Четверг, 5 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Пепел Царя стучит в мое сердце»: Прот. Алексий Успенский о необходимости возвращения к идеалу «Русской симфонии» 17.02.2018
«Пепел Царя стучит в мое сердце»: Прот. Алексий Успенский о необходимости возвращения к идеалу «Русской симфонии»

В год столетия Царской Голгофы мы продолжаем размышлять о духовных причинах и уроках трагических событий нашей истории в ХХ веке и путях возрождения современной России. Предлагаем вниманию читателей беседу с известным петербургским «царским» батюшкой, клириком храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала протоиереем Алексием Успенским. 


– Отец Алексий, как Вы пришли к почитанию Государя Мученика?
 
  
– Совершенно непосредственно, так сказать. В год «второго Крещения Руси», как называли 1988 год, я, запечатленный этим Таинством, не переставал удивляться тому, как мощное пробуждение духовной природы вокруг и внутри меня само по себе открывает тайны веры в новорожденной душе прозревшего неофита – без его воли, без нарочитых наставлений, вне стен воскресной школы или катехизаторских курсов, которых тогда и в помине не было. Конечно, были люди, были книги, святые места, но более всего было ощущение Правды, которое поселилось в душе и уже не позволяло смотреть на мир прежними глазами. 

Одно из первых глубоких впечатлений – осознание того, в каком масштабе меня всю жизнь, начиная с детского сада, обманывали. Каким безсовестным образом лишали безценных сокровищ наследия предков и какое лживое навозное пойло предлагали взамен. 

Помню, четвертый класс, учительница рассказывает, как расстреляли Царя и всю Его Семью. Кто-то из учеников спрашивает: «И детей?» Ответ: «Да, и детей – так было нужно» (!). В классе повисает звенящая тишина. Никакие вопросы более невозможны, смущенная учительница с усилием переводит разговор на другую тему… Чистая детская душа не могла не почувствовать здесь подвоха. Подвох ощущался и в последующие годы. Достаточно сказать, что к седьмому классу я стал убежденным «антисоветчиком». 

Но полнота картины глобального обмана начала раскрываться передо мной после принятия Святого Крещения. Вместе с первыми иконами у меня откуда-то появился фотографический портрет молодого Государя в гусарском, кажется, мундире. Я оформил портрет в раму и прикрепил на стену. Бабушка говорила: «Сними, а то посадят!» А я просто знал, что нет, уже не посадят. 

Чем дольше я вглядывался в портрет, тем яснее мне становилось: все, что говорили и продолжают говорить об этом человеке – все ложь! Это я тоже уже просто знал. Дальнейшее погружение в Царскую тему только укрепляло в этом убеждении. Изучение мною данного предмета было продиктовано не только жгучим интересом; вскоре я понял, что глубоко люблю Царскую Семью. И, как бывает с любовью, это чувство возрастало во мне помимо моей воли. 

Первое, что потрясло и «убило» – материалы следствия Николая Соколова. Открытое им есть правда, и здесь тоже нет никаких сомнений. С тех пор я, в некотором смысле, потерял покой. Позволю себе передать здесь это состояние души несколько измененной цитатой бельгийского классика: «Пепел Царя стучит в мое сердце!» 
  

– Батюшка, мы с Вами познакомились на «царской» конференции, где Вы выступили с докладом «Отречение было и есть», раскрыв факт предательства Царя представителями высших слоев общества и Церкви. Как Вы считаете, что произошло век назад? В чем мы ошиблись тогда и чего до сих пор не можем понять? 
  
– Вчера (23 января, – примеч. ред.) праздновалась память святителя Феофана Затворника. Он говорил, что евангельские слова Христа: Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись (Лк. 10, 13), – обращены к нам. Ведь Россия уж никак не обделена благодатными явлениями, мощами, чудотворениями от икон, иными многочисленными святынями. И сама ее судьба, ее пространство, количество народов, которые были покорены или сами присоединились, – все это дары от Господа. Т. е. силы в России были явлены, наверное, не меньшие, чем в Вифсаиде. Но почему Господь сказал, что Содому и Гоморре будет отраднее на Суде, чем этим городам? Потому что их реакция на явление Божией благодати была, мягко говоря, непропорциональна. То же самое следует отметить и в отношении нашего любезного Отечества. И не только 100 лет назад, к сожалению, но и сегодня. 

