Четверг, 12 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
После отвержения Русским народом своего Царя Господь отверг и Россию: Свт. Серафим (Соболев) – идеолог Монархии

В продолжение публикации:

2018-10-22.2.1.jpg
Святитель Серафим в Рильском
монастыре в Болгарии

Мы продолжаем публикацию небольшой работы о глубоко почитаемом нами святом – святителе Серафиме (Соболеве), чье наследие, неизвестное многим верующим нашей Церкви, нуждается в изучении и активной популяризации.

1.2. В БОЛГАРИИ

6/19 мая 1921 года, в день памяти преподобного Иова Многострадального и день рождения Государя-Мученика Николая II, святитель Серафим прибыл в Болгарию. Это и была та «хорошая сторонушка», о которой возвестил ему старец Аарон, – его богоданный пастырский жребий. Болгары называют Владыку истинным благословением Божиим для своей земли, а его пребывание там – духовным сеянием, которое приносит обильные плоды о Христе до сего дня.

31 августа 1921 года Владыка был поставлен управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал его архиерейскую хиротонию и это назначение, что подтверждается списками законных иерархов, которые тайно пересылались за границу из Москвы. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский. Местом его служения стал храм святителя Николая на бульваре Царя Освободителя. Кроме этой церкви, в подчинении иерарха находилось несколько приходов и Спасский (Александро-Невский) монастырь в Ямболе…

О жизни и деятельности святого можно говорить еще долго. Но мы не будем отклоняться от своей темы и перейдем к рассмотрению книг о Царской власти.

2. ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ
О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как отмечалось, основные произведения архиепископа Серафима на тему Монархии – «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании». Первая книга – наиболее известная из всех его работ – представляет собой историософско-богословское сочинение, раскрывающее Русскую идею. Вторая же стала ответом святого на ее критику со стороны анонимного приверженца типичного для интеллигенции рационалистического взгляда на Монархию. В ней автор подробно разъясняет и отстаивает «доказательства, приводимые в „Русской идеологии“ в пользу богоустановленности Царской самодержавной власти и ее основанности на Священном Писании, [которые] являются фундаментом истинного, т. е. православного монархического миросозерцания» (Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб., 1994. С. 25).

Первый труд имеет просветительский, миссионерский характер и обращен к широкому кругу читателей, поскольку не только рассматривает проблемы церковного учения, но и позволяет «понять, что есть Россия, Русская культура, воскресить Русскую историю в духовно-нравственных категориях Русского миросознания, осмыслить ценности Русского человека» (Масленникова Н. Дитя европейского масонства. Заметки на полях «Русской идеологии» архиепископа Серафима (Соболева). URL: http://рустрана.рф/8890).

А второе сочинение – апологетическое и направлено, если можно так выразиться, «вглубь»: в нем автор изобличает многочисленные уклонения от истины Православного учения о Царской власти. Это ценно в первую очередь для воцерковленных, осмысленно верующих людей, ищущих твердую церковную опору для своих взглядов по вопросу о взаимоотношениях Церкви и государства. Знакомство с книгой необходимо пастырям и церковным апологетам, поскольку там четко обосновывается учение о Монархии и отметаются упреки его сторонников в романтизме, нездоровом мистицизме и излишней политизированности: «Определение „Русской идеологии“ мы употребили неслучайно. Конечно, оно кладет печать на всю нашу книгу, – поясняет святитель Серафим. – <…> Мы утверждаем, что Русская идеология есть не иное, как Православная вера во все богооткровенные истины, следовательно, и в истины о богоустановленности и основанности Царской власти на Священном Писании… Автор критики не может с этим согласиться уже в силу того одного, что учение о Царской власти он считает предметом не веры, а рационалистического исследования. Поэтому он Русскую идеологию и Православную веру отождествить не может» (Серафим (Соболев), архиеп. Указ. соч. С. 97–99).

Более того, именно в этой «идеологизированности» православных монархистов угодник Божий видел зерно грядущего возрождения России: «Самая действительная жизнь Русского народа свидетельствовала, что по своему существу понятия „Русская идеология“ и „Православная вера“ – тождественны. Недаром Достоевский, исходя из этой действительности, сказал: „Русский человек есть православный человек“. Конечно, когда Русский народ, в особенности в лице своей интеллигенции, отступил от Православной веры и когда его идеалом стало все что угодно, только не Православная вера с воплощением ее в самую жизнь, то для него Православная вера и Русская идеология сделались понятиями не тождественными и совершенно различными. Но как в древнем Израиле, так и ныне в Русском народе, несомненно, осталось здравое семя, и найдется среди Русских людей немало таких, для которых эти понятия тождественны и в настоящее время. В таком отождествлении скрывается залог будущего возрождения нашей Родины» (Там же. С. 98–99).

