Воскресенье, 19 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Максим Грек об обличении ересей, иудеев, язычников
Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую.
Прп. Максим Грек о хранении веры

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Дети и телевизор 24.04.2015
Дети и телевизор
В прошлом номере мы начали знакомить читателей с фрагментами недавно написанной, но еще не увидевшей свет книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, детально исследовавшего проблему влияния СМИ на массовое сознание. В первой части публикации рассматривалась проблема деструктивного воздействия современной рекламы на психику человека. Сегодня речь пойдет о вреде, который телевидение наносит нашим детям.

Давайте разберемся, как реагирует на телевидение подрастающее поколение. Если ТВ не отражает, а создает реальность, значит, его никак нельзя сравнивать с безобидным зеркалом, которое лишь воспроизводит существующую картинку. ТВ деформирует нас самих. Пресса переполнена сообщениями о его прямом воздействии на реальные события, на «создание» человеческих трагедий. Особенно этим отличаются передачи нового жанра – в виде задушевных откровенных разговоров («talk show»). Исключительно ради сенсации телеведущие буквально лезут в душу к человеку, приглашенному в качестве героя программы, чтобы тот рассказал перед телекамерой о скрытых грехах, семейных тайнах, похороненных в глубине памяти негативных переживаниях. Между тем после подобных откровений и прилюдных «исповедей» многих непосредственных участников действа охватывает чувство раскаяния и одновременно злоба, порой доводящие до самоубийства. Пример такого шоу – «Детектор лжи» Андрея Малахова.

Если вернуться к «преуспевающему» Западу, на который нам предлагают равняться, то в США, как известно, полтора миллиона школьников – так называемые «пограничные» дети, которые не могут сосредоточиться на объяснении учителя. Так вот, на сигналы ТВ эти дети отвечают словно лунатики! Телевизор прямо ведет их к насилию, хотя изначально они к этому вовсе не расположены – ни душевно, ни социально. Но и вполне нормальные дети и подростки не могут устоять против программирующего воздействия телевидения. Не будем говорить о статистике и крупных социально-психологических исследованиях влияния ТВ на людей. Давайте в качестве примера возьмем лишь несколько газетных сообщений, отражающих это массовое явление:

– Барселона (Испания). Трое подростков воспроизвели в реальности увиденный на ТВ и восхитивший их трюк: поздно вечером натянули через улицу тонкую пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту. Тот умер на месте;

– Лондон (Великобритания). Два шестилетних мальчугана полностью разрушили соседский дом, чтобы повторить сюжет телепередачи и получить премию: в детской (!) программе показали построенный в телестудии дом, который требовалось разрушить самым оригинальным способом. Детям-победителям были обещаны ценные призы. Но упомянутые ребята совершили это даже не ради награды, а в подражание содеянному в телеэфире;

– Осло (Норвегия). Группа детей (5–6 лет) на лужайке недалеко от дома забила насмерть одну из своих подружек: она представляла в игре ту черепашку-ниндзя, которую в последней ТВ-передаче все били;

– Валенсия (Испания). 20-летний юноша, переодевшись черепашкой-ниндзя, ворвался в дом, расположенный по соседству, и зарезал супружескую пару и их дочь;

– Нью-Йорк (США). Малолетние приятели, посмотрев вместе посредственный боевик, наказали своего сверстника, сына хозяев квартиры, за то, что тот отказался украсть для них конфеты из шкафа. Они держали его за руки за окном 12-го (!) этажа, требуя уступить их требованию. Поскольку тот не отвечал (вероятно, пребывая в шоковом состоянии), дети разжали руки... Его маленький брат прыгал рядом и плакал, но помочь ничем не мог.

И таких сообщений появляется все больше и больше. При этом во всех случаях речь идет о совершенно нормальных детях: просто они живут в «обществе спектакля» и не могут отличить настоящую жизнь от того, что видят на телеэкране. Это жертвы свободы сообщений.

Надо подчеркнуть, что самый сильный удар «телевизионное насилие» наносит именно по детям. В середине 70-х годов на американском ТВ эпизоды с элементами насилия появлялись со средней интенсивностью восемь раз в час. Но это – именно в среднем, а самая высокая частота демонстрации таких сцен была обнаружена… в детских мультфильмах! Кстати, о «демократичности» рынка телевидения: опросы Института Гэллапа в середине 70-х годов показали, что 2/3 американцев выступали против «телевизионного насилия», но они не смогли преодолеть барьер интересов фирм, производящих телевизоры, и рекламодателей.

