Пятница, 5 Марта 2021 г.
Духовная мудрость

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Апостолы на пенсии?: О некоторых влияниях «непогрешимого» Рима в Уставе РПЦ


Почисление «на покой» некоторых старейших и духовных архиереев Русской Православной Церкви в конце декабря 2018 года решением Синода вызвало смущение среди паствы. Поскольку в этой ситуации всем почувствовалось что-то противоестественное для православной души и грозное по своим последствиям.

Живое церковное чувство подсознательно не дает успокоиться, встали вопросы с отсутствующими ответами: «Как так? Почему?» Неужели представляемая в СМИ ситуация объективна? Неужели в период обострения духовной борьбы во всем мире, тяжелых испытаний для Родины и русского народа, в период, когда для сохранения Отечества и в целом, Православия, русскому народу нужно пробудиться от духовного сна, авторитетные архиереи, духовно одаренные Богом, способные сказать свое веское слово, решающее для Церкви, – пишут в 75 лет, а потом в 80 и 81 год странные прошения Синоду с просьбой отправить их на покой? Мол, мы устали…

Всем очевидно несоответствие представляемой картины в СМИ и реальному авторитету и уровню духовного видения архиереев, их степени ответственности перед Богом, чтобы они искренне в нынешней ситуации писали такие прошения и имели такие необъяснимые мотивы…

Устав Русской Православной церкви и это искусственное требование писать прошение о почислении на покой в 75 лет ставит и владык, отправленных на покой, и мирян, и всех членов Русской церкви в непростое положение. Ситуация заставляет нас задуматься, а откуда взялся этот пункт о предельном возрасте архиерейского служения?

Мы все знаем, что данные Богом дары нужно беречь. Нужно возделывать данную нам землю, иначе можно ее потерять. Знаем, что нужно собирать данный Богом урожай, а иначе можем получить голод за небрежение, знаем, что нужно ценить данную нам от Бога семью, а то можно ее лишиться, понимаем, что не нужно пренебрегать здоровьем, а то можем получить болезнь. Нужно беречь и благодарно принимать то, что дарует нам Господь.

И мы видим, что в эти сложные времена Господь дал России и Русской Церкви нескольких духовных архиереев-старцев. Наделенных многими духовными дарами. Господь избрал их с детства, растил много десятилетий, возвел на церковную свещницу, поручил им пасти Свое стадо и возделывать виноградник Божий – учить людей Правде Божией и приносить плоды.

Но сегодня вся Русская Церковь наблюдает, как эти люди, прозорливые старцы, авторитетные столпы Русской Церкви отправляются «на покой», хотя они пребывают в силах и могут и должны служить Церкви еще годы, как раз в те самые сложные для России предстоящие годы.

Стоит задуматься, не последует ли за этим наказание для русского народа? Ведь Господь дал нашей Церкви духоносных учителей, а мы как будто отвечаем Святому Духу, что «мы, Господи, в таких высоких дарах не нуждаемся, нам нужно что-то попроще и поконкретнее… О том, что будет в будущем, мы не хотим думать, нам нужно здесь и сейчас…»

В свое время мы перестали нуждаться в Помазаннике Божием. Царь нам стал не нужен. Святейший Синод поспешно вынес царский трон из синодального зала в феврале 1917 года. Известно, какова была участь архиереев Русской Церкви и православного народа в последующие годы. По сию пору расплачиваемся за это греховное помрачение церковное и народное.

Потому стоит осмыслить, что происходит в связи с этим поспешным почислением старцев-архиереев «на покой». Не является ли пункт в Уставе РПЦ об обязательном прошении на покой в 75 лет ошибкой, унаследованной из советских времен? Можно ли исправить эту ошибку, дабы не навлечь на себя возможный и праведный гнев Божий?

Захотелось хотя бы поверхностно посмотреть, что содержит Устав нашей Церкви по этому вопросу, и откуда взялся этот пункт про возрастные ограничения для архиереев. Оказалось, что впервые ограничение возраста нахождения на кафедре для архиереев 75 годами было включено в устав РПЦ в 1988 году, затем оно перешло в Устав 2000 года. Это правило, как известно, не распространяется на Патриарха. По достижении 75-летнего возраста каждый архиерей Русской Церкви должен подавать на имя Патриарха прошение об уходе на покой. При этом вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

Как известно, в Древней церкви архиерей занимал свою кафедру пожизненно. Преждевременный уход и отказ от управления кафедрой не приветствовался и порицался. Даже болезнь не являлась уважительным предлогом для оставления кафедры. Отцы Третьего Вселенского Собора сообщили об одном епископе, убоявшемся множества трудов на кафедре его церкви: «Единожды приявшему на себя священноначальственное попечение подобало удержать оное с духовною крепостью, как бы вооружиться на труды и охотно переносить пот, обещающий воздаяние». Вспомним, что Патриарха Московского и всея Руси Никона тоже предали церковному суду по жалобе царя Алексия Михайловича за самовольное оставление Московской кафедры и самоустранение от церковных дел на несколько лет (Патриарх удалился в Ново-Иерусалимский монастырь).

В Русской Церкви, да и вообще в древней Церкви не было практики смены кафедр архиереями. Епископ обручался своей церкви и должен был пребывать на этой кафедре пожизненно. Сегодня у нас много сравнительно молодых архиереев, сменивших по 3-4 кафедры за считанные годы. Подобные ситуации должны были бы быть исключительными, но становятся массовыми. В советское время этому способствовало вмешательство государства в церковную жизнь.