2.1. «РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ»

Что же такое Русская идея? Это – замысел Божий о России как Третьем Риме, хранительнице Православия до второго Пришествия Христова. Он отражен в словах, поступках и трудах Русских святых, богословов, философов, писателей...

Русская идея проявляется во многих жизненный сферах: Русская религиозность, Русское искусство, Русская наука, Русское право и правоведение… Святитель Серафим в «Русской идеологии» также отмечает, что она «есть не что иное, как Православная вера и основанная на ней Русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 174–175), но останавливается именно на последней как первичной, определяющей для всех прочих: «При возрождении Родины нашей все в ней, – во всех областях ее жизни личной, общественной и государственной, – должно иметь в своей основе Православную веру, начиная с формы государственного правления» (Там же. С. 21).

 2018-10-22.2.2.jpg

Современный подвижник благочестия, доктор церковной истории митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал: «Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности уже многие столетия. Она, по милости Божией, пережила века, смуты и войны, революции и „перестройки“ и не нуждается ни в замене, ни в поправках, ибо имеет в своем основании абсолютную праведность закона Божиего и Его святых заповедей. Эта благодатная опора Русской жизни: личной и общественной, семейной и государственной – сегодня ничуть не менее прочна, чем во времена святого Димитрия Донского или Патриарха Гермогена. Нужно лишь духовно „вернуться“ в настоящую, непридуманную, историческую Россию, опереться на незыблемое основание православного мировоззрения – и будет найдена точка опоры, позволяющая очистить нашу сегодняшнюю жизнь от бесовщины и нечисти богоборчества и русоненавистничества» (Иоанн (Снычев), митр. Державное строительство // Иоанн (Снычев), митр. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995. С. 40).

Посмотрим, какой путь этого возвращения начертал в своей главной книге святитель Серафим.

2.1.1. Анализ сочинения

«Русская идеология» состоит из «Вступления», семи глав, не имеющих названий, но предваряемых тезисами их содержания, и «Заключения». Как и все сочинения святителя Серафима, книгу отличает ясное и последовательное изложение мыслей. Причем, заботясь об удобстве читателя, во «Вступлении» автор не только говорит о цели и истории ее создания, но и дает краткое описание каждой главы. В своем анализе мы последуем плану святого, дополняя его подробностями из самих глав, разъяснениями из книги «Об истинном монархическом миросозерцании», а также цитатами фрагментов относящихся к теме работ других авторов и исследователей и некоторыми личными соображениями.

 2018-10-22.2.3.jpg
Современные издания трудов святителя

Первая глава начинается с определения Русской идеологии, пояснения ее сути и значения и изображения ее осуществления Русскими людьми: «Русская идеология состоит в Православной вере и основанной на ней жизни Русского человека во всех ее проявлениях. Эта вера была усвоена Русским народом с самого момента его крещения как главное правило жизни, что свидетельствуется тем, что самыми любимыми книгами для чтения Русских людей, помимо книги живота – Библии, были „Жития святых“ („Четьи-Минеи“). Но особенно о жизненности этой веры свидетельствовала святая иноческая жизнь в монастырях и благочестивая жизнь мирян, о чем говорит безчисленное множество в России храмов и церковный быт наших предков, которым они открыто исповедовали свою веру, – их великие молитвенные подвиги и в храмах, и у себя дома, – их искреннее глубокое покаяние во грехах и чистота их Православной веры» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 3–4).

Исходя из мысли, что национальный идеал Русского народа «состоит в устремлении… к святости, или единению со Христом чрез Православную веру и любовь со всеми прочими христианскими добродетелями» (Там же. С. 14), огромное значение святитель Серафим придает монашеству как образцу такого устремления и монастырям как рассадникам благочестия и христианского просвещения. Это соответствует святоотеческому учению, согласно которому «свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие» (преп. Иоанн Лествичник).

