Суббота, 28 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Очередной тактический ход: Зачем грека поставили на украинскую «кафедру» к раскольникам и чего еще ждать от Фанара

Похоже, Константинопольский Патриархат пришлет в Украину
 не один десяток своих ставленников

26 мая состоялась хиротония архимандрита Епифания (Димитриу), клирика Димитриадской и Алмиросской митрополии Элладской Православной Церкви, в «епископа Ольвийского» ПЦУ. Зачем грека поставляют на украинскую «кафедру» и что это может означать для всего проекта ПЦУ?

Для начала небольшой экскурс в историю.

После Крещения Руси в 988 г., Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата, причем митрополии весьма незначительной и далеко не самой важной.

Согласно традиционной историографии, первым митрополитом Киевским был святитель Михаил († 992), этнический грек, который пришел на Русь из Корсуня вместе со святым князем Владимиром. При нем Киевская митрополия сделала лишь самые первые шаги своего исторического бытия.

Правильное административное устроение с делением на епархии состоялось при преемнике святителя Михаила, святителе Леонтии († 1008 г.).

В дальнейшем, за редким исключением, в течение нескольких столетий митрополитов Киевских избирал и посвящал Константинопольский патриарх из греков. Согласовывали эти избрания не с киевскими великими князьями, а с византийским императором.

Как писал церковный историк Петр Знаменский,
   «в России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе. Нужно при этом иметь в виду и ту дурную репутацию, какой греки исстари пользовались на Руси и которая выразилась в заметке летописца: "суть бо Греци льстиви и до сего дне". Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов-греков в первые четыре с половиной века существования Русской Церкви не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. <…> Между тем, немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память и по своему образованию, и по благочестию, и по благотворному влиянию на паству».

Несмотря на греческое происхождение, зависимость Киевских митрополитов от Константинопольской патриархии была незначительной. Во внутренней жизни Русской Церкви все решения принимал Киевский митрополит, который при необходимости собирал Собор русских епископов.

Что касается этнического состава архиереев Русской Церкви, то вскоре после Крещения Руси все они были греками или болгарами. Но затем большинство из их были русичами. Некоторые священники-греки, которые приходили с новым Киевским митрополитом из Византии в качестве его свиты, тоже часто становились русскими архиереями.

Такое положение давало свои преимущества и имело существенные недостатки. Недостатки уже описаны выше, что же касается преимуществ, то пришлые греки были, как правило, далеки от внутриполитической борьбы русских князей за власть. По этой причине они старались быть над схваткой в княжеских междоусобицах и, по возможности, мирить враждовавших князей. Так что исторический опыт пребывания греческих архиереев на Руси и управления ими Русской Церковью довольно богатый.

Теперь несколько слов о кадровой политике Константинопольской Церкви за последние столетия. Имеется в виду в подвластных Константинополю церковных структурах. Вкратце она состояла в следующем: всякий раз, когда греки могли поставить на какую-либо епархию грека – они это делали.

Так обстояло дело практически в каждой Поместной Церкви: Албанской, Болгарской, Сербской, Румынской и даже древних – Иерусалимской и Александрийской, когда соответствующие страны оказывались под властью Византийской, а затем и Османской империй. Церковная жизнь при этом подвергалась существенной эллинизации, вплоть до замены языка богослужений на греческий. Это порождало многочисленные конфликты епископата с духовенством, мирянами, а также местной властью.

Как только территории этих государств получали (отвоевывали) свою независимость, церковные структуры сразу же заявляли о желании самостоятельности и управления своими епископами, а не греческими.

Сегодня фанариоты любят приводить в пример дарование ими автокефалии Болгарской, Сербской, Румынской и прочим Церквям, но умалчивают, что в большой степени требования автокефалии, причем в резкой форме – до разрыва канонических отношений, были порождены политикой эллинизации, которую проводил Фанар, и засилья архиереев-греков в славянских (и не только) Церквях.

Получение автокефалии Церквями в восточно-европейских странах практически всегда сопровождалось вытеснением греческих архиереев и заменой их местными епископами. В сегодняшнем прецеденте замещения епископом-греком украинской «кафедры» ПЦУ мы наблюдаем обратную ситуацию: в «церковной» структуре, где до этого не было этнических греков, они начинают появляться. Это свидетельствует об обратном процессе. ПЦУ не расширяет свою «автокефалию», а наоборот ее утрачивает (если, конечно, то, что имеет ПЦУ можно назвать автокефалией).

