Пятница, 15 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Дореволюционный опыт как альтернатива разрушению образования: В рамках Николаевских чтений разработан проект «Царская школа» 14.03.2017
Дореволюционный опыт как альтернатива разрушению образования: В рамках Николаевских чтений разработан проект «Царская школа»

1 марта 2017 года в Санкт-Петербурге в рамках Четвертых Николаевских чтений* состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты». В его работе приняли участие ученые, деятели искусства, преподаватели ВУЗов, юристы, директора школ, педагоги, священнослужители, писатели, общественные деятели.

Выступления докладчиков были посвящены духовным и мировоззренческим проблемам российского образования. Основными темами обсуждения были:

1) осмысление опыта образования и воспитания в царской школе, особенно – значения реформ, проведенных в правлении Государя Николая ΙΙ Александровича;

2) разработка пилотного образовательного проекта «Царская школа» и способов его продвижения в России;

3) определение главной идеи проекта: посредством системы образования и воспитания «Царская школа» призвана способствовать возрождению русской традиционной системы образования и воспитания с целью сохранения национальной культуры, воспитанию подрастающего поколения, в том числе его творческой элиты, осознающей себя частью своего народа с общим историческими и культурными традициями;

4) принято решение о создании учебно-методической базы проекта «Царская школа»; с этой целью решено ходатайствовать перед руководством города о предоставлении Федоровского Царского русского городка в Царском Селе, который самым тесным образом связан с концепцией проекта;

5) для реставрации, привлечения инвестиций и дальнейшего использования Федоровского городка в качестве учебно-методической базы проекта «Царская школа» создать «Школьно-строительный фонд им. Цесаревича Алексия»;

6) проект «Царская школа» может быть рассмотрен в рамках Национального проекта «Образование» (программа по повышению качества образования), объявленной Президентом России В.В. Путиным в 2005 году. В данной программе содержится пункт: «Организация сети национальных университетов и национальных бизнес-школ». Сеть национальных университетов должна на что-то опираться; базой для них, безусловно, может стать сеть «Царских школ» с центром в Федоровском городке;

7) разработать порядок мероприятий по продвижению проекта и привлечению участников, организаций и инвестиций.

На конференции был осуществлен всесторонний анализ образования в России, включая современную обстановку в сфере реального образования и воспитания подрастающего поколения (см.: Открытая и тайная война со школой: Комментарий профессора В.Ю.Троицкого к «реформам» образования).

Результаты дискуссий, в ходе которых был проанализирован опыт царской школы до 1917 года, и те вызовы современности, которые угрожают будущему наших детей, позволили прийти к выводам, отраженным в нижеследующей единогласно принятой резолюции.

РЕЗОЛЮЦИЯ ЧЕТВЕРТЫХ НИКОЛАЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

Участники конференции подчеркивают, что существует ряд негативных явлений в сфере воспитания и образования наших детей, которые требуют неотложного внимания государства и общественности. Последние годы нас настойчиво загоняют в искусственно созданную дилемму: или западное образование с его болонской системой и ювенальными технологиями, или так называемое «советское образование», опирающееся на лживый и кровавый фундамент. Но у русских был свой исторический путь, в том числе и в сфере образования. Дерево познается по плодам. Тысячелетняя традиция воспитания и образования детей на Руси позволила создать уникальную цивилизацию, достижениями которой пользуется и гордится весь мир. И сегодня, с тревогой осознавая страшную статистику детских самоубийств, мы все более ясно понимаем, что у нас есть только один выход: нам нужно вернуться в свою Россию, в свою русскую царскую школу. В 100-летие свержения царской власти мы обращаемся к реформе образования последнего русского Царя Николая II Александровича. Эта реформа привела к выдающимся успехам, была создана лучшая в мире система образования, на которой еще более полувека паразитировала так называемая «советская школа».

В царствование Николая II были приняты соответствующие законодательные и нормативные акты, выделялось значительное бюджетное финансирование и последовательно осуществлялась программа по созданию условий для всеобщего высокопрофессионального обучения и традиционного воспитания, в том числе, и создание его материальной инфраструктуры.

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обезпечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом три версты. Мы же сейчас наблюдаем повсеместное закрытие школ, особенно в сельской местности, сокращение педагогического состава. Часто звучит критика в адрес Царя со стороны современных политиков, но при нем школы строились, а не закрывались, бюджет, выделяемый на образование, возрастал, и его доля была самой большой за всю историю не только России, но и всех государств. Причем этот рост сохранялся даже в годы Первой Мировой войны. Но если был такой позитивный опыт, то его логично изучить, осмыслить и взять на вооружение. Он органичен нашим традициям, русскому менталитету и гораздо эффективнее может быть внедрен в новых условиях, чем западные системы, дискредитировавшие себя.

