Два одиночества, один общий враг: О варфоломеевских и филаретовских интригах вокруг «Всеправославного собора»
Украина использует отказ РПЦ от «Всеправославного собора», чтобы легализовать раскол.
Раскольники при поддержке экстремистов «Правого сектора» захватили храм в селе Колосовая Тернопольской области. Ранее, в праздник Вознесения, представители самопровозглашенного «киевского патриархата» атаковали крестный ход в поселке Козелец Черниговской области. К месту атаки автобусами привезли бойцов с нашивками батальонов «Айдар» и «Азов».
Новый виток насилия в отношении православных, как это ни парадоксально, может иметь самое прямое отношение к «Всеправославному собору». 7 июня в Верховной раде под номером 4793 зарегистрировано обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею. Депутаты будут просить его даровать автокефалию Украинской Церкви. В этом контексте нападения на храмы становятся очередным способом для раскольников заявить о себе. После отказа РПЦ от участия во «Всеправославном соборе» их шансы получить независимый статус от Константинополя (пусть даже грош цена такому статусу) стали велики, как никогда.
Из украинских источников накануне стало известно, что решение Синода РПЦ перенести собор представитель Константинополя архиепископ Иов (Геча) именовал «шантажом», на который патриарх Вароломей «не поддается» и «своей позиции (по отношению к собору) не меняет». Одновременно с этим из хунтовских недр вышла новость о том, что Верховная рада приняла обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом издать томос (указ Предстоятеля Церкви) относительно автокефалии.
Расчет депутатов Рады связан, вероятно, с тем, что их обращение может стать предметом обсуждения на критском соборе. Однако при его подготовке была достигнута договоренность, что украинский вопрос рассматриваться на нем не будет.
В своем обращении Рада призывает патриарха Варфоломея признать недействительным акт 1686 года, согласно которому якобы в нарушение канонов Киевская митрополия была присоединена к Московскому Патриархату. «Украинский парламент призывает Вселенского патриарха принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного собора, который решил бы все спорные вопросы и объединил украинское Православие», - говорится в обращении.
Канонический Предстоятель УПЦ МП, в свою очередь, назвал эти попытки со стороны депутатов беззаконными и выразил надежду, что «трудности, возникшие при подготовке Всеправославного собора, и возможный отказ Русской Православной Церкви ехать на Крит не вызовут у поместных Православных Церквей желание отомстить и признать "Киевский патриархат"».
То, что Вселенский Патриархат попытается разыграть на соборе «украинскую карту», стало очевидно уже в 2015 году. Константинополь остается первым в диптихе Православных Церквей, но по численности паствы значительно уступает целому ряду церквей. Для сравнения: численность паствы Русской Православной Церкви может достигать 120 млн человек, паствы Румынской Церкви — 19 млн, Константинопольского Патриархата — около 3,5 млн (данные энциклопедии «Религии мира», 2010 год). При этом первенство в диптихе — историческая дань, оно не дает никаких дополнительных прав по отношению к другим Церквям.
Константинопольский Патриархат веками находился в подчинении турецких султанов. При этом столетиями жила и память о Константинополе — третьем Риме, столице великой империи, канувшей в лету 29 мая 1453 года, когда войска султана Мехмеда II взяли город. Эти исторические комплексы определяли политику Константинопольского (он сам предпочитает именовать себя Вселенским) Патриархата. Она всегда была направлена на приращение новых территорий и возвращение, хотя бы отчасти, былого авторитета и влияния в мире.
Так, на волне антирусских настроений Константинопольский Патриархат в 1996 году учредил параллельную Автономную Церковь под своей юрисдикцией в Эстонии (Москва не признает новую церковную структуру в Эстонии до сих пор). Ранее, в 1920-е, когда в России Церковь подвергалась гонениям со стороны большевиков, Константинополь «даровал» автономию части православной общины в Финляндии.
Летом 2105-го иерархи Константинопольского Патриархата были замечены на Украине на мероприятиях раскольников. Очевидно, что целью их визита стало прощупывание почвы на предмет легализации «филаретовского» раскола и перевода его под свою юрисдикцию. Во время подготовки к «Всеправославному собору» патриарх Московский и всея Руси Кирилл подверг критике действия посланников Константинополя на чужой канонической территории. В ответ Варфоломей, для которого созыв собора был в то время приоритетным вопросом, публично подтвердил, что на неи не будет рассматриваться украинская тема и обсуждаться возможность предоставления автокефалии «филаретовцам» и тем, кто по политическим причинам перейдет к ним из канонической Православной Церкви на Украине.
