Четверг, 3 Декабря 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

В кулуарах

Наш выход в единстве
Сегодня гость нашего издания – известный болгарский политик, писатель, и публицист Пламен Пасков. В 2016 году на президентских выборах в Болгарии он был одним из кандидатов на этот высокий пост. Интересно, что по профессии он ветеринар, но в последние годы стал широко известен именно как политик и убежденный сторонник Русского мира, последовательно защищающий интересы простых людей.

«Православная вера – главный помощник»
Александр Валерьевич Погорелов – человек широко известный, ветеран спорта, в послужном списке которого множество высоких достижений, званий и наград. Недавно наш корреспондент повстречался с Александром Погореловым – заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом мира по кикбоксингу и тайскому боксу, основателем собственной школы бокса в Москве. Он любезно согласился уделить нам время и ответить на вопросы «ПК».

О ложном страхе последних времен
Сегодня, когда у нас на глазах совершается массовый отход людей от веры, призывающее слово священника становится особенно важным. Поэтому мы продолжаем публиковать беседы с пастырями, кому Богом вверено попечение о спасении душ человеческих. Гость этого номера – отец Александр, духовно опытный, ревностный священник, который уже сорок лет служит Церкви и неуклонным путем ведет свою паству к Богу.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Гуманизм против человека: Как уберечь молодёжь от всемирной заразы индивидуализма?

семья.jpg

Последняя точка в Керченском деле ещё не поставлена. Сейчас многие специалисты хором утверждают, что 18-летний убийца-одиночка, полуграмотный неврастеник, ни за что не смог бы так профессионально организовать свой теракт… Мы ни в коем случае не пытаемся распутать тайны этого тягостного, кровавого дела; безусловно одно: в одиночку действовал керченский убийца или его кто-то направлял, а всё же вину с него снимать нельзя. Так или иначе, а он согласился принять на себя кровь товарищей… 

Как же он пошёл на это, что толкнуло его? Об этом мы рассуждаем с известным петербургским писателем, автором исторических книг, А.Ю. Козловым. Анатолий Юрьевич говорит:

— Вам это, может быть, покажется диким, но я считаю, что керченская трагедия — это вещь неизбежная для цивилизации, построенной на принципах гуманизма, — на тех самых принципах, что были заложены на Западе ещё в эпоху Возрождения и которые сегодня приходят к своему логическому завершению.

— О каких принципах вы говорите?

— Во-первых, о самом главном: «Человек может собственными усилиями переделать этот мир к лучшему». Мы-то с вами знаем: да, может, — но только с помощью Божией, Господь же никогда не попустит «улучшения» мира негодными, греховными средствами. А гуманизм говорит: «Нет, мы и без Бога справимся, устроим рай на земле, опираясь только на свои силы, на свой ум. Мы будем развивать науку, технику — и наука с техникой нам помогут лучше, чем это сделал бы Бог». Но ведь развитие оружия — это тоже часть научно-технического прогресса, орудия убийства — это тоже техника. Выходит, что и с помощью оружия можно улучшать мир? Как? А просто: уничтожать им несовершенный человеческий материал. Но кто же нам укажет, какой материал совершенный, а какой подлежит уничтожению? И это очень просто определить: те, кто нам мешает, те, кто не соответствует нашим понятиям о хорошем окружении, кто разрушает наш комфорт, — тех и нужно ликвидировать. Вот неизбежное следствие гуманизма: рано или поздно гуманизм начинает стрелять.

Я бы сказал, что это естественный ход мыслей для человека из неправославной среды, и это, по большому счёту, явление закономерное для любой эпохи — не только для наших дней. Вспоминаю свои школьные, комсомольские годы: некоторые мои одноклассники увлекались военной историей, историей различных видов оружия, — и они хорошо учились, они были хорошими мальчиками, вовсе не хулиганами. Но как-то сидим мы с ними на комсомольском собрании, и вдруг они, устав слушать долгие речи, говорят: «Поставить бы по углам пару пулемётов и всех разом скосить!» Вот такие мысли порой посещали неправославную молодёжь ещё в те годы. Те же мысли носятся в воздухе и сейчас, просто воплотить их в жизнь стало намного легче.

— То есть человеку представляется в принципе возможным уничтожать людей, лишь бы себе любимому стало легче жить?