Особое значение для царской школы имела законодательная поддержка. И этот опыт нам сейчас особенно важен. В первой части «Свода законов гражданских», помещенной в первой книге первой части десятого тома Свода Законов Российской Империи, есть ряд статей, регулирующих отношения родителей, государства и школы – «О родительской власти», где наряду с обязанностями родителей (прежде всего обязанностью воспитывать и образовывать своих детей) устанавливается обязанность детей оказывать родителям «почтение, послушание, покорность и любовь» (ст. 177). Родительская власть, по русскому праву, включала право применять «домашние меры исправления». Объем родительских прав согласно русскому праву достаточно велик, а родительская власть полностью прекращалась только со смертью родителей (не ограничиваясь возрастом совершеннолетия детей) и частично ограничивалась поступлением в государственную службу и вступлением в брак (ст.179, п. 2 и 3). К чему это привело? Прирост населения за 20 лет правления Николая II Александровича составил 60 млн. человек. А что мы имеем под воздействием ювенальных технологий? Смертность, превышающую рождаемость, пьянство, наркоманиию, аборты, массовые самоубийства среди детей. Царская школа должна вернуть концепцию «родительской власти», адаптировав к современности. Детский ювенальный геноцид должен быть прекращен.

В первом пункте 179 статьи говорилось: «Личная родительская власть не прекращается, но ограничивается... Поступлением детей в общественное училище, начальство коего заступает тогда по их воспитанию место родителей».

Правовой механизм взаимодействия семьи и школы, в частности механизм участия родителей в управлении учебным заведением, был окончательно выработан лишь в царствование Николая II и затем был полностью разрушен после 1917 года (поскольку большевики склонялись к тоталитарным крайностям якобинской образовательной политики, полностью исключавшей участие родителей). По инициативе Государя Николая II от 25 марта 1901 года, начали создаваться механизмы участия родителей в управлении учебными заведениями, такие как: родительские комитеты гимназий с правом участия в Педагогическом совете и Хозяйственном комитете, Хозяйственный комитет, Педагогический совет, и в ряде случаев Попечительный совет. В результате:

1) преодолена отчужденность школы от семьи и ее бюрократический характер;

2) достигнута целостность образования, не только умственного, но и нравственного;

3) усилено физическое воспитание и исправлен вредный для здоровья учащихся характер занятий в школах (в частности, устранение «перегрузок»);

4) образование получает национальный характер;

5) происходит индивидуализация обучения, адаптация к возрасту, социальным и индивидуальным особенностям учащихся.

Советское законодательство, прежде всего, игнорировало воспитательные образовательные права родителей и гражданского общества в целом (особенно в религиозном аспекте), т. к. была направлена на уничтожение семьи и семейного воспитания. «У родителей... есть лишь обязанности: по обезпечению, воспитанию» и т. д. Родители не имеют права принимать решений по поводу конфессии своих детей (§ 37). Они обязаны так воспитывать детей, чтобы готовить их к «социально полезной деятельности» (§ 41). Если родители пренебрегают этими обязанностями, или выполняют их «неправомерно», то они могут быть лишены своих прав (§ 46 и др.): дети передаются в учреждения. Революционная идеология по существу отрицала «естественное право» родителей на воспитание своих детей, народное и религиозное, причем практически религиозные и национальные меньшинства получали преимущества по сравнению с ранее выделенным русским православным большинством. Закономерным результатом такого подхода стал наблюдаемый сегодня разгул ювенальных технологий, безконечных образовательных реформ.

Эти доставшиеся нам в наследство установки и призвана преодолеть царская школа (см. также: Мы возродим православное образование: Интервью с директором первой тамбовской гимназии).

Необходимо вернуться к утраченному положению в воспитании и образовании, и, в частности, в царской школе, где родителям учащихся должна быть предоставлена не только возможность принимать активное участие в жизни тех общественных учебных заведений, где учатся их дети, но и должен существовать механизм, позволяющий влиять и на то, чему будут учить в школе их ребенка.

1. Во-первых, это возвращение к традиционным православным нравственным ценностям. Митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Изуродовали души наших детей отравой потребительства и грязного разврата, растлили целое поколение молодежи, <...> промотали великое державное наследие, купленное безмерной ценой героизма и самоотверженности народа, миллионов и миллионов простых русских людей, павших в боях на безкрайних просторах многострадальной России…».

Отвергнув старое, детей стали расти и развивать на подмененных ложью нравственных понятиях и началах. Необходимо вернуть в школу русское православное нравственное начало, очистив его предварительно от большевизма и экуменизма (см.: Насаждается индиффирентность к Истине: Размышления православного педагога об экуменизме в образовании). Революция удается там, где подорваны нравственные устои общества и, обратно, не имеет успеха там, где они крепки. Современное образование воспитывает революционеров и участников майданов. Украина – тому печальное свидетельство.

