Воскресенье, 31 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Богородица при Кресте на Русской Голгофе: Беседа с настоятелем храма «Державной» иконы прот. Николаем Булгаковым

В предыдущие годы в номерах «ПК» от 15 марта мы обычно публиковали материалы на тему произошедшего в этот день в 1917 году драматического отрешения от престола Императора Николая II и последовавших затем в нашей стране безбожных безпорядков и беззаконий. Сегодня мы решили осветить эту дату в ином ключе – в контексте явления «Державной» иконы Пресвятой Богородицы, взявшей под Свой Покров и в Свое подданство всех, кто в тот момент остался верен Ее Божественному Сыну и святой Православной вере.

2018-03-15_000922.jpg

Об этом мы побеседовали с настоятелем храма «Державной» иконы Божией Матери в подмосковном поселке Кратово, членом Союза писателей России, протоиереем Николаем Булгаковым.


– Батюшка, Вы родились и большую часть жизни прожили в советском государстве, властители которого при помощи сильнейшей антимонархической пропаганды формировали в обществе республиканское правосознание. Однако сегодня Вы настоятель храма в честь «Державной» иконы Божией Матери – Царской иконы, и убежденный монархист, почитатель святых Царственных Мучеников. Как это стало возможным и как произошло?
 
– В человеческой истории, в каждой человеческой жизни действует Промысл Божий. Действительно, у людей моего поколения, рожденных после войны, и в мыслях не было воцерковляться, почитать Царя Николая II святым, быть монархистами. В юности эти идеи нам были совершенно чужды. Но чужды, пожалуй, прежде всего, для головы, для того понимания жизни, которое нам было доступно. Но что касается сердца, то оно больше откликалось не на временное, идеологическое, а на вечное.

История совершается прежде всего на Небесах. Господь смотрит на наше сердце, на наше стремление к добру, видит наши немощи – и выбирает лучший вариант для нашей пользы. Там, на Небесах, все решается – а на земле происходят видимые события.

Известен, например, такой случай в ХХ веке. Святитель Филарет Московский явился своему родственнику, Владимиру Петровичу Седову, и повелел привести в порядок могилу его, митрополита, матери. А времена стояли советские, богоборческие, и делать это было опасно. Но святитель явился вторично и сказал: «Ничего не бойся: у нас (на Небесах) решено – здесь все так и будет…».

Для почитания святого Царя Николая и Его Семьи нужно только одно – правда о них. Если посмотреть на Их фотографии, кажется, уже все станет ясно.

То, что мы, люди советского времени, воспитанные на клевете на Царя, на Монархию, на нашу дореволюционную историю, стали чтить Царственных Мучеников как великих святых – это чудо Божие. Как чудо нашей веры, которую дал нам Господь по Своей милости – в том числе и молитвами святых Царственных Мучеников. Как чудо всей Русской истории, ведомой Господом, предстательством Неусыпающей в молитвах за Святую Русь Царицы Небесной.

Недавно отошедший ко Господу великий старец земли Русской архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о Царе Николае II еще в 1993 году, что это был «Великомученик. Он отдал себя в жертву за Россию. Первый удар принял на себя».

Большую роль во всенародном почитании, в очищении от клеветы имен святого Царя и Его Семьи, а также Их Друга Григория Ефимовича Распутина сыграл высокий духовный авторитет еще одного нашего великого старца – протоиерея Николая Гурьянова. Помнится, как его суждения о святом Царе, о Монархии многих освобождали от застаревших стереотипов наших современников, в том числе священников…

2018-03-15_070417.jpg

– Один из наиболее распространенных упреков в адрес Царя Николая II – его т. н. «отречение» от престола. А Вы как оцениваете случившееся 2/15 марта 1917 года и последующие события?
 
