Пятница, 28 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Преп. Паисий о патриотизме
Своим Православием мы обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить. 
Преп. Паисий Святогорец о патриотизме

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Несостоятельность возражений против монашества: Поучение в день памяти преп. Григория Декаполита
Несостоятельность возражений против монашества: Поучение в день памяти преп. Григория Декаполита
03.12.2019

I. Преп. Григорий, память коего совершается ныне, родом из Декаполя в Исаврии, с детства полюбив учение, достиг обширного образования, но рядом с этим, под влиянием благочестивого домашняго воспитания, еще ревностнее изучал и любил священное писание и свято, уже с 8 летняго возраста, соблюдал такую жизнь, какую предписывало оно. Достигнув совершенного возраста и уклоняясь от брачной жизни, он оставил свой родной дом и «принял иночество». Не избирая для себя постоянного пристанища, Григорий ходил по разным странам, и так как в то время сильно распространены были еретические учения, то он деятельно вразумлял повсюду заблуждающихся, утверждал народ в православии и утешал посещениями своими томящихся в заключении. Этот подвижник св. веры и благочестия мирно скончался в Константинополе около 820 г. Св. церковь так прославляет его: «светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче; темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче премудре Григорие!»

II. Мы сказали, что препод. Григорий с детства полюбил благочестивую жизнь и по достижении совершеннолетняго возраста принял монашество. Мы слышали также, сколько добра он сделал и как за это прославляет его св. церковь. Подобную же пользу принесли церкви и ближним и другие монахи. Тем не менее в наше время слышатся разныя возражения против монашества, несостоятельность коих совершенно не трудно показать. Мало того: можно удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а, напротив, самого горячаго сочувствия и одобрения. Только злой дух времени, не без влияния врага нашего спасения, может предлагать мнимо научныи основания для возражений против монашества.

а) «Монашество», говорят, «несовременно; оно отжило свой век». Если так, то и христианство будет уже несовременно, потому что обеты монашеские прямо вытекают из духа евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей общих для всех христиан без различия, евангельским учением и церковию предлагаются советы для желающих подражать ангельскому житию; эти советы состоят в соблюдении постоянно девства (целомудрия), совершенной нестяжательности и полного послушания, а за сим в усиленной молитве и постничестве. Как же называть несовременными эти высокие добродетели? Ужели можно ограничивать каким-либо временем лучшия, святыя стремления безсмертного нашего духа? И если наш век называется веком просвещения или прогресса – движения вперед во всем, то на каком же основании уничижать желание стремящихся выше и выше к Богу по своей жизни? – Итак называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.

б) «Монашество», говорят, «неестественно». Но разве все то хорошо, что естественно? Если действовать и жить только по закону природы, поврежденной, то христиане ничем не будут отличаться от язычников. По "естеству" человек «чадо гнева Божия» (ЕФес. 2, 3), и не может спастись. Для того и дана нам религия христианская сверхъестественная, чтобы мы спаслись благодатными средствами; а по естеству мы так слабы, что не можем совершить ни одной добродетели по чистым побуждениям. Благодать Божия обновляет природу нашу и дает ей силы, способныя переносить такие подвиги, которые и немыслимы для человека только естественнаго. Она немощное врачует и оскудевающее восполняет. И при ее помощи иночество вовсе не будет неестественным и неудобоносимым игом для того, кто принимает его добровольно, не по разсчетам, не для виду, кто старается нести его с терпением и внимательною борьбою с разными искушениями. «Сила Божия в немощи совершается» (2Кор.12, 9): человек слаб, склонен к грехопадениям, но всегда может быть силен и тверд благодатию Божиею. А горе иноку, который понадеется на свои силы, на свою естественную твердость. Он неизбежно сделается жертвою своей самонадеянности.

в) Монахов, далее, некоторые несмысленные христиане, почти уже отторгшиеся от св. церкви, клеймят названием празднолюбцев. Но разве можно назвать празднолюбием молитвенный труд и подвиги ради спасения души? Молиться и безпрерывно бдеть над собою, бодрствовать против врагов спасения – мира, плоти и диавола – есть труд самый тяжелый. Пусть осуждающие попытаются ежедневно три раза присутствовать при богослужениях церковных и исполнять положенное правило келейное, и они увидят, что гораздо легче заниматься другими работами, чем тою, которая взята на себя иноками. Кроме того истинные иноки не только не избегают самых тяжких физических трудов, но еще ищут их. Кому неизвестны почти денно-нощные труды преподобного Феодосия печерскаго, препод. Сергия Радонежскаго, святителя Филиппа в Соловецком монастыре и многаго множества других св. угодников Божиих – иноков? Затем, кому неизвестно, что самыя трудныя в духовном отношении обязанности, требующия самого сильного умственного напряжения, весьма охотно для пользы церкви Божией несут иноки? Правда, встречаются изредка плохие иноки, – невнимательные воины духовные; но, братия, будьте осторожны в суждениях о жизни иноков только по некоторым случаям. Может быть в то время, когда вы произнрсите суд о подавшем соблазн каком-либо иноке, – он в слезах изливает душу свою пред Богом, и своим раскаянием давно заслужил прощение свыше.

г) Монашество многие, нанонец, находят излишним, ненужным. Но наши монастыри православные всегда были оплотом благочестия, действовали всегда на пользу отечества, особенно в бедственныя его времена, и служили двигателями просвещения, когда оно не было еще распространено, как ныне. Монашество служило как бы жертвою Богу от мира и, осуществляя в высшей степени все требования христианской религии, служит образцом христианской жизни и распространителем религиозно-нравственного света среди окружающаго населения. Что было бы с миром, во зле лежащим, если бы он не видел образцов св. жизни и если бы он не получал побуждений к высшей жизни от живых образцов благочестия? Да и стоял ли бы он, если бы совершенно оскудел праведник? Уже одна эта заслуга монашества, неизмеримо великая, дает полное право на существование монашества среди христианских обществ. Можно ли после сего порицать монашество и считать его излишним? Чем больше иноков добрых является из среды того или другого общества, тем яснее обнаруживается нравственное направление его. И наоборот, чем меньше, тем яснее упадок пламенного благочестия и самоотвержения духовнаго.

III. Возлюбленные во Христе братия! Всегда помнить надобно, что и мирские христиане должны подвизаться в благочестии, чтобы спастись. Без труда нельзя спастись человеку. «Царствие небесное усилием берется, и только усильные искатели достигают его. Как тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь», т. е. царство небесное, «и как немногие находят их», говорит Господь (Матф. 11, 12, 7, 13)! Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко с заимствов. некоторых мыслей из «Слов и речей» Леонтия, митр. моск. т. I).

Протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений,
 составленных на каждый день года


____________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100