Суббота, 19 Сентября 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

Прп.Иустин об экуменизме
Экуменизм – это общее имя для лжехристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с папизмом. Все эти лжехристианства, все эти лжецеркви являются ни чем иным как ересью во всех отношениях в другой ереси. Ее общее евангельское имя – всеересь.
Прп. Иустин (Попович)

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

сщмч.Андроник о врагах России
Россия разрушается теориями масонского либерального кагала... Отечество в опасности; оно потрясено в основах своих.
Сщмч. Андроник (Никольский) о врагах России

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

В кулуарах

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Уповать на Бога всегда и не бросаться в крайности
Сегодня гость нашей газеты – известный ученый и общественный деятель, доктор экономических наук, автор многих книг и публикаций, участник различных конференций и круглых столов Валентин Юрьевич Катасонов. Он любезно согласился ответить на самые животрепещущие вопросы современности.

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Только вера дает силу жить»: День памяти черносотенца-мученика А. С. Вязигина
28.10.2019

2019-10-28.jpg

Андрей Сергеевич Вязигин родился 15 октября 1867 года в дворянской семье в родовом имении на хуторе Федоровка (Волчанского уезда Харьковской губернии), расположенном у самой границы Харьковского уезда. Огромную роль в воспитании, выработке его мировоззрения и интереса к истории сыграла бабушка – М. А. Худашова, «умная старуха, крепкая в своих нравственных устоях. Она сумела внушить своему внуку с раннего детства твердые религиозные убеждения и непоколебимое чувство долга». С детства полюбив деревню, А. С. Вязигин впоследствии «всегда близко принимал к сердцу нужды и запросы крестьянской и мелкопоместной Руси».

Обучаясь в 3-й Харьковской гимназии, Андрей Сергеевич обнаружил недюжинные способности к истории, нашел поддержку в лице преподавателя протоиерея Тимофея Павлова и инспектора гимназии М. В. Алексеева, который называл гимназиста Вязигина «выдающимся учеником».

В 1886 году А. С. Вязигин поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где также проявил незаурядные способности, вызывавшие у учителей восторг. Выдержав в 1891 году государственный экзамен с дипломом первой степени, он был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. В эти годы напряженнейшего труда из-под его пера выходит  целый ряд научных работ.

В 1894 году Вязигин выдерживает установленные экзамены на степень магистра всеобщей истории и получает звание приват-доцента по кафедре всемирной истории, где читает лекции по истории средних веков. Отличаясь широким историческим кругозором, «удивительно тонким критическим чутьем», свободно владея художественным словом, А. С. Вязигин пользовался «исключительным успехом у своих слушателей как лектор». В 1898 году он блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории папства в XI веке», которая, как и прежние труды, заслужила высокие оценки научной общественности.

По переписи 1897 года Харьков по количеству народонаселения занимал восьмое место в Российской Империи (около 174 тыс. чел.). Учебные заведения, особенно университет, играли в его жизни важную роль. В 1899–1901 годы активизируются антиправительственные студенческие выступления. К этому времени в Харькове социал-демократами был уже создан комитет (1898 г.). В городе действовало ядро боевой организации эсеров. Городскую Думу возглавлял либерал.

Эти и другие факторы привели к тому, что наиболее выдающаяся Русская часть харьковской профессуры принимает решение активно включиться в общественную деятельность. В 1902 году они направили заявление в Совет первой в России общественной православно-монархической организации «Русское Собрание» с просьбой открыть харьковский отдел (ХОРС).

23 февраля 1903 года Совет «Русского Собрания» в Петербурге получил разрешение учредить в Харькове первый отдел, который должен был действовать на основании Устава «Русского Собрания» и «Особого к нему Добавления». Этот почин привел к тому, что вскоре отделы РС возникли практически во всех крупных центрах России.

22 марта 1903 года учредители выбрали из своей среды для управления делами отдела Совет из шести профессоров; председателем стал Вязигин.

