Суббота, 25 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Мы просто хотим оставаться русскими»: Беседа о современной русофобской обстановке в Эстонии
«Мы просто хотим оставаться русскими»: Беседа о современной русофобской обстановке в Эстонии

Памятная доска Альфонсу Ребане, штандертенфюреру ваффен-СС, была установлена... 22 июня сего года в эстонском поселке Мустла в Вильяндиском уезде. На памятной каменной табличке, повешенной на стене дома, в котором Ребане жил со своей женой Агнией Сахаровой-Соометс, в 1930-е годы, написано, что она посвящена «борцу за свободу Эстонии, кавалеру Рыцарского креста с дубовыми листьями». По словам представителей Сакалаского объединения эстонских военнослужащих, установка таблички именно 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, якобы приурочена к 110-летию со дня рождения Ребане. Вообще-то Ребане родился 24 июня 1908 года, и вряд ли перенос установки одиозной таблички именно на день Памяти и скорби случаен. Что это: очередной клинический случай, на который должны обратить пристальное внимание эстонские психиатры, или откровенная провокация? Незнание истории, презрение к этой науке приводит, как показывает практика, к печальной необходимости повторения уроков, и вряд ли эта необходимость позитивно скажется на здоровье угодливых неучей, руководствующихся нацизмом.

Как вообще обстоят дела с изучением истории в Эстонии? Какая роль при ее изучении отводится России и русским? Может и должна ли Россия способствовать такому преподаванию истории, при котором невозможны оскорбления в ее адрес и прославление преступников? Об этом наш разговор с Родионом Денисовым, публицистом, главным редактором эстонского портала Tribuna.ee.


ДОТАЦИИ НА БРЕД И ПРОВОКАЦИИ

– Родион Андреевич, сама по себе установка памятного знака эсэсовцу вызывает сомнения в добром здравии ее инициаторов. Как можно объяснить их поведение? Очередной плевок в Россию и русских? Прекрасно зная, что значит 22 июня для нас, специально подправляют дату чествования своего, пардон, «героя». Итак, что это было?

– Провокация это была. Но официально не подкопаешься. Вообще, подобные шаги предпринимаются не первый раз: когда-то в местечке Лихула был установлен бюст эсэсовцу. Да, его потом со скандалом сняли, но факт имел место, тем не менее. Время от времени в республике проходят акции, которых никто – ни в России, ни в любой другой стране антигитлеровской коалиции – в принципе не должен бы каким-то образом приветствовать. Официально это и не приветствуется, и всё происходит... в рамках закона. Т.е. как будто установка этого памятного знака – не инициатива эстонского государства, инициатор – какое-то объединение или частное лицо, установили всё это дело на частной территории. Но давайте посмотрим чуть дальше. Очень часто объединения, которые проводят откровенные провокации в адрес России и русских, получают неплохие дотации, в том числе из государственного бюджета Эстонии. И на таких интересных мероприятиях часто присутствуют эстонские политики, пусть не высшего ранга, пусть от оппозиционных партий, но бывают и бывшие министры. Т.е. открыто как бы это всё не поддерживается, а фактически идет все-таки скрытая поддержка.

Это всё очень хорошо укладывается в общую политику Эстонии, которая уже много лет разыгрывает «русскую карту» где только возможно. Некоторые политики набирают политические очки внутри республики, но, скорее всего, это идет по договоренностям с очередными «старшими братьями», теперь уже с Запада. Цель – еще и еще раз подчеркнуть, заверить старшего брата: «Мы не с Россией, не с этими проклятыми русскими, мы – последний форпост свободного мира и всего прогрессивного человечества на Востоке Европы. Любите нас, поддержите – мы очень стараемся быть частью Запада!»

– Если какой-нибудь Хендрик Пуусепп вдруг установил бы на своей частной земле памятник Дзержинскому или Ульянову-Ленину, не дай Бог, то какова бы была реакция в Эстонии?

