Понедельник, 3 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Преп. Феодор Студит об общении с еретиками

Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа.

Преп. Феодор Студит

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Сравнение жизни и быта у язычников и древних христиан


2018-03-13_114839.jpg

Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

 ЧАСТЬ 1
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ 
ЯЗЫЧНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Тот же дух любви и взаимного почитания обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они твердо помнили и свято соблюдали заповедь своего Небесного Учителя о любви друг к другу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Проникнутые сознанием братства во Христе и одушевленные искренней любовью друг к другу, верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам.

В мире языческом между различными общественными сословиями не имелось никакой связи, – напротив, стояла непреодолимая преграда. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением и совершенно равнодушно смотрели на их бедственную участь, так что они несли свое горе без всякого сожаления и помощи. Совсем иначе строились взаимоотношения у христиан. Глядя на всех ближних как на братьев, они, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных, равно как и для поддержания между всеми верными духа взаимной любви и услужливости, в древнейшей Церкви существовали различные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедствовавших (см.: Деян. 2, 44–45). Таким образом, благодаря святой вере, в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было все общее, и никто ни в чем не нуждался.

Другим средством единения и взаимопомощи между верующими служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Обезпеченные и бедные, знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одинаковую пищу. Собрание устраивалось обыкновенно после богослужения и совершения Таинства Святого Причастия. По окончании вечери производился сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и других несчастных. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, вместе с ним не перестала христианская любовь к бедным и нуждавшимся: найдены были другие средства для их пропитания. Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан или деньгами, или припасами.

Широту благотворительности верующих показывают следующие примеры. В 250 году в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более пяти тысяч человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии, Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более трех тысяч безпомощных вдов и девиц (см.: Странник. Апрель, 1862. С. 162).

Чтобы видеть, как благотворно действовала Христианская вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и древних христиан. В Римском государстве, как мы заметили выше, существовало два класса людей, резко отличавшихся друг от друга – богатые и бедные. Первые, имея дозволявшие это средства, вели чрезвычайно роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них повсюду: в пище, в одежде и в домашней обстановке. Напротив, быт бедняков поражал нищетой, лишениями и неудобствами.

У христиан же не наблюдалось этих двух крайностей: они не знали роскоши богачей, но обыкновенно не терпели и нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству и не стремились его приобретать. «Как путешественник, – говорили последователи Христовы, – тем счастливее, чем легче ноша, с которой он идет, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Соответственно такому взгляду, древние верующие старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем. Так, они не строили для себя богатых домов и не заводили в них никакой роскоши. Например, в горнице, где жила святая Домна, мучители нашли только следующие предметы: распятие, книгу Деяний апостольских, рогожу, глиняную кадильницу, лампаду и небольшой деревянный кивот со святыми Дарами. Между тем мученица принадлежала к одному из самых богатых семейств в Никомидии (см.: Там же. С. 52).

Соблюдали также древние христиане умеренность в пище и простоту в одежде. Язычники в отношении к пище и питию не знали никакой меры и воздержания, предавались обжорству и пьянству. Между тем христиане рассуждали так: «Мы живем не для того, чтобы есть. Пища дана нам для поддержания жизни и сохранения здоровья, а не для удовлетворения разным прихотям желудка обильными и изысканными яствами, пресыщение которыми приводит к расстройству в душе и теле» (Православный собеседник. 1864. Ч. II. С. 21). Поэтому они избегали всяких изысканных яств и довольствовались вкушением самых простых произведений природы. Средством утоления жажды была главным образом вода. Хотя не отвергалось и вино, но оно служило преимущественно для укрепления сил и принималось с некоторыми предосторожностями как относительно количества, так и времени употребления.

В одежде христиане тоже не допускали никакого богатства, роскоши и изысканности. Святые Отцы и Учители Церкви сильно восставали против женской страсти к нарядам. По словам священномученика Киприана, епископа Карфагенского, лучшее средство сохранить красоту тела есть воздержание, т. к. воздержание служит главным условием сохранения здоровья, а красота и есть цвет здоровья. Впрочем, заботясь о простоте и скромности одежды, христиане не одобряли совершенного нерадения о внешнем виде, осуждали небрежность и неряшливость, считали своим долгом соблюдать чистоту и опрятность в одеянии.