 — Да! И причина тому — ещё одно неизбежное следствие гуманизма: индивидуализм. А индивидуализм в наше время перешёл поистине в клиническую стадию: он был достаточно распространён и в прежние годы, но теперь, с появлением гаджетов, человек может совершенно отгородиться от общества и жить только в своём виртуальном мирке. Сегодня в метро увидел я такую картину: сидит в вагоне семья — папа, мама, сын. Родителям, судя по всему, за тридцать, ребёнку — лет двенадцать. Папа с мамой с головой углубились в свои гаджеты, в смартфоны, и не замечают ничего вокруг, а их забытый сын совершенно диким взглядом смотрит перед собой, тщетно ожидая, когда о нём вспомнят. Наконец удалось ему до мамы достучаться, но мама только взглянула не него и, ничего не сказав, опять вернулась к своему смартфону. Это интересно — обычно мы наблюдаем обратное: детишки углублены в гаджеты, а папа с мамой пытаются их растормошить… Но эти родители, видимо, принадлежали к новому поколению, где всё наоборот: ребёнку гаджеты уже не интересны, а вот папа с мамой ещё не наигрались… У Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть замечательная глава о Великом Инквизиторе… Там Великий Инквизитор, пытаясь создать мир, в котором нет Христа, говорит, в частности: «Мы дадим вам жизнь лёгкую, как детская игра». Вдумайтесь: ведь это сказано в XIX веке! Мы сейчас живём в мире, построенном на этих словах!

Гаджеты усилили индивидуализм в обществе до чрезвычайности. А кто такой индивидуалист? Это человек, у которого моральная точка отсчёта для всего на свете — он сам; он всё меряет своей персоной. И если вокруг оказываются люди, которые не соответствуют его жизненным установкам или мешают его комфорту, то у него возникает желание как-то окружение изменить, удалить его, уничтожить, — а при этом он даже не осознаёт, что это люди-то живые!.. Жизнь — игра! Всё окружающее воспринимается как виртуальная реальность: если что-то не нравится, надо нажать «делит», надо перезагрузить систему.

— Говорят, для того, чтобы предотвратить трагедии, подобные керченской, надо сократить количество сцен насилия на телеэкранах… Но в наши детские годы мы с восторгом смотрели фильмы про войну, — а там нередко бывали весьма жестокие и кровавые сцены…

— Но ведь эти фильмы рождали у зрителей высокие чувства!.. Это было пафосное кино — и очень хорошо, что оно было таким. Сейчас говорят: зачем про войну снимать с пафосом? Зачем, к примеру, восторгаться подвигом Зои Космодемьянской? Она же могла и не ходить на войну, могла бы сидеть дома, а раз пошла — значит, сама виновата… Но вот я недавно прочитал где-то интересную мысль: любой человек боится на войне, однако этот страх могут победить более сильные чувства — любовь к Родине, любовь к товарищам, ненависть к врагу. И советские фильмы как раз и воспитывали эти более высокие чувства: не страх смерти и не жажду убийства, а жертвенную любовь к ближнему, то есть то самое начало, которое в компьютерные «стрелялки» заложить в принципе невозможно. А современные криминальные сериалы? Даже не в том их опасность, что там много убивают, много льётся крови… Беда в том, что в них попросту отсутствует моральное начало: там полицейский может превратиться в бандита, бандит — в полицейского, и никого такое превращение не шокирует. Бандиты предстают положительными героями, полицейские — отрицательными… Добро и зло смешиваются, становятся неразличимыми. А такой распространённый мотив современных фильмов, как месть? Некие как будто бы положительные герои начинают по собственному разумению восстанавливать справедливость, мстить злодеям, убивать негодяев… Но чем они руководствуются в своём самосуде? Только собственными понятиями о добре и зле. А где гарантия, что эти понятия верны? Отсюда один шаг до преступлений, подобных керченскому: молодому человеку, взявшему в руки оружие, не так сложно вообразить, что он борется за правду. Убедить себя, что ты всегда прав, очень даже просто — и не только юноше, но и взрослому, зрелому человеку, особенно если он ни разу не бывал на исповеди, никогда не каялся в своих грехах. Ведь даже генерал Власов считал себя правым, воображал, что борется с мировым злом, не замечая, что поднял оружие против собственной Родины!

— Как-то в разговоре вы сказали, что большая беда нынешних поколений заключается в том, что люди перестали видеть смерть в своём повседневном быту…

— Да! И к теме нашего разговора это имеет прямое отношение. Из нашей повседневной жизни практически исчезло такое явление, как похороны. Родственники стараются быстренько упаковать покойника и тут же везти его на кладбище в закрытой машине, порою даже и домой не завезут! Не хотят разрушать «позитивчик». А детишек на кладбище и не берут! В результате подросток о смерти как о реальности вообще не думает! Его от этой мысли отучают, ему через СМИ, Интернет, через фильмы внушают: «Ты будешь жить очень-очень долго, практически безконечно, так что ты давай-давай, побольше зарабатывай, побольше покупай, получше себя обставляй!» А то, что ты, может быть, завтра помрёшь и все твои приобретения окажутся ни к чему, — про это не говорят. Конечно, человек всё равно знает, что он смертен, но сердцем он этого не ощущает. Смерть для него отвлечённое понятие, а следовательно, и убийство не воспринимается им как грех.