– Мне было бы очень интересно. Таких прецедентов с установкой новых памятников не было. Хотя старые памятники стоят в музеях. Но почему мы говорим о деятелях советской печальной эпохи, принесшей горе далеко не только Эстонии? Возьмем недавний случай в Нарве, когда во время торжественного прохода американской колонны человек, наблюдавший это празднество, махал российским флагом. К нему тут же подъехали стражи порядка и попросили немедленно прекратить это «безобразие»: мол, «не разжигайте». Подобные случаи бывают: видя российскую или советскую символику, власти вдруг вспоминают о том, что в обществе могут отреагировать на нее весьма по-разному, и принимают меры. В случае с эсэсовцами всё тихо-мирно – никакого «разжигания» нет.

БОЛЬШОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ «НИЗ-ЗЯ!» И ТУФТА ПРОПАГАНДЫ

– Если в случае с советской символикой я могу понять нежелание эстонцев и русских видеть ее, то российская-то тут причем?

– Здесь нет логики, на мой взгляд. Давайте вспомним рекомендацию Полиции безопасности Эстонии (КаПо), в которой четко прописано, что гражданам Эстонской республики не рекомендуется ездить в Россию – особенно на конференции, встречи, семинары и т.п. Складывается впечатление, будто в Полиции безопасности думают, что каждый человек, приезжающий в Россию просто ради любопытства или по делам, подвергается идеологической обработке злобных медведей-кгбэшников в ушанках и с балалайками.

– Таким образом, по вашим словам, мы сталкиваемся с обидным, но и смешным, вообще-то, явлением: пытаются оживить глупые, тупые мифы о России – «тюрьма народов», водка из рукомойника, икра на подушке надзирателя с наганом...

– Если открыть крупнейшую газету Эстонии «Postimees», то очень редко можно найти в ней хоть что-то положительное о России. С чемпионата мира по футболу, правда, были нейтрально-положительные новости, но и тут, как правило, с упреком или осуждением в заголовке. Но абсолютно всегда даже нейтральное, не говоря уже – положительное, сообщение будет затерто валом заметок, рассказов, впечатлений о том, как всё на востоке плохо и опасно, это уж будьте уверены. Общее направление простое: с Россией нельзя иметь вообще никаких дел, никаких контактов – туда не надо ездить, с Россией не надо торговать, да и вообще делать там и с ней нечего.

Хотя не так давно в Эстонии был большой спор в связи с предприятием EVR Cargo, это дочернее предприятие Эстонской железной дороги, которое захотело зарабатывать на российском рынке, сдавая в аренду вагоны, по той простой причине, что чем оно еще может зарабатывать, кроме как железной дорогой, а железнодорожные пути ведут, простите, всё еще в Россию и из нее. И такой жуткий скандал подняли политики: как так – с Россией дружить?! Сотрудничать – с ней?! Зарабатывать?! Так или иначе, предприятие «пробило» необходимый ему контракт, и сейчас оно является одним из самых прибыльных в Эстонии. Оно такие деньги в госбюджет несет, которые и не снились раньше. И теперь как-то, знаете, благородный гнев поутих – новость прошла, и заткнулись.

2018-09-08_072649.jpg

– Мы говорили с Вами раньше о неадекватном здравому смыслу представлении о России у некоторых политиков и стремлении распространить этот свой диагноз через СМИ на остальное общество. Судя по Вашим словам, работа не прекращается.

– Если брать «клинику», то, согласно высказываниям разных политиков, на границе великой и свободной Европы необходимо построить высокую стену с ДОТами и закрыться плотно от этих варваров. Это диагноз, да. Тем приятнее смотреть на избавление от подобной опасности: когда человек вдруг приезжает в Россию (к счастью, сейчас такая возможность есть, и количество эстонцев, едущих, скажем в Санкт-Петербург, увеличивается) и видит, что все эти стереотипы из СМИ – жалкая и откровенная ложь, туфта.

РУССКИЕ ХУЖЕ НАЦИСТОВ?

