Понедельник, 1 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Нас не по легкой дорожке вели»: Житие, воспоминания, поучения преподобной Арсении Усть-Медведицкой
03.08.2019

2019-08-03.jpg
 
В ночь под 22 июля/3 августа 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря. Малоизвестная шумному свету, игумения Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (ср.: Ин. 5, 35), многих освящала и просвещала своим живым словом, примером и дивными подвигами души.

3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области Михаила Васильевича Себрякова родилась дочь Анна. С раннего возраста пользовалась она особенною любовью своих родителей и росла тихим, ласковым ребенком, с чудными, не по летам выразительными глазами и кроткой, чарующей улыбкой. Казалось, благодать Божия с юных лет коснулась ее души. Она проявлялась в ее недетских вопросах, в непонятной для нее самой тоске и томлении по чему-то прекрасному.

Один случай из детства Анны поразил окружающих. Мария Алексеевна, мать ее, благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежского, от иконы которого получила дивное исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор Себряковы часто посещали Воронеж. В одну из таких поездок трехлетняя Аня, увидев архиепископа Антония (Смирницкого), вырвалась из рук няни, подбежала к Владыке и поклонилась ему в ноги. Прозорливый Старец благословил девочку и сказал ее родителям: «Это будет великая жена!»

Анне было шесть лет, когда умерла ее мать. После смерти любимой жены Михаил Васильевич несколько лет прожил безвыездно в Себрово и только в детях находил утешение и смысл мирской жизни. В праздничные и воскресные дни был обычай собираться в кабинете Михаила Васильевича, где кто-нибудь из старших детей читал Евангелие или жития святых, а он сам объяснял прочитанное. Чтения эти и беседы производили на Аню глубокое впечатление. «Меня так поражало в детстве, – рассказывала она потом, – дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». «Отчего же мы не делаем того, что велит Господь? – спрашивала она у сестер после ухода отца. – Отчего мы не раздаем всего и не идем за Ним?» Сестры смеялись над подобными ее вопросами, которые она все чаще и чаще повторяла.

В юности Анна начала часто и усиленно молиться, предалась чтению духовных книг и подвигам, которые старательно скрывала от всех. Под обложкой светской книги она держала при себе Евангелие, которое постоянно читала, впитывая всем сердцем слово Божие. Никто из окружающих не знал, что творится в ее душе; не знали, что веселая в обращении с другими, беззаботная по наружности, она по ночам подолгу со слезами молилась, а ложилась отдохнуть лишь на голом полу.

Когда отец заговорил о замужестве, Аня призналась: «Я люблю только Господа; не Вы ли сами учили нас любить Его?» Она просила у отца благословения оставить мир и посвятить свою жизнь Богу. Михаил Васильевич был растроган до глубины души словами дочери, однако отпускать свою любимицу в монастырь не торопился. Ей отвели отдельную комнату, дали отдельную прислугу и лошадей с экипажем в ее полное распоряжение. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом. В это время пригласили к ней мастера иконописца, который давал подвижнице уроки писания икон.

И, наконец, 30 декабря 1850 года Михаил Васильевич привез ее в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, где девушку с радостью приняли. Здесь Анна отдалась подвигам со всем пылом юной, стремящейся к Богу души. Она проходила почти все послушания, и притом самые трудные: помогала раскатывать тесто и печь просфоры, по ночам ходила будить монахинь на полуночную молитву, в трапезе подавала обед и мыла полы наравне с простыми девицами, стараясь во всем подражать им, не гнушаясь никакой черной работой. Она помогала другим послушницам колоть дрова, топить печи, мыть и чистить посуду. Спала всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто.

Свободное от работы время Анна проводила в молитве и чтении духовных книг. Она изучала Святых Отцов, стараясь опытом проходить и усваивать их правила. В это время девушка взяла на себя труд выучить наизусть всю Псалтирь. Телесные подвиги ее доходили до того, что она клала по ночам до 1000 поклонов. Всегда держа в уме молитву Иисусову, она с молодых лет старалась приучить себя к молчанию, положив за правило говорить только самое необходимое. Церковную службу посещала несколько лет подряд неопустительно. Кроме того, юная подвижница успевала заниматься и живописью. Ее трудами были написаны плащаница и шесть больших икон для монастырской трапезы.

