Четверг, 27 Июня 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Прп.Иустин об экуменизме
Экуменизм – это общее имя для лжехристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с папизмом. Все эти лжехристианства, все эти лжецеркви являются ни чем иным как ересью во всех отношениях в другой ереси. Ее общее евангельское имя – всеересь.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Просфора, облатка или опресноки?: О дрожжах и их необходимости в Церкви
Просфора, облатка или опресноки?: О дрожжах и их необходимости в Церкви

В последние годы в сети интернет распространились тексты и видеоролики, направленные против использования хлебопекарных дрожжей.  Хотелось бы прояснить несколько важных моментов, касающихся их применения. 

Дрожжи хлебопекарные относятся к классу грибов, насчитывающему сотни тысяч самых разных видов. 

Дрожжи известны давно, но с развитием микробиологии стало известно, что процесс брожения есть результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. 

В дрожжевом хлебе мука разрыхляется, поднимается, улучшается вкус и аромат, тесто обогащается белками и различными витаминами. Этот процесс известен столько, сколько человечество использует хлеб. 

Во время выпечки (около 200 градусов) дрожжи полностью погибают. 

Существует и бездрожжевой хлеб типа лаваша, который вымешивается и сразу, немедленно, выпекается, но русские традиции хлебопечения предполагают исключительно дрожжевой хлеб. 

В домах хозяйки имели своеобразную культуру дрожжей, добавляя кусочек теста от предыдущей выпечки в следующую, но только после появления микробиологии стала понятна природа этих процессов.

По православной традиции в Евхаристии используется только дрожжевой, или квасной хлеб. Служение на бездрожжевом хлебе недопустимо.

Об этом говорит «Известие учительное»: 
   «О веществе Тела Христова. Веществом для Таинства Тела Господа нашего Иисуса Христа является хлеб из чистой пшеничной муки, замешанный на простой воде и хорошо испеченный, квасной, не пересоленный, свежий и чистый; имеющий приятный и свойственный для хлеба вкус. Пресный же хлеб, даже если будет и пшеничным, во Святой Восточной Православно-кафолической Церкви веществом для Тела Христова служить не может. И служить на таком хлебе не следует».
ортомед и дрожжи.png
В иудейской же традиции, наоборот, маца, имеющая ритуальное значение, может быть только бездрожжевой. 

Католики для своих служб используют также бездрожжевой, или пресный хлеб. После их отпадения от Церкви на востоке появился термин «азимиты», то есть опресночники, сторонники бездрожжевого хлеба, употребляемый по отношению к католикам.

Брожение вина представляет собой такой же процесс с тем же самым видом дрожжей, которые находятся на поверхности ягод. После раздавливания и приготовления сока в нем размножаются дрожжи, начинается дрожжевое брожение, в результате которого глюкоза превращается в спирт с выделением газа - окиси углерода. Этот процесс был изучен и описан великим ученым Луи Пастером, а детали изучаются рамках школьной программы по химии и биологии.

Таким образом, оба продукта, используемые для Таинства Евхаристии - вино и квасной хлеб связаны с дрожжами и дрожжевым брожением, что имеет и каноническое, и символическое значение.

Хотелось бы обратить внимание на несколько основных заблуждений о дрожжах.

1) Термофильные дрожжи. Сейчас трудно выяснить, кто первый придумал это слово и запустил его в оборот , но «термофильные дрожжи» существуют в одном ряду с гномиками, русалками, кентаврами, циклопами. Термофильных не бывает. Как нет «термофильных» кошек, собак, которые выживут, если их нагреть до 100 градусов. Невозможно вывести такие яйца, которые не жарились бы на сковородке, потому что необратимая денатурация белка начинается с 50 градусов, и дальнейшая жизнь невозможна, поэтому пропеченный при 200 градусах хлеб может содержать только те дрожжи, которые попали на его поверхность после выпечки, или, в случае, если была нарушена технология, и мякиш остался непрогретым. Споры некоторых бактерий устроены таким образом, что выдерживают нагрев, но к дрожжам это не относится.