2. Российские традиции законодательно сохраняемы и поставлены под защиту Стратегией национальной безопасности (утв. Указом Президента №683 от 31.12.2015 г.). Однако в современном образовании существует засилье европейских образовательных стандартов. Нам нечему учиться у Запада, его современная история полностью дискредитировала его систему (в т. ч. и образовательную) в мировом сообществе. Но нам есть чему учиться у наших предков, создавших великую Русскую цивилизацию. В рамках образования необходима передача ценностей и знаний, в первую очередь, созданных на территории своего Отечества. Поэтому в царской школе красной строкой должен быть прописан приоритет русского над иностранным, глубокое постижение и освоение народного искусства, ремесел и т. п.

Необходимо категорически отказаться от зарубежного опыта оценки результатов образовательной деятельности и образовательных программ. Царская школа должна быть независимой от этих оценок. Нужно вырабатывать свои критерии, соответствующие русским традициям. Школа должна взращивать в детях русскость (см.: «Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России» (КНИГА полностью)).

3. То, что мы можем противопоставить Западу – это наш интеллект, нашу способность мыслить, не только «что», но, главное, «как» мыслить. В царском образовании перейти на классические методики, которые учат думать, а не действовать по шаблону. Школа должна работать образами. Она выстраивает в ребенке Образ Божий, а образ не может выстраиваться рассудочными категориями, но только с помощью образа. Здесь вырастает глубочайшая осмысленность, понимание «зачем».

Славянский (сейчас церковнославянский) язык Кирилла и Мефодия предоставляет возможность войти в традиционный культурный мир и является уникальным средством развития формальных способностей ума, аналогичным тому, которое латынь и греческий играли в гимназическом. Поэтому образование в царской школе должно выстраиваться глубоком изучении славянского языка святых Кирила и Мефодия, его истории и этимологии. Это основа основ. Изучение русской книжности – один из основных механизмов передачи нравственных устоев и традиций.

4. Вопросы воспитания должны получить приоритетное значение. Культура сердца должна стать основой образования ребенка. Человек творит сердцем, и важно воспитывать его в нем. Без этого знание как информация теряет всякий смысл. Необходимо отобрать и сконцентрировать величайший опыт православного образования и воспитания, начиная с Византии, вбирая древнерусские традиции <…>, и применить его на современной основе. Не просто сохранять систему передачи опыта от учителя к ученику, но и культивировать ее, т. к. истинное знание живет само по себе и существует только этой живой передачей некоего таинственного опыта.

5. В основе царского образования должна лежать фундаментальность. Традиционные методики в обучении наукам (Рачинский). Не случайно известный российский математик академик В.И. Арнольд, оценивая новый проект реформы российского образования в начале XXI века, отметил, что во многих отношениях современная «модернизируемая» школа предъявляет меньшие интеллектуальные требования, чем четырехлетняя (двухклассная) дореволюционная церковно-приходская школа.

6. Царская школа должна быть безплатной.

7. Необходимо вернуть в обучение воспитание навыков освоения труда на земле. Именно для этого создавалась система школьных хозяйств. Человек обрабатывает землю не только для пропитания, он, раскрывая и возделывая ее, раскрывает и возделывает себя. Он раскрывает в земле ее лучшие свойства кормилицы, красавицы, хранительницы, ибо она хранит и хоронит его, но в процессе возделывания он и сам раскрывается во всей своей красоте и лучших качествах. Это и школа здорового общения друг с другом, в том числе через взаимодействие с животным и растительным миром.

8. Вернуть единственно возможное понимание человека как мужчины или женщины, навсегда отказаться от любых гендерных теорий. Само слово «гендер» нужно запретить, как влекущее за собой античеловеческое представление о поле. Необходимо ввести раздельное обучение. Система образования должна воспитывать из мальчиков мужественных воинов и мужей Отечества, а из девочек – нравственных невест и любящих матерей.

Мы все должны понять, что у нас нет времени на раскачку. Идет охота за душами наших детей. Нам нужно срочно возрождать лучшие традиции наших школ, наших семей.

Наши отцы и деды победили в жуткой войне, потому что были сильны духом. В каждом из нас заложена генетическая любовь к Родине, ответственность за свою землю. И это чувство нужно воспитать в наших потомках.

Царская школа направлена на создание устойчивого мировоззрения, помогающего выстаивать при любом повороте истории и быть готовым к любым вызовам времени.

Мы делаем опорой сердце человека, его внутренний мир, который, являясь глубоко индивидуальным, опирается на поддержку традиций, помощь многих поколений предков, которые отдали свои жизни, формируя русский мир, и мы не собираемся от него отказываться.

Наши национальные традиции образования и воспитания вырастили не одно поколение сильных людей, способных противостоять любому врагу, выигравшие многие войны, сумевшие сохранить независимость своего государства, подтверждение тому – победы над Наполеоном, над Гитлером, которым не могла противостоять вся Европа, но смогла противостоять Россия.

__________________
* Подробнее об этом монархическом мероприятии см. также: «Прежде изменения Царства должны измениться люди»: Николаевские чтения с участием молодежи как показатель возрождения нации


Источник: Группа «Николаевские чтения»
https://vk.com/club122521254

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100