Четверг, 27 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Митр.Иоанн о Правосл
Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть «одно из» многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии – идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума – отпали все остальные «христианские конфессии».
Митр. Иоанн (Снычев)

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Какой должна быть миссия: Хранить веру Православную – главный смысл существования нашего государства
Какой должна быть миссия: Хранить веру Православную – главный смысл существования нашего государства
18.11.2019

Публикуем доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, протоиерея Евгения Соколова, прочитанный им на на III Иоанновском региональном форуме Всемирного Русского Народного Собора.

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы,
уважаемые участники конференции!

Главным содержанием моего доклада будет раскрытие смысла столь часто сегодня повторяемого термина национальная идея.

Сегодня в многочисленных спорах, которые принято называть ток-шоу, к сожалению, забыт основополагающий принцип древних: «Прежде чем приступать к дискуссии, необходимо договориться о терминах». Нам кажется, поэтому все ныне происходящее и воспринимается именно как шоу. Давайте на простом, конкретном примере рассмотрим, как важно предварительно правильно расставить акценты в терминологии. Очень часто мы слышим в происходящих спорах слово патриотизм. При этом видим, что к патриотам себя причисляют люди, которые исповедуют разные, а порой, противоположные, взгляды на вопросы политического, экономического и идеологического устройства страны. У многих лидеров политических партий и движений совершенно разные воззрения на институт семьи, проблемы образования и воспитания. И даже в основе столь важных доктрин, как оборонительная или научная, встречаются совершенно разные толкования. Люди, участвующие в дискуссиях, все без исключения называют себя патриотами. И как же узнать, кто из них подлинный патриот, а кто нет?

Приведу пример, который приводил уже неоднократно. Однажды мне пришлось вести долгий разговор с человеком, имеющим высокий военный чин. Во время обсуждения разных тем, которых мы касались, он задал мне вопрос:

- Вы кому служите? 

- Я Богу служу, а вы кому? 

- Я служу Родине. 

- Товарищ полковник, а что такое Родина? 

- Родина, ответил он, это березка в моем палисаднике, родник на берегу моей лесной реки, это моя деревня.

- Товарищ полковник, березку спиливают, родник затоптали, деревня разрушается. Почему же Вы сидите здесь, а не идете защищать свою Родину? — спросил я его.

- Как вы ставите вопрос?! Изумленно возразил он.

- Именно так, как вы мне его объяснили, заметил я.

Патриотом, действительно, считается человек, который любит Родину, но тогда возникает другой вопрос, а что мы понимаем под словом Родина? Пока мы не получим исчерпывающий ответ на данный вопрос, говорить о патриотизме просто неуместно. Может именно поэтому сегодня люди совершенно разных взглядов на устройство общества называют себя патриотами, а возразить им нечего именно потому, что мы никак не определись со словом Родина.
 
И очень важно понять, что именно подобная неопределенность с важнейшими основополагающими терминами зачастую не дает нам возможность определиться с духовными приоритетами.

...Где мы, какой период в жизни Государства и Церкви сейчас? Только правильно ответив на этот вопрос, можно выстраивать приоритеты духовной жизни народа и церковной миссии. Вопрос, действительно, чрезвычайно важен. В годы гонений первых веков Христианства главным было не отречься от Христа, не предать свою веру. В период Вселенских Соборов необходимо было разработать догматическое учение и преодолеть ереси, разрушавшие церковный организм многочисленными лжеучениями. Какое же время в нашей жизни сейчас? К сожалению, вопрос до сегодняшнего дня так и остается без ответа. Может, именно этим следует объяснить многочисленные разногласия по поводу приоритетов нашего миссионерского служения. И более того, порой из-за такой несогласованности в терминологии вырастают серьезные проблемы.

Возвращаюсь к своему разговору с полковником. Я напомнил ему, что офицер Царской армии воевал за веру, Царя и Отечество. В служении Родине на первом месте у Русского офицера стояла духовная идея. На втором — власть, которая эту идею защищала и насаждала. И только на третьем месте была территория, на которой эта идея утверждалась. Когда люди, пришедшие к власти в результате революции, изменили духовную идею, Русский офицер имел право оставить служение другой, чуждой ему идеи, которой он не присягал.

Итак, мы видим, что важнейшим принципом существования государства должна быть национальная идея. Если простым языком расшифровать это понятие, то можно так сформулировать смысл слов национальная идея: это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории.

Повторюсь еще раз — духовный смысл существования данных народов на данной территории.

Именно духовная идея, которая исповедуется государством, способна объединить общество, дать ему нравственные критерии и смысл жизни страны. Это хорошо почувствовал 1000 лет назад киевский князь Владимир. Пока разные славянские племена исповедуют разные духовные ценности, междоусобица между пленами никогда не прекратится. Долго и мучительно выбирал святой равноапостольный князь духовные ценности для своего народа. Но после этого выбора тысячу лет жила и мучительно трудно отстаивала наша страна свою национальную идею, которую дарует нам Бог при нашем зарождении и становлении святая Русь, храни веру Православную, в ней же твое утверждение.
 
Наверное, главная наша проблема сегодня именно в том, что мы никак нашу национальную идею не сформулируем. Хотя нужно отметить, что руководство страны уже озвучило эту проблему. На прошедшем Валдайском форуме наш президент произнес такие слова, я цитирую: 

«После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, также как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера».

Не удержусь от восклицания — замечательные слова. И теперь остается вопрос официальной формулировки национальной идеи нашего государства. 