– Царь видел своим ясным духовным зрением свой народ в момент его глубокого духовного помрачения, на краю гибели. И что он мог сделать? Наивно думать, что он мог «остановить отступление своей немощной рукой», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – даже Царской Самодержавной рукой. Господь попустил... Он мог только страдать, видя, как весь мир, можно сказать, ринулся к «светлому будущему» без Бога. Но Царь оставался с Богом, с Евангелием, непоколебимо.

К несчастью, народ поддался на клевету – духовная борьба идет всегда, диавол работает. И когда народ обманули вестью о «добровольном отречении» Государя, то, по рассказам моего отца, которому было семь лет в тот год, в Орловской губернии, где он жил, народ ликовал как впоследствии в день Победы 1945 года, – другого такого всплеска мой отец в ХХ веке не видел. Люди же не знали тогда подоплеки этого происшествия, тех «измены, трусости и обмана», за которые по законам военного времени полагается смертная казнь.

Началось опьянение «свободой», вседозволенностью, шел развал государственной, общественной жизни, развал армии, развал нравственности. В результате мы потеряли все, что имели. Это все были страшные плоды человеческого своеволия, претензии на власть, которая принадлежит Богу, Царице Небесной и тем, кому Они ее дают…

После свержения Государя Временное правительство вроде бы лояльно относилось к вере, но оно, как мы знаем, было масонским, т. е. по существу враждебным Православию, хотя, конечно, не таким открыто агрессивным, как большевистское…
 
– Как известно, в этот день, 2/15 марта, когда произошла государственная измена и Императора лишили власти, в подмосковном Коломенском была обретена «Державная» икона Божией Матери. В чем, по-Вашему, значение ее явления?
 
– Для верующих людей, которых в России большинство, это стало знаком свыше, совершенно ясным знаком того, что Матерь Божия, Царица Небесная, приняла на Себя правление страной, вырванное врагами из рук земного Царя, и что монархическая история России продолжилась.

Чувство ложной свободы быстро обернулось полной несвободой. И, когда большевики развернули гонения против веры в нашем православном государстве, ответом им стали Крестные ходы в защиту Церкви, за что православные стали расплачиваться кровью. Именно явление «Державной» иконы особенно духовно поддержало тогда наш верующий народ – Пресвятая Богородица показала, что остается Заступницей нашей и в это смутное время. Она так и возвестила: «Кто будет обращаться ко Мне в этих испытаниях, будет спасаем».

Весть о чудесном явлении «Державного» образа, передаваемая из уст в уста, быстро распространилась. Люди, желая почтить эту святыню, стекались в Коломенское. Историческим свидетельством отношения православного народа к этому небесному событию стало бархатное покрывало, созданное народом в том же 1917 году, на котором были вытканы слова: «Державная Победительница, вразуми и научи нас покаянию!» Покрывало это можно было видеть в прошлом году в Коломенском на выставке, посвященной 100-летию явления «Державной» иконы.

В советские годы об этом, конечно, не говорилось, но теперь, оглядываясь на прошедшее столетие, мы видим, что в народе нашем хранилась вера, верность Богу. И это, наверное, сильнейший пример во всей мировой истории: вопреки небывалым гонениям на Церковь, на все религиозное, на самую душу народа, у нас сохранились духовные ценности Святой Руси.
 
2018-03-15_070339.jpg

– «Державную» икону глубоко чтил святой Патриарх-исповедник Тихон, и даже служба и акафист ей составлены по его благословению и с его участием. Батюшка, как Вы считаете, восстановление на Руси Патриаршества в 1917 году можно назвать еще одним свидетельством чуда Промысла Божия в нашей истории? И чем вообще, как Вы думаете, обусловлена ее драматичность?
 
– Да, конечно. Еще осенью 1917 года на Поместном Соборе нашей Церкви, который открылся в Москве в день Успения Пресвятой Богородицы, некоторые его участники говорили, что нам не нужно упраздненное Петром I Патриаршество, не нужен Патриарх, а то это будет нечто похожее на Царскую власть, от которой, мол, только что «освободились». Говорили так не богоборцы, а участники православного церковного Собора!