С большим благоговением святой отмечает, что по восприятии Православия жизнь Русских людей – причем во всех слоях общества – достигала необыкновенных аскетических высот: «Наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков. Они „усвоили себе всю монастырскую обрядность и по ней устрояли свои действия. Сильная природа их и могучий характер выносили монашеские подвиги твердо, до последнего часа жизни. Не обо всех подвижниках благочестия свидетельствует древняя история... Но общая среда... убеждает в том, что их было неисчетное множество во всех сословиях“» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 24).

2018-10-22.2.4.jpg
«В монастыре». 
Худ. Б. Кустодиев, 1907 год
 
Святитель отмечает, что «иностранцы поражались церковностью Святой Руси» и свидетельствовали, что «набожность господствовала в России» (Там же. С. 25). Он рассматривает разнообразные проявления этой набожности: храмоздательство, общественная и частная молитва, пост, милостыня, покаяние, преданность вере.

Последнее наиболее существенно: «За эту истинную Православную веру, имевшую за собою подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на Русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию» (Там же. С. 31). Далее приводятся исторические примеры Божиего покровительства над нашей Родиной, выражавшиеся, во-первых, «в дивной помощи, которую оказывал Господь Русскому народу во дни его великих бедствий, особенно – во время войн с внешними врагами», а во-вторых – в умножении ее силы, так что она стала «славнейшей державой среди всех народов земли» (Там же. С. 34).

Но завершается глава констатацией неутешительного факта: «О, если бы Русский народ продолжал держаться своей Православной веры доселе и чрез то был в повиновении Божественной воле своего Господа и всем Его Божественным заповедям! Тогда не допустил бы Господь гибели России, и Русские люди не подпали бы под иго большевиков – ужасных врагов Божиих. <…> Увы, Русский народ отступил от Православной веры…» (Там же).

Раскрытию механизма этого уклонения посвящена вторая глава: «Воссоздавая процесс разрушения Русской идеологии, автор усматривает главнейшую причину его не во внешних врагах, но прежде всего в отступлении народа от Православия, в том числе через увлечение протестантизмом» (Масленникова Н. «Дитя европейского масонства»); «Здесь показывается, что не сразу произошло это отступление, а постепенно, начиная с Иоанна III, со времени поступления на Русскую службу немцев. Но особенно катастрофичным для России было отступление от Православной веры при Петре Великом. Этому несчастью содействовали его противоцерковные реформы, которыми производилась ломка самой Православной веры» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 4).

Пагубнейшей, по мнению святителя Серафима, была петровская реформа в отношении монастырей с изъятием их имущества, в результате которой «монастыри утратили свое великое значение церковных просветительных центров в жизни Русского народа. Воспитание и просвещение были отняты от Церкви и перешли в руки государства и стали вестись по линии удаления от Церкви и ее спасительного влияния» (Там же). Именно тогда, убежден автор, «у нас стало распространяться свободомыслие в виде вольтерьянства, масонства, сектантства, гуманизма, социализма, нигилизма и других заблуждений» (Там же. С. 48), что и привело в итоге к крушению Русского государства.

Важно отметить, что в Заключении книги святой особенно подчеркивает: «Если не все Цари были достойными, и не все соответствовали по своим убеждениям и жизнедеятельности Божественным законам, то это вовсе не значит, что мы должны отрицательно относиться к самому институту Царской власти. <…> Если некоторые священнослужители являются весьма недостойными пастырями, то это не значит, что нужно упразднить самое священство, учрежденное Богом для нашего спасения» (Там же. С. 177).

Далее святитель показывает развитие «греха отступления в царствование Императрицы Анны Иоанновны и в особенности – Екатерины II» (Там же. С. 35): в правление первой «окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном открыто гнали Православную веру», а при второй «Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия» (Там же. С. 49–50). Ценно, что во всех рассматриваемых периодах явлены поборники Русской идеологии – защитники веры и Церкви, пытавшиеся противостоять негативным явлениям и, хотя потерпевшие внешнее поражение, но давшие потомкам образцы борьбы за истину (свт. Димитрий Ростовский, митр. Стефан (Яворский), Патриарх Адриан, сщмч. Арсений Ростовский, свт. Павел Тобольский и др.).

Последующие Государи, начиная с Павла I, были благожелательно настроены к Церкви, но, несмотря на свои многочисленные добрые деяния, они уже не смогли остановить распространение на Руси неверия: «Интеллигенция, движимая неверием, стала одержимой. <…> Государям приходилось прилагать много забот и усилий не только для защиты Русской Православной Церкви от неверия, но и для сохранения своего Царственного престола, своей, Богом дарованной им самодержавной власти. И, несмотря на всю силу могущественной Царской власти, ей приходилось гнуться под напором либеральных требований Русского противоцерковного общества и идти на гибельные для России компромиссные реформы» (Там же. С. 60–61) (примеры – земство при Александре II и Государственная Дума при Николае II).

