Воскресенье, 21 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Можно ли православным дружить с людьми иных вер?: Святоотеческий ответ на призывы современных экуменистов
Можно ли православным дружить с людьми иных вер?: Святоотеческий ответ на призывы современных экуменистов

Сегодня нередко приходится слышать сентиментальные призывы в духе западного филонтропизма, которые на первый взгляд не таят в себе ничего плохого, но при ближайшем рассмотрении оказываются сетью лукавого для уловления, аще возможно и избранных (Мф. 24, 24). Вот свежий пример.

По информации «Седмица.ру», лидеры крупнейших религий призвали верующих заводить друзей среди людей иной веры и видеть образ Божий в каждом человеке, и это обращение духовенства ныне распространяется по свету на 16 языках, сообщает christiantoday.

Папа Франциск, Далай-лама, Патриарх Константинопольский Варфоломей, бывший главный раввин Великобритании Джонатан Сакс – вошли в число тех духовных лидеров, которые записали совместное обращение при участии Межрелигиозного института Илии, и сейчас оно распространяется через Twitter. Главная идея этого совместного призыва духовенства заключается в том, что людям всего мира давно пора преодолеть взаимное недоверие и страх. А сделать это можно только через дружбу, понимание и взаимную открытость. Институт Илии со своей стороны предоставляет обширный инструментарий для налаживания разнообразных контактов и дружеских отношений людей разных вер и традиций.

Обращение распространяется в виде трехминутного видеоролика, который был записан на пресс-конференции в Лондоне. В нем каждый из духовных учителей обращается с кратким посланием к людям мира. К примеру, аятолла Аль-Милани советует «правоверным» заводить друзей среди последователей других религий; Патриарх Варфоломей призывает народы мира «учиться распознавать величие и красоту Господа в каждом живущем рядом с вами человеческом создании»; а папа Франциск и раввин Абрам Скорка говорят о том, как их личный духовный опыт всегда помогал им заводить друзей среди последователей других религий.

«Великий муфтий» Египта Шауки Аллам призывает людей разных вер искать то, что нас объединяет, а не разъединяет; Далай-лама подчеркивает, что надо углублять духовность, которая сама по себе способствует взаимопониманию; а лорд Джонатан Сакс отмечает: «Когда вы проводите время с людьми, не похожими в чем-то на вас, то самое удивительное то, как много общего вы с ними находите. У всех нас одни и те же страхи, надежды и тревоги».

«Архиепископ» Шведской лютеранской церкви Антье Якелен говорит: «Этим совместным шагом мы запускаем в мире процесс, который поможет нам уничтожить взаимную предвзятость и породит доверие и надежду». Ему вторит и «архиепископ» Кантерберийский Джастин Уэлби, говоря: «Это нетрудно – нужно просто начать делиться тем, чем мы давно привыкли делиться с близкими, т. е. радостью общения».

Итак, лидеры мировых религий, среди которых «восточный папа» Константинопольский Патриарх Варфоломей, призвали всех, в том числе православных христиан заводить дружбу с людьми иных вер. Однако православным христианам не следует внимать этому призыву, поскольку Господь Иисус Христос и Его святые угодники предостерегают нас от таковой дружбы и своим словом, и примером.

Дружба со святыми помогает человеку на его духовном пути ко спасению. Дружба с грешными может способствовать уклонению на стези греха. 

Так, святой пророк Давид учит: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26–27). 

«Беседа и общество ближних, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), поясняя эти слова, – очень действует на человека. Беседа и знакомство с учеными сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. „С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши" (Пс. 17, 26–27). Отныне, во время краткой земной жизни, которое Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми».

Таково же и учение Святых Апостолов: Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися сообщается делом его злым (2 Ин. 1, 10–11);

Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго. Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6, 14–18).

   «Дабы не показалось, что говорит это для своей пользы, – толкует блаженный Феофилакт Болгарский, – показывает, что нуждается в их любви для их пользы, говоря как бы так: любить меня – значит, чтобы вы не смешивались с неверными и не уклонялись на их сторону. Не сказал: не смешивайтесь, но: „не преклоняйтесь под чужое ярмо", т. е. не оскорбляйте справедливости, склоняясь и приобщаясь к тем, к кому не следует <…>. 
   
   Как отец, видя сына, находящегося в связях с людьми порочными, говорит ему: какое общение между твоим благородством и их скверностью?; так и апостол говорит: вы – сущая правда, а они – беззаконие: итак, что общего у вас с ними? <…> 

   Желая всеми способами побудить их отстать от неверных, не сказал: „какое общение у находящихся во свете с пребывающими во тьме, или: у последователей Христа и чад Велиара", но на место лиц поставил самые вещи – свет и тьму; что гораздо больше выражает; также Христа и Велиара, что означает отступника. <…> 
   
   Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но Живого. Итак, какая совместность, т. е. подобие, сходство между вами и ими? <…> 

   Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. „Выйдите из среды" неверных „и отделитесь", т. е. живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом».

Зная это, Святые Отцы далеко не с каждым даже из православных заводили дружбу, а еретиков вообще избегали.

Святитель Афанасий Великий повествует о преподобном Антонии Великом следующее: 
   «Весьма чуден был он по вере и благочестив. Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество; не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками – вред и погибель душе. Гнушался также и арианскою epecью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их злoвеpия. Когда приходили к нему некоторые из ариан, то, испытав и изведав, что они нечествуют, прогонял с горы, говоря, что речи их хуже змеиного яда».

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст поступал и учил так же: 
   «Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: "Кто не со Мною, тот против Меня” (Мф. 12, 30)».

Таково же учение наших русских святых. 

Основоположник русского общежительного монашества преподобный Феодосий Киево-Печерский пишет: 
   «Я, Федосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и правоверной вере рожденный и воспитанный добре в законе правоверным отцом и матерью христианкою, учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латинской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от собрания их бегать, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться, и блюсти своих дочерей – не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать их…».

Наконец, святитель Игнатий (Брянчанинов) так предостерегает от неразборчивой дружбы: 
   «Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно – Святых Отцов. Оттуда все мои советы. Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о Христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями».

Таким образом, воля Божия для православных христиан состоит в том, чтобы они не внимали сентиментальным басням различных лжеучителей и не вступали в дружеское общение с еретиками, иноверцами и раскольниками. Чтобы осторожно подходили к вопросу дружбы, избирая преимущественно для общения людей благочестивых и святых, дабы и самим научиться от них истинной святости и благочестию. С еретиками же, иноверцами и раскольниками необходимо беседовать лишь в том случае, если они ищут Истину и не упорствуют в своих заблуждениях.



___________________
См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100