Теперь о том, зачем Фанару понадобилось рукополагать грека на Ольвийскую «кафедру».

Греки хитры и возникновение подобного вопроса предусмотрели. Формальным ответом на него будет: для окормления этнических греков, проживающих в Мариуполе и его окрестностях. Таковых, согласно последней переписи населения, 21 923 или 4,3% местного населения. И вполне логично для них прислать епископа-грека.

Но дело, конечно же, не в греческой пастве. Во-первых, эти греки уже много веков назад «ославянились», их греческая самоидентификация не настолько сильна, чтобы им был нужен непременно епископ-грек. А во-вторых, абсолютное большинство греков, живущих в Мариуполе и окрестностях, принадлежат канонической Украинской Православной Церкви.

Главная задача «епископа» Епифания (Димитриу) – способствовать признанию ПЦУ Поместными Православными Церквями.

Как известно, одной из главных причин отказа признавать ПЦУ является неканоничность, а значит, и недействительность их «хиротоний». По-видимому, на Фанаре решили разбавить «епископат» ПЦУ вроде бы каноничными архиереями. Ведь в «хиротонии» архимандрита Епифания (Димитриу) принимали участие и представители Фанара, в частности, митрополит Галльский Эммануил и митрополит Адрионопольский Амфилохий.

Может ли быть признана действительной «хиротония» раскольников, если в ней примет участие канонический архиерей? Фанарские богословы полагают, что да. Но может ли беззаконие стать законным, если в нем примет участие законный архиерей? Вопрос риторический.

Разве один такой греческий «архиерей» в ПЦУ сможет представить эту религиозную организацию канонической в глазах Поместных Церквей? Очевидно, что нет. Отсюда можно сделать вывод, что назначение архимандрита Епифания «епископом» ПЦУ – всего лишь пробный шар. Кураторы проекта ПЦУ будут изучать реакцию на такое назначение со стороны и «епископата» ПЦУ, и украинского общества, и новой украинской власти. Если эта реакция не будет слишком негативной, то назначения греков на «кафедры» ПЦУ продолжатся.

Когда таких варягов, в смысле «архиереев»-греков, наберется некоторое количество, в руках Фанара окажется дополнительный козырь на переговорах о признании ПЦУ Поместными Церквями. Константинополь сможет требовать признания на основании того, что в ПЦУ уже есть достаточное количество «канонических» архиереев.

Вопрос назначения греков могут увязать и с вопросом о тех самых ставропигиях, то есть 20-30 древнейших монастырях и храмах, которые уходящая власть обязалась передать Фанару в качестве мзды за выдачу Томоса.

Церковная практика последних лет свидетельствует, что крупными монастырями управляют настоятели в епископском сане, а не в сане архимандрита или игумена. Соответственно, фанариоты могут потребовать, чтобы их ставропигии возглавляли епископы. Путем несложных подсчетов приходим к цифре в 20-30 «епископов»-греков в ПЦУ – по числу предполагаемых ставропигий. Это, конечно, если дело с получением ставропигий в Украине фанариотам удастся продвинуть.

Против такого варианта играет то, что власть, обещавшая Фанару ставропигии, уходит. Петр Порошенко уже не действующий Президент. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий, который, собственно, и озвучил примерное число ставропигий, готовится покинуть свой пост через два месяца, когда должны будут состояться внеочередные парламентские выборы.

Причем представители уходящей власти вполне могут оказаться за решеткой. Против Порошенко уже инициировали уголовные дела, и он с Парубием пытаются обезопасить себя с помощью угроз нового Майдана.

Конечно, в таких условиях Фанар не может рассчитывать, что эти украинские политики выполнят перед ним свои обещания. Но существуют некоторые обстоятельства, которые позволяют фанариотам надеяться на получение обещанных ставропигий в Украине.

Во-первых, о ставропигиях упоминается в Томосе, причем не мельком, а довольно основательно. А на прошедшем 24 мая 2019 г. заседании «Синода» ПЦУ задекларировали приверженность ПЦУ положениям этого документа.