Разумеется, не только дети подпадают под прямое воздействие телевидения. В одном исследовании начала 80-х годов в США 63% осужденных заявили, что совершили преступление, подражая героям художественных фильмов, а 22% из ТВ-трансляции переняли «технику» злодеяния (Кара-Мурза С. Скрытые искусители, или снасти на потребителя. М.: Душепопечит. центр во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007). Однако именно дети и подростки оказались наименее защищенными от влияния телевидения. Социальному «заражению» от телеэкрана они подвергаются уже с дошкольного возраста. Этой проблеме посвящены масштабные исследования психологов Стэнфордского университета под руководством А. Бандуры, которые заложили основу целой научной области.

А. Бандура сначала изучал психологическое «заражение» детей при наблюдении ими сцен насилия в обыденной жизни: в присутствии ребенка кто-то (взрослый или другой ребенок) ведет себя крайне агрессивно – бьет кукол, калечит игрушечных животных и т. д. Как пишет другой известный психолог, профессор Корнельского университета У. Бронфенбреннер, после лицезрения таких сцен «без всякого к тому побуждения абсолютно нормальные, хорошо адаптированные дошкольники начинают вести себя агрессивно. Причем они не только проделывают все, что увидели, но и дополняют „комплекс активности“ уже и собственной фантазией».

Множественные эксперименты с людьми разного возраста (детьми, подростками, студентами и взрослыми) позволили сделать вывод: сцены насилия на телеэкране вызывают мощные агрессивные импульсы. При этом вид страданий жертвы лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции телезрителя.

Как достигается телевидением такая сила в манипуляции сознанием? Первое важное свойство ТВ – его «убаюкивающий эффект», обезпечивающий пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ. Текст, читаемый за кадром, воспринимается как абсолютная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых на месте событий. Критическое осмысление затруднено, даже если видеоряд не имеет отношения к звучащим словам.

Просмотр телевизора стал основным способом времяпрепровождения для молодого поколения и оказывает на него огромное влияние. Дети в Соединенных Штатах смотрят ТВ в среднем три–четыре часа день. В высшей школе юноши и девушки проводят больше времени у «телеящика», чем в учебном классе. Поскольку само по себе телевидение может развлекать, информировать и даже заменять общение с друзьями, оно способно и влиять на свою аудиторию нежелательным образом.

Насилие, сексуальные отношения, расовые и возрастные стереотипы, наркотики и алкоголь – обычные темы телеэфира. Впечатлительная и доверчивая молодежь воспринимают все это как нечто общепринятое, безопасное и допустимое. В результате телевидение предоставляет детям и подросткам образцы поведения и мнений, которые формируют соответствующие убеждения, управляющие их настоящим и будущим.

Часы, потраченные на бездумное сидение у телеэкрана, сокращают время на чтение, учебу, игры, семейное общение, социальное развитие. И если в процессе познавательной, трудовой деятельности дети узнают полезное и необходимое для них, то из телепередач они получают информацию неподходящую, несвоевременную, сомнительную, не удовлетворяющую их настоящим потребностям, при этом часто они не могут отделить фантазии, предлагаемые ТВ, от реальности. Нельзя забывать о воздействии на детское сознание тысяч коммерческих сюжетов, рекламирующих, навязывающих желания попробовать, купить алкоголь, еду быстрого приготовления, душевредную технику и иные неполезные продукты и вещи.

Более того, после просмотра передач на ТВ дети могут: а) приобрести нечувствительность к насилию; б) прийти к восприятию насилия как способа решения проблем; в) имитировать, воспроизводить действия, увиденные на экране; г) идентифицировать себя с конкретными персонажами телевизионных сюжетов или кинофильмов, как жертвами, так и насильниками.

Автор цитируемой нами книги отец Алексий Мороз считает, что целью современных СМИ и, в частности, телевидения является не только стремление ради собственной выгоды любыми способами заставить зрителя по многу часов в день сидеть у экрана. Нет, нынешние телемагнаты заинтересованы в уничтожении самой личности человека и его свободной воли, дарованной Богом. Кто-то из литературных персонажей, помнится, говорил: не верь ничему, что слышишь, а также половине того, что видишь. Эти слова вполне можно отнести к современному телевидению. Иногда поразительно, как сочетание явно не внушающей доверие картинки и закадрового текста производят на многих людей столь устойчивое впечатление достоверности. Психологическая зависимость от ТВ прогрессирует подобно болезни, и сегодня мы видим крайние ее формы – когда иной человек способен еще увидеть или почувствовать, что телевизионщики им манипулируют, обманывают его, – но он уже не хочет правды, но, напротив, жаждет еще и еще этой виртуальной, насквозь фальшивой, однако «приятной» информации. Какой же вывод можно сделать из сказанного? Чтобы доверять тому, что слышишь и видишь, нужны надежные источники. А это только Слово Божие, которому мы и должны доверять и руководствоваться им в своей жизни.

Источник: Газета «Православный Крест»

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100