Очевидно, что в древности ситуация отправки на покой епископов, которые хоть и в преклонных летах, но в здравии была немыслима. Хотя бы потому, что потенциально эта ситуация содержит угрозу нестроений и раскола. При живом и здравствующем отце-архиерее, который вот еще недавно был главой местной церкви, учителем веры и наставником для многих священников и монахов, рукополагавший их, принимавший обеты, назначается другой епископ, то есть другой отец… Ситуация очевидно сложная. Потому в Православной церкви такого правила и требования никогда не было.

Потому и наши современники духоносные архиереи, богословски высоко образованные, не смотря на все неканонические и неправославные требования Устава РПЦ добровольно не могли пойти на оставление своих епархий. Потому мы не слышали, да и не могли услышать от них заявлений, что они добровольно оставляют свои кафедры.

Посмотрим, есть ли подобное требование ухода «на пенсию» архиереев с кафедр из-за преклонного возраста в современных Сербской и Болгарской православных церквях?

Статья 111 Устава Сербской Православной Церкви содержит положение о том, что Святой Архиерейский Собор имеет право удалить епархиального архиерея только после канонического осуждения, по доказанным физическим недостаткам, на основании прошения об уходе на покой, или в случае нарушения одного из условий статьи 104 Устава СПЦ. Эта 104 статья предполагает для будущего архиерея необходимость соответствия каноническим требованиям, наличие богословского образования, всеобщего уважения за безпорочную жизнь и труды на благо Церкви, гражданство бывшей республики Югославии.

Таким образом, прошение об уходе на покой в Сербской Церкви теоретически возможно, но в Уставе нет требования писать такое прошение по достижении 75-летнего возраста.

Статья 82 седьмой главы Устава Болгарской Православной Церкви говорит о том, что в этой церкви служение митрополита (епархиального архиерея) пожизненно. Переход митрополита с одной епархии в другую запрещен. Митрополит по собственному желанию или по каноническим причинам может быть освобожден от должности, тогда к его титулу добавляется звание «бывший». Если по болезни епархиальный митрополит не может нести служение, Святой Синод назначает епископа в качестве управляющего епархией. Во время богослужения он поминает епархиального митрополита.

Таким образом, даже в случае болезни, митрополит Болгарской Церкви не оставляет своей кафедры. Ни о каком возрастном пороге в 75 лет речь не идет, хотя предусмотрена возможность ухода с кафедры «по собственному желанию».

Таким образом, пункт Устава РПЦ о возрастном 75-летнем цензе для священнослужителей ставит Русскую Церковь и архиереев в сложное антиканоническое положение, особенно при учете осуждающего послания отцов Третьего Вселенского Собора к священному Собору Памфилийскому по поводу епископа Евстафия, решившего преждевременно уйти на покой.

Возникает вопрос, откуда появился этот пункт в Уставе РПЦ, столь нехарактерный для Православия? Ответ на вопрос нашелся быстро. Митрополит Илларион (Алфеев) в своей книге «Православие» открыл тайну: «Данная практика заимствована из Римско-католической церкви, где каждый архиерей, за исключением папы Римского, по достижении 75-летнего возраста подает прошение об уходе на покой, а по достижении 80 лет обязан оставить свой пост» — пишет митрополит.

Итак, это требование продиктовано иным церковным правом, другой экклесиологией и другим пониманием действия Святого Духа в Церкви. Из очерков протоиерея Владислава Цыпина по истории РПЦ узнаем, кто составлял проект Устава с этим пунктом. Этим человеком был в 1980-х годах архиепископ Смоленский и Вяземский, то есть нынешний Патриарх Кирилл (http://www.sedmitza.ru/lib/text/440016/).

В феврале 2018 года сайт «Седмица.ru» как бы «в помощь» нашим «престарелым архиереям» опубликовал одну новость: «Папа Франциск внес изменения в порядок ухода на покой епископов Католической Церкви» (http://www.sedmitza.ru/text/7879016.html). Новость рассказывает о письме папы, где он дает рекомендации уходящим на покой 75-ти и 80-летним католическим «епископам», как научиться прощаться. В этом письме понтифик перечислил и некоторые из причин, которые могут повлиять на решение папы продлить служение того или иного «священнослужителя». В их числе «важность должным образом завершить какой-то очень полезный для Церкви проект; необходимость обезпечить продолжительность важным делам; некоторые трудности, связанные с составом дикастерии в переходный период; важность вклада, который данное лицо может сделать в реализацию недавно изданных Святым Престолом директив или в принятии новых ориентиров учительства Церкви…». Таким образом, то, что Триединый Бог нуждается в редких по нынешним временам людях, которые являются «избранными сосудами» Святого Духа и соработничают Богу в Божественном Домостроительстве, а не лично папе римскому или некой «дикастерии» — даже не приходит в латинские головы.

Но тогда почему все богоборцы и разрушители Церкви во времена всех гонений покушаются в первую очередь на духоносных людей? Потому что в «мире сем» такие светочи помогали Богу являть Его волю, духовно преображать людей и созидать Святую Церковь.

Так становится очевидным, что разбираемый пункт Устава Русской Православной Церкви должен быть осмыслен и, скорее всего, удален, как противоречащий православным канонам и православному вероучению. А положение с епископами, отправленными Синодом «на покой» и лишенными против своей воли кафедр, должно получить каноническую оценку и пересмотрено.

Романова Владислава Николаевна


Источник: Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
http://beregrus.ru/?p=11645

___________________
См. также:

С такими архиереями уходит целая эпоха: Митрополитов Вениамина, Евлогия и Германа почислили на покой

Духовный удар по всей Дальней России: Боль и слезы принесло верующим известие о почислении на покой митр. Вениамина

Агенты влияния Ватикана в нашей Церкви: О новой экспасии Рима в Россию          

«Чья власть – того и вера»: О католическом иезуитизме и его проникновении в Россию



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100