В 1854 году Анну постригли в рясофор с именем Арсении. Через пять лет матушку Арсению уже постригли в мантию. В том же году Господь послал ей великое утешение: она наконец нашла себе духовную наставницу, схимонахиню Ардалиону (Игнатову) (1816–1864). Монахиня Арсения стала ходить к схимнице почти ежедневно, позже по благословению игумении пригласила ее жить в свою келью.

Схимонахиня Ардалиона, провидя в матушке Арсении избранницу Божию, старалась отучить ее от земных привязанностей. Однажды она порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. В другой раз, когда мать Арсения без благословения схимницы подала нищенке полтинник, схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в ее душе высокоумие или тщеславие, и велела разыскать ту нищую и взять обратно данные ей деньги. Мудрая старица прививала духовной дочери глубокое смирение и послушание.

   «Нас не по легкой дорожке вели, и слово, полное духовной любви, не имело никогда покрова деликатности», – говорила впоследствии матушка.

После кончины игумении сестры обратились к матери Арсении с просьбой принять на себя начальство над монастырем. Но матушка не желала никакой перемены в своей жизни. Сестры стали одна за другой приходить к старице Ардалионе, прося ее убедить Арсению принять настоятельскую должность. 

Схимница и сама желала этого избрания для своей духовной дочери: 
   «Тебе нужна такая деятельность, в которой приняли бы участие все чувства твоего сердца, все способности твоей души. Ты увидишь, что в сердце твоем живут страсти, тебе самой неведомые. И самолюбие, и гордость, и тщеславие, и гнев – все обнаружатся. А для человека, стремящегося выйти из страстей, важно именно то, чтобы их познать в себе, чтобы они обнаружились, иначе он и бороться с ними не может».

И матушка Арсения из послушания схимнице согласилась; 3 января 1864 года 30-летняя казначея была посвящена архиепископом Иоанном (Доброзраковым) в сан игумении.

Несмотря на всю готовность потрудиться в настоятельской должности, для матери Арсении переход от жизни уединенной к деятельности общественной происходил очень тяжело. Вскоре Господь призвал и схимницу в иной мир.

Первою заботою матушки стало распространение грамотности. В 1867 году было открыто в монастыре безплатное четырехклассное женское училище с преподаванием в нем Закона Божиего, Русского и славянского языков, географии, арифметики и Русской истории.

Она любила собирать к себе сестер для духовных бесед, не пропуская ни одного случая сказать им слово для пользы души. В первые годы своего игуменства мать Арсения устраивала воскресные чтения и беседы в трапезе, потом, когда силы ее стали слабеть, она в торжественные праздники принимала у себя монахинь и беседовала с ними.

Устроив школу, Матушка игумения приступила к постройке в монастыре обширного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Почти 15 лет строился храм. О нем писали: 
   «Храм, созданный на скудные монастырские средства, трудами настоятельницы и инокинь, без сомнения, составляет украшение всей Донской земли…»

Но недостаточно для матушки было тех трудов, которые она несла – 10 июля 1874 года смиренная подвижница приступила к новому дивному подвигу. Проводя весь день в заботах о постройке храма и другим делам по управлению обители, она по ночам начала рыть пещеры. Что заставило ее взять на себя столь великий труд – неизвестно. Чувствовала ли она необходимость смирять свою плоть физическим трудом, или сердце ее, переполненное любовью к Богу, не знало, чем выразить эту любовь? Про то ведала лишь ее душа да единый сердцеведец Господь. Но пещеры эти воочию показывают как чрезмерный труд ее подвига, так и то, что сила Божия в немощи совершается. Невозможно подумать, чтобы слабыми женскими силами могли быть вырыты те пещеры, которые существуют в монастыре, да притом вырыты руками, непривыкшими к физическому труду. Тут действовала несомненно особая сила Божией благодати.

