29.09.2016
поделиться новостью в соц сетях:Увы, соль теряет силу: Интервью иеромонаха Романа (Матюшина) сербскому журналу
В сербском журнале «Геополитика» № 100 (август-сентябрь 2016 года) опубликована беседа с иеромонахом Романом (Матюшиным).
- Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот... Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.
- Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того - с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.
- Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню - и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?
- Всё лучшее - и в Сербии, и в России - пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык - неисчерпаемый источник родниковой воды (см. Безсмертный полк поющих славян). В трудные годы богоборчества народ сохранил главное - Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.
- Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги - только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения - а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.
- Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные - другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так - росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?
- Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие - точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи - это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».
- «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой - величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага - сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.
- Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?
- Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим - представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов... Нам дан Великий Дар - Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его - сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания - покойного Патриарха Павла.
- Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?
- Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений» (см. Нынешнее гонение неявное, гонение на дух). Никто не хранит мясо в тепле - нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.
- Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.
- Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.
Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.
Всеправославного погрома...
Мы за ведущими идём,
Пока они Христом ведомы.
Тщета подобия Собора
Ввела в соблазн народ и клир,
И треволнения-раздоры
Объяли Православный мир.
Какая цель в тумане зрится?
Что даст нечаемый Собор?
От плевел отделит пшеницу
Или в неё навеет сор?
Неведенье несёт разруху,
Грех прилагается к греху.
«Изволися Святому Духу»
Или вельможам наверху?
Но Истину сам ад не спрячет.
Блажен, кто за Неё гоним!
Господь Ревнитель. Это значит -
Кто не ревнитель, тот не с Ним.
Питаем спеси дух лютейший.
Грек - «всесвятейший» патриарх -
Устал, наверно, быть святейшим.
Смеяться бы, да не смешно:
Гнетут душевные увечья.
Мир перевёрнут, и на дно
Ведут высоты человечьи.
Приемля славу от людей,
Лжеславою пои́м гордыню.
Не обвинят ли на Суде
Те звания, что носим ныне?
И, пред людьми желая слыть,
Напрасно лестью сердце тешим:
Нельзя пред Господом ходить
Ни «всесвятейшим», ни святейшим.
Пока по совести живём -
Не назовём прямым кривое,
Неправду Правдой, зло Добром.
В народе распря, треволненье,
Кричат: «Измена налицо!»
И в самом деле: единенье -
Ценой попрания отцов?
Никто не против целований:
Все люди носят Божий лик.
Но выше наших пониманий,
Что еретик - не еретик.
Нововведения отринем.
И как бы ни баюкал Рим -
Межи отцов не передвинем!
На том стояли и стоим.
- Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот... Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.
- Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того - с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.
- Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню - и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?
- Всё лучшее - и в Сербии, и в России - пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык - неисчерпаемый источник родниковой воды (см. Безсмертный полк поющих славян). В трудные годы богоборчества народ сохранил главное - Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.
- Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги - только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения - а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.
- Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные - другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так - росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?
- Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие - точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи - это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».
- «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой - величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага - сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.
- Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?
- Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим - представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов... Нам дан Великий Дар - Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его - сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания - покойного Патриарха Павла.
- Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?
- Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений» (см. Нынешнее гонение неявное, гонение на дух). Никто не хранит мясо в тепле - нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.
- Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.
- Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.
Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.
Как ни путай, а Божья воля распутает.
Русская пословица
Давно уже грохочет гром
Русская пословица
Всеправославного погрома...
Мы за ведущими идём,
Пока они Христом ведомы.
Тщета подобия Собора
Ввела в соблазн народ и клир,
И треволнения-раздоры
Объяли Православный мир.
Какая цель в тумане зрится?
Что даст нечаемый Собор?
От плевел отделит пшеницу
Или в неё навеет сор?
Неведенье несёт разруху,
Грех прилагается к греху.
«Изволися Святому Духу»
Или вельможам наверху?
Но Истину сам ад не спрячет.
Блажен, кто за Неё гоним!
Господь Ревнитель. Это значит -
Кто не ревнитель, тот не с Ним.
9-16 июня 2016
+ + +
Яко ревность дому Твоего снеде мя.
Пс. 68: 10
Когда теряем Божий страх,
Пс. 68: 10
Питаем спеси дух лютейший.
Грек - «всесвятейший» патриарх -
Устал, наверно, быть святейшим.
Смеяться бы, да не смешно:
Гнетут душевные увечья.
Мир перевёрнут, и на дно
Ведут высоты человечьи.
Приемля славу от людей,
Лжеславою пои́м гордыню.
Не обвинят ли на Суде
Те звания, что носим ныне?
И, пред людьми желая слыть,
Напрасно лестью сердце тешим:
Нельзя пред Господом ходить
Ни «всесвятейшим», ни святейшим.
9-14 июня 2016
+ + +
Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Притч. 22:28
Пока не хво́ры головою,
Притч. 22:28
Пока по совести живём -
Не назовём прямым кривое,
Неправду Правдой, зло Добром.
