Среда, 12 Декабря 2018 г.
Духовная мудрость

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте веры
Если отпадешь от своей веры, как уже отпали многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте Православия

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Сравнение жизни и быта у язычников и древних христиан


2018-03-13_114839.jpg

Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

 ЧАСТЬ 1
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ 
ЯЗЫЧНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Тот же дух любви и взаимного почитания обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они твердо помнили и свято соблюдали заповедь своего Небесного Учителя о любви друг к другу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Проникнутые сознанием братства во Христе и одушевленные искренней любовью друг к другу, верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам.

В мире языческом между различными общественными сословиями не имелось никакой связи, – напротив, стояла непреодолимая преграда. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением и совершенно равнодушно смотрели на их бедственную участь, так что они несли свое горе без всякого сожаления и помощи. Совсем иначе строились взаимоотношения у христиан. Глядя на всех ближних как на братьев, они, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных, равно как и для поддержания между всеми верными духа взаимной любви и услужливости, в древнейшей Церкви существовали различные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедствовавших (см.: Деян. 2, 44–45). Таким образом, благодаря святой вере, в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было все общее, и никто ни в чем не нуждался.

Другим средством единения и взаимопомощи между верующими служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Обезпеченные и бедные, знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одинаковую пищу. Собрание устраивалось обыкновенно после богослужения и совершения Таинства Святого Причастия. По окончании вечери производился сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и других несчастных. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, вместе с ним не перестала христианская любовь к бедным и нуждавшимся: найдены были другие средства для их пропитания. Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан или деньгами, или припасами.

Широту благотворительности верующих показывают следующие примеры. В 250 году в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более пяти тысяч человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии, Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более трех тысяч безпомощных вдов и девиц (см.: Странник. Апрель, 1862. С. 162).

Чтобы видеть, как благотворно действовала Христианская вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и древних христиан. В Римском государстве, как мы заметили выше, существовало два класса людей, резко отличавшихся друг от друга – богатые и бедные. Первые, имея дозволявшие это средства, вели чрезвычайно роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них повсюду: в пище, в одежде и в домашней обстановке. Напротив, быт бедняков поражал нищетой, лишениями и неудобствами.

У христиан же не наблюдалось этих двух крайностей: они не знали роскоши богачей, но обыкновенно не терпели и нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству и не стремились его приобретать. «Как путешественник, – говорили последователи Христовы, – тем счастливее, чем легче ноша, с которой он идет, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Соответственно такому взгляду, древние верующие старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем. Так, они не строили для себя богатых домов и не заводили в них никакой роскоши. Например, в горнице, где жила святая Домна, мучители нашли только следующие предметы: распятие, книгу Деяний апостольских, рогожу, глиняную кадильницу, лампаду и небольшой деревянный кивот со святыми Дарами. Между тем мученица принадлежала к одному из самых богатых семейств в Никомидии (см.: Там же. С. 52).

Соблюдали также древние христиане умеренность в пище и простоту в одежде. Язычники в отношении к пище и питию не знали никакой меры и воздержания, предавались обжорству и пьянству. Между тем христиане рассуждали так: «Мы живем не для того, чтобы есть. Пища дана нам для поддержания жизни и сохранения здоровья, а не для удовлетворения разным прихотям желудка обильными и изысканными яствами, пресыщение которыми приводит к расстройству в душе и теле» (Православный собеседник. 1864. Ч. II. С. 21). Поэтому они избегали всяких изысканных яств и довольствовались вкушением самых простых произведений природы. Средством утоления жажды была главным образом вода. Хотя не отвергалось и вино, но оно служило преимущественно для укрепления сил и принималось с некоторыми предосторожностями как относительно количества, так и времени употребления.

В одежде христиане тоже не допускали никакого богатства, роскоши и изысканности. Святые Отцы и Учители Церкви сильно восставали против женской страсти к нарядам. По словам священномученика Киприана, епископа Карфагенского, лучшее средство сохранить красоту тела есть воздержание, т. к. воздержание служит главным условием сохранения здоровья, а красота и есть цвет здоровья. Впрочем, заботясь о простоте и скромности одежды, христиане не одобряли совершенного нерадения о внешнем виде, осуждали небрежность и неряшливость, считали своим долгом соблюдать чистоту и опрятность в одеянии.

Наконец, следует отметить любовь древних христиан к труду. У язычников труд – тяжелый, изнурительный – составлял удел несчастных рабов. Другие же люди, имевшие средства, гнушались всякой работы, проводили время в преступной праздности и разного рода развлечениях и удовольствиях. Христиане, хотя и считали своим главнейшим долгом заботу о благочестии, но не пренебрегали и трудом. Признавали всякое честное и полезное занятие и удалялись только от таких дел, которые были не согласны с требованиями веры, отвлекали от доброго поведения или соединялись с обидами для ближнего. Пример трудолюбия они видели в лице Христа и Его ближайших учеников. Известно, что одни из них были рыбарями, другие занимались деланием палаток, а иные возделывали землю.