С 1902 года Андрей Сергеевич начал издавать журнал «Мирный труд», ставший со временем лучшим провинциальным «толстым» журналом правого толка. Первый номер открывался программной вступительной статьей редактора-издателя. В полном соответствии с учением классиков славянофильства Андрей Сергеевич писал:
«Вне народности нет мышления, нет познания, нет творчества. Стало быть, и каждый Русский не может отрешиться от своей национальности, ибо еще ребенком, с первым своим лепетом, начал проникаться ею, постепенно все теснее и неразрывнее сливаясь всем существом с родной стихией». 

Редактор призывал читателя не предаваться унынию и пессимизму: 
«Наш великий народ не утратит своего облика и своей духовной самобытности, пока на земле будет звучать живая Русская речь».

В статье давалось объяснение и названию журнала: 
«…Наше Отечество прежде всего нуждается в скромных тружениках, делающих свое „маленькое дело“ ради подъема общего культурного уровня, являющегося следствием настойчивой работы каждого из нас над самим собою, а не туманных стремлений к насильственным и коренным переворотам, заранее осужденным историей на полную неудачу: единственной зиждущей силой, выдержавшей вековые испытания, был и остается мирный труд».

Несмотря на рост активности Русских патриотов, в 1905 году в Харькове происходят довольно сильные безпорядки. В октябре университет на несколько дней был захвачен вооруженными студентами и рабочими и окружен баррикадами. Часть студенчества, поддерживаемая либеральной профессурой, решила бойкотировать членов ХОРС Т. И. Буткевича, А. С. Вязигина, М. А. Остроумова, Я. А. Денисова, не посещать и не записывать их лекции и требовать изгнания их из университета. Была выделена группа студентов, которые срывали лекции названных профессоров. Члены ХОРС подвергались различным притеснениям: отказ в приеме на работу, в кредите, в приемке к оплате векселей и т. д. Требовались срочные активные меры.

В декабре 1905 года А. С. Вязигин выступил инициатором учреждения в Харькове отдела «Союза Русского Народа», и уже 15 января 1906 года Харьковский отдел СРН (ХСРН) был торжественно открыт. Под правление отдела на первых порах Вязигин предоставил помещение в своем собственном доме, а затем оно разместилось в Покровском монастыре. ХСРН благодаря усилиям Вязигина (хотя он был не председателем, а только членом Совета) действовал весьма энергично. Стали поступать пожертвования. Союз начал издавать газету «Черная сотня», брошюры, листовки.

В первый год было осуществлено более 20 различных изданий общим тиражом 544 тыс. экз. Распространялась различная монархическая литература. Открылись чайные-читальни, отделы в губернии. В 1906 году активизируется деятельность «Кружка Русских студентов». В декабре 1906 года начал работу Кружок ревнителей Православия при Харьковском обществе Русских людей под руководством членов ХСРН протоиереев П. Н. Скубачевского и И. П. Знаменского.

Андрей Сергеевич открывал отделы СРН в Харьковской губернии, был деятельным участником практически всех всероссийских монархических форумов того времени. ХСРН поддерживал генерал-губернатор Н. Н. Пешков. Правящий архиерей – архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) – в октябре 1906 года освятил хоругвь Совета в честь святого великомученика Георгия Победоносца и стал почетным членом ХСРН. Почетным членом ХСРН также являлся святой праведный Иоанн Кронштадский.

 2019-10-28.1.jpg
Из «Харьковского народного календаря» на 1907 год

Такая деятельность не могла не дать результатов. На выборах в III Государственную Думу А. С. Вязигину удалось грамотно организовать предвыборную кампанию. В частности, к составлению листовок и прокламаций для крестьян и рабочих он привлек черносотенцев из простонародья, которым были понятны чувства и мысли представителей своих сословий. На стадии избрания выборщиков выборной кампании победили представители правых организаций. 19 октября 1907 года Вязигин одержал убедительную победу и был избран в Думу. Победа кандидата от монархистов в крупном городе была редким явлением, и известие об этом вызвало подъем энтузиазма.

К концу 1907 года в губернии действовало 26 отделов ХСРН с численностью не менее 10 тысяч человек.

В III Государственной Думе А. С. Вязигин играл заметную роль. От имени правых он резко выступал против посягательств Думы на права Монарха, против законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, внесенного октябристами и левыми и принятого Думой, за укрепление религиозного образования

Несмотря на активную общественную деятельность, Вязигин не оставлял научную и преподавательскую работу. Им была опубликована целая серия научных статей по истории попыток воплощения в жизни идеи святителя Августина Иппонийского о Царстве Божием на земле. Эти статьи должны были стать основой докторской диссертации.

