Среда, 18 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Митр.Иоанн: экум.лжет
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

В кулуарах

Мой Государь! утихла злоба, а я рыдаю, как мытарь...: Проникновенные Царские стихи наших авторов
Мой Государь! Утихла злоба, / А я рыдаю, как мытарь:
Я не сумел прожить до гроба / Как верный раб, мой Государь…
В судьбе России черным годом / Навек отметил календарь
Когда Ты предан был народом, / Последний Русский Государь!..

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Воцерковление в современном мире: Как духовно трудиться, чтобы не потерять первоначальную благодать?
Воцерковление в современном мире: Как духовно трудиться, чтобы не потерять первоначальную благодать?

Многим из нас знакомо чувство охлаждения и рутины, приходящее после первых нескольких лет воцерковления. Мы уже более-менее разобрались как надо себя вести в храме, выучили минимум молитв, соблюдаем посты, как умеем, более-менее регулярно приступаем к Святым Дарам.

Формально мы живем духовной жизнью, но почему тогда благодать чувствуется все меньше, куда уходят силы, которые помогали нам прощать, любить и трудится ради Бога, где радость, которая переполняла нас в начале пути?

Согласно наставлениям святых отцов, причина в том, что Бог изначально дает нам много сил как бы авансом, но каждый год ждет чтобы мы возрастали к святости, испытывает наше желание и решимость быть с Ним и работать для исправления себя по Его образу.

Тот уровень усилий, который был достаточен в прошлом, сейчас уже не подходит, но что это означает? Еще больше молиться, строже поститься, всем и во всем уступать, уйти из мира, стать священником?

В принципе, это самый прямой путь, монахи так и делают, и мы должны, в пределах своих возможностей, ибо "инокам свет — Ангелы, а мирянам свет — иноки", сказал Оптинский старец Варсонофий.

Мирские же люди, в силу своих семейных и общественных обязанностей не имеющие сил "молиться больше и поститься строже", в чем могут проявлять свое усердие?

Как мирянину духовно трудиться и бороться со страстями?

Здесь полезно вспомнить наставление преп. Серафима Саровского, что молитва и пост - это средства, а не цель. При этом благодатные силы мы получаем в Таинствах Церкви даром.

Так вот, как мы трудимся и служим Богу, определяется тем, насколько силы, полученные в Причастии, станут реальными делами и изменениями нашей жизни.

А каких реальных дел ждет от нас Бог?

Обратимся к нагорной проповеди, возьмем следующий отрывок: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф 5:23-5:24).

Согласно святым отцам, в этих словах прямое указание к действию: хочешь послужить Богу - переступи через себя и помирись с врагом.

И если вы откроете толкования на Евангелие, поучения святых отцов, их жития, вы вы найдете, что они переполнены примерами конкретных действий, которыми мы можем послужить Богу.

Большинство из нас знакомы со страстями - склонностями и изматывающими желаниями совершать грех. Большинство из нас знает, что страсти можно погасить покаянными молитвами и воздержанием, но часто они возвращаются снова, иногда сразу, как закончишь молиться.

В поучениях святых отцов мы читаем, что страсти - это, в том числе, "привычка ко злу" (свт. Василий Великий), а греховная привычка - "вторая природа, с которой человеку приходится бороться" (свт. Иоанн Златоуст). То есть страсти зачастую являются следствием повторения определенного поведения, которое повреждает нашу душу, неким шаблоном реагирования на ситуацию, рождающем мысли и желания, которые нас и мучают.

Поэтому одним волевым усилием страсть победить невозможно, надо менять шаблоны своего поведения, а для этого надо совершать дела, формировать добрые привычки, которые позволят нам сохранить благодать, полученную в Таинствах, и не дать бесам власти искушать нас.

Если не менять свои привычки, то душа будет травмироваться вновь и вновь, принося нам раз за разом одни и те же страдания. Привычки же изменяются не просто сопротивлением греху, а тренировкой - многократным повторением одних и тех же правильных действий. "Уклонись от зла и сотвори благо" (Пс. 33:15).

Говоря проще и на примере: если вас мучает чревоугодие, то не только воздержитесь от пищи, но и начните кормить голодных, чтобы поменять свое отношение к ней в принципе. Отказав себе, вы избежите греха, но не перестанете любить вкусно есть. По крайней мере, это будет вас мучить гораздо дольше, чем если вы займетесь делами милосердия, противоположными своему греху. 

То же самое действует относительно любой другой страсти, хотя иногда бывает сложно понять, какие именно поступки требуются. На этот случай святые отцы и оставили нам свои труды и жития, в которых можно прочитать прямые указания на то, что надо делать, или как они сами поступали в конкретных жизненных ситуациях.

Некоторые могут заметить, что мы спасаемся по милости Бога, а не от дел, и это верно, но это значит, что на каждый наш шаг, Бог пронесет нас еще на сто шагов: "Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие", - наставляет блж. Феофилакт Болгарский.

Да будет нам всем, ищущим спасения в современном мире православным, в утешение следующие слова свт. Игнатия (Брянчанинова): "Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради закона Христова"!

Александр Топоров
(публикуется с незначительной правкой)

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100