И здесь мы переходим в область духовных понятий и духовной терминологии, так как национальная идея всегда имеет духовную составляющую. В данном случае надо спросить себя, верим ли мы в Бога, верим ли мы, что окружающий мир — Творение Божие, а не случайный эволюционный процесс самоформирующейся материи.

Ответ именно на этот вопрос определит содержание и формулировку нашей национальной идеи. Ибо Национальная идея — это не идеологическая роскошь, обезпечивающая работой философов и политологов. 

Национальная идея (давайте это хорошо поймем) — это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. Ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной доктрин быть не может. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять национальную идею, развивать и уточнять ее. Раз ее нет, то не может быть и инструментов, проводящих эту идею в жизнь. И то, что мы никак не можем собраться и сформулировать нашу национальную идею, сегодня наша огромная проблема.

Теперь о самом главном. Я не случайно поставил, как основной, вопрос о вере в Бога. Именно ответ на него определяет формулировку нашей национальной идеи. Ибо есть простая духовная аксиома: смыслом бытия любого творения является служение Творцу в рамках Его воли. Если мы примерим данную аксиому к себе, то поймем, что любая вещь, приобретенная или изготовленная нами, нужна, пока она нам служит в рамках нашей воли. 

Перегоревшую лампочку или сломанный будильник мы выбрасываем, как творение, которое отказалось нам служить. Запомним еще раз хорошенько: любое творение смыслом своего бытия имеет служение Творцу в рамках его воли.

О каждой, призванной к жизни душе, есть промысел Божий. Господь дает Своему творению — человеку — величайший дар жизни в образе и подобии Божьем. И совершенно понятно, что смыслом жизни каждого из нас является преображение души для того, чтобы понять и выполнить волю Божию! Для этого Бог и дарит нам жизнь. И итогом нашей жизни будет не смерть, а отчет нашей души после телесной смерти Своему Творцу об итоге своей жизни, как выполнении воли Божией.

Но, если есть воля Божия о каждой призванной к бытию человеческой душе, то, конечно же, промысел Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять свое бытие, как своеобразное духовное задание Божие — служение Творцу в рамках Его воли. Это и есть национальная идея любого народа. И, принимая ее, народ тем самым присягает Своему Создателю на верность служения Ему, на несение порученного народу духовного Креста. Только тогда народ, страна могут обращаться за помощью к своему Творцу в различных событиях, когда они живут, выполняя национальную идею, данную Богом. Иначе смысл молитвы просто теряется. Мы помним простую мудрость в русской пословице: «Без Бога не до порога». Около тысячи лет росла, расширялась, укреплялась, посрамляла своих врагов Святая Русь, с Божией помощью спасая и себя, и многие народы, жертвуя своими лучшими сынами и дочерями, но сохраняя свою национальную идею.

Но вот пришло лихое время, и отказалась наша страна от Богом данной национальной идеи – «Святая Русь, храни веру Православную»,  заменив ее на идею построения светлого будущего без Бога и поставив в центр бытия человека, его волю и разум. И долгих 70 лет мы всеми силами популяризировали эту ложную идею построения светлого будущего без Бога. Титаническими усилиями пытались доказать всему миру, что выбор сделан был правильный. Увы!!! Сколько примеров дает нам история, напоминая о распаде многих империй, которые вместо Богом данной национальной идеи выбирали иные. Можно вспомнить великую Римскую империю, в которой проповедовали все апостолы. Но вместо того, чтобы распространение христианства в мире воспринять как национальную идею, Рим высокомерно отверг ее, заменив на известную идею «хлеба и зрелищ». Проходят считанные века, и примитивные варвары разбивают непобедимую империю в щепки. Еще раз запомним: разбивают варвары, у которых нет ни профессиональной армии, ни конституции, ни академии, ни философии. Вот цена выбора ложной национальной идеи. 

Сегодня мы стоим перед простым и, одновременно тяжелым выбором. Надо найти силы и вновь поставить в центр бытия нашей страны Бога, Его волю. И жить с твердой верой и сознанием, что это единственный путь, когда Господь будет помогать нам вернуться к нашей подлинной, данной Богом национальной идее: «Святая Русь, храни веру Православную, в ней же твое утверждение». Только через исповедование Богом данной национальной идеи мы сможем вырваться из духовного плена. Без Бога не до порога — вспомнить бы еще раз.

Последнее. Предвижу стандартное возражение, которым нас постоянно пытаются ввести в заблуждение, когда утверждают, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Но это неверно. Мы мононациональное и моноконфессиональное государство по всем нормам, утвержденным международным правом.

Ибо на последней переписи 80% граждан России обозначили свою национальность как русские, а вероисповедание — православие. Поэтому мы вправе сказать, что мы мононациональный и моноконфессиальный народ. И нам Богом доверена трудная, но очень ответственная задача хранить веру Православную как главный смысл существования нашего государства. Мы терпеливый, искренний, честный народ. Мы сохранили за свою тысячелетнюю историю около ста национальностей, ста языков, ста традиций. Всем народам, живущим с нами в России, мы обезпечивали достойное существование не зависимо от их вероисповедования.
 
Сегодня перед нами стоит ответственный и мучительный выбор. Такое впечатление, что мы боимся или стесняемся признать себя православным народом, который принял Православную веру от Византии и долго хранил ее, почти 1000 лет. А потом... потом чуть не потерял ее, свою национальную идею. Но Господь дает нам возможность подняться и с помощью Божией начать возрождать православное государство. Поверим ли мы Богу на этот раз? Сумеем ли подняться в доверии к своему Творцу и быть достойными выбора своих предков? Зависит от каждого из нас. Спаси Господи за внимание.
 


Источник: https://www.ruskline.ru/ 
 
___________________
См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100