Пятница, 10 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Паисий о "неведении"
– А если кто-то примет печать по неведению?
– Скажи лучше, по равнодушию. Какое там неведение, когда все ясно до предела? Да если и не знает человек, ему должно поинтересоваться и узнать. Приняв печать, пусть даже и по неведению, человек теряет Божественную Благодать и принимает бесовское воздействие. Вон, когда священник при Крещении погружает дитя во святую купель, оно, и не понимая того, принимает Святаго Духа и потом в нем обитает Божественная Благодать.
Прп. Паисий Святогорец

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Христолюбивое воинство: Димитриевская родительская суббота
 
  2018-11-03.jpg
Богоматерь с апостолом Петром и Ангелом
обходят Куликово поле после битвы

Нынешняя родительская суббота – Димитриевская – была установлена святым Великим Князем Димитрием Донским по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского в вечное поминовение героев, павших на Куликовом поле. И хотя затем она стала днем памяти всех усопших православных христиан, однако особенно мы молимся в нее о воинах, во все времена полагавших души за землю Русскую. Вместо проповеди помещаем две небольшие заметки о христолюбии наших ратников из «Воронежских епархиальных ведомостей» времен Первой мировой войны, редактором которых в те годы был святитель Серафим (Соболев).

К ПСИХОЛОГИИ 
РУССКОГО ВОИНСТВА

Вся Россия охвачена теперь мощным подъемом необычайного воодушевления. Но с особенной интенсивностью подъем этот переживается и обнаруживается в рядах войск, настроение которых является самым характерным показателем той духовной стихии, в которой живет и зреет душа всего народа. Если в Германии такая стихия есть преклонение пред внешней, деморализирующе-дисциплинирующей силой государства, то у нас эта стихия – внутреннее, свободное и благоговейно-любовное преклонение пред правдой, воспринимаемой народным сознанием как религиозный долг. Оружие народ поднял не столько для защиты себя и своей государственной безопасности, сколько во имя защиты правды, попираемой дерзким и грубым насилием. На ратный подвиг и труд свой народ, представленный в армии, смотрит как на религиозный долг, необходимо связанный с чистым служением правде. Самым лучшим комментарием и вместе иллюстрацией такого настроения служат наблюдения над душевным состоянием солдат во время Исповеди. Один из военных священников в письме к В. В. Розанову (см. его статью в «Нов. вр.» № 13912) делится с ним своими наблюдениями.

Более высокого и чистого состояния на Исповеди, чем со своими солдатами, я никогда не переживал. И, если было что плохо, так это разве то, что во мне шевелилось что-то вроде зависти. Душа открыта, раскаяние легкое, от глубины души, чистосердечное. Себя извинять не стараются... да и не в чем. Если у кого были грехи, то это – сделанные ранее, в мирной жизни. В походе же, кажется, только у двух оказался грех, и вон какой: один стащил где-то арбуз, а другой, неев несколько дней, попросил в каком-то селении хлеба, и ему сказали, что хлеба нет, хотя тут же на столе лежал целый хлеб; тогда солдат отрезал себе часть. Вот, кажется, и все грехи, узнанные мною. Да, – еще один признался, что он в душе роптал на тяжелое положение, а другой – что чего-то не исполнил или исполнил не так, как было приказано. Но оба они, из запасных, в мирное время допускали довольно серьезные грехи. Один когда-то, вступаясь за мать свою, которую очень оскорблял и бил отец его, грубо говорил с отцом... После того они с отцом много раз мирились – мирились нарочито пред отправлением на войну, – но он все не может успокоиться и терзается муками совести. Спрашивал я всех, когда исповедовал, не обижали ли они мирных жителей. И ответ всегда в одном роде, с разнообразием только в интонациях: у одних ответ звучит с глубокой верой в свое дело, у других – чуть-чуть обиженно, как-де задаешь мне такой обидный вопрос? Ответ же таков: «Что Вы, батюшка, ведь мы по-православному...», «Нет, этим не занимались, мы – все по вере», «Нет, мы – православные», и т. д.

Это – очень важно. Ведь если бы что было, хотя бы самомалейшее, то при той легкости и непосредственности, с какой солдаты говорят о своих грехах, они непременно поспешили бы покаяться. Об арбузе-то и хлебе ведь сами поспешили сказать, без всяких вопросов, первым делом. Явно, что это тяготило совесть.

Ни у кого во все время военной жизни (а некоторые ведь не с войной только, а ранее попали на службу) – никаких признаков распутства ни в какой форме.

Все твердо и просто верят. Все с внутренним убеждением и чисто православною сознательностью (а вовсе не слепо и не по забитости) не только повинуются начальству, но и иметь внутреннее недовольство – считают грехом. «Все же страдают», «Я – не один». «Всем надо», «Бог велит», – вот ответы на вопрос об отношении к службе.