Но потом, когда в Петрограде 25 октября произошел переворот, когда большевики стали обстреливать соборы Московского Кремля, отношение к этому вопросу на Соборе поменялось, его участники согласились, что Церкви нужен Патриарх. И монархическое начало у нас в Церкви было восстановлено. После двухвекового перерыва в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери был избран Патриарх, и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы святитель Тихон взошел на первосвятительский престол Русской Церкви.

Все события в истории нашего Отечества, происходившие и тогда, и в последующие годы, и в наши дни, есть проявление главной духовной брани в этом земном мире: между духом церковно-монархическим, духом смирения, послушания, – и духом безбожно-революционным, духом гордыни и своеволия.
 
– Как в этом контексте понимать духовный смысл постигшей Россию революционной катастрофы – это наказание за отступление или, наоборот, страдания за Христа?
 
– В Писании сказано: многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное (см.: Деян. 14, 22). Так и эти скорби были попущены для спасения душ тех людей, которые могли их воспринять должным образом, покаяться, обратиться к Богу.

Конечно, в своей полноте Промысл Божий непостижим для нас. Но то, что нам открыл Господь, в том числе дарованием «Державной» иконы, – это мы должны осознавать, чтобы скорби не оказались безполезными, как у неблагоразумного разбойника. А второй разбойник, благоразумный, как мы знаем, претерпел свои страдания с покаянием, с верой, был прощен и спасен Господом, даже первым вошел в рай.

В явлении «Державной» иконы Божией Матери особенно отчетливо раскрывается смысл Русской катастрофы – ее духовная суть. Это был крест для России. Так и батюшка Николай Гурьянов говорил: «Россия на Голгофе». Как Матерь Божия находилась при Кресте Своего Божественного Сына, так Она была при кресте и на Русской Голгофе. Это было не просто какое-то недоразумение, какая-то особенная немощь Русского народа – нет, наш народ сподобился понести страдания, и в этих страданиях остался со Христом, по крайней мере лучшие его люди. Сонм новомучеников и исповедников наших свидетельствует об этом.
 
– У выдающегося Русского правоведа профессора Петра Евгеньевича Казанского (1866–1947) есть такие слова: «Царь – одна из величайших исторических святынь Русского народа». Как Вы можете их прокомментировать?
 
– Нашему народу всегда было свойственно не правовое (как на Западе), а семейное восприятие жизни, даже и общественной, государственной. «Царь-батюшка» – так говорили у нас.

Монархическое начало, единоначалие служит единению людей, а значит – крепости семьи, страны. Любой коллектив, в котором появляется два равноправных начальника, разделяется на две половины: одни – за этого, другие – за того.

Принцип единоначалия существует и в Церкви. Когда нас крестили, мы с вами все, можно сказать, присягали Царю Небесному. Священник спрашивал нас или наших крестных за нас, если мы были маленькими: «Сочетаваеши ли ся Христу?» – «Сочетаваюся», – отвечали мы. – «И веруеши ли Ему?» – Мы отвечали: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Т. е. я признаю над собой эту верховную Царскую Божественную власть.
Монархическим началом пронизано и Священное Писание, и наши богослужебные тексты, и святоотеческое наследие.

Это монархическое начало и подняло наше великое государство, дало возможность одолевать врагов, которые из века в век ополчались на наше Отечество. Принцип единоначалия существует непременно в армии, иначе настоящей армии не будет.

Все лучшее, что было в Русской истории, – было благодаря не коммунизму и большевизму, а той православной, монархической традиции, которая еще оставалась в наших людях, которая не могла умереть и не умрет никогда в Русской жизни. Она пробилась даже сквозь навязанный нашему народу идеологический панцирь, с этой традицией Россия не только не погибла в этих смертельных испытаниях, но даже окрепла.
 