Но вот я вспоминаю своё детство… Я жил в рабочем районе, в квартале хрущёвок. Когда кто-то из соседей умирал, родственники покойного торжественно выносили гроб, ставили его во дворе, родные и близкие прощались с усопшим, сбегался народ из ближних домов, дети видели всё происходящее… Вот скорбная процессия двинулась, трубачи трубят, барабан бьёт, кто-то плачет… И это всё у нас, у детей, оставалось в душе, и мы начинали мучительно задумываться: «Что это значит — умирать? Почему люди смертны?» И невольно мы размышляли о смысле бытия, о ценности жизни человеческой. Нашему поколению это знакомо.

А когда ты ничего подобного не видишь, когда у тебя все вечно живые, когда окружающие тебя люди безконечно живут, живут, да к тому же и раздражают тебя порой!.. Тогда тебе временами очень хочется «делит» нажать: раз! — на кнопочку — и нет никого! И проблем больше нет.

Изгнана из больших городов традиция похорон. Почему? Ну как же! Похоронная процессия занимает пространство, мешает движению транспорта, портит у людей настроение. Если сейчас устроить похоронную процессию, то я не удивлюсь, если появится масса гневных откликов, что, мол, «нагнетают негатив». Люди отмахиваются от смерти… Но вне понятия смерти пропадает и понятие о ценности человеческой жизни! И это при всём нашем гуманизме, при том, что мы носимся с человеком, с его правами… Но на деле-то выходит, что у нас главное не человек, а рыночный товар, человек же ценен лишь постольку, поскольку он этот товар потребляет. Он потребляет-потребляет — потом исчезнет в небытие, а на его место следующий потребитель явится. И отлично: лишь бы спрос не падал!

— Все эти проблемы представляются практически неразрешимыми…

— Да, действительно, что тут сделаешь в одиночку? Как уберечь молодёжь, подростков от всемирной заразы индивидуализма? Давайте обратимся к русской истории. Когда в 20-е годы у нас в стране наступила свобода, когда революция и Гражданская война окончились, — тогда в России начался хулиганский террор. Хулиганьё с ножами ходило по улицам и безнаказанно творило свои чёрные дела. Хулиганы порой устраивали такое, что жизнь замирала в целых городах, люди не могли работать и фабрики останавливались. И вот тогда государство серьёзно занялось этим вопросом, и тогда возникла комсомольская организация, возникли пионеры, октябрята… И положение быстро исправилось! Я понимаю, что в нашем либеральном обществе подобные начинания не пройдут: никто нам не позволит со­здать некую всероссийскую молодёжную организацию, новый комсомол.

Но мы-то с вами, люди образованные, имеющие жизненный опыт, могли бы создавать небольшие молодёжные сообщества, кружки, движения… Это то, что нам по силам. Важно только, чтобы взрослые люди туда шли по велению сердца, по велению души. Любая фальшь здесь неприемлема. Мне кажется, что у нас ещё есть время, ещё не всё потеряно, мы можем встать на пути у наступающего расчеловечивания.


Источник: Православный Санкт-Петербург
http://www.pravpiter.ru

__________________
См. по теме:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Аналитическая справка по законопроекту № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» и др.

Аналитическая справка по законопроекту № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» и законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные законодательные акты Российской Федерации»


Заключение о незаконности проведения «хэллоуина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Формально, с внешней стороны “хэллоуин” представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной.


Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде» (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ уходит от непоминающих

О случаях возвращения из раскола в лоно матери-Церкви... Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются...


Громкая читка (окончание)

На веранде зажегся свет. Это Гриша позаботился. Мы подходили к Ионе Марковичу, благодарили. А он не мог понять, за что мы его благодарим, за чтение или за угощение. Но мы дружно уверяли, что и за то и за другое. Очень довольный Елизар, прихватив в дорогу баклажку, налитую Гришей, обнимал Иону Марковича:


Аюрведа - мерзость Индийская (заметка для крещенных в Православии)

Аюрведа - одна из разновидностей индийской альтернативной медицины, которую часто называют дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения санкхья, которая говорит о том, что в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух).


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100