2019-08-03.1.jpg
Пещеры Усть-Медведицкого монастыря с чудотворным камнем.
Отпечатки рук и ног на камне принадлежат, по одной версии,
самой молившейся на нем матушке Арсении, а по другой – 
явившейся ей во время молитвы Пресвятой Богородице

При матушке был полностью перестроен монастырь, созданы новые кельи, обновлены хозяйственные постройки, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской с церковью, обновлен монастырский теплый (зимний) храм, основан монастырский скит.

Случалось, что Старица целый день проводила с посетителями и лишь поздно ночью удалялась в келью, чтобы слезно молиться за всех страждущих. По свидетельству духовных чад, мать Арсения умела успокаивать скорбящих, находила слова утешения не только для сестер, но для мирских людей, обращавшихся к ней за духовной помощью, делившихся с ней как с родной матерью своими бедами. По молитвам игумении Арсении исцелялись болящие.

Незадолго до смерти Старица стала стремиться к уединению, она просила отпустить ее на покой и постричь в схиму, но всякий раз получала отказ – архипастыри высоко ценили ее и считали, что она должна управлять обителью до конца жизни.

Но наконец, 25 июня 1905 года сестры Усть-Медведицкого монастыря проводили свою любимую настоятельницу в Саров. Матушка, несмотря на нездоровье и сильную слабость, пожелала непременно исполнить свое обещание поклониться мощам дивного старца Серафима, к которому имела теплую веру. По дороге она заболела, пробыла недели две у своей родственницы, в Саров прибыла только 12 июля. По Промыслу Божиему здесь ей и суждено было закончить свой земной путь. Утром 21 июля Матушка последний раз причастилась Святых Тайн. К вечерне и Всенощной идти уже не могла. По свидетельству келейницы, поздно вечером, перед самой кончиной, глаза матери Арсении стали большие, блестящие и радостные, как будто она увидела что-то прекрасное. Она вздохнула раза два, лицо ее просветлело, затем последовал последний вздох – в одиннадцатом часу ночи подвижница мирно отошла ко Господу.

Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины. А 21 октября 2016 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии.

2019-08-03.5.jpg

ИЗ ПИСЕМ И НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОЙ АРСЕНИИ:

   ...Но отчего же ты чувствуешь болезненное и томящее ощущение в сердце? Отчего? Конечно, от страстей. «Идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17). А я скажу: где страсть, там теснота и страдание. Что страсти живут в нашем сердце – это неоспоримо, но они не дают себя знать томительною тяжестью, когда мы их не сознаем и исполняем их. Не томят они и тогда, когда, сознавая их, мы им противимся. Но когда мы сознаем их в себе и не хотим всеми силами души восстать против них, когда мы одною частью души отвергаем их, а другою прислушиваемся к их сладкому говору, когда мы уклоняемся от обличений, когда жалеем себя и не решаемся идти по крестному пути за нашим Крестоносцем, Учителем, – тогда, конечно, будем чувствовать томление и боль. 
   Господь, взявший на Себя все наши грехи и немощи, показал Собой пример борьбы воли. В Гефсиманском саду Он до тех пор томился, пока воля Его согласилась принять страдание. 
   Испытай свое сердце, и ты увидишь, что в нем много противоречий. 
   Надо один раз навсегда предать душу свою водительству воли Божией, последованию заповедям Его и руководству суровым монашеским правилам. Когда согласится душа, так и будет легко
   Мне нравится в тебе способность увлекаться и восторгаться всем святым и хорошим, но не забудь, что отречение монашеское лучше всего и полезней всего. «Бегай от людей и спасешься». И ты бегай от всего в глубину своего сердца, чтобы там быть с Единым. Да хранит тебя Господь, Ему я молюсь о тебе и Ему тебя поручаю.

2019-08-03.4.jpg


2019-08-03.3.jpg

2019-08-09_113733.jpg

2019-08-09_113855.jpg

Подготовила Ксения Миронова

По книге: Игумения Арсения. 
Опыт духовной биографии. 
Письма. М., 2003


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100