После отражения революции 1905–1907 годов Андрей Сергеевич призывал единомышленников не почивать на лаврах, но произвести прежде всего обстоятельный анализ причин смуты и современного состояния внутренних и внешних врагов России. Во вступительной статье к своему сборнику «В тумане смутных дней» (1908) Вязигин писал: 
«Пережитое недавно Россией „освободительное безумие“ не было неожиданностью для многих, ибо подготовка революционного движения производилась у нас с редкой откровенностью: из года в год затаптывались все глубже в грязь наши исторические святыни, высмеивались народные верования… С ужасом и тревогой смотрели любящие Святую Русь люди на грозное будущее, сулившее великие потрясения для нашего Отечества, которое вдобавок ослаблялось экономическими нестроениями».

Он отмечал, что десятилетиями «тайные общества и съезды работали над сплочением всех тех, кто с ненавистью и презрением относился к устоям Русской жизни». Именно их лукавая пропаганда привела к тому, что Русское юношество «лучшие годы своей жизни отдавало подготовке к революционным выступлениям, а не вдумчивому изучению родной земли». В результате «над Россией все гуще и гуще спускался сумрачный туман приближавшихся смутных дней».

Однако первый бурный натиск революции разбился о «черносотенную плотину, это неприхотливое сооружение стихийных народных чувств». Вязигин считал, что именно с созданием «Союза Русского Народа» произошло сближение до той поры разделенных и разрозненных «образованных Русских людей, сознательных националистов, с низами, носителями стихийного национализма». Однако опасность не миновала, революционный напор на Россию не прекратился, и «через плотину стали уже кое-где просачиваться предательские струйки». Поэтому он призывал своих единомышленников к бдительности и единению.

Призыв Вязигина оказался пророческим – внутренние неурядицы начали ослаблять монархистов. Одновременно их противники объединялись, укреплялись материально, стремились занять ключевые посты в городе. В 1908 году против СРН активно выступил новый губернатор, старавшийся закрыть отдел. С 1901 по 1917 годы на пост Харьковского городского головы избирались только либералы.

2019-10-28.2.jpg
Памятная доска на доме
А. С. Вязигина в Харькове

В 1908–1912 годы Андрей Сергеевич Вязигин был председателем фракции правых в Думе и проживал в Санкт-Петербурге. Один из самых трезвомыслящих политиков-монархистов, он не только понимал, какие силы выступают против России, но и не строил иллюзий относительно состояния Русского общества, особенно его высших слоев. В 1912 году в письме к жене он замечал: 
«…нет людей, которые остановили бы падение России, давно разлагающейся. Тут непреодолимые действуют силы, и карающая десница Божия занесена над нашей Родиной. Впереди только чудо может спасти нас от общей участи – разложения государственности. Россия еще долго может сопротивляться, но ее мозг поражен болезнью, и эта болезнь главная. Сюда должны быть направлены все заботы врачебные. Увы, этого не видят, или не хотят видеть!»

По окончании работ III Думы А. С. Вязигин не захотел участвовать в новых выборах и решил сосредоточить свои силы на научно-педагогической деятельности. Он никогда не расставался с мыслью снова попасть на кафедру, а потому даже в Петербурге продолжал свои научные занятия и издал в 1912 году книгу научных статей «Идеалы „Божьего Царства“ и монархия Карла Великого». С весны 1913 года Вязигин вернулся в Харьков и приступил к исполнению профессорских обязанностей. Однако из-за консервативных политических убеждений он получил должность ординарного профессора только в мае 1913-го, да и то с прибавкой «и. о.».

С весеннего полугодия 1914 года А. С. Вязигин начал читать лекции и вести практические занятия по истории средних веков на Высших женских курсах при Товариществе трудящихся женщин в Харькове. Великолепно зная предмет по первоисточникам, он блестяще справлялся с поставленной задачей, с редким «терпением и настойчивостью» приучая своих слушателей «относиться вдумчиво к читаемым под его руководством памятникам давно угасшей жизни».