2) Путаница в терминах. Когда было написано Евангелие, сформировались церковные каноны, не было микробиологии, но люди наблюдали процесс дрожжевого брожения, и по-гречески он назывался ζύμ . В тексте оригинала в ηη Евангелии используется только термин ζύμ . На русский язык это слово ηη переводится как закваска, квас и дрожжи. После открытия дрожжей и появления микробиологии этим словом стали называть не только видимый глазами процесс жизнедеятельности дрожжей, но и сами микроорганизмы, которые его вызывают, а также их культуру.

Хлебопекарные дрожжи – это не искусственно созданная плесень и вообще не плесень, а грибок вида Saccharomyces cerevisiae, из класса Сахаромицеты, царство грибов. Используется человеком с момента появления хлеба и создан Господом Богом при сотворении мира вместе с другими живыми существами. Плесень – это не разновидность грибов, а плодовое тело некоторых, так называемых, плесневых грибов, которые никогда не вызывают брожение. Плесневых грибов существуют тысячи, некоторые из них вредны, некоторые полезны, у некоторых есть запах, у некоторых нет, но к дрожжам хлебопекарным плесень не имеет отношения.

Кроме того, стоит обратить внимание, что дрожжи – внетаксономическая единица грибов, указывающая на их приспособление к жизни в жидкой среде. К дрожжам относятся разные грибы из разных классов и семейств. 

Многие люди путают и не до конца понимают биологическое значение слов «плесень», «дрожжи», «брожение», «квашение», «грибы», «бактерии», «закваска» и т. д. Дрожжи хлебопекарные, винные, пивные, в пакетике из магазина или из домашней закваски – все это различные сорта одного и того же вида.

дрожжи3.png

3) Вред дрожжей. Наука утверждает, что хлебопекарные дрожжи не вредны и не являются возбудителями болезней. В природе существуют сотни тысяч других видов грибов, и некоторые из них могут быть опасными или, наоборот, полезными. Группа болезней, вызываемых патогенными грибами, называется микозы. 

Если бы дрожжевой хлеб был вреден, то, наверное, люди бы вымерли уже давно: даже съедая гроздь винограда, мы поглощаем немыслимое их количество – триллионы клеток тех же самых дрожжей-сахаромицетов, причем живых и активных! 

Хлебопекарные и пивные дрожжи – прекрасный витаминный препарат для укрепления организма. Убитые простым нагреванием они, как источник витаминов, входят в реестр лекарственных средств. 

Что будет, если выпить живые хлебопекарные дрожжи из пакетика, купленного в магазине? Если вы одновременно съели что-то сладкое, в желудке временно начнется брожение, которое быстро прекратится, если у вас нормальная кислотность. Если кислотность понижена, то некоторое время будет брожение, выделяться спирт, углекислый газ. Но скоро эти явления пройдут, и дрожжи будут подавлены нормальной микрофлорой кишечника и пищеварительными ферментами, а питательные вещества, входящие в их состав, усвоятся организмом. Человек не заболеет, не отравится, не ухудшится его состояние.

4) Путаница дрожжевого и молочнокислого брожения. Подъем теста и пористая структура хлеба обеспечивается спиртовым брожением, но в тесте всегда присутствуют и молочнокислые бактерии, но путаются термины дрожжи/закваска/квашение/брожение. Есть несколько видов брожения, но в хлебопечении происходит классическое спиртовое брожение, вызываемое хлебопекарными дрожжами. То, что происходит при заквашивании огурцов и капусты – имеет в своей основе молочнокислое брожение с иной природой и отношения к производству хлеба не имеет. При использовании закваски (кусочка сырого теста от предыдущей выпечки), как правило, в ней присутствуют, кроме хлебопекарных дрожжей, молочнокислые бактерии, как посторонняя примесь. 

Упрощенно спиртовое брожение в дрожжевых клетках происходит так: из глюкозы образуется спирт и углекислота, которые в процессе выпечки уходят. Этот же процесс происходит и при приготовлении алкогольных напитков, но используют другой сорт – дрожжи винные, пивные. При молочнокислом брожении используются не дрожжи, а бактерии, которые перерабатывают сахар в молочную и другие кислоты. Это используется для приготовления кваса, квашения овощей, молочных продуктов. Микроорганизмы эти относятся к разным видам природы, то есть не находятся между собой даже в дальнем родстве.