Теперь же, после отказа Москвы от участия в соборе, Константинополь почти наверняка вернет Украину в повестку соборных дел. Тем более что вопрос о предоставлении автокефалии остается среди документов собора. И, судя по последним новостям, Константинополь, несмотря на отказ РПЦ, намерен провести «всеправославное» мероприятие на Крите в озвученные ранее сроки — 16-27 июня.
В свете этих событий на Украине запустили масштабную медиакампанию по противодействию Московскому Патриархату. 10 июня в Киеве прошла конференция под названием «Украина—Константинополь. Мосты единения», где обсуждалась роль Константинополя в истории Украины и возможность перехода под его крыло. Среди спикеров преобладали представители раскола. 13 июня в эфире галицкого телеканала ZIK вышла передача с говорящим названием «Геть Московський патріархат». Ее анонс гласил: «Запретить Московский Патриархат в Украине. Такие заявления звучат все громче, и всерьез. Поэтому программа Остапа Дроздова "Прямым текстом" ставит вопрос: если иерархи Московской церкви заняли украинофобную позицию, что следует делать с пятой колонной в сутане?» В эфире спикеры говорили о том, что с Московским Патриархатом на Украине следует покончить, как некогда покончили с коммунизмом.
Наиболее вероятный прогноз ситуации выглядит так: Варфоломей, свободный теперь от своего главного соперника — Москвы, легализует украинский раскол на соборе. «Филаретовцы» получат статус автономии в составе Константинопольского Патриархата (и вряд ли автокефалию или полную независимость). В состав новообразованной Церкви, возможно, войдут и представители УАПЦ, организации украинских «автокефалов», еще в 1920 году заявившие, что отделяются от России. К ним же примкнет часть антироссийски настроенных перебежчиков из канонической Православной Церкви.
Эта странная структура будет создана в обход канонических правил. Правила предписывают объявлять автокефалию решением всех Поместных Церквей, а не только по указанию Константинопольского Патриархата. Но удивляться нечему: раскольника Филарета, извергнутого из сана и преданного анафеме, легализует Варфоломей, которого часть его же паствы (например, Афон) называет «лжепатриархом» и «врагом православия». Вот и встретились два одиночества…
Раскольники при поддержке экстремистов «Правого сектора» захватили храм в селе Колосовая Тернопольской области. Ранее, в праздник Вознесения, представители самопровозглашенного «киевского патриархата» атаковали крестный ход в поселке Козелец Черниговской области. К месту атаки автобусами привезли бойцов с нашивками батальонов «Айдар» и «Азов».
Новый виток насилия в отношении православных, как это ни парадоксально, может иметь самое прямое отношение к «Всеправославному собору». 7 июня в Верховной раде под номером 4793 зарегистрировано обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею. Депутаты будут просить его даровать автокефалию Украинской Церкви. В этом контексте нападения на храмы становятся очередным способом для раскольников заявить о себе. После отказа РПЦ от участия во «Всеправославном соборе» их шансы получить независимый статус от Константинополя (пусть даже грош цена такому статусу) стали велики, как никогда.
Из украинских источников накануне стало известно, что решение Синода РПЦ перенести собор представитель Константинополя архиепископ Иов (Геча) именовал «шантажом», на который патриарх Вароломей «не поддается» и «своей позиции (по отношению к собору) не меняет». Одновременно с этим из хунтовских недр вышла новость о том, что Верховная рада приняла обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом издать томос (указ Предстоятеля Церкви) относительно автокефалии.
Расчет депутатов Рады связан, вероятно, с тем, что их обращение может стать предметом обсуждения на критском соборе. Однако при его подготовке была достигнута договоренность, что украинский вопрос рассматриваться на нем не будет.
В своем обращении Рада призывает патриарха Варфоломея признать недействительным акт 1686 года, согласно которому якобы в нарушение канонов Киевская митрополия была присоединена к Московскому Патриархату. «Украинский парламент призывает Вселенского патриарха принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного собора, который решил бы все спорные вопросы и объединил украинское Православие», - говорится в обращении.
Канонический Предстоятель УПЦ МП, в свою очередь, назвал эти попытки со стороны депутатов беззаконными и выразил надежду, что «трудности, возникшие при подготовке Всеправославного собора, и возможный отказ Русской Православной Церкви ехать на Крит не вызовут у поместных Православных Церквей желание отомстить и признать "Киевский патриархат"».