Вспомним те события, которые предшествовали прославлению Царя Мученика: дивные чудеса происходили во время покаянных Крестных ходов от мироточивой Царской иконы и от многих других икон Царской Семьи. Силы действительно были явлены немалые. Но какова реакция в высших церковных кругах? А реакция – не просто не заметить, но – именно замолчать случившееся, запретить, а то и оболгать: «Да это не икона, а портрет», «А у них там пузырьки с миром», «И вообще все эти мироточения уже надоели, это все очень сомнительно…» 

И о чем это свидетельствует? О том, что в точности повторяется ситуация столетней давности. Когда архиереи после февральской революции радовались: «Вот, у нас теперь есть Патриарх, наконец-то». Действительно, что плохого-то? Но нужно помнить: герб Российский – две главы. Очень хорошо, когда они есть; замечательно, когда есть симфония между ними. История знает такие периоды – небольшие, когда симфония на самом деле имела место: в Византии, на Руси – нечасто, недолго, но такое бывало. Но важно сознавать, что это – образец, это идеал, к которому мы обязаны стремиться. Ведь мы и христианами бываем порой только по имени, однако идеал-то у нас есть, он запечатлен. Так и в отношении государства идеал – симфония властей; он должен сохраняться непреложным, его нужно утвердить у себя в голове, в сердце. 

А получилось так, что этот идеал был отвергнут – молча, тихо, на волне феерической радости от мнимой свободы. Тот же святитель Феофан перед революцией сокрушался, что адский угар настолько вскружил многим головы, что люди не помнят себя. Вот этот адский угар охватил всех, вплоть до архиереев, и они перестали понимать, что происходит. А суть происходящего была в том, что едва стала обретаться у двуглавого орла вторая глава, как тут же была отрублена первая. Идеал был отвергнут – и не врагами, не революционерами, а в первую очередь высшей церковной властью. Был отвергнут идеал православной Монархии, «Третьего Рима» – не просто России, а именно – Царя Помазанника как Удерживающего вселенского значения. 
  

– А почему так получилось, что в начале ХХ века иерархи отказались от идеала симфонии властей и он не возвращен в нашей Церкви до сих пор? 

– Нельзя сказать, что идеал отвергнут сегодня официально. Во всяком случае, современная «Концепция» РПЦ этого не утверждает. 

Вообще, вопрос о симфонии простирается на период длительностью гораздо более 100 лет. К примеру: без малого трехсотлетнее царствование династии Романовых. Уже при втором Романове – Алексие Михайловиче – идеал симфонии заметно пошатнулся. Далее – петровская церковная реформа, в результате которой Русская Церковь осиротела на 200 лет; симфония стала звучать ущербно, а иной раз даже и фальшиво. При этом следует отметить, что несмотря на печальные перемены жизнь Духа никогда в Церкви не прекращалась. Были моменты, когда соработничество Церкви и христианских Императоров выливалось прямо в симфонические формы. Эти взлеты, эти подъемы народного духа мы никак не должны забывать. 

Однако события 1917 года ясно показали, что большинство наших церковных иерархов того времени отношения царской и церковной властей иначе как диктат первой над последней не воспринимали. Такому убеждению весьма способствовало настоящее революционное беснование, охватившее общество, в первую очередь, обеих столиц. 

2018-02-17_004415.jpgОстрие мирового зла было уперто в грудь Государя Императора, назначенного этим злом главным виновником тягот войны и народных бедствий. Россия и Церковь отвернулись от своего Царя, преступно поверив лжи и мифам о том, что именно Царь является препятствием на пути к свободе и счастью. Замковый камень, один державший мощный свод Русской твердыни, был отвергнут строителями (см.: Мф. 21, 42), и все здание рухнуло… 

Во время оно иудейский народ криком «распни!» – предал на казнь своего Мессию. До сей поры народ этот не готов осознать содеянное. В подобном положении находится сегодня и народ Русский в отношении своего убиенного Самодержца. Оба эти преступления отмечены участием архиереев. В одном случае имело место прямое наущение, в другом – равнодушное попустительство. Лучше одному человеку умереть за народ (Ин. 18, 14), – так рассудили архиереи. И когда невинный человек жертвенно умирал, то становился тем самым «камнем преткновения» на путях человеческой логики. Многие об него разбили голову, а многих и он раздавил, в том числе и архиереев (см.: Мф. 21, 44). 

Широко празднуя восстановление Патриаршества, мы как-то забываем, что это стало возможным в результате незаконного свержения Богоустановленной власти. Патриарх Тихон был избран Поместным Собором, созванным при живом еще, невинно осужденном Государе. Последний, как известно, не был противником восстановления Патриаршества. Он лишь опасался, что время еще не пришло. Насколько он оказался прав, мы сами можем сегодня видеть. Едва глотнув «свободы», Русская Церковь была потрясена ранее наметившимся обновленческим расколом. И не большевики были его виновниками. Они только попытались использовать эту ситуацию уже по факту, для разрушения Церкви еще и изнутри. 

