Пятница, 28 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Душе моя, востани, что спиши... воспряни убо!: Слово в четверг первой седмицы Великого поста о правильном покаянии
Душе моя, востани, что спиши... воспряни убо!: Слово в четверг первой седмицы Великого поста о правильном покаянии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные Богом братия и сестры, вступая в подвиг Великого поста, мы должны от всей души возблагодарить Господа, что Он, желающий всем спасения, сподобил нас и в этом году дожить до святых дней Великой Четыредесятницы. Мы должны почитать за счастье и за великую милость Божию, что имеем возможность под сводами этого святого храма молиться Богу, назидаться умилительными великопостными песнопениями и молитвами, и, испытывая себя, приносить Богу покаяние в своих грехах. Святая Церковь, наша нежная, чадолюбивая мать, облеклась сейчас в траурное одеяние и медленным заунывным колокольным звоном, трогательным великопостным Богослужением зовет нас к покаянию, стараясь пробудить в нас нашу спящую совесть и возбудить в нас ревность к исправлению. Подобно тому, как весною все естество животных, птиц и деревьев, снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очистить себя, совлечь с наших душ грязные рубища греха - постом, молитвою и покаянием - и облечь наши души в чистые одежды, благоприятные Господу.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй... Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем покаянном каноне, который мы слышали за вечерним Богослужением. Обратимся, дорогие братия и сестры, с этими словами к своей душе мы и постараемся возбудить ее от тяжкого, болезненного греховного сна.

Душе моя, душе моя, востани! Востани от влечения своего и приверженности к земному! Ведь ты создана не для земли, но для неба; не для порабощения тленному, а для служения Творцу Своему и Искупителю и прославления Его.

Душе моя! Душе моя, востани, что спиши! Посмотри, как ждут твоего пробуждения твой Создатель и Искупитель Господь Иисус Христос, твоя Путеводительница, Небесная Мать, Преблагословенная Богородица, твой Ангел-хранитель и все святые. Они говорят тебе: "Подними, бедная душа, свой взор от земли на небо; востани от греховного сна! Тебе ли сейчас спать, когда о тебе проявляют такую нежную заботу твои искренние друзья и хотят тебя, слабую и больную, врачевать молитвами и таинствами, тогда как враг твой усыпляет и старается погубить тебя".

Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается! Зачем нерадишь, бедная душе моя, о своей участи, зачем проводишь в рассеянии немногие дни своей жизни? Не знаешь разве, что вот-вот и тебя позовут. Позовут на открытое пред всем светом испытание, которое будет на Страшном Суде Божием. Страшен, поистине страшен будет Суд Божий, хотя Господь и благ, хотя Он и милостив. Ибо Тот же Иисус, Который ныне всех к Себе призывает, тогда отошлет от Себя всех нераскаянных грешников, говоря: Не знаю вас, отойдите от Меня все делающие беззаконие (ср.: Мф. 7, 23; Лк. 13, 27).

Конец приближается. Не знаешь разве, бедная душе моя, что человек едва только успеет одною ногою вступить в этот мир, другою ногою он уже стоит во гробе? Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошел день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошел год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душе, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления!

Если души праведных не без смущения помышляли о смерти, то какое же будешь испытывать смущение ты, когда будешь разлучаться от тела! Настанет тот день и час, когда действительно ты смутишися. Придет тот страшный час, когда тебя никто не защитит: ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава, ни честь, но предстанут тогда на Суд лишь человек и дела его. Вот тогда-то смутишься, бедная душа, смутишься и устрашишься. Устрашишься тех плодов, которых ты посеяла на земле, устрашишься геенны огненной. Мерзкими покажутся тебе все дела твои земные, которые ты тогда вспомнишь до мельчайших подробностей.

Пожелаешь исправиться, но будет уже поздно, возопишь о помиловании, но двери покаяния тогда затворятся, и будешь ты мучиться вечно. Но ты, бедная душе, можешь избежать всего этого. Воспряни убо! Пробудись, стряхни с себя греховную нечистоту и покайся искренно. Ибо нет другого пути к исправлению, кроме покаяния.

Не откладывай своего исправления до завтра, потому что враг, который всегда стоит на страже, непременно воспользуется твоей медлительностью, но начинай покаяние немедленно. Если ты истинно воспрянешь, то да пощадит тя Христос Бог. Пусть твои грехи будут подобны пурпуру, и тогда их Господь очистит в бездне Своего милосердия. И тогда Господь Иисус Христос, Который везде Сый и вся исполняяй, проникнет в твое существо и будет царствовать с тобою. Если же не восстанешь и не воспрянешь, то постигнет тебя такое горе и такая участь, весь ужас которых ты сейчас и представить не можешь...

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь подвиг покаяния соединила с поприщем поста, как с таким временем, которое делает нашу душу бодрою и легкою. Мы сейчас вступили на великое поприще Великого поста Господня, поста, который установлен в подражание сорокадневного поста Господна нашего Иисуса Христа. Ибо Спаситель по Своей любви к нам перед проповедию Евангелия народу и крестными Своими страданиями в течение сорока дней постился, не ел и не пил ничего. А так как жизнь Иисуса Христа является для нас правилом нашей благочестивой жизни, то и сорокадневный Его пост не может не быть для нас непременным правилом, если только мы не напрасно носим имя христиан. Сам Господь узаконил пост для Своих учеников. Когда некоторые приступили к Нему, спрашивая: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?, то в ответ на это Господь сказал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 18-20).

Этими словами Господь говорит, что кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и разделяет Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь Его будет взят на страдания и смерть; тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так и поступает святая Православная Церковь, освящая время страданий Христовых особенным постом.

Пост дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к стяжанию святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так и воздержание сообщает мыслям свет, чувствам чистоту, духу свободу и крепость. Один из святых Отцов говорит: "Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, то он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабев, оставят душу".

По слову святого Иоанна Златоуста, кто постится, тот угашает злые свои страсти. Пост делает душу бодрою, возносит ее выше земного и влечет к небесному. Все святые уважали пост и соблюдали его как святое время для своего исправления. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством и удостаивались великих откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них сие соприкосновение и низводил на них великие милости Божии.

Так, например, святой пророк Моисей, в сорокадневное пребывание на горе Синай, во время строгого поста, удостоился получить от Господа каменные скрижали, на которых перстом Божиим начертан был Закон для израильского народа. Святой пророк Илия после четыредесятидневного поста удостоился откровения Божия на горе Хорив. Ниневитяне наложили на себя пост и чрез это были помилованы. Израильский народ очень часто прибегал к посту, когда желал удостоиться какой-нибудь милости от Господа или избежать праведного Его гнева.

Святитель Василий Великий говорит, что пост современен человечеству, потому что в раю уже была дана заповедь о посте. Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь установил в раю пост, который если бы наши прародители соблюли, то не пришлось бы соблюдать его нам.

Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его! Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, и тогда Господь придет к нам и приведет с Собою светлое царство благодати христианских добродетелей и очищенная душа с радостью воскликнет, как воскликнула Пречистая Дева: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем! (Лк. 1, 46-47). Даруй же нам всем, Господи, спасительно провести время поста и покаяния и, доживши, с духовною радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь.

1963 г.
Архимандрит Кирилл "Время покаяния". Проповеди 


___________________
См.также:











Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100