Понедельник, 26 Октября 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

Прп.Паисий об экуменизме
Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев». У него будет пять «я».

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Народ и Церковь: есть ли единство?
В настоящее время Православная Церковь во всем мире встревожена событиями, связанными с коронавирусом. Что будет дальше? Каким будет развитие отношений между Церковью и государством, ведущим жесткий электронный контроль над гражданами? Но еще более сложными становятся отношения между церковным руководством и простыми верующими людьми.

«Ждать Царя осталось недолго»
Да, коронавирус существует, но он не так страшен, как его малюют. Просто политики используют его в своих интересах. Вот в Москве ввели QR-коды, обязательное ношение масок и перчаток. Зачем? Мне попалось следующее объяснение. Еще до принятия ислама арабы заметили, что если лицо закрыто, то у человека подавляется воля. Поэтому в исламе они ввели запрет женщинам ходить с открытым лицом.

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Эсхатология Карела Чапека

30.06.2020

Роман «Война с саламандрами» и современность...

Думаю, в десятке наиболее выдающихся писателей ХХ века обязательно должен присутствовать чешский писатель Карел Чапек (1890-1938). Не умаляя таланта и значимости Ярослава Гашека с его «Бравым солдатом Швейком» и Юлиуса Фучека («Репортаж с петлёй на шее»), я рискну предположить, что именно Чапек является наиболее выдающимся деятелем чешской литературы. И есть повод вспомнить сегодня об этом писателе: в текущем году исполнилось 130 лет со дня его рождения.

Большинство исследователей творчества Чапека выделяют его роман «Война с саламандрами». Эту книгу называют пародией, относят к жанру фантастики, антиутопии. Я бы назвал этот роман ещё эсхатологическим.

00 01.jpg

Карел Чапек

Первая публикация «Войны с саламандрами» состоялась за два с половиной года до оккупации Чехии германскими нацистами и за три года до начала Второй мировой войны. Некоторые увидели тогда в романе намёк на грядущие катаклизмы, связанные с укреплением фашизма и Третьего рейха. Думаю, это действительно так – Чапек был последовательным антифашистом.

Роман начинается как приключенческое произведение в духе «Острова сокровищ» или «Детей капитана Гранта». Некий мореплаватель-авантюрист капитан ван Тох, занимающийся добычей жемчуга, неожиданно находит способ повысить эффективность своего бизнеса. Он начинает использовать больших морских рептилий – саламандр, которые искусны в добывании жемчуга с морского дна. Они сообразительны и готовы приносить капитану ван Тоху эти драгоценности в обмен на ножи и гарпуны. Ван Тох вовлекает в бизнес всё большее количество саламандр, добыча жемчуга стремительно растёт, его предложение начинает превышать спрос, цены на жемчуг на мировом рынке начинают падать.

Сообразительный ван Тох понимает, что саламандр можно подключить и к чему-то ещё экономически выгодному. Например, к проведению подводных работ при строительстве портов. Это же почти бесплатная рабочая сила! Ван Тох убеждает богатого промышленника пана Г. Х. Бонди создать международную компанию, которая бы торговала саламандрами. Возникает гигантский синдикат «Саламандра», мобилизующий огромные финансовые средства. Саламандр начинают усиленно размножать, расселять на островах Индийского и Тихого океанов, обучать обращению с различными инструментами, развозить на судах по всему миру. Возникает мировой рынок саламандр. Одновременно появляется теневой рынок этих существ, не контролируемый синдикатом Бонди. И продавцы, и покупатели живого товара трудятся над повышением квалификации морских рептилий, развивая в них и способность к мышлению.

Саламандры очень быстро размножаются, их уже во много раз больше, чем людей на планете. Они хорошо усваивают то, чему их учат, многие уже наделены интеллектом, сопоставимым с интеллектом среднестатистического жителя Земли, участвуют в осуществлении достаточно сложных проектов – в строительстве плотин, каналов, других гидротехнических сооружений. Потирают руки предприниматели, занимающиеся производством корма для саламандр, поставками им необходимых инструментов, взрывчатых веществ и средств, необходимых при проведении гидротехнических работ.

00 02.jpg

Саламандры захватили мир

Однако постепенно эйфория, вызванная масштабным использованием практически бесплатной рабочей силой саламандр в мировой экономике, сменяется тревогой, даже страхом.

Во-первых, происходит замещение людей как рабочей силы саламандрами, безработица приобретает угрожающие масштабы. Во всех странах множатся протесты трудящихся.

Во-вторых, саламандры начинают ощущать себя суверенными, они теперь претендуют на такие же права, как и люди. Они уже не согласны быть объектами эксплуатации. Они ощущают себя свободными тружениками, готовыми сотрудничать с людьми на равноправной и взаимовыгодной основе.

В-третьих, часть саламандр начинает претендовать на жизненное пространство людей. Саламандрам как обитателям морской среды суша не нужна и даже мешает, они обсуждают варианты затопления целых континентов в целях расширения сферы своего обитания. Среди саламандр зарождаются, если так можно выразиться, «империалистические настроения».

Постепенно саламандры выходят из подчинения людям. Дело доходит до вооружённых конфликтов между людьми и саламандрами. Увидев разногласия между отдельными группами человечества, саламандры добиваются договорённостей с некоторыми государствами о поставках рептилиям оружия, а потом и сами начинают создавать оружие.

Человечество идёт на поводу у рептилий, они получают всё больше прав. Разворачивается движение за систематическое школьное образование расплодившихся саламандр, возникают дискуссии, какое образование следует давать саламандрам, на каком языке они должны говорить и т. п. Учреждается международная Лига покровительства саламандрам, которая ставит целью построить отношения между человечеством и саламандрами на началах приличия и гуманности.

В конце концов саламандры всего мира объединяются и объявляют о своём суверенитете. Во главе их государства встаёт Верховный Саламандр. Чапек в гротескной форме излагает бесконечные заседания разных международных организаций, обсуждающих проблему. Это явный намёк на бесплодие тогдашней Лиги наций, которая была не способна решить ни один вопрос.

Не буду пересказывать роман дальше. В конце книги становится очевидным: человечество выпустило джина из бутылки. Джин в виде гигантской армии саламандр готов уничтожить людей. Роман обрывается, заканчиваясь риторическим вопросом: «А что будет потом?» Автор сам себе отвечает: «А что будет потом, я не знаю». Задача автора – заставить читателя задуматься. Помочь людям отойти от края пропасти.

Ещё раз повторяю, что большинство исследователей Чапека полагают, что его роман был предупреждением об угрозе, которую несла коричневая чума Третьего рейха. Фигура Верховного Саламандра в романе – явная пародия на Гитлера. Видя, как на мир надвигается эта чума и как человечество оказывается не способным противостоять угрозе, Чапек пишет: «Встаёт вопрос: способен ли человек быть счастливым, и был ли он когда-либо способен на это? Человек – несомненно, как каждое живое существо; но человечество – никогда. Всё несчастье человека в том, что ему предопределено было стать человечеством; или в том, что он стал человечеством слишком поздно, когда он уже непоправимо дифференцировался на нации, расы, веры, сословия и классы, на богатых и бедных, на культурных и некультурных, на поработителей и порабощенных. Сгоните в одно стадо лошадей, волков, овец и кошек, лисиц, медведей и коз; заприте их в одном загоне, заставьте их жить в этом неестественном соединении, которое вы назовете Обществом, и исполнять общие для всех правила жизни; это будет несчастное, недовольное, разобщенное стадо, в котором ни одна божья тварь не будет себя чувствовать на месте. Вот вам вполне точный образ огромного и безнадежно разнородного стада, называемого человечеством».

00 03.jpg

Роман написан в духе притчи, поэтому в каждую эпоху его можно толковать по-разному. Саламандры Чапека – те же роботы. Нам говорят, что роботы могут успешно заменять человека при выполнении им разных функций и операций в экономике, прикладывая не только физический, но и умственный труд. Например, сегодня некоторые китайские СМИ заменили живых журналистов на машины. Да, пока такие машинные журналисты выдают достаточно простые материалы. Не за горами, однако, время, когда роботы будут писать не только серьёзные аналитические статьи, но и рассказы, и романы. Работа в этом направлении ведётся. А тема роботов тесно соприкасается с темой искусственного интеллекта. Любой искусственный интеллект – это продвинутый робот в отличие от старомодного станка с программным управлением.

Карел Чапек предчувствовал появление машин, которые могут сначала вытеснять человека, а потом приступят к его уничтожению. Ведь слово «робот» придумал не айтишник или инженер, а писатель. Писателя звали Карел Чапек. Он придумал это слово ровно век назад, использовав его в своей пьесе «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы»), появившейся в 1920 году. Правда, в этой пьесе роботами названы не машины, а люди, выполняющие очень определённый вид работ. По-чешски «работа» – práce. А есть ещё слово robota, это «каторга», «барщина», «тяжёлая работа». При тех тенденциях развития, когда происходит цифровизация всего и вся, человек может сам стать роботом. Точнее, биороботом, саламандрой XXI века. Самое страшное, что нас может ожидать, – это вытеснение homo sapiens грядущей армией биороботов, саламандр XXI века. Это и стало бы концом человеческой истории.

В конце романа Чапек иронически рассуждает: 

«Что делать, по-видимому, мир должен погибнуть; но по крайней мере это произойдет на основании общепризнанных экономических и политических соображений; по крайней мере это совершится с благословения науки, техники и общественного мнения, причём будет пущена в ход вся человеческая изобретательность! Никакой космической катастрофы – только интересы государственные и хозяйственные, соображения престижа и прочее…»


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде" (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Громкая читка (продолжение)

Также проблема Крыма умы задевала. Совсем недавно Крым стал частью Украины. Громогласный мореман, очень возмущался. Он говорил: - С чего вдруг Никита раздобрился? Лёня бы не отдал. Где вы тут радяньску мову слышите? Или суржик, или русский язык. А везде надписи по-украински. Какая зупинка? Чем плохо остановка? И эти женочи та человечи, чохи та панчохи. Одежда - одяг.


Личность Государя: истина против клеветы

Предлагаем вниманию читателей еще один краткий очерк о последнем Императоре России – Государе Мученике Николае II. Оглядываясь мысленно в вековую даль, попытаемся хотя бы штрихами набросать его истинный образ и отделить историческую правду от злобной клеветы.


Просить и ничего не делать

Нередко современный человек переоценивает собственные силы, действия, возможности. Бывает и другая крайность, когда он считает, что усилия не нужны. Стоит только попросить, и все само собой получится.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100