Восстановленное Патриаршество продержалось недолго. Патриархом Тихоном оно началось, на нем же через восемь лет и оборвалось. Те, кто убил Императора, предали смерти и его. Прошло еще немало тяжелейших лет, прежде чем оставшиеся в живых архиереи получили возможность вновь избирать Первосвятителя. И возможность эта, заметьте, была дарована обезкровленной Церкви кровавыми руками нового «самодержца всероссийского» (речь идет о восстановлении Патриаршества в 1943 г. И. В. Сталиным. – Примеч. ред.), на условиях, которые и в страшном сне не могли присниться тем, кто грезил новой церковной «свободой» в 1917 году. Самодержавие выгнали в дверь, а оно, как говорится, пришло через окно! А симфония, искаженная до неузнаваемости, зазвучала вновь! Так что праздновать приходится, извините, с оговорочкой. 
  

– Отец Алексий, как Вы считаете, почему сегодня не все это понимают? 

– Святые Отцы говорят, что самая главная задача и обязанность христианина – не в благовестии, не в проповедях, не в словах, а в очищении себя от страстей. И когда человек себя очищает от них, с Божией помощью и в Таинствах Церкви, у него проясняются внутренние очи, он начинает видеть вещи как они есть. А когда этого не происходит, то дурман, угар, о котором мы сказали, затмевает очи – разумные и сердечные, духовные и душевные. И тогда уже человек не в состоянии видеть идеал, стремиться к нему и правильно его понимать. Это проблема существовала во все времена. Почему омрачено сознание, дух? – От страстей. Если не очищать себя от них, то мы так и останемся омраченными, и все потом будет складываться соответственно – судьба человека и государства, народа. 
  
– Т. е. нужно каяться? 
  
– Да. Но прежде чем покаяться, необходимо понять, что хорошо, а что плохо. Когда человек не понимает, что плохого сделал, на Исповеди говорит: «Ну, каюсь, может, что-то и было…», – то результата, исправления не будет. А в таком состоянии у нас находится сейчас не только народ, но и церковная иерархия. «Ну, убили Царя, а мы-то тут при чем?» И народ якобы принес плод своего покаяния – Великая Отечественная война была, репрессии, столько жертв мы отдали за свои ошибки, за безбожие – и вот, казалось бы, все, эту страницу можно перевернуть. Но если в таком состоянии ее сейчас перевернуть, то она прилипнет, потому что предыдущее все пропитано кровью, которая вопиет к небу от земли до сих пор. И следующие страницы, если переворачивать, все равно будут ею пропитываться. 

А кровь продолжает вопиять. Потому что если бы действительно Господь все простил народу Русскому, мы бы смогли жить, дыша полной грудью. Не было бы Донбасса, этого чудовищного разделения, продолжающегося братоубийства. Наша богатая страна не находилась бы на уровне не то что третьего мира, а уже африканских стран, в состоянии абсолютного порабощения. Нигде нет такого изобилия ресурсов, а народ прозябает. Об этом говорят все, кому не лень. Факт налицо. Народ, который может быть независимым, самостоятельным, такую жизнь вести не должен. Значит, что-то нами все еще не осознано, не раскаяно. 

Сегодня в церковной полноте мы не видим правильного отношения к тому, что произошло век назад и происходит сейчас. Не потому, что надо кричать об убийцах и их ритуальном злодеянии. Сатанисты делают свое дело. А вот что мы-то должны делать, что нами было сделано сто лет назад – мы это осознаем? Вот в чем вопрос. Почему Государь оказался в руках сатанистов? Глубоко убежден – потому, что, в первую очередь, представители Церкви его сдали, причем на духовном уровне, отступив от идеала симфонии властей. 


– Как же к нему вернуться? 

 – Россия – страна, которая не терпит ни многомятежного человеческого хотения, ни, тем более, безначалия. В такой стране настоящая симфония властей достигается гармонией триединства, запечатленного зримым образом в гербе государства Российского. О каком триединстве идет речь? Скажем так: две головы – Царь и Патриарх – согласны в том, что получили власть из Одного Источника. Они управляют каждый своей областью, руководствуясь истинами общей для всех веры. 

Этот идеал недостижим в настоящее время по причине недостаточной воцерковленности народа и забвения основ христианской государственности. Вот пробелы, которые необходимо восполнить, чтобы герб нашей Отчизны перестал быть просто красивой картинкой! 

Таким образом, вечный Русский вопрос «что делать?» – имеет некий ответ; другой неизбежный вопрос: «как?» Ответ один: с помощью Божией. А вот как стать теми, кто эту помощь сможет вымолить и принять, – эта тема уже выходит за рамки настоящего повествования. 

2018-02-18_140625.jpg

Беседовала Анастасия Державина

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 4 (196) (от 15 февраля 2018 г.) 
http://www.pkrest.ru/

_________________ 
На фото №2:  памятник Царской Чете у храма Воскресения Христова, где служит о. Алексий.


* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


См. по теме: 





Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100