Римский Император Домициан спросил двух внуков Иуды, брата Господня по плоти: «Справедливо ли приписывают вам происхождение от Давида?» – «Справедливо», – отвечали они. – «Как велико ваше имущество, какими суммами вы владеете?» – «Наше имущество, – сказали они, – состоит только из 9000 динариев; из него каждому принадлежит половина; но оно не в деньгах, а в цене земли. Обрабатывая землю собственными руками, мы и подати вносим, и сами питаемся». Тут же показали они свои руки и затверделые на руках мозоли – как свидетельство трудов своих (см.: Там же. С. 21).

К труду привыкали христиане с ранних лет. К нему родители приучали детей, чтобы впоследствии они сами могли снискивать честное пропитание и помогать нуждающимся. <…>

Вот какова была жизнь людей, не знавших истинного Бога, и жизнь древних христиан. Какое громадное различие между поведением язычника и истинного христианина! Сравнивая настроение и поступки людей в Христианстве и язычестве, можно подумать, что это как будто существа различной природы и различных сил душевных, что одни как бы созданы и предназначены к добру и благочестию, а другие отданы в жертву греху и пороку. Между тем по природе своей все люди одинаковы, по происхождению все – от Бога. Эту поразительную перемену в мыслях и поступках человечества произвела вера Христова, произвела своим учением и благодатной помощью в доброй, благочестивой жизни.

Прекрасно изображает это перерождение святой Иустин Мученик. «Прежде мы предавались любодейству, – говорит он, – а теперь сохраняем строжайшее целомудрие. Прежде мы занимались искусством магии (волшебством), – а теперь мы совершенно посвятили себя истинному Богу. Прежде были сребролюбивы и всячески старались о прибытке, – теперь у нас все общее, и мы друг от друга получаем все, что нужно для поддержания жизни. Прежде мы ненавидели друг друга, и никто не хотел иметь общение с другим племенем, – а с тех пор, как пришел Христос и изрек суд против тех, кои ненавидят своего ближнего, мы все самым дружеским образом обращаемся друг с другом» (Там же. 1840. Ч. 2. С. 342).

Теперь для нас станет понятным, почему древние христиане так высоко ценили веру Христову, почему дорожили ею больше всего на свете. Они высоко ставили свое христианское звание, видели в нем драгоценнейшее свое отличие и преимущество перед другими людьми. «Как называешься?» – спросил воевода-язычник святого мученика Акакия. – «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюсь» (Четьи-Минеи, 7-го мая). «Имя наше – христианин, – говорил святой мученик Кодрат языческому судье Переннию, – звание и благородство – быть рабами Христа. Отечество наше – Небо, где Бог вселит надеющихся на Него» (см.: Филарет, архиеп. Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 1892. Март. С. 101). Поэтому они готовы были всем пожертвовать, даже своей жизнью; решались терпеть всевозможные лишения и муки, только бы не потерять веру во Христа и не лишиться тех благ, которые она дает человеку. Чтобы видеть, какова была любовь христиан к своей вере, укажем некоторые примеры страданий их за Христа.

Продолжение следует


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Впервые в мире: Власти России наносят сокрушительный удар по личному и государственному суверенитету

Преобразование традиционного человеческого общества в общество «цифровое» будет иметь непоправимые последствия! За бурным потоком информационных сообщений, связанных с последними политическими и церковно-общественными событиями, большинство граждан совершенно не видит самого главного – надвигающейся на всех и каждого системы беспросветного цифрового рабства...


Переворот: Правительство готовится передать власть Сбербанку (+ОБРАЩЕНИЕ)

16 ноября 2018 года многие издания и информационные агентства продублировали впервые опубликованную в «Известиях» статью «Паспорт без переплат: Сбербанк готов выдавать электронный документ», в которой говорилось: «Сбербанк готов выдавать в своих отделениях с функцией госуслуг электронные паспорта...


Необходима зачистка в Церкви: Московские экуменисты хотят переиграть экуменистов фанарских с помощью папы Римского

Сегодня вопрос о единстве православной Церкви встает со всей остротой не только для богословов, но и для каждого православного. С теми, кто создал себе идола в виде «гуманистического бога», с теми, кто Св. Предание Церкви заменяет «преданиями человеческими» в новомодных философских обертках и политическими...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым...


Чтобы Русь стала Святой: Рано или поздно, но каждый окажется перед выбором – остаться верным или предать

Сегодня в рубрике «Год Царской Голгофы» своими размышлениями о ситуации в Церкви и стране и чаемом воскресении Руси делится протоиерей Алексий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно под Псковом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100