после Искупления, будучи безкомпромиссно праведен и свят, Бог не может терпеть общения со грехом, согласно словам святого апостола Павла: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).

В силу этого Божия правда поставила и искупленным известные условия для их участия в любви. Эти условия, прежде всего: вера в Евангелие (см.: Мк. 16, 16), Крещение (см.: Мф. 28, 19), покаяние в совершенных грехах (см.: Лк. 24, 47) и твердая решимость впредь не грешить (см.: 2 Петр. 2, 20–22), но непрестанно осуществлять Божию правду послушанием Божией воле и совершением добрых дел (см.: Мф. 7, 21; Деян. 26, 20; Еф. 2, 10; Тит. 2, 14). Поэтому голгофское жертвоприношение имеет целью не только юридически оправдать нас пред Богом, но и сделать действительно праведными, ведя по пути богопослушания. Христос грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Петр. 2, 24). Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он (Бог) праведен (1 Ин. 3, 7). А всякий, не делающий правды, не есть от Бога (Там же, 10), но от диавола (Там же, 8). И потому не новая тварь не может быть в новом небе и новой земле, на которых обитает правда (2 Петр. 3, 13). Поэтому Иисус Христос с такой внушительностью ублажает алчущих и жаждущих правды (см.: Мф. 5, 6) и объявляет важнейшими и в новозаветном законе правосудие, милость и веру (см.: Там же. 23, 23).

2018-02-09.1.jpg
Фреска с евангельскими сюжетами обращения грешников – Закхея и самарянки

И когда Он заявляет, что пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Там же. 9, 13), то это вовсе не значит, что грешники могут войти в Царство радости со своими грехами, но что они, грешники, должны отказаться от своих грехов (Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Там же. 4, 17)) и стать праведными, причем истинно праведными, поскольку: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Там же. 5, 20). Пребывание в послушании обусловливает пребывание в правде, и отсюда – пребывание в Божией любви. Непослушание ведет к новым грехопадениям, связанным со страданиями и при нераскаянности – с вечной смертью. Поэтому слово Божие предупреждает нас, что мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2, 1).

Через Крещение и покаяние искупленные умирают со Христом для греха, чтобы воскреснуть вместе с Ним для правды (см.: Гал. 2, 19–20; Рим. 6, 4). Послушание Божией воле есть самораспятие, несение своего креста, участие в Христовых крестных страданиях (см.: Мф. 16, 24; Рим. 6, 6). Кто так распялся со Христом со своими страстями и похотями (см.: Гал. 5, 24), воскресает с Ним для новой, праведной жизни. Так искупленный становится единым со Христом и может сказать, подобно великому апостолу язычников: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Там же. 2, 20). Потому что кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17). Новая тварь же отличается тем, что возвысила Божий образ до Божиего подобия и потому может стать причастницей Божеского естества (см.: 2 Петр. 1, 4) по благодати. Обожение есть предел христианского совершенства.

Строгое Христово требование жить праведной жизнью есть в сущности проявление величайшей Божией любви к нам, потому что праведная жизнь является необходимым условием вкушения Божией любви. Желающий участвовать в благах искупительного дела должен сделать подчинением Божией правде, выраженной в Божиих заповедях, свою душу открытой и восприимчивой для небесных радостей. Потому что живущий неправедно теряет вкус к духовным наслаждениям и становится неспособным участвовать в небесном пире спасенных.

Все сказанное выше приводит нас к важному заключению, что как Бог есть правда и любовь, так и верующий, созданный по образу Божию и призванный достигнуть Божиего подобия, должен сам стать, в рамках своих тварных возможностей, подобно Богу, правдой и любовью (см.: 1 Ин. 4, 7–8; Тит. 2, 12), поскольку только следующий по пути Божией правды может войти в светлые чертоги небесной любви.

Искупительное дело, совершенное Христом, всеобъемлюще, т. к. оно охватило всех людей, живущих во всем мире (см.: 1 Ин. 2, 2) и простерлось и на узников преисподней, которым Сам Христос проповедовал после Своей смерти (см.: 1 Петр. 3, 19), чтобы избавить от мук уверовавших в Него.

