Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Митр.Иоанн об экуменизме
Мнимо-христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» – мир со всеми подряд без разбора – нужны только тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под сенью нового мирового порядка... антихристианской диктатуры.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Сравнение жизни и быта у язычников и древних христиан


2018-03-13_114839.jpg

Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

 ЧАСТЬ 1
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ 
ЯЗЫЧНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Тот же дух любви и взаимного почитания обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они твердо помнили и свято соблюдали заповедь своего Небесного Учителя о любви друг к другу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Проникнутые сознанием братства во Христе и одушевленные искренней любовью друг к другу, верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам.

В мире языческом между различными общественными сословиями не имелось никакой связи, – напротив, стояла непреодолимая преграда. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением и совершенно равнодушно смотрели на их бедственную участь, так что они несли свое горе без всякого сожаления и помощи. Совсем иначе строились взаимоотношения у христиан. Глядя на всех ближних как на братьев, они, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных, равно как и для поддержания между всеми верными духа взаимной любви и услужливости, в древнейшей Церкви существовали различные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедствовавших (см.: Деян. 2, 44–45). Таким образом, благодаря святой вере, в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было все общее, и никто ни в чем не нуждался.

Другим средством единения и взаимопомощи между верующими служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Обезпеченные и бедные, знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одинаковую пищу. Собрание устраивалось обыкновенно после богослужения и совершения Таинства Святого Причастия. По окончании вечери производился сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и других несчастных. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, вместе с ним не перестала христианская любовь к бедным и нуждавшимся: найдены были другие средства для их пропитания. Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан или деньгами, или припасами.

Широту благотворительности верующих показывают следующие примеры. В 250 году в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более пяти тысяч человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии, Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более трех тысяч безпомощных вдов и девиц (см.: Странник. Апрель, 1862. С. 162).

Чтобы видеть, как благотворно действовала Христианская вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и древних христиан. В Римском государстве, как мы заметили выше, существовало два класса людей, резко отличавшихся друг от друга – богатые и бедные. Первые, имея дозволявшие это средства, вели чрезвычайно роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них повсюду: в пище, в одежде и в домашней обстановке. Напротив, быт бедняков поражал нищетой, лишениями и неудобствами.

У христиан же не наблюдалось этих двух крайностей: они не знали роскоши богачей, но обыкновенно не терпели и нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству и не стремились его приобретать. «Как путешественник, – говорили последователи Христовы, – тем счастливее, чем легче ноша, с которой он идет, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Соответственно такому взгляду, древние верующие старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем. Так, они не строили для себя богатых домов и не заводили в них никакой роскоши. Например, в горнице, где жила святая Домна, мучители нашли только следующие предметы: распятие, книгу Деяний апостольских, рогожу, глиняную кадильницу, лампаду и небольшой деревянный кивот со святыми Дарами. Между тем мученица принадлежала к одному из самых богатых семейств в Никомидии (см.: Там же. С. 52).

Соблюдали также древние христиане умеренность в пище и простоту в одежде. Язычники в отношении к пище и питию не знали никакой меры и воздержания, предавались обжорству и пьянству. Между тем христиане рассуждали так: «Мы живем не для того, чтобы есть. Пища дана нам для поддержания жизни и сохранения здоровья, а не для удовлетворения разным прихотям желудка обильными и изысканными яствами, пресыщение которыми приводит к расстройству в душе и теле» (Православный собеседник. 1864. Ч. II. С. 21). Поэтому они избегали всяких изысканных яств и довольствовались вкушением самых простых произведений природы. Средством утоления жажды была главным образом вода. Хотя не отвергалось и вино, но оно служило преимущественно для укрепления сил и принималось с некоторыми предосторожностями как относительно количества, так и времени употребления.

В одежде христиане тоже не допускали никакого богатства, роскоши и изысканности. Святые Отцы и Учители Церкви сильно восставали против женской страсти к нарядам. По словам священномученика Киприана, епископа Карфагенского, лучшее средство сохранить красоту тела есть воздержание, т. к. воздержание служит главным условием сохранения здоровья, а красота и есть цвет здоровья. Впрочем, заботясь о простоте и скромности одежды, христиане не одобряли совершенного нерадения о внешнем виде, осуждали небрежность и неряшливость, считали своим долгом соблюдать чистоту и опрятность в одеянии.

