Суббота, 25 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Св. Фотий Великий о Единой Церкви
Существует лишь одна Церковь Христова, Апостольская и Соборная, не больше, даже не две, а прочие суть синагоги лукавнующих и сборище мятежников.
Свт. Фотий Великий о Единой Церкви

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
06.12.2019

Читатели «ПК» уже давно знакомы с композитором и руководителем уникального детского-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина Ириной Валентиновной Болдышевой. Через византийскую и древнерусскую традиции, в которых хор исполняет богослужебные песнопения, открытая душа слушателя буквально пробуждается, «вспоминает себя», восполняется той благодатью, которой часто не может насытить ее духовную жизнь современное партесное пение. О том, что в себя включает правильное произношение и исполнение богослужебных текстов, почему такое влияние на душу имеют именно древние распевы, мы и побеседовали в этот раз с Ириной Валентиновной, имеющей опыт преподавания на кафедре Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.


– Не так давно, с 23 по 25 октября, в Храме Христа Спасителя прошел Второй международный съезд регентов, где я имела честь обратиться к многочисленному собранию коллег-регентов с докладом о певческих церковных основах и главенстве слова в богослужебном пении. К сожалению, сегодня эти основы забываются, однако, как показывает практика, возрождая их, мы возвращаемся к своей святорусской миссии.

– Ирина Валентиновна, что же лежит в основе церковного пения?

– Сейчас очень часто в нем «верховодят» мелодия и 4-голосная гармония. А издревле и на протяжении многих веков – слово, звучащее одноголосно.

– Как это понять, ведь и сейчас на службах вместе с мелодиями звучат слова?

– Святым Отцам и последующим мелургам – создателям древних распевов – было дано Духом Святым проникнуть в сокровенную природу слова, природу интонации, обрести (и передать) звучащее слово как проявление молитвенной жизни души.

В основе византийской, а после и древнерусской певческих традиций – «прорастание» слова в музыкальную природу через его распевание, возвышение и облагораживание последней через слияние со словом. Музыка ни на йоту не господствует над словом, не искажает, не затеняет его, не подчиняет своей самовластной стихии. Слово всецело изводит распев из своей глубины. В этой распевности, таящейся внутри слова благодаря гласным звукам, заложено богатство как речевого, так и певческого интонирования. Мы же не говорим на одной линии, одинаково произнося разные слоги. Равноударность слогов в произнесении слов – есть разрушение природы звучащего слова. Чем больше нивелируется при чтении и пении ударный слог, тем, наоборот, труднее восприятие смыслов.

А сильное музыкальное начало в звучащих сегодня многоголосных песнопениях, которые через гармонию и мажоро-минорность активно «включают» эмоциональную  сферу в человеке, часто затеняет слово, затушевывает его. К большой скорби, сегодня слово нередко становится как бы фоном для музыки, заполняющей наши клиросы, и восприятие смысла предельно затрудняется. А значит, затрудняется и дело благовестия. Увы, часто задачи даже не ставится такой, чтобы молящийся в храме все расслышал и все, в соответствии со своим духовным возрастом и устроением, понял. Думаю, прихожане вправе ожидать и просить о том, чтобы слово произносилось ясно. Хорам же, которые не могут справиться с этой задачей, видимо лучше перейти на более простые песнопения не оперно-концертного стиля, ведь и исток последних – не в богослужении. Когда слово невнятно произносится, оно не может быть воспринято, а винят часто в этом якобы непонятный церковнославянский язык. Древние же распевы поражают – насколько Церковь по-матерински заботится о том, чтобы чадо ее напиталось благодатным словесным молоком.

2019-12-05_150104.jpg

– Ирина Валентиновна, можете объяснить это на каких-то простых речевых, певческих примерах?

– Слушая осмысленную человеческую речь, мы сразу понимаем, есть ли адресат у говорящего или это размышление вслух. Это происходит благодаря присущей нашей речи интонации обращенности. Значит, речь, обращенная к другой личности, более выразительна, чем, например, простое чтение вслух. Но еще более выразительна речь, содержащая прошение. А если прошение пропеть, то энергия просьбы проявляется через энергию ударного слога и большей амплитудой динамической волны внутри слова.

Ведь совершение молитвы подразумевает участие двух, как минимум, личностей – Личности, к которой обращена молитва, и личности, изливающей молитву из своего сердца через уста. В молитвенных текстах используется присущий древним языкам звательный падеж, утраченный в современном Русском языке. Обращаясь, мы говорим «Господи», а не «Господь», «Царю», а не «Царь». Эта падежная форма обращения очень важна как сама по себе – поскольку обращение ко Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам и святым привносит дух благоговения и оживляет чувство предстояния пред Богом, – так и в качестве ключа к правильной певческой интонации.

– Можно хотя бы кратко обозначить, в чем она проявляется на практике?

– Во-первых, как я уже сказала, ударный слог должен артикулироваться более ярко, а окружающие его звуки исполняются легко, как это бывает в выразительной речи. Этот принцип совершенно противоположен тем малым подъемам и спадам (кресчендо-диминуэндо) внутри фразы в многоголосной музыке, но он – настоящая жемчужина, именно так слово освобождается от давления музыкального потока и начинает дышать, привлекая внимание слушающих. 

Во-вторых, когда слог распевается на два звука, то второй из них, как не являющийся собственно носителем слова, всегда в древних распевах естественно облегчается, причем независимо от того, нисходящее движение или восходящее. Внутрислоговой распев тоже всегда поется тише, легче, опять же потому, что звуки его не являются носителями слова и не должны его затенять. Все это заложили духоносные распевщики через знаковую систему записи мелодии, и это неизбежно утрачивается, когда их труды веками остаются вне нашего внимания.

Еще важно сказать, что правильное пение называют «пением на дыхании». А выдающийся вокальный педагог и носитель старой Русской вокальной школы Таисия Георгиевна Волкова (+2000 г., СПб) уточняла, что правильное пение – это стон. Стон и плач – по технике звукоизвлечения и радость – по состоянию души. Стон как основу правильного звучания применял еще Шаляпин.

Правильное пение рождается из речи, когда мы ее начинаем как бы «простанывать». Это абсолютно физиологично, удобно и приводит к идеальной дикции. Пение на стоне-дыхании единственное может передать искреннюю теплую интонацию и чисто выражать духовные смыслы, оно являет прямую связь между сердцем – центром молитвы и ее звучанием. Оно не утомляет ни поющего, ни слушающих, в нем и рождается богатство интонирования и полетность звука. Этот принцип может каждый использовать, совершая молитвенное правило, не только певчие.

Все это удивительно отображено в пении Вашего хора. Ирина Валентиновна, скажите, пожалуйста, где можно приобрести диски с Вашими записями тем людям, кто не имеет возможности услышать Вас вживую?

– Диски с нотами продаются в церковных лавках храмов и монастырей Москвы и Петербурга, контакты их есть в разделе «Издания» на сайте нашего хора: http://damaskinhor.ru/ 

Прошу дорогих наших слушателей обратить внимание на два новых аудиоальбома: «Золото, смирна и ладан. Рождественские песни Греции, Сербии, России» и «Акафист Пресвятей Богородице ради иконы Ея “Умиление”».



Беседовала Анастасия Державина


___________________ 
*  Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

  
См. также: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100