Но, объективно совершенное для всех, субъективно оно используется не всеми, поскольку спасение происходит не механически. Данная Адаму свободная воля действует и в искупленных. Своим искупительным подвигом Спаситель открыл рай, но не принуждает никого входить в него, а побуждает уверовавших самих нудить себя войти (см.: Мф. 11, 12; Лк. 16, 16), употребляя свою свободу для победы инертности человеческой природы, склонной более ко злу. Только поэтому Божие слово говорит об Искуплении как об объемлющем всех (см.: Рим. 5, 18), как о служащем многим (см.: Мф. 20, 28; 26, 28; Рим. 5, 15, 19; Евр. 19, 28). Выражения, раскрывающие всеобъемлемость Искупления, подчеркивают его объективную сторону, касающуюся действительно всех, включая и отчаяннейших грешников. А выражения, которые говорят, что выкуп дан за многих, дают понять, что субъективно не все заботятся о спасении и не все его достигают (ср.: Иоанн Златоуст, свт. In Hebr. homil. XVII, n. 2. Migne. P. g. T. 63. Col. 129).

Если мы не стремимся к праведности и не становимся праведными, то уверовали напрасно (см.: 1 Кор. 15, 2), и голгофское Искупление нам не поможет. Смысл и величие Христовой жертвы состоит в том, что Христос, не знавший греха, стал грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21).

3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ И ИСКУПЛЕНИЕ

Святые Отцы и Учители Церкви оставили не систематическое изъяснение догмата Искупления, а скорее описание Божественного домостроительства, центр которого составляет Искупление. Они широко использовали библейские строки, в которых боговдохновенными писателями представлен интересующий нас догмат, чтобы защитить истину от лжеучений современных им еретиков. В том, что они не пытались рационалистически обосновать и объяснить тайну Искупления, видится их трезвость, мудрость и верность Божественному откровению. Рационалистично построенные и логически округленные системы в связи с вероучительными истинами обычно превращают тайны благочестия из предметов благоговейного созерцания, из предметов веры, превышающих всякий человеческий ум, в подчиненные разуму факты, выхолощенные в своей апофатичной глубине и потому обедненные.

Это доказывает своеобразнй опыт рационалистично ориентированного Оригена († ок. 254). Он задавался спекулятивными вопросами, которые не входят в сферу проблем, занимавших библейских писателей, и попытался создать рационалистически обоснованную теорию Искупления. Ориген учил, что после Адамова грехопадения сатана получил формальное право владеть человеком и иметь над ним полную власть. Чтобы избавить человека, Иисус Христос отдал диаволу в качестве выкупа Свою жизнь. Но темный дух обманулся, т. к. он не мог иметь власть над безгрешным Христом. Поэтому Своей неподвластностью смерти и диаволу Христос воскрес и Своим Воскресением совершил избавление людей от сатаны. Последний навсегда потерял право владеть людьми (см.: In Matth., tomus 16, 8. Migne. P. g. T. 13. Col. 1400; Atonement. The Oxford Dictionary of the Christian Church. London, 1958. P. 102).

Ошибочность этой теории заключается в допустимости того, что диавол может иметь полную власть над человеком после грехопадения. Согласно Божию слову, Адам и его потомки и после печально известных событий в раю оставались Божиими чадами, хотя и непослушными, хотя и изгнанными из места радования. Это доказывает тот факт, что Бог заботился о них и после их грехопадения. Бог – единственный Владыка вселенной. Он – Бог не только избранного еврейского народа (см.: Втор. 10, 15), но и язычников (см.: Рим. 3, 29; Деян. 17, 26–28). Диавол не получал права владеть человеком. И если все же имеет власть над многими, так, что слово Божие называет их чадами диавола (см.: 1 Ин. 3, 10), то не в силу некоего объективного права диавола владеть ими, а потому, что они сами дали ему власть над собой, избрали его своим господином и отцом (см.: Ин. 8, 44) и согласились творить его волю (см.: 1 Ин. 3, 8, 10).

Святитель Григорий Богослов (329–389), принципиально отрицавший рассматриваемую неправильную рационалистичную теорию Оригена, писал: «Кому и для чего пролита эта излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? <…> Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену Искупления, получает не только от Бога, но Cамого Бога <…>! А если Отцу то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дав овна? Или из этого видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим?» (In sanctum Pascha, orat. 45, 22. Migne. P. g. T. 36. Col. 653 AB).