А. С. Вязигин был убежден: 
«Чтобы справиться с выдвигаемыми жизнью жгучими и острыми вопросами, надо прежде всего знать. Ни одна наука не имеет в этом отношении такого значения, как история, дающая нам опыт длинной вереницы поколений. <…> Обогатив себя знанием, приучившись вдумчиво и самостоятельно относиться к прошлому, человек спасает свою духовную свободу…»

Исходя из такого понимания науки, А. С. Вязигин задумал выпустить хрестоматию по истории средних веков (пособие к лекциям и практическим занятиям). За 1916 год он издал три выпуска, которые были высоко оценены научной общественностью, с точки зрения как содержания, так и полиграфического оформления. В 1917 году он успел издать первую часть четвертого выпуска.

После февральского переворота, как и большинство монархистов, Андрей Сергеевич не участвовал в политической деятельности.

С приходом к власти большевиков он не собирался покидать Харьков и продолжал работать в университете. В начале апреля 1919 года советом комиссаров высших учебных заведений (СКВУЗом) А. С. Вязигин был отстранен от преподавания, лишен профессуры, а с 13 мая (по ст. ст.) заключен в тюрьму.

Как известно, именно харьковская ЧК являлась главным распределителем арестованных советской властью. Отсюда жертвы направлялись в концлагерь, каторжную тюрьму или особый отдел. В заключении А. С. Вязигин читал лекции по средней истории своим соузникам. Один из них, его многолетний друг, профессор Я. А. Денисов сообщал, что в качестве гонорара А. С. Вязигин получал от них «гнилое яблоко и, кажется, кусочек полусырого буряка».

В июне 1919 года перед отступлением красных из Харькова большая часть узников тюрьмы и концлагеря была уничтожена, трупы сбросили в яр и слегка присыпали землей. Остальных вывезли в качестве заложников. В их числе оказались прежде всего члены «Русского Собрания», представители дворянства, члены семей промышленников, купцов, «группа лиц судебного ведомства».

Сохранилось архивное дело «О лицах, арестованных губисполкомом и губернской чрезвычайной комиссией», из которого видно, что «профессор всеобщей истории, домовладелец, семейный» А. С. Вязигин был взят в заложники именно за свою прежнюю политическую деятельность –как активный участник «Харьковского Союза Русского Народа». Об этом свидетельствует протокол допроса Чрезвычайного военно-революционного трибунала, произведенного в Орле, куда из Харькова через Сумы отправили заложников.

В Орле вначале их поместили в центральную тюрьму, а потом в концентрационный лагерь. По свидетельству нескольких чудом уцелевших, на допросах в тюрьме и лагере А. С. Вязигин «держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой».

8 октября 1919 года в газете «Новая Россия» в статье «Чудом спасенные» сообщалось, что А. С. Вязигин был зарублен в Орле в ночь на 11/24 сентября. А 10 октября в той же газете была опубликована статья профессора В. П. Бузескула «Памяти ученика, профессора-страдальца», где он раскрыл некоторые ставшие известными ему факты последних месяцев жизни своего ученика.

Перед нами предстает стойкий православный христианин. По словам В. П. Бузескула, накануне своей кончины, с 3 по 10 сентября (по ст. ст.), А. С. Вязигин вел дневник («несколько маленьких листиков, написанных карандашом, твердым, убористым почерком, самая большая запись – под роковым 10 сентября»), где излагал свои мысли о Боге, науке, семье. Еще в одной из статей 1899 году А. С. Вязигин высказал убежденность в том, что «только вера дает силу жить, зарождает упование на милость Творца, не оставляя человека безпомощным и одиноким». Эту веру и пронес Андрей Сергеевич до последних своих земных дней.

Подготовила
Татьяна Виноградова

Источник: Каплин А., Степанов А.
«Только вера дает силу жить…» //
Правая Россия. Жизнеописания Русских
монархистов начала ХХ века.
СПб., 2015. С. 496–520.

