Понедельник, 20 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России
Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. <...> Дело в борьбе между верой и неверием, между Христианством и антихристианством.
Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России

Преп. Феодор Студит об общении с еретиками

Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа.

Преп. Феодор Студит

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Смиряяйся вознесется: День памяти схиигумении Евпраксии Староладожской

2018-10-06.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь, один из древнейших в Санкт-Петербургской епархии, многое пережил на протяжении своей более чем пятивековой истории. Он повидал немало горестных событий, но были в его судьбе и светлые дни; были личности, своею жизнью и делами оставившие по себе добрый след и благодарную память. Безусловно, в сонме таковых подвижников – игуменья Евпраксия, скончавшаяся 23 сентября 1823 года, о которой мы и расскажем сегодня.

Рожденная в 1734 году, в миру она называлась Евдокиею; отец ее был купцом, а мать происходила из священнического рода. Семья жила в Санкт-Петербурге, где дядя Евдокии служил придворным протоиереем, а сестра и племянницы были в замужестве за дворянами. Рано оставшись сиротою и не желая супружеской жизни, подвижница тайно удалилась из дома дяди в город Арзамас, где десять лет провела в Алексеевском женском монастыре в трудах и молитвенных упражнениях.

Нелегко давалась девице иноческая жизнь: физической крепости она не имела и скудная монастырская трапеза тяжело сказалась на ее здоровье. Евдокия заболела и, горько плача, просила у Божией Матери помощи и восстановления сил. Однажды во время праздничной всенощной больная лежала в изнеможении и вдруг услышала стройное пение и увидела, как дверь ее кельи внезапно открылась и вошли два светлых мужа, неся икону Успения Богородицы и поя тропарь этого праздника. Когда девица с молитвою устремила свой взор к иконе, лик Пречистой ожил и Богоматерь поднялась с ложа и сказала ей: «Восстань и укрепляйся, ты должна послужить Мне еще много». Евдокия тотчас стала здравою, и видение прекратилось. Когда пришедшие сестры увидели ее исцеленной, все умилились и прославили Бога.

К концу десятого года жизни в Арзамасе о пребывании там подвижницы стало известно ее дяде, который потребовал отправить племянницу в Санкт-Петербург. Это было исполнено, однако в столицу Евдокия возвратилась ненадолго. Вскоре она отправилась в Староладожский монастырь, а с провожавшим ее верным слугою передала дяде, что в миру она не останется, сколько бы ее к этому ни склоняли. Родственники смирились, и жизнь благочестивой девицы потекла наконец по единственно радостотворному для ее сердца пути.

Игуменья Староладожской Успенской обители Евфимия приняла Евдокию благосклонно и отвела ей отдельную келью, где она и жила в строгом воздержании, питаясь только хлебом и квасом, который раз в неделю приносила ей местная жительница. Особым послушанием ее в те годы было чтение Псалтири по усопшим, и, будучи тверда духом, она в одиночку ходила по покойникам. Несколько более должного полагаясь на свои силы, однажды она пренебрегала осторожностью и оставила бдительность, за что и получила вразумление. Как-то глухой осенней ночью девица читала в церкви над покойником из мирян, который, как ей показалось, вдруг поднялся и с ужасным видом кинулся на нее. Испуганная Евдокия бросилась в келью и, потеряв на пороге сознание, наутро была найдена сестрами. С тех пор она уже не дерзала искушать Господа такой самонадеянностью.

В декабре 1777 года подвижница была пострижена в монашество с именем Евпраксия, а 2 февраля 1779 года – возведена преосвященным Владыкою Санкт-Петербургским Гавриилом в лаврской Благовещенской церкви в сан игуменьи Староладожского монастыря. С этого времени в жизни матушки наступил новый, самый трудный период, в течение которого подвиг пустынножительства она чудно сумела сочетать с послушанием настоятельницы обители.

Как игуменья мать Евпраксия была удивительно мудрою. Неуклонно внимание ее обращалось на благолепие храмов и истовое, столь же благочинное совершение богослужения. В частности, она любила и всячески заботилась, чтобы во время службы храм был хорошо освещен. В ее игуменство на престольные праздники всегда приезжали архимандриты из Лавры, которых матушка встречала звоном церковных колоколов, сама всходя на колокольню; в другие торжества собиралось окрестное духовенство.

2018-10-06.1.jpgЕвпраксия много потрудилась над благоустройством и украшением церквей, ограды и колокольни, и благодатная помощь от Господа не раз являлась ей в минуты затруднения. Однажды, во время постройки колокольни, закончились средства для продолжения дела. Подвижница весьма скорбела, но ей в сонном видении явилась святая великомученица Варвара с обещанием содействия свыше. И вот, на другой же день приехала в монастырь помещица Желтухина, передала игуменье  конверт с потребною суммою, и рассказала, что великомученица Варвара во сне дала ей повеление вручить эту сумму игуменье.

В другой раз, когда везли колокол из Санкт-Петербурга и случилась буря, мать Евпраксия, отправив спутников в ближайшую деревню, в укрытие, сама осталась при колоколе, усердно молясь Богу и прося положить конец ненастью. Тогда ей предстали преподобные Сергий и Герман Валаамские и Александр Свирский и утешили. И что же? – буря утихла, колокол вскоре был доставлен на место, и сама Евпраксия, на блоках поднявшись с крестом, водрузила его над колокольнею.