– Преподавание истории в эстонских школах. Ошибусь ли я, если скажу, что если раньше в этой области предпринимались, и небезуспешно, активные попытки по крайней мере сделать равной ответственность гитлеровской Германии и Советского Союза за развязывание Второй мировой войны, то сейчас, спустя всего каких-то 20 с небольшим лет, главная вина возлагается уже даже не на большевистский СССР, а на Россию как таковую? «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать»: Россия и русские виноваты по определению и во всём?

– Так обобщать, на мой взгляд, пока нельзя. Но попытки есть, это надо признать. И они идут с самого верха. Например, министр юстиции Эстонии настойчиво пытается сделать всё, чтобы коммунизм как идеология был осужден. И дело тут, по моему мнению, не столько в коммунизме. Всё по словам Зиновьева: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».

2018-09-08_072537.jpg

– Еще вопрос, в коммунизм ли целились.

– Именно. Собираются различные конференции, был даже большой скандал, когда на одну из таких приехали представители стран ЕС, за исключением публично отказавшегося принимать в ней участие министра из Греции (потому что в его стране к коммунистам особое отношение), а в заключение большинство из гостей отказалось подписывать итоговую декларацию с осуждением коммунизма, которую подготовил министр юстиции Эстонии. Даже в кажущейся либеральной Европе не всё безнадежно по большому счету – есть масса здравомыслящих людей, которые все еще помнят о роли России в освобождении континента от нацизма и считают неправильным навязывание ей ответственности за гибель миллионов людей.

А так – да: идут настойчивые попытки приравнять коммунизм к нацизму, а через это сделать уже не СССР, а Россию самым страшным монстром всех времен и народов, которая должна быть наказана так же, как и фашистская Германия. Но лучше посильнее, с учетом набежавших процентов, накопленных и взлелеянных в собственном сознании обид и предрассудков. Всё четко и ясно: осудить коммунизм – следующим шагом будет международная легитимизация термина «оккупация» (Эстонии со стороны СССР). Осудят «оккупацию», признает Россия свою вину – следующим будет понят вопрос о том, чтобы нехорошая страна-оккупант забрала своих русских обратно. Они же, получается, «потомки оккупантов», и неважно, что многие из русских живут в Эстонии столетиями. В общем, ликвидируйте последствия оккупации, платите нам беЗконечные компенсации, забирайте свою «пятую колонну» – всё это было, как мы помним, с немцами в Судетах, в Польше, Восточной Пруссии и т.д. Точно так же можно/нужно, по мнению разработчиков этой человеколюбивой теории, поступить и с русскими, которые являются проблемой сами по себе, просто потому, что они существуют, имеют наглость существовать.

– ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ОСТАТЬСЯ РУССКИМ (Lubage mul jääda venelaseks)! 
– ЧЕГО ЗАХОТЕЛ!

– А как же разговоры об «интеграции русских в эстонское общество»? Они же, помнится, велись…

– А после 2007 года, когда, в сопровождении спровоцированных тогдашним правительством под выборы массовых безпорядков, перенесли Памятник воинам-освободителям Таллина из центра на Военное кладбище, об этом практически никто и не говорит больше – сейчас говорят о некоем «переплетении». Только ничего от этого не изменилось. Какое там «переплетение»! Ассимиляция – это да, это интересно властям. Перефразируя слова эстонского президента, государство «будет только приветствовать, если каждый русский примет взгляды и обычаи эстонцев, станет учиться и думать на эстонском, т.е. фактически станет эстонцем». Ну, о чем мы говорим? А если русский, владеющий эстонским языком, знающий вдоль и поперек эстонскую культуру и уважающий ее, вдруг не хочет становиться эстонцем, предпочитая оставаться самим собой?

Касаясь образования, нужно сказать, что сейчас идет активное наступление на русское образование. Пока не доходит до такого маразма, как в соседней Латвии, но общий вектор понятен. Но и маразм присутствует. Маленький пример. Мой сын заканчивает школу. У них есть предмет «Гособорона», в советских школах он назывался «Начальная военная подготовка, НВП». Так вот, первый же урок эстонский инструктор посвятил теме: «За что эстонцы не любят русских». Правда, мило?