Святой прослеживает путь отступления до современного ему времени – через распространение гуманизма и толстовства к господству «воинствующего социализма, или – революционного освободительного движения. Исходя из богоборчества, оно главным образом было направлено против самодержавной Царской власти в целях ее уничтожения и образования в России республики на социалистических началах: свободы, равенства и братства. Это движение в последнее время пред второй революцией захватило по преимуществу всю Русскую атеистическую интеллигенцию, весь рабочий класс, значительную часть простого народа и нашего воинства. Оно разделило всю Россию на два главных лагеря – на правых и левых, или – на черносотенцев и красносотенцев»; в ряды последних «становились Русские люди или в силу своего неверия и религиозной индифферентности, или в силу ложного стыда, так как все правое, по тону общественного мнения, считалось мракобесием, глупостью и отсталостью; или же в силу страшного насилия со стороны деятелей освободительного движения» (Там же. С. 59). Апогеем автор считает «заговор против Государя, [что] низвергло его с престола и погубило Россию» (Там же. С. 6).

2018-10-22.2.5.jpg
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». 
Худ. В. М. Васнецов, 1914 год

Тезисы третьей главы – «возврат русских людей к истинной вере как необходимое условие для возрождения России и покаяние в грехе бунтарства против власти Помазанника Божия» (Там же. С. 64). Первое положение очевидно: нужно возвращаться той же дорогой, какой отступали, и святитель Серафим указывает ее – следует «подобно предкам нашим, согласно с Богооткровенным и святоотеческим учением, устремляться прежде всего и больше всего к благодати Святаго Духа, как к высшей цели своей жизни, как к Царству Божиему» (Там же. С. 68). Благодать же «может быть только в Православной Церкви. Поэтому мы должны тщательно хранить Православную веру, сделать ее основой всей своей жизни, подобно нашим предкам, открыто ее исповедовать и всячески избегать ложного пагубного стыда» (Там же. С. 7). Однако хранение и исповедание человеком Православия возможно только при наличии у него смирения – святитель останавливается на этом подробнее, приводя цитаты из творений Святых Отцов. А главным проявлением смирения, продолжает он, является покаяние: «Смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т. е. на путь покаяния во грехах своих, особенно, в самом тяжком грехе нашем... – в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего» (Там же. С. 32).

Таким образом, отказ от Монархии назван высшей точкой отступления. Такое утверждение может показаться странным, однако оно не голословно и автор его обосновывает – в этой, третьей, главе, кратко, а затем, в последующих, более развернуто. В частности, он пишет: «Этот грех [бунтарства против самодержавной власти нашего Царя – Помазанника Божиего] является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату Русскими людьми совести, удаление их от Церкви – ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались Русскими людьми в течение многих и многих лет. Означенный грех так велик в очах Божиих, что переполнил чашу Божественного долготерпения. Вот почему после отвержения Русским народом своего Царя Господь тотчас отверг и Россию, и она погрузилась в пропасть неслыханных бедствий» (Там же. С. 82).

Четкое разъяснение о том, почему в центре «Русской идеологии» поставлена именно тема Монархии, святитель Серафим дает, отвечая своему критику в сочинении «Об истинном монархическом миросозерцании»: «Мы должны остановиться на его заявлении, что наша книга – „это не Русская идеология, а сочинение на тему об отношении Церкви и государства“. Действительно, мы много говорим в своей книге об отношении Церкви и государства, но, как свидетельствует самое ее содержание, она вся проникнута мыслью о Русской идеологии или религиозно-нравственном идеале Русского народа, который он ранее воплощал в своей жизни и потому благоденствовал; от которого он отступил и потому впал в величайшие несчастья, и к которому должен вернуться, если желает возрождения России… В том отношении между Церковью и государством, о котором нами говорится, – и выражается Русская идеология» (Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. С. 86–87).

Таким образом, бунт и попустительство убиения Помазанника Божиего есть кульминация, край, окончательное уничтожение жизненного воплощения религиозно-нравственного идеала Русского народа.

Николай Борисов

Продолжение следует

http://www.pkrest.ru            

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100