– Есть сведения о двух обретениях «Державного» образа Пресвятой Богородицы. Расскажите, пожалуйста, о втором – наверное, далеко не всем об этом известно.
 
– Действительно, знаменательно, что «Державная» Матерь Божия явилась в ХХ веке у нас дважды. Как говорил наш Патриарх Алексий II, который был почитателем этого образа: Матерь Божия и в первый раз, и во второй явилась в особо трудное для страны время.

2018-03-15_070232.jpg

После обретения иконы в 1917 году в Коломенском, в Вознесенском храме, святыня подверглась гонениям и в конце 1920-х годов исчезла из поля зрения верующих людей. Как потом стало известно, она оказалась в запасниках Государственного исторического музея, который, как мы знаем, находится на Красной площади, что тоже промыслительно. И там верующие люди скрыли ее от враждебных глаз. Об этом узнал митрополит Питирим (Нечаев), опять же от верующих сотрудников музея, и в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, он попросил на время передать ее в тогдашний Издательский отдел Московской Патриархии, который Владыка возглавлял, в храм преподобного Иосифа Волоцкого.

А 27 июля 1990 года «Державную» икону Божией Матери окончательно вернули Церкви. Но не в Вознесенский храм, где она была явлена и который до сих пор, к сожалению, не стал действующим, а в Казанский храм в Коломенском, где она и сейчас пребывает. Кстати, там же недавно был освящен нижний храм в честь именно второго обретения образа. Дай Бог, чтобы в наш календарь церковный вошел и этот, второй день празднования «Державной» иконы Богородицы. 

– А в чем духовное значение второго явления святыни?
 
– Матерь Божия опять призвала наш народ к молитве – в новое смутное время. Об этом тогда сказал еще один почитатель «Державной» иконы, старец Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонах Моисей (Боголюбов): «Россия на острие меча». Действительно, тогда могла снова начаться гражданская война, интервенция, как 100 лет назад; Россия могла погибнуть. И снова возносилась молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» И Россия была спасена – как в 1917, как в 1941, так и в 1991, 1993 годах.

После грехопадения Адама и Евы вместе с наказанием последовало и обетование Бога о спасении: «Жена сотрет главу змия». И в наше время вместе с трагедиями, постигающими народ, мы обретаем надежду на наше спасение Той же Женой!

По сей день крепнет почитание «Державного» образа в нашем народе. Понимание того, что на Русской земле вопросы нашего Державного строительства решаются прежде всего Царицей Небесной.

Был такой старец, протоиерей Тихон Пелих, который хранил антиминсы Троице-Сергиевой лавры с 1937 года до ее открытия в 1946 году. Он сказал своему духовному чаду: «Запомни: Россией управляет Матерь Божия „Державная"!»

Свет Христов просвещает наши мысли, наше понимание жизни, мы начинаем чувствовать правду истории, то, что правда эта – за Царем и Его Семьей. Начинаем понимать духовную высоту призвания нашего Отечества, то, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы.

– Причем Дом именно «Державной» Пресвятой Богородицы, да?
 
– Да, явлением «Державной» иконы Царица Небесная возвестила, что Она стала еще и нашей Царицей земной – как поется в одном из величаний «Державной» иконе: «Достойно есть величати Тя, земли Русския Царица Небесная…»

– Как мы должны чествовать Державную икону Богоматери в год особой памяти святых Царственных Мучеников?
 
– С благодарной и покаянной молитвой. С надеждой на новые милости Царицы Небесной нашему народу, на то, что Она не оставит наше Отечество Своим заступлением и впредь.

Во время безбожных гонений святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, претерпевший более 30 лет лагерей и ссылок, составил замечательную стихиру Державному образу: «О, Преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, до ныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображении милостивно обогащает. О, Владычице Державная! Не престани и на будущее время, во утверждение на Руси Православия, милости и чудеса изливати до века. Аминь».

2018-03-15_071418.jpg
 
Беседовала Анастасия Державина


___________________
См. также:








Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100