5) Ряд грубейших фактических ошибок, например, про то, что закваску делают из хмеля. На самом же деле дрожжи живут на поверхности хмеля, винограда. Дрожжи сделать нельзя, как нельзя сделать корову или собаку: дрожжи присутствуют в окружающей среде, в том числе на поверхности сладких плодов. 

6) Большинство людей ошибочно считают, что дрожжи это плесень. На самом деле под плесенью мы понимаем не столько сами микроорганизмы, сколько внешние проявления их деятельности. Плесень является скоплением большого количества плесневых грибов, но дрожжи никогда не образуют плесень, у них совсем другая природа: это разные классы, принадлежащие к одному царству. 

Если провести параллель с животными, то, например, муха и слон принадлежат к животным, это их объединяет, но в то же время они относятся к разным типам, это обуславливает их различия. Также дрожжи и плесневые грибы – совершенно разные организмы и единственное, что их объединяет – принадлежность к Прению Панагиота с Азимитом – греческое полемическое сочинение неизвестного автора, направленное против византийского императора Михаила Палеолога, написанное между 1274 и 1282 годами, после подписания Лионской унии. Это отголосок прений между Восточной Церковью и Западом в Средние Века, касающийся различных подходов к Таинству Евхаристии, в том числе по вопросу об использовании дрожжей, грибов. При этом данная информация является общеизвестной, доступной в рамках школьного курса биологии.

дрожжи5.png

7) По правилам Церкви Евхаристия может совершаться только на дрожжевом хлебе и вине естественного, дрожжевого брожения. 

Упоминание брожения в Библии и «Известии Учительном» описывает сам процесс, который обозначается словом «квас», в греческом оригинале ζύμ , ηη закваска. Отсюда «квасной хлеб». Естественно, что ни в каких древних текстах нет слова, которое обозначало бы дрожжи, как живой организм по той причине, что микроскоп был изобретен намного позже, чем сформировались церковные каноны.

Как известно, обрядовое отличие католичества от Православной Церкви в том, что для Евхаристии на западе используется бездрожжевой (пресный) хлеб, на востоке – дрожжевой. Этому вопросу придавалось большое значение, и греки называли католиков азимитами, или опресночниками, указывая на использование ими бездрожжевого хлеба. После разделения Церквей было написано много полемических сочинений, одно из них «Прение Панагиота с азимитами», где автор говорит о различиях между католиками и православными.

Как происходит приготовление дрожжевого хлеба?

Сначала замешивается мука с водой до получения нужной консистенции, в которую добавляется культура дрожжей в виде закваски (кусочек дрожжевого теста от предыдущего замеса) или чистых сухих дрожжей. Попадая в тесто, дрожжи оживают и начинают быстро размножаться. Через некоторое время, в зависимости от температуры, активности и количества внесенных дрожжей, тесто «поднимается» за счет выделяемого углекислого газа. В хлебе перед выпечкой присутствует не только углекислый газ, но и остальные продукты брожения: небольшое количество спирта и сивушных масел, которые потом испаряются в процессе выпечки. Тесто за счет пузырьков углекислого газа увеличивается в объеме, становится пышным.

После начала выпечки (первые минуты) процесс брожения продолжается до тех пор, пока дрожжевые грибки не начнут гибнуть. Пузырьки углекислого газа от нагревания увеличиваются в объеме, хлеб немного поднимается, но после дальнейшего повышения температуры эти процессы прекращаются, и дрожжи гибнут. Готовый хлеб, если он пропечен, не содержит живых дрожжей (за исключением тех, которые могли попасть из воздуха после выпечки). Дрожжи придают хлебу не только приятную пышную консистенцию, но и хороший вкус, запах, обогащают его витаминами, белками, делают легкоусвояемым.


По материалам: http://www.ansobor.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Угроза масштабного раскола: Если сегодня не низвергнут патриарха Варфоломея, завтра он сам будет судить и низвергать

Сегодня из-за событий в Украине