– Дружба народов, не иначе.

– Ага. Школьников отправляют в рекомендательном порядке смотреть фильм, который рассказывает, как ужасно было жить при советской власти – это всё называется «осмыслением истории».

– Но осмысление, насколько я помню, подразумевает наличие минимум двух точек зрения.

– В этом случае корень «разум» лишний, мне кажется: идет самая обыкновенная пропаганда. Если уж говорить о беспристрастном взгляде, то давайте тогда снимем фильмы о том, как те же «лесные братья» убивали своих соседей по хуторам, как многие эстонцы приветствовали (а это было) вхождение Эстонской республики в состав СССР, как доносили друг на друга в НКВД, какие велись стройки в послевоенное время – там много интересного есть на самом деле. Ни о какой объективности исторического образования при существующей политике говорить не приходится.

«И КЛИНТОН, ТАКОЙ МОЛОДОЙ…»

– Мне это напоминает, как это ни странно, методы советской пропаганды, которая с объективностью мало считалась: можно было говорить только то, что «у нас всё хорошо» «под мудрым руководством КПСС» или чего/кого там еще. Только сейчас «плюсы» на «минусы» поменялись, а методы те же. Я прав?

– Похоже, что да. Одни и те же методички используются. Такие же брошюрки, такие же рвение, исполнительность, безкорыстная любовь к старшему брату... Честно говоря, многие в Европе уже откровенно смеются, видя это. Они видят, что делается всё по большей части и ради галочки, и ради жалования местным чиновникам, ответственным за идеологическое воспитание. Какая там Европа, какая палитра мнений, какая безпристрастность!.. Обычное советское болото, только жалование не в рублях.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

2018-09-08_072605.jpg

– Хороший был бы ход, на ваш взгляд, если бы Россия на свои деньги помогла бы русским в Эстонии выучить эстонский язык? Просто взяла бы и организовала курсы эстонского, наняв хороших специалистов? Тем самым была бы решена проблема доступности преподавания языка: сейчас, я знаю, с этим в Эстонии большие трудности: далеко не все желающие могут выучить язык, без которого ни гражданства не получишь, ни работы.

– Ход был бы замечательный, будьте уверены. Но, боюсь, сейчас реализация подобной программы вряд ли возможна. Во-первых, этому помешает страшная бюрократическая косность российской стороны (согласования, отчеты, ожидание одобрения «сверху» и т.д.); во-вторых, при существующем отношении к русским это не решит проблему русофобии. Русский Василий Петров может говорить по-эстонски лучше Антона Таммсааре или Тыну Ыннепалу, но пока он остается русским, любит свою культуру и язык, своим в Эстонии он не станет ни за что.

– Еще раз: если бы Россия попыталась устранить один из поводов для дискриминации русских, организовав на территории свободной и очень независимой Эстонии курсы эстонского языка для русских, то люди бы это приветствовали?

– Разумеется. Но повторюсь: даже и в этом случае вполне могут начаться «недоразумения». Скажут, что обучают неправильному эстонскому языку, дают неправильные темы для изучения, еще что-то – всегда есть возможность прицепиться.

– Но ведь несложно найти вменяемых эстонцев, педагогов, настоящих специалистов, которые могли бы преподавать родной язык?

– Найти несложно, только у этих вменяемых эстонцев тут же начнутся проблемы с бизнесом. И у их родственников, кстати, тоже. Обнаружатся серьезные трудности в системе пожарной безопасности, с уплатой налогов, о вас упомянут в ежегоднике КаПо, и прочая, и прочая – набор прегрешений вам, думаю, знаком.

– Знаком, но по другую сторону границы.

– Здесь не лучше, если вы не вписываетесь в идеологические рамки.

– Таким образом, Россия, страна, с которой граничит Эстония и от сотрудничества с которой эстонские экономика, культура, безопасность, в конце концов, только бы выиграли, сегодня в списке главных врагов.