Строй монастырской жизни на общежительный подвижница не изменяла, но всячески заботилась о благополучии сестер. Принимала же их с большою осторожностью и иногда строго испытывала. Так, когда пришла к ней сестра Елпидифора, впоследствии ее любимая ученица, Евпраксия сначала ее не приняла и даже строго приказала уйти, но потом, явно обнаружив свою непреклонность, она была принята с радостью. От монахинь игуменья требовала исполнения правил иноческой жизни, и в ее время духовная жизнь в обители держалась на редкой высоте. Пересудам, зависти, лености не было места. Сама матушка подавала пример воздержания и трудолюбия. Многие сестры становились истинными подвижницами, и любовь Евпраксии к ним особенно выражалась во время их болезней, когда блаженная лично ухаживала за недужными и всячески облегчала их страдания. Так, когда опасно заболела Елпидифора и ей в видении было показано исцеление после посещения часовни на Абрамовщине, игуменья, только что там побывавшая, несмотря на непогоду, вернулась, чтобы помолиться о болящей, которая, к счастью, вскоре поправилась, умывшись принесенною из колодца при той часовне водою.

Если Евпраксией овладевал дух раздражения и она не могла сдержаться, то по миновании его первая просила прощения. Так, когда враг возмущал долгое время ее против Елпидифоры, подвижница коленопреклоненно искала примирения и умоляла дать ей сил усерднее молиться. Тогда по слезной молитве дух раздражения оставил ее, и между матушками водворился благодатный мир.

Игуменью глубоко уважали Санкт-Петербургские владыки и подвижники благочестия: Феофан Новоезерский, Феодор Санаксарский, Назарий Валаамский и другие. Ее хотели поставить начальницею Смольного монастыря, но она отказалась, почитая лучшим уделом пребывание в бедной обители.

Для своего монастыря она не стяжевала средств просьбами, хождениями, намеренным поиском благодетелей, но молилась и по вере скоро обретала необходимое. Нередко рыбаки, закидывая мрежу на счастье Евпраксии, получали обильный улов; было много и других подобных случаев. Но при всем том мать Евпраксия отличалась великим смирением. Когда ее хотели отметить наперсным крестом, она отказалась от сей награды. Святая игуменья была и крайне нестяжательна, и когда умирала какая-либо из монахинь, она, раздавая сестрам небогатое имущество покойной, себе не брала ничего.

Одевалась подвижница скромно. Однажды привелось ей быть в приемной митрополита, когда там дожидались встречи две знатные настоятельницы. Они спросили важно Евпраксию, зачем она здесь, а услышав, что у нее есть дело к Владыке, сухо заметили, что из-за недомогания он примет только их. Каково же было смущение этих особ, когда секретарь объявил, что митрополит побеседует сегодня лишь с Евпраксией. Так смиренных Сам Господь превозносит, несмотря на их видимое уничижение.

Матушка Евпраксия управляла монастырем 43 года (1779–1822 гг.) и 22 июля 1822 года испросила увольнения на покой. Одновременно с крестом начальствования она, как сказано выше, несла еще подвиг пустыннический. Устроив почти в трех верстах от обители часовенку, подвижница часто утром удалялась туда на молитву. В дождь, ветер, снег, бурю, распутицу, темною ночью ходила Божия избранница на это место без малейших опасений. Истерзанная терниями, покусанная комарами и мошками, измученная зноем или холодом – она возвращалась потом в свою нетопленную келью и опять молилась. Не раз по дороге к пустыньке ей сопутствовал дивный свет, волки держались поодаль, будто ручные собачки, а галки однажды указали ей путь к месту, где она обронила свой ковчежец со святыми мощами. Дивный столп огненный как-то спас матушку и от ножа беглого солдата, который позже ее молитвами, принеся покаяние, вновь был принят на службу и восстановил свою репутацию. 

2018-10-06.2.jpg

Незадолго до смерти в Великий Четверг подвижница приняла елеопомазание и узрела над собою распростертую десницу Божию; в другой же раз она видела Спасителя на облаках, а также предсказала скорое возвращение с Отечественной войны с легким ранением одного помещика. Так еще при жизни верная труженица Христова была прославлена свыше. Сложив с себя бремя правления, Евпраксия остаток дней своих проводила в строгом затворе, не вмешиваясь в дела обители, только изредка ходатайствуя за сестер и смиренно перенося суровое обращение с ней новой игуменьи.

Почила угодница Божия 23 сентября 1823 года, приняв Святые Тайны. По смерти ее оказалось, что она была пострижена в схиму. Когда омывали тело усопшей, оное дивно само собою приняло сидячее положение. Погребли ее на пятый день по преставлении, но и тогда не было заметно следов тления, а напротив – от гроба исходило некое благоухание.

Могила Евпраксии за окном главного алтаря Успенской церкви, на ней лежит плита с надписью, иссеченною ее рукою задолго до кончины.

2018-10-06.3.jpg

Невысокого роста, худощавого телосложения, в шапочке, мантии и с жезлом в руках – старица Евпраксия, тем не менее, была величава духовно, и этот ее величественный образ всегда жив в сердцах ревнителей благочестия. Ей, глаголет дух, блаженны мертвые, умирающие в Господе: почиют от трудов своих (см.: Откр. 14, 13).

Подготовила Ксения Миронова

По книге «Жизнеописания 
отечественных подвижников 
благочестия XVIII и XIX веков. 
Сентябрь». Издание Введенской
Оптиной Пустыни, 1997.

http://www.pkrest.ru          

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100