В этих своих глубокомысленных рассуждениях святитель Григорий Богослов дает наиболее правильное возможное объяснение Искупления, а именно – домостроительное, промыслительное, библейское. Согласно ему, цена выкупа дана не сатане, который не имел власти над Божиим созданием – человеком, будучи похитителем, вором чужого. Она не дана и Отцу, поскольку не была Ему нужна. Она была принесена с домостроительной целью.

Примечательно, что, отрицая неверную теорию Оригена, святитель Григорий Богослов не отрицает, что выкуп все же дан и что Отец принял жертву. Выкуп, жертва – это все правовые понятия. Употребляя их в библейском юридическом смысле, святитель Григорий Богослов признает правовой элемент в деле Искупления.

Но великий Святой Отец представляет жертву как нужную не для Бога, а для домостроительства. Что это значит? – Это значит, что жертва нужна для нас. Потому что Божие домостроительство имеет в виду нас, людей, по слову Писания: Дом же Его – мы (Евр. 3, 6). Итак, жертва – выкуп – нужна была не для Самого Бога или удовлетворения Его оскорбленной человеком чести, как позже учил Ансельм Кентерберийский (католический богослов, – примеч. ред.), а для нас, для нашего спасения.

Придя к этому, святитель Григорий Богослов не позволяет себе проникать далее ограниченным человеческим умом в тайны Божия Промысла. Потому, указывая на непостижимость Искупления, которое остается предметом благоговейной веры, он заключает: «Большее да почтено будет молчанием» (Там же).

Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Реквизиты «ПК»: ИНН 7717694098, к/с 301018101 45250000479, наименование банка «КБ РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении №3 Московского ГТУ Банка России, р/с 40702810200000003926, БИК 044525479.
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме: 
Бог справедлив и любвеобилен одновременно: Искупление – дело Божественной любви и Божественной правды 

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней 

Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении 

Учение об Искуплении: Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева) 

ПОНЯТИЕ О ЕРЕСИ И РАСКОЛЕ: свт. Игнатий (Брянчанинов) I. Ересь - ложное учение о христианстве 



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Являются ли инославные вообще христианами?: О ереси «частичной благодати» в других конфессиях

В последнее время появилось странное учение о "частичной благодати", пребывающей в инославных конфессиях и сектах, как остаточном явлении первоначально единой Церкви. Это похоже на следующее сравнение: в ручье вода покрывает только стопы, в речушке доходит до колен, в более многоводной реке...


«История государства Российского» – политический заказ: О масонстве Карамзина и его клевете на Царя Иоанна Грозного

Карамзину для написания и издания огромного труда необходимо было заручиться высочайшим благословением, т. е. дозволением Императора. Ради этого хитрому масону должно было играть роль верноподданного гражданина. Однако на исходе 18-го века Император Павел I получил извещение об участии Карамзина в якобинстве...


Над русским народом довлеет заклятие: Л.Е. Болотин о ритуальных убийствах и духовно-мистических причинах Февральской революции

Говоря о Февральской революции, назвал бы такой важный, на мой взгляд, религиозно-мистический, духовно-психологический фактор, как ритуальное убийство Рождественским Постом Царского друга Г. Е. Распутина-Нового – в самый канун 1917 года. И говоря о ритуальном характере того преступления, я не хочу ваше...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Дежавю: Отвергающие Царя президент, «элита», «патриоты» неизбежно приближают революцию

...Мы не хотим каяться, а наши правители не хотят служить Богу, миловать и сохранять народ. И потому мы вновь с неумолимой неизбежностью, вопреки всеобщей боязни войны и смуты, въезжаем в хаос и слом хотя бы тех сносных стабильных форм жизни, которые, милостью Божией, пока еще есть у нас. Мы ничему не...


Каяться надо и молиться Царю: Прот. Олег Тэор, сомолитвенник старца Николая Гурьянова, о насущном для любящих Россию

Протоиерей Олег Тэор – настоятель храма во имя св. Александра Невского в Пскове, духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников, всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет о. Олег был тесно связан узами духовной дружбы со старцем Николаем Гурьяновым....


Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100