– Да, и этому учат с детства. Планомерно, настойчиво, тупо: «За Нарвой цивилизация кончается» – главный посыл.

ДОСТОЕВСКИЙ, ПУШКИН, КОРОЛЕВ: «УБЕРИТЕ ЭТО БАРАХЛО»

– Есть с чем сравнивать, если вспоминать времена, когда о России соседи знали чуть больше, в том числе благодаря преподаванию истории в школе.

– Вспоминаю свое школьное детство. Тогда мы имели более обширное и качественное представление об истории, чем нынешние ученики. Признаюсь, если бы мой сын не читал запоем историческую литературу, что он делает, видимо, из протеста против школьной программы, то о русской истории он имел бы весьма отрывочные и, безусловно, не самые достойные знания. Программа преподавания в русских школах Эстонии не предполагает, по моим наблюдениям, хорошего знакомства с Россией и воспитания в себе доброго и уважительного отношения к ней. И к русским тоже. И это касается не только истории: то, что происходит с литературой, еще хуже. Помню, в старой доброй школе мы целый год терзали Пушкина, знали его наизусть. А сейчас на классическую русскую литературу выделяется настолько мало часов, что познакомиться с большими произведениями дети могут, только посмотрев снятый по их мотивам фильм. Позор, но это так.

– Увы, но это позор и для русских школ самой России.

– Тем хуже для русских. Но давайте вернемся в Эстонию. Итак, вместо полноценного изучения, скажем, «Войны и мира» дети либо смотрят фильм, и хорошо, если это классика, скажем, Бондарчука, либо просто перечитывают краткое содержание в интернете, потому что на всё про всё программой выделяется часа три-четыре, не больше. Особо одаренные прослушивают аудиокниги, что происходит редко. А отдельные самоотверженные гении читают книги на каникулах.

Я учился в Таллинской 14-й средней школе имени Сергея Павловича Королева, это была космическая гимназия. Туда приезжали в прошлые времена космонавты, с нами очень дружил Георгий Михайлович Гречко, приезжал, рассказывал о полетах в космос и многом интересном, а День космонавтики в школе по статусу был главнее всяких 7 ноября, между прочим. И если в обычной советской школе был музей имени Ленина, то у нас – имени Сергея Павловича Королева, за что нам ничуть, кстати, не стыдно. Музей был маленький, но сделан на высоком уровне, даже с претензией: он вполне мог быть частью какого-нибудь городского музея. Экспонаты самые разные – начиная с космической еды, личного граммофона Королева, а так же вещи космонавтов, прекрасные фотографии, интересные документы. 

Когда я там учился, в школе было 2500 человек. А в прошлом году ее закрыли и снесли. В связи с недостатком учеников, если брать официальные комментарии мэрии. Какое-то время перед закрытием там была эстонская школа, и, как мне рассказали, когда новый директор осматривала новые владенья свои, увидев космический музей, она заявила: «Чтобы этого советского барахла здесь не было!» Может, и правда, не знаю. Ну вот, а когда здание школы собрались сносить, на уничтожение оставили всю оставшуюся библиотеку – книги, учебные пособия, дидактические материалы и т.д. И ладно бы еще советские пропагандистские – нет: русскую литературу. И переведенную на русский эстонскую, кстати, тоже. Мне об этом сообщили, к сожалению, поздно. Я ходил уже по разгромленной библиотеке, где разбросанные по полу книги были перемешаны с осколками стекла и обломками разбитых вандалами шкафов. Несколько культурных обществ буквально плакали: отдали бы нам эту библиотеку, это же самое настоящее сокровище! На полу среди грязи валяются книги Достоевского, Толстого, Пушкина – ужасная картина.

КОМПЛЕКС ВЛАСОВЦА

– Т.е. русские лишаются своих корней. На фоне настойчивых попыток пересмотра истории – не грозит ли это той самой ассимиляцией? Не станут ли русские презрительно относиться к самим себе?