В народе распря, треволненье,
Кричат: «Измена налицо!»
И в самом деле: единенье -
Ценой попрания отцов?
Никто не против целований:
Все люди носят Божий лик.
Но выше наших пониманий,
Что еретик - не еретик.
Нововведения отринем.
И как бы ни баюкал Рим -
Межи отцов не передвинем!
На том стояли и стоим.
14 февраля 2016
+ + +
Народ всегда на высоте.
Не ради спора и укора
Скажу о братьях во Христе.
Не обойтись без поясненья -
Никто не отправляет в ад,
Нет раздраженья и презренья:
Хоть красный поп, а всё же - брат.
Из комсомольцев - в богомольцы,
Из верных ленинцев - в попы.
Не потому ль в разброде овцы,
Что Савлы-пастыри слепы?
Ходить пред всеми Павлом мало:
Душа влечет в безбожный рай.
О бедный Савл в одежде Павла,
Христовых риз не раздирай.
Своих кумиров не оставил,
Палач Руси тебе отец.
В одном лице и Савл и Павел?
Определись же наконец!
О прежнем времени потужит
И на молебен - в добрый час!
Двум господам никто не служит? -
Спаситель Савлам не указ.
Коль омрачение к прозренью -
И слепоту благословим.
Тот Савл оплакал ослепленье,
А новые - гордятся им.
Пора бы уяснить двуликим,
Что Савлы Павлам не чета.
Себя Апостол всех язы́ков
Последним извергом считал.
За стих запишут в либералы
И как в сердцах не назовут...
Когда б не овцы - что нам Савлы!
Не нам судить, есть Божий Суд.
Чем призывать к братанью Павлов -
Покайтесь, Савлы!
Чужое платье редко впору -
Покайтесь, Савлы!
Народ всегда на высоте.
Не ради спора и укора
Скажу о братьях во Христе.
Не обойтись без поясненья -
Никто не отправляет в ад,
Нет раздраженья и презренья:
Хоть красный поп, а всё же - брат.
Из комсомольцев - в богомольцы,
Из верных ленинцев - в попы.
Не потому ль в разброде овцы,
Что Савлы-пастыри слепы?
Ходить пред всеми Павлом мало:
Душа влечет в безбожный рай.
О бедный Савл в одежде Павла,
Христовых риз не раздирай.
Своих кумиров не оставил,
Палач Руси тебе отец.
В одном лице и Савл и Павел?
Определись же наконец!
О прежнем времени потужит
И на молебен - в добрый час!
Двум господам никто не служит? -
Спаситель Савлам не указ.
Коль омрачение к прозренью -
И слепоту благословим.
Тот Савл оплакал ослепленье,
А новые - гордятся им.
Пора бы уяснить двуликим,
Что Савлы Павлам не чета.
Себя Апостол всех язы́ков
Последним извергом считал.
За стих запишут в либералы
И как в сердцах не назовут...
Когда б не овцы - что нам Савлы!
Не нам судить, есть Божий Суд.
31 января 2016
+ + +
Чем больше слов, тем меньше смысла.
Увы, глашатаев не счесть.
Во дни художественных свистов
Освистана Благая Весть.
На развлечения - как в омут:
Толпа к высокому глуха.
Но устремление к мірскому -
Приумножение греха.
Ничто под звёздами не ново.
Тварь заглушает Божий глас.
Но коль слова не ради Слова -
Тогда они осудят нас.
Кадят и Богу, и кумирам.
Забыли овцы и пастух:
Пропитываясь духом міра,
Теряем Неотмірный Дух.
И в век позорный, разногласный
Христианин из россиян
Пред всеми крестится показно
И держит свечку как стакан.
А что святители? Спасают.
Теперь уж бреют, не стригут.
Всё говорят: овец питают...
С чего же хищники растут?
Господь попустит - кто избавит
От потрясений штормовых?
Конечно к стенке нас поставят.
Не зря же мы возводим их...
Чем больше слов, тем меньше смысла.
Увы, глашатаев не счесть.
Во дни художественных свистов
Освистана Благая Весть.
На развлечения - как в омут:
Толпа к высокому глуха.
Но устремление к мірскому -
Приумножение греха.
Ничто под звёздами не ново.
Тварь заглушает Божий глас.
Но коль слова не ради Слова -
Тогда они осудят нас.
Кадят и Богу, и кумирам.
Забыли овцы и пастух:
Пропитываясь духом міра,
Теряем Неотмірный Дух.
И в век позорный, разногласный
Христианин из россиян
Пред всеми крестится показно
И держит свечку как стакан.
А что святители? Спасают.
Теперь уж бреют, не стригут.
Всё говорят: овец питают...
С чего же хищники растут?
Господь попустит - кто избавит
От потрясений штормовых?
Конечно к стенке нас поставят.
Не зря же мы возводим их...
21-27 января 2016
<-назад в раздел