Наконец, следует отметить любовь древних христиан к труду. У язычников труд – тяжелый, изнурительный – составлял удел несчастных рабов. Другие же люди, имевшие средства, гнушались всякой работы, проводили время в преступной праздности и разного рода развлечениях и удовольствиях. Христиане, хотя и считали своим главнейшим долгом заботу о благочестии, но не пренебрегали и трудом. Признавали всякое честное и полезное занятие и удалялись только от таких дел, которые были не согласны с требованиями веры, отвлекали от доброго поведения или соединялись с обидами для ближнего. Пример трудолюбия они видели в лице Христа и Его ближайших учеников. Известно, что одни из них были рыбарями, другие занимались деланием палаток, а иные возделывали землю.

Римский Император Домициан спросил двух внуков Иуды, брата Господня по плоти: «Справедливо ли приписывают вам происхождение от Давида?» – «Справедливо», – отвечали они. – «Как велико ваше имущество, какими суммами вы владеете?» – «Наше имущество, – сказали они, – состоит только из 9000 динариев; из него каждому принадлежит половина; но оно не в деньгах, а в цене земли. Обрабатывая землю собственными руками, мы и подати вносим, и сами питаемся». Тут же показали они свои руки и затверделые на руках мозоли – как свидетельство трудов своих (см.: Там же. С. 21).

К труду привыкали христиане с ранних лет. К нему родители приучали детей, чтобы впоследствии они сами могли снискивать честное пропитание и помогать нуждающимся. <…>

Вот какова была жизнь людей, не знавших истинного Бога, и жизнь древних христиан. Какое громадное различие между поведением язычника и истинного христианина! Сравнивая настроение и поступки людей в Христианстве и язычестве, можно подумать, что это как будто существа различной природы и различных сил душевных, что одни как бы созданы и предназначены к добру и благочестию, а другие отданы в жертву греху и пороку. Между тем по природе своей все люди одинаковы, по происхождению все – от Бога. Эту поразительную перемену в мыслях и поступках человечества произвела вера Христова, произвела своим учением и благодатной помощью в доброй, благочестивой жизни.

Прекрасно изображает это перерождение святой Иустин Мученик. «Прежде мы предавались любодейству, – говорит он, – а теперь сохраняем строжайшее целомудрие. Прежде мы занимались искусством магии (волшебством), – а теперь мы совершенно посвятили себя истинному Богу. Прежде были сребролюбивы и всячески старались о прибытке, – теперь у нас все общее, и мы друг от друга получаем все, что нужно для поддержания жизни. Прежде мы ненавидели друг друга, и никто не хотел иметь общение с другим племенем, – а с тех пор, как пришел Христос и изрек суд против тех, кои ненавидят своего ближнего, мы все самым дружеским образом обращаемся друг с другом» (Там же. 1840. Ч. 2. С. 342).

Теперь для нас станет понятным, почему древние христиане так высоко ценили веру Христову, почему дорожили ею больше всего на свете. Они высоко ставили свое христианское звание, видели в нем драгоценнейшее свое отличие и преимущество перед другими людьми. «Как называешься?» – спросил воевода-язычник святого мученика Акакия. – «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюсь» (Четьи-Минеи, 7-го мая). «Имя наше – христианин, – говорил святой мученик Кодрат языческому судье Переннию, – звание и благородство – быть рабами Христа. Отечество наше – Небо, где Бог вселит надеющихся на Него» (см.: Филарет, архиеп. Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 1892. Март. С. 101). Поэтому они готовы были всем пожертвовать, даже своей жизнью; решались терпеть всевозможные лишения и муки, только бы не потерять веру во Христа и не лишиться тех благ, которые она дает человеку. Чтобы видеть, какова была любовь христиан к своей вере, укажем некоторые примеры страданий их за Христа.

Продолжение следует


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Алапаевские мученики: убиты и забыты

После упокоения Алапаевских мучеников в склепе при кладбищенском храме Преп. Серафима и перевозки мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Святую Землю о них почти все забыли. "Из русских же людей, - с горечью писал митрополит Пекинский Иннокентий, - никто не посетил места упокоения Царственных мучеников и не вспомнил о них. Только однажды Шандунская группа войск прислал депутацию, которая возложила от имени группы на гробы мучеников серебряный венок и устроила торжественное поминальное богослужение..."


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100