 
Из наследия А. С. Вязигина

2019-10-28.3.jpg
 
Исповедание Православия, как руководящего начала, не может привести ни к проповеди грубого насилия, человеконенавистничества и вражды, ни к стремлению насадить невежество, грубость и рабство мысли в стране, издавна православной, именующей себя «Святая Русь». Ведь история красноречиво говорит, что народы, воспринявшие христианство, делались культурнее, человечнее и способнее к дальнейшему движению. Церковь была великой воспитательницей народов, рассадником образованности и хранительницей наследия древности. Вся наша литература держится на подвиге святых Кирилла и Мефодия; благодаря нашему духовенству, мы сохранили своеобразие, отбились от кочевников, татар, поляков, Запада. Православие создало наше Отечество и ныне хранит его.

«Является ли „Русское Собрание“ противником всяких преобразований?»

+   +   +

По совершенно справедливым словам носителя славянофильских заветов, Царь, царствуя, почитается совершающим великий подвиг, подвиг самопожертвования для целого народа – он кладет душу свою за други свои и тем самым проявляет любовь; «больше сия любви никтоже имать», ибо начало власти представляется началом принудительным, отвлекающим от работы над собственным духовным перерождением. Поэтому Царь представляется народу выразителем начала любви к нему, любви по возможности абсолютной, а это, конечно, функция священная, и сам Царь священен, как проявитель священного начала. Власть, понятая как бремя, а не как «привилегия» – краеугольная плита Самодержавия христианского, просветленного и тем отличного от, так сказать, стихийного, восточного <…> (см.: Хомяков Д. Самодержавие (опыт систематического построения этого понятия). М., 1903. С. 40 и след.). <…>

Не царство всеобщей сытости, не нелепые мечты о равенстве долей всех и каждого на наслаждения и утехи земные, но Царствие Божие – торжество извечной правды, победа лучших сторон человека, обладающего образом и подобием Божества, над человеком-зверем – вот исконный идеал христианского Самодержавия, вот высокая цель, к которой оно ведет многострадальную Русь.

«Величие Самодержавия»

+   +   +

Профессор Д. Н. Овсянико-Куликовский приходит к убеждению, что «денационализация ведет к упадку личности, к ослаблению ее умственной деятельности, к нравственному разложению». По мнению почтенного ученого, 
«мы не замечаем психологического значения национальности для правильного развития, для нормального душевного отправления функций личности, как не замечаем своего здоровья, воздуха». <…>

Измена своему народу отражается самым неблагоприятным образом на умственной и нравственной жизни личности. Наоборот, та же чуждая посторонних соображений наука устанавливает, что все великое в мире выросло на национальной почве; 
безсмертные памятники искусства, литературы, мощные религиозные, политические и общественные движения всегда коренились в глубоких народных слоях и отражали в себе, как в зеркале, народный характер. Новейшие изыскания в области истории мысли и психологии дают вполне незыблемую почву положению, что, только укрепившись в своих национальных воззрениях, обусловленных языком, как орудием идейного обмена и творчества, возможно служить общечеловеческим запросам. <…>

Стало быть, поборники национального самосознания являются первыми друзьями истинного просвещения, а слуги «космополитизма» – насадителями застоя и виновниками нравственного и умственного разложения.

«О денационализации России»



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Тату для Тимура

2015 год, Крым, город Саки. Я на густонаселенном пляже арендовала лежак и молча любуюсь видом на море; время от времени названивает сын с бытовыми вопросами: «Мам, а где моя синяя футболка?» Пока я объясняю, со счета списывается стоимость трех футболок: роуминг. А когда вечереет, вижу гуляющего по пляжу мужчину, забинтованного с головы до пят.


Трагедия жизни Наследника Престола

Великий Князь Алексей Николаевич Романов (1904–1918) вошел в историю как Наследник Русского Престола, единственный и долгожданный сын Государя Императора Николая II. Он прожил совсем короткую жизнь – в день гибели Царской Семьи ему не исполнилось и 14-ти лет. Просиял он как ясная заря на рассвете новой истории России.


Громкая читка (продолжение)

И ещё на одно мероприятие для избранных я попал, благодаря Тендрякову, на экскурсию в знаменитые винные подвалы «Магарач». В переводе «стоянка осла». Знамениты они ещё и тем, что фашисты, долго жировавшие в Крыму, знали, конечно, о винных подвалах, искали их, но - великая честь ялтинцам - никто не выдал, где они.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100