В связи с церковными событиями на Украине существуют различные мнения. Одни говорят, что жесткие меры – отказ от евхаристического общения с Константинопольской Поместной Церковью – это верное решение, другие считают такой ход преждевременным. Мы побеседовали на эту тему с протоиереем Владимиром Романовым.
– Батюшка, в одной из своих проповедей Вы говорили о рассудительности, которой, к сожалению, нет в действиях митрополита Илариона, возглавляющего Отдел внешних церковных связей. Каким образом это относится к ситуации с Украиной?
– Еще преподобные Оптинские Старцы говорили, что в последние времена на местах святительских не будет людей рассудительных. К сожалению, мы с этим сталкиваемся, и украинский вопрос является тривиальным примером безрассудного поведения.
Смотрите: наш Синод принимает решение отказаться от общения церковного с целой Поместной Константинопольской Церковью. А Константинопольская Церковь на это отвечает «снисходительностью» и «любовью». То есть, несмотря на то, что вы отказываетесь с нами общаться, мы от общения с вами не отказываемся и примем любого паломника, священника и архиерея.
Получается такая картина: наш Синод несдержанный и агрессивный, а Константинопольский Синод – мирный и благоразумный. Не буду вдаваться в подробности, кому на пользу такая ситуация, думаю, и так всем понятно.
Понятно и то, что решение о прекращении общения с Константинополем – лишь неуклюжая попытка надавить на Патриарха Варфоломея. Знаете, это как-то напоминает басню Ивана Андреевича Крылова «Кот и повар»: «Кот Васька плут! Кот Васька вор <…> А Васька слушает, да ест».
Ну и где вы видите в этих действия рассудительность митрополита Илариона?
Удивляет то, что Патриарх Кирилл так легко пошел у него на поводу!
– А что же оставалось делать, если Константинополь принял решение создать на Украине Поместную Церковь из еретиков и раскольников?
– Могу лишь оценивать ситуацию по плодам. Надо не забывать, что Патриарх Варфоломей – это не Поместная Константинопольская Церковь, а всего лишь человек в этой Церкви.
Думаю, что у него немало противников в Стамбуле. Можно же было не делать акцент на безумном решении Константинопольской Церкви об автокефалии, а обратить внимание на самого Варфоломея. Достоин ли такой человек, для которого Православие давно уже не вера Христова, а часть политической игры, быть Патриархом?
Наверняка среди епископов в Фанаре есть человек более достойный, которого можно было бы поддержать в его притязаниях на Патриаршество.
– Но тогда в Константинополе произошел бы раскол.
– Я бы не назвал это расколом, а, скорее, возрождением Православной Поместной Константинопольской Церкви. Посмотрите на поступки Варфоломея. Он же давно дискредитировал и себя, и Синод. Что мы видим? Непомерную гордыню человека, пытающегося выстроить Православие по образу римо-католического папства и, конечно же, возглавить его.
И наша поддержка здравомыслящего православного иерарха в той Поместной Церкви всего лишь расставила бы все на свои места.
Варфоломей остается с Денисенко и украинскими автокефалами с их «митрополитом» Малетичем, а Константинопольская Церковь – с Поместными Православными Церквями, в том числе и с Московской Патриархией.
Даже если бы несколько Поместных Церквей поддержали нового Константинопольского Патриарха, это уже был бы крах Варфоломеевской эпохи.
– А что же тогда делать с решением о прекращении евхаристического общения?
– Думаю, что он сам собой бы отпал, потому что ни у кого бы и мысли не возникло вступать в евхаристическое общение с раскольником.
Часто раскольники используют метод непоминания, но разве хоть раз он подействовал на того же Патриарха Кирилла или митрополита Илариона? Откуда же тогда уверенность, что наше прекращение общения каким-то образом подействует на Патриарха Варфоломея? Вот и получается своего рода цирк.
Все, что мы видим, – это плоды либерального отношения к нарушителям догматов и канонов.
А что митрополит Иларион? Едет на поклон к римскому понтифику, в надежде, что тот повлияет на Варфоломея. Какая глупая наивность! Для любой церковной бабушки понятно, что за всей этой автокефальной историей стоит папа римский и его желание подчинить себе Православную Церковь. И Франциску на руку раздор и разделения у православных. А высокообразованный митрополит таких простых вещей не разумеет.
– А что же делать? Как исправлять ситуацию?
– Как человек исправляется после грехопадения? Он кается, старается жить по заповедям Божиим, во всем полагаться на церковное учение. Так и нашим иерархам прежде всего необходимо обрести мир со Христом и Его истиной. Перестать нарушать каноны, призвать Поместные Православные Церкви, нарушающие Типикон новостильным календарем, вернуться к святоотеческому месяцеслову, и определить четкую границу между словом «да» и «нет». Потому что то, что сверх этого, то от лукавого (см.: Мф. 5, 37-38).
Беседовал Александр Павлов
Источник: ИПВ Русь-Фронт
http://www.rusfront.ru/15655-bezrassudnye-deystviya-mitropolita-ilariona-alfeeva-mogut-privesti-v-tupik.html
___________________
См. также:
Замечательная перемена: Митр. Иларион возвратился к святоотеческим понятиям и смыслам?
УПЦ МП – это не Российская Церковь?: Митр. Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине
<-назад в раздел