В свете недавней критики Томоса «почетным патриархом» ПЦУ Филаретом Денисенко и слов, что некоторые его положения он выполнять не собирается, «Синод» ПЦУ отдельным пунктом постановил: «Заверить, что в своих жизни и деятельности Поместная Украинская Православная Церковь (Православная Церковь Украины) руководствуется Священным Писанием и Преданием, канонами Православной Церкви, собственным Уставом, принятым Объединительным Собором 15 декабря 2018 и соответственно зарегистрированным государством, Патриаршим и Синодальным Томосом об автокефалии от 6 января 2019, решениями собственных уставных органов».

Во-вторых, сейчас в ПЦУ идет напряженная борьба между «почетным патриархом» и «митрополитом» Епифанием Думенко. «Дедушка ПЦУ» отстаивает идею независимости ПЦУ от Фанара, пусть и ценой непризнания этой религиозной организации со стороны Поместных Церквей и даже возможного отзыва Томоса.

Сторонники Епифания гораздо более лояльны Фанару и готовы выполнять все его указания. За это сторонники Филарета Денисенко прозвали их «младотурками», намекая на послушное исполнение этими «архиереями» ПЦУ воли турецкоподданных, то есть фанариотов.

Пока 90-летнему «почетному патриарху» удалось собрать под свои знамена очень немногих сторонников. Но сдаваться он не намерен, о чем и заявил открыто: «Увидите! Увидите, что я буду делать! Но я буду защищать Киевский патриархат до конца!»

Что задумал Филарет, по его собственному признанию, многие десятилетия сотрудничавший с КГБ СССР, мы увидим в ближайшее время. Но вероятнее всего, его дело проиграно. «Младотурки» тем и сильны, что они «младо-». Никто не хочет делать ставку на человека, которому исполнилось 90 лет.

Поэтому, вероятнее всего, максимум, что сможет сделать Филарет, – это уйти в очередной раскол. Для ПЦУ это, конечно, будет неприятным ударом по имиджу, но будет в этом и другая сторона. «Младотурки» смогут уже полностью взять власть в ПЦУ в свои руки и рулить ею без оглядки на мнение «почетного патриарха». Следовательно, фанариотам уже будет гораздо легче заставить ПЦУ раскошелиться на ставропигии в пользу Константинопольского патриархата.

Есть и еще одно требование, на которое могут пойти «младотурки» и выполнения которого от них может потребовать Фанар. Речь о «перерукоположении» «епископата» ПЦУ. Эту идею напрочь отвергает Филарет Денисенко, который очень дорожит именно этим – признанием законности всех своих «священнодействий».

Но «младотурки» в этом вопросе могут оказаться гораздо менее щепетильны. Можно предположить, что на переговорах представителей Госдепартамента США и Фанара, которые они открыто ведут с Поместными Православными Церквями по «украинскому вопросу», негласно обговаривают и этот вариант: архиереи Константинопольского патриархата по-тихому, без огласки, перерукополагают «архиереев» ПЦУ и делают это «секретом полишинеля». Кому положено, будет об этом знать, а для всех остальных «хиротонии» «иерархов» ПЦУ будут признаны каноничными изначально. В этом случае по крайней мере некоторые Поместные Церкви смогут признать ПЦУ. А для реализации этого варианта как раз и могут пригодиться греческие «епископы», интегрированные в структуру ПЦУ.

Как будут развиваться события и какие из наших предположений окажутся правильными, покажет время. Но одно можно констатировать уже сейчас: назначение грека «епископом» ПЦУ – не что иное, как очередной тактический ход в политических игрищах вокруг проекта ПЦУ, продиктованный необходимостью спасать этот проект, грозящий обернуться провалом для всех его участников.


Источник: Союз православных журналистов
https://spzh.news/ru/zashhita-very/62400

___________________ 

См. также:

Гениальный ход конем и усугубление кризиса: Клирик Элладской Церкви готовится стать «епископом» ПЦУ

Исправить сложившуюся ситуацию: Денисенко опубликовал официальное обращение в связи с ситуацией в ПЦУ       



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100