Наконец, следует отметить любовь древних христиан к труду. У язычников труд – тяжелый, изнурительный – составлял удел несчастных рабов. Другие же люди, имевшие средства, гнушались всякой работы, проводили время в преступной праздности и разного рода развлечениях и удовольствиях. Христиане, хотя и считали своим главнейшим долгом заботу о благочестии, но не пренебрегали и трудом. Признавали всякое честное и полезное занятие и удалялись только от таких дел, которые были не согласны с требованиями веры, отвлекали от доброго поведения или соединялись с обидами для ближнего. Пример трудолюбия они видели в лице Христа и Его ближайших учеников. Известно, что одни из них были рыбарями, другие занимались деланием палаток, а иные возделывали землю.

Римский Император Домициан спросил двух внуков Иуды, брата Господня по плоти: «Справедливо ли приписывают вам происхождение от Давида?» – «Справедливо», – отвечали они. – «Как велико ваше имущество, какими суммами вы владеете?» – «Наше имущество, – сказали они, – состоит только из 9000 динариев; из него каждому принадлежит половина; но оно не в деньгах, а в цене земли. Обрабатывая землю собственными руками, мы и подати вносим, и сами питаемся». Тут же показали они свои руки и затверделые на руках мозоли – как свидетельство трудов своих (см.: Там же. С. 21).

К труду привыкали христиане с ранних лет. К нему родители приучали детей, чтобы впоследствии они сами могли снискивать честное пропитание и помогать нуждающимся. <…>

Вот какова была жизнь людей, не знавших истинного Бога, и жизнь древних христиан. Какое громадное различие между поведением язычника и истинного христианина! Сравнивая настроение и поступки людей в Христианстве и язычестве, можно подумать, что это как будто существа различной природы и различных сил душевных, что одни как бы созданы и предназначены к добру и благочестию, а другие отданы в жертву греху и пороку. Между тем по природе своей все люди одинаковы, по происхождению все – от Бога. Эту поразительную перемену в мыслях и поступках человечества произвела вера Христова, произвела своим учением и благодатной помощью в доброй, благочестивой жизни.

Прекрасно изображает это перерождение святой Иустин Мученик. «Прежде мы предавались любодейству, – говорит он, – а теперь сохраняем строжайшее целомудрие. Прежде мы занимались искусством магии (волшебством), – а теперь мы совершенно посвятили себя истинному Богу. Прежде были сребролюбивы и всячески старались о прибытке, – теперь у нас все общее, и мы друг от друга получаем все, что нужно для поддержания жизни. Прежде мы ненавидели друг друга, и никто не хотел иметь общение с другим племенем, – а с тех пор, как пришел Христос и изрек суд против тех, кои ненавидят своего ближнего, мы все самым дружеским образом обращаемся друг с другом» (Там же. 1840. Ч. 2. С. 342).

Теперь для нас станет понятным, почему древние христиане так высоко ценили веру Христову, почему дорожили ею больше всего на свете. Они высоко ставили свое христианское звание, видели в нем драгоценнейшее свое отличие и преимущество перед другими людьми. «Как называешься?» – спросил воевода-язычник святого мученика Акакия. – «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюсь» (Четьи-Минеи, 7-го мая). «Имя наше – христианин, – говорил святой мученик Кодрат языческому судье Переннию, – звание и благородство – быть рабами Христа. Отечество наше – Небо, где Бог вселит надеющихся на Него» (см.: Филарет, архиеп. Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 1892. Март. С. 101). Поэтому они готовы были всем пожертвовать, даже своей жизнью; решались терпеть всевозможные лишения и муки, только бы не потерять веру во Христа и не лишиться тех благ, которые она дает человеку. Чтобы видеть, какова была любовь христиан к своей вере, укажем некоторые примеры страданий их за Христа.

Продолжение следует


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100