То, что Вселенский Патриархат попытается разыграть на соборе «украинскую карту», стало очевидно уже в 2015 году. Константинополь остается первым в диптихе Православных Церквей, но по численности паствы значительно уступает целому ряду церквей. Для сравнения: численность паствы Русской Православной Церкви может достигать 120 млн человек, паствы Румынской Церкви — 19 млн, Константинопольского Патриархата — около 3,5 млн (данные энциклопедии «Религии мира», 2010 год). При этом первенство в диптихе — историческая дань, оно не дает никаких дополнительных прав по отношению к другим Церквям.
Константинопольский Патриархат веками находился в подчинении турецких султанов. При этом столетиями жила и память о Константинополе — третьем Риме, столице великой империи, канувшей в лету 29 мая 1453 года, когда войска султана Мехмеда II взяли город. Эти исторические комплексы определяли политику Константинопольского (он сам предпочитает именовать себя Вселенским) Патриархата. Она всегда была направлена на приращение новых территорий и возвращение, хотя бы отчасти, былого авторитета и влияния в мире.
Так, на волне антирусских настроений Константинопольский Патриархат в 1996 году учредил параллельную Автономную Церковь под своей юрисдикцией в Эстонии (Москва не признает новую церковную структуру в Эстонии до сих пор). Ранее, в 1920-е, когда в России Церковь подвергалась гонениям со стороны большевиков, Константинополь «даровал» автономию части православной общины в Финляндии.
Летом 2105-го иерархи Константинопольского Патриархата были замечены на Украине на мероприятиях раскольников. Очевидно, что целью их визита стало прощупывание почвы на предмет легализации «филаретовского» раскола и перевода его под свою юрисдикцию. Во время подготовки к «Всеправославному собору» патриарх Московский и всея Руси Кирилл подверг критике действия посланников Константинополя на чужой канонической территории. В ответ Варфоломей, для которого созыв собора был в то время приоритетным вопросом, публично подтвердил, что на неи не будет рассматриваться украинская тема и обсуждаться возможность предоставления автокефалии «филаретовцам» и тем, кто по политическим причинам перейдет к ним из канонической Православной Церкви на Украине.
Теперь же, после отказа Москвы от участия в соборе, Константинополь почти наверняка вернет Украину в повестку соборных дел. Тем более что вопрос о предоставлении автокефалии остается среди документов собора. И, судя по последним новостям, Константинополь, несмотря на отказ РПЦ, намерен провести «всеправославное» мероприятие на Крите в озвученные ранее сроки — 16-27 июня.
В свете этих событий на Украине запустили масштабную медиакампанию по противодействию Московскому Патриархату. 10 июня в Киеве прошла конференция под названием «Украина—Константинополь. Мосты единения», где обсуждалась роль Константинополя в истории Украины и возможность перехода под его крыло. Среди спикеров преобладали представители раскола. 13 июня в эфире галицкого телеканала ZIK вышла передача с говорящим названием «Геть Московський патріархат». Ее анонс гласил: «Запретить Московский Патриархат в Украине. Такие заявления звучат все громче, и всерьез. Поэтому программа Остапа Дроздова "Прямым текстом" ставит вопрос: если иерархи Московской церкви заняли украинофобную позицию, что следует делать с пятой колонной в сутане?» В эфире спикеры говорили о том, что с Московским Патриархатом на Украине следует покончить, как некогда покончили с коммунизмом.
Наиболее вероятный прогноз ситуации выглядит так: Варфоломей, свободный теперь от своего главного соперника — Москвы, легализует украинский раскол на соборе. «Филаретовцы» получат статус автономии в составе Константинопольского Патриархата (и вряд ли автокефалию или полную независимость). В состав новообразованной Церкви, возможно, войдут и представители УАПЦ, организации украинских «автокефалов», еще в 1920 году заявившие, что отделяются от России. К ним же примкнет часть антироссийски настроенных перебежчиков из канонической Православной Церкви.
Эта странная структура будет создана в обход канонических правил. Правила предписывают объявлять автокефалию решением всех Поместных Церквей, а не только по указанию Константинопольского Патриархата. Но удивляться нечему: раскольника Филарета, извергнутого из сана и преданного анафеме, легализует Варфоломей, которого часть его же паствы (например, Афон) называет «лжепатриархом» и «врагом православия». Вот и встретились два одиночества…
<-назад в раздел