Замечательные лица. От духовного ли подъема, или от болезней и трудов, но все облагородилось, и даже кожа стала совсем не такой, как у простонародья. Удивляешься их благообразному виду, после столького пребывания на воздухе, в грязи, в мокроте и спанья на земле. Они сейчас благообразнее, чем были ранее, и одухотвореннее. Лица чистые, часто невинные, с ясными взорами и внутренней решительностью.

Таково христолюбивое воинство.

Воронежские епархиальные 
ведомости. Часть неофициальная.
 Воронеж, 1915. № 2. С. 33–35.

ОТНОШЕНИЕ НАШИХ 
СОЛДАТ К СМЕРТИ

Военный корреспондент «Утра Юга» приводит ряд примеров, по наблюдениям сестер милосердия и своим личным, удивительного отношения нашего солдата-мужика к смерти. Один из сообщаемых автором случаев глубоко трогателен.

Трагедия войны, так сказать, центр войны – смерть – производит как будто наименьшее впечатление на солдат-мужиков.

Они как-то равнодушнее относятся к ней. Умирающие мужики-солдаты встречают свой конец по большей части без ропота, покорно, глубоко веря в неисповедимые пути Промысла: «Так должно быть», «Надо этому покориться».

И покоряются. Почти не ропщут. Умирают молча, без лишних стонов, без воплей, без жалоб. Умирают удивительно!..

Раз, ночью в лесу под Л. я вместе с другими санитарами был у полкового лазарета. С позиций несли раненых. Перед халупой, в которой помещалась перевязочная, собралось десятков шесть носилок. Все – тяжело раненные...

Вижу, как один раненый, только что принесенный, вдруг поднялся и замахал мне рукою.

Я подошел. Раненый, закутанный в шинель, покрытую красными пятнами, уже еле говорил. Глаза провалились, нос заострился, и вообще все лицо при мерцающем свете факелов казалось уже мертвой маской.
– Ты что, земляк?
– Сделай милость, напиши письмо!..

– Письмо? Какое письмо? Кому?
– Жене... Надо уведомить, что я умер...

– Да ты постой, брат, говорить-то так! Ты еще не умер и не умрешь... Вот сейчас тебя перевяжут как следует. Еще запрыгаешь-то как!..

Раненый сразу рассердился...
– Брось!.. Ну, чего зря терять слова! – строго остановил он меня. – Ежели не хочешь писать, позови другого...
– Я напишу, но что ты так отчаиваешься?

– Я чую. Умру сейчас. Никаких перевязок не надо. Пиши. «Дорогая супруга наша Лукерья Петровна! Уведомляем Вас, что теперь пришел мой смертный часочек. Не привел Господь свидеться. Береги Васютку и Дуньку, а ежели опять пойдешь замуж, не давай их бить чужим-то людям. Мерина продай Павлу Рыжову, ну только меньше 70 р. не бери, потому теперь лошади дороги стали. С Петьки Безрукова получи три рубля за овес, а избу проконопатить. Найми дедушку Власа, он за двугривенный это сделает. Меня ранило в спину, и пули вылетали из брюха. Насквозь прошло. Божия воля! Тебе бы, Лукерья, лучше продать телку-то, а купить жеребенка у Гавриловых. Лошади-то теперь дороги будут. Простите меня Христа ради!»...

– Написал? – лихорадочно спросил меня раненый.
– Написал.

– Смотри, не забудь! Пошли обязательно!
– Конечно, пошлю, не безпокойся!
– Ну, спасибо. Прости, Христа ради... Укрой-ка меня с головой!..

Я укрыл его с головой и ушел к другим раненым.
Минут через двадцать, когда дошла очередь до этого раненого, солдаты-санитары, к моему удивлению, отставили носилки в сторону.
– А этого почему не берете?
– Он уже... готов.

Я отдернул шинель. Да, правда, умер. Даже руки сложил так, как складывают мертвецам... Я просто остолбенел от удивления и ужаса. Раны в живот и в спину – самые мучительные, самые невыносимые... А этот даже не стонал...

Воронежские епархиальные 
ведомости. Часть неофициальная.
Воронеж, 1915. № 39. С. 1122–1124.

У СОЛДАТСКОГО КЛАДБИЩА

Мягко разостланы дерна квадратики
Набожной чьей-то рукой…
Спите, соколики, спите, солдатики,
Вам здесь простор и покой.

Небо над вами сияет безбрежностью,
Тихо мечтают поля,
Приняла вас с материнскою нежностью
Эта сырая земля.

Русь защищая, ребята бывалые,
Долго дрались вы с врагом…
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.

Жертвы борьбы с лицемерной державою
Вы – не покинутый прах!
Вечною памятью, вечною славою
В Русских вы живы сердцах!
 
Князь Владимир Палей

Сентябрь 1915 года, 
действующая армия, деревня Речки

Поэзия. Проза. Дневники. 
СПб., 1996.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100