– Такие уже есть. Для них само слово «русский» – оскорбление. Этакий комплекс неполноценности власовца, который из штанов выпрыгнет, чтобы его зачислили в истинные арийцы. Впрочем, некоторых эстонцев это тоже касается. И сильно удивлялись, даже патетически возмущались, когда Россия составила список русофобов, которым запрещен въезд в страну: «Как так? Там же есть люди с русскими фамилиями! Как это русский человек может быть русофобом?» Может, и еще как, и даже больше.

– Вопрос-то здесь не в капле крови, а в твоих взглядах, в капле интеллекта, совести хотя бы. «Я русский забуду только за то, что им говорят за Наровой».

– Именно так. Но самое страшное в том, что на нем разговаривают и в Эстонии. За Нарвой-то могут и говорить, но лезть сюда, в «Просвещенную Землю», со своим языком, на котором разговаривали всякие пушкины с достоевскими и врангели с крузенштернами, – ни-ни.

«ПРОДАМ РОЯЛЬ», ИЛИ «СРОЧНО НУЖЕН РУССКИЙ СПЕЦИАЛИСТ»?

– При существующем положении всё идет к тому, что в скором времени русский язык здесь просто выродится. Будут переводные эмигрантские газеты с объявлениями о продаже дров и роялей, о частных уроках и услугах адвокатов с дантистами.

Я продолжаю считать и постоянно говорю об этом: чтобы попытаться хоть как-то спасти положение, нужно открыть в Эстонии частные русские гимназии, которые бы работали по российским программам.

– Так вы ж сами говорите, что вполне возможны всякие палки в колеса. Возьмет Эстония и не признает русские учебные программы.

– Ну и что? Зато их признает Россия. Дети получают (в идеале) хорошее, крепкое классическое образование, а затем едут получать специальность в Россию. А потом уже специалистами, сохранившими в себе основы русской культуры, возвращаются в Эстонию, сохраняя тут полноценную русскую общину. Хорошие специалисты везде нужны. А если эти люди после обучения решат остаться в России, то, думаю, и тут Россия выиграет, т.к. получит образованных соотечественников без всяких «программ возвращения», по которым обычно в страну возвращаются малоквалифицированные кадры.

Второй вариант, и мне он нравится больше, – это создание совместной с эстонцами гимназии. Ведь здесь же работает по межправительственному соглашению Немецкая гимназия – давайте создадим Русскую! Это очень поможет установлению добрососедских отношений, о чем неустанно трубит весь официоз по обе стороны границы. Никто в этом случае не помешает углубленному изучению русской литературы, языка…

– …и истории…

– …с историей будет сложнее, но при наличии доброй воли договориться можно. Так или иначе, с точки зрения формирования идентичности русского человека это будет очень большой шаг. И хорошо, если эстонский официоз поймет наконец-то, что эта идентичность не подразумевает враждебности – ни к эстонцам, ни к какому-либо еще народу. Мы просто хотим быть самими собой – что в этом преступного?

– Мне кажется, в этом случае необходимы такие качества, как спокойствие, настойчивость, доброжелательность, работоспособность, иногда и строгость. От чего надо отказаться, так это от псевдопатриотических истерик в стиле «все гады, а мы – д’ Артаньяны» и от официальной показухи.

– Спокойная работа, выполняемая не засланными «специалистами», а местными русскими. Наконец, признание русских, живущих в Эстонии, не «пятой колонной», которой «большая земля» не очень-то может доверять, а частью нашей общей цивилизации, которой надо помогать, если мы хотим сохранять влияние в этом регионе, если мы думаем о будущем, «на перспективу». Проще говоря, Россия, мне кажется, должна многое делать ради того, чтобы и в Эстонии, и во всей Прибалтике сохранились русские люди, а не безродные второсортные элементы. Россия может, да и должна помочь русским оставаться русскими.


Источник: Православие.ру
http://www.pravoslavie.ru/114287.html

___________________
См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100