Четверг, 23 Января 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Употреби труд, храни мерность – богат будеши»: Поучение в день памяти свт. Митрофана Воронежского
«Употреби труд, храни мерность – богат будеши»: Поучение в день памяти свт. Митрофана Воронежского
06.12.2019

I. Святитель Митрофан, в честь которого собрались мы, братие, ныне в сей храм, пред своею смертию написал духовное завещание, которое составляет замечательный памятник архипастырской деятельности святителя. В нем святитель преподает советы пастырям церкви, судиям, начальникам, а в заключение завещания всем христианам говорит: 
«употреби труд, храни мерность: богат будеши. Воздержно пий, мало яждь: здрав будеши. Твори благо, бегай злаго: спасен будеши». 

Кратко это заключение, но оно, обнимая блага временной и вечной жизни, поражает каждаго внимательного христианина своею глубиною и меткостию.

II. В назидание наше сегодня остановим внимание на первой части приведенного заключения из завещания святителя Митрофана, которая каждому из нас говорит: «употреби труд, храни мерность: богат будеши».

Богатство – вот благо, которое многие из нас ставят выше всех благ на земле, – в котором полагают свое счастие и за которым гоняются всю жизнь с неослабным усердием. И чего только не предпринимают люди для приобретения богатства? То они отказывают себе в удовлетворении самых насущных потребностей и мало-по-малу впадают в скупость, которая омрачает ум и изсушает сердце, делает человека жестоким и несострадательным к чужим горестям, заставляет его алчными взорами глядеть на всякое чужое добро. То они пускаются в легкомысленныя и нечестныя предприятия, расчитывая на скорую и легкую наживу, а вместо того теряя иногда то, чем владели. То они мечтают о больших выигрышах и бросаются на всякие благотворительные розыгрыши не для того, чтобы оказать помощь страждущим, а для того только, чтобы достать крупный выигрыш. То они для скорейшей наживы пускаются на разные обманы и подлоги, воровство и иногда даже убийство. Стремление быстро наживать состояние породило у нас такое множество всякой подделки в нашей пище, питии и одежде, что мы живем под страхом за свое здоровье, а потому и за свою жизнь. Таким образом от всех хлопот о приобретении богатства страдают и мучатся все: и те, которые наживают, и те, на чей счет наживаются. А между тем, как просты и общедоступны те средства для снискания богатства, которые предлагает великий воронежский святитель Митрофан. «Употреби труд, храни мерность: богат будеши», говорит он.

а) Итак кто из вас, братие, хочет быть богатым, тот пусть будет трудолюбивым. Труд телесный развивает и укрепляет наши силы телесныя, а труд умственный развивает и укрепляет силы душевныя. Труд упорядочивает нашу жизнь, научая нас ценить отдохновение от трудов и заставляя нас искать отдыха во время. Ленивому и бездеятельному никогда не бывает отдых так сладок и так полезен, как человеку трудящемуся. Труд дает человеку крепкий сон, ободряющий и укрепляющий его; труд делает для человека самую простую и неизысканную пищу вкусною и питательною. Труд дает человеку цветущее здоровье, доброе расположение духа, а отсюда – долголетнее и мирное житие. Спокойна совесть у человека, заработывающаго хлеб своими трудами. Миром и покоем душевным и телесным благословляет Бог трудолюбивыя семейства, в трудах навыкающия чтить Бога и Господа, святую церковь и ее установления, повиноваться власти и закону. Труд потому имеет огромное значение государственное. Силен и крепок тот народ, в котором все трудятся над делами своего звания, как пчелы в улье, и не находят никакого удовольствия в бездействии и тунеядстве. Мощно то царство, где каждый честно работает над чем-нибудь и никто не стремится жить без труда на счет других. Общее народное благосостояние есть удел такого счастливого царства. Вот где наше народное личное богатство – в труде. Трудись и будешь богат здоровьем и силами телесными и душевными; трудись – и будешь богат благами земными – плодами трудов твоих; трудись и будешь богат бодростию и веселием; трудись и будешь богат миром и спокойствием внешним и внутренним; трудись всякий по силам и вноси свою долю в общее богатство народа и царства, к которому принадлежишь.

б) Если к труду присоединить другое средство для приобретения богатства, указанное святителем Митрофаном и названное им «мерностию», то каждому, пользующемуся этими средствами, можно считать себя обезпеченным в жизни. Мерность есть умеренность во всем. Каждому из нас во всем: в трудах и занятиях, в пище и одежде, в удовольствиях и развлечениях, в забавах и увеселениях также, как в скорбях и печалях, нужно знать меру и из пределов ее не выходить. Умеренность может ограничить наши телесныя потребности до весьма малых размеров. Умеренность даст нам такое довольство малым, какого часто не имеют люди, обладающие несметными средствами. Умеренность избавит нас от крайне вредного недовольства своим состоянием и даже «разочарования», жизнию, от зависти, вражды и ссор, предохранит нас от объядения и пьянства, спасет нас от всех других плотских страстей и пороков. Умеренность заставит нас в самых трудах не доходить до изнеможения, не браться за занятия непосильныя, а потому вредныя для нас. Умеренность не допустит, чтобы мы проводили время в разлуке и непристойном веселье. Умеренность и в горе даст бодрость и силу перенести его, обращая наше сердце к Тому, Кто по премудрым планам, устрояя наше спасение, посылает нам разныя скорби, дабы избавить нас от порочной жизни, дабы отвлечь от пристрастия к земле и плоти и предотвратить от разных опасных для нас искушений. При умеренности во всем образе жизни, сколько сбережется у человека и сил, и здоровья, и средств! Воистину в ней великое богатство для всякого из нас. Будь, возлюбленный брат, умерен во всем в жизни – и ты будешь доволен своим жребием, здоров, весел и счастлив, на сколько то доступно человеку в здешней жизни.

Чтобы убедиться в том, что слова святителя Митрофана о труде и умеренности справедливы, нам, братие, стоит только оглянуться кругом себя. Кто у нас беден и нищ, кто скитается по всему свету без дела и занятий, составляя бремя для отдельных лиц и целых обществ? Тот, кто не хочет трудиться, – кто приобык к нищенству, обратившемуся в постыдное ремесло, – кто предается пьянству и всякому невоздержанию, – кого родители с юных лет не приучили к труду и на кого не наложили узду умеренности и воздержания. Бедны и нищи, жалки и несчастны такие люди.

В нынешнее время, когда почти все жалуются на тяготы и беды жизни, примем все к сердцу наставление великого святителя Митрофана о труде и умеренности. Не без оснований, в укор нашему времени, как на причину наших бед часто указывают на Божие наказание за то, что люди не хотят жить по Божьему закону: трудолюбиво и честно, умеренно и воздержно. Земледельцы не видят хороших урожаев на своих нивах потому, что не хотят должным образом обработать свою кормилицу – землю. Ремесленники и фабричные рабочие живут в бедности и убожестве потому, что не только воскресные и праздничные дни посвящают не Богу и заботе о душе своей, а даже и многие рабочие дни проводят в пьянстве и распутстве. И торговцы часто не богатеют потому, что не хотят по совести и для Бога богатеть, а лишь для того, чтобы проводить жизнь в неумеренной роскоши и удовольствиях.

III. Помолимся, братие, великому угоднику Божию, святителю Митрофану, да поможет он своим ходатайством пред Богом всем сынам России приобрести и сохранить добрые навыки к труду и умеренности. И все мы постараемся всеми силами в жизни следовать завещанию святителя: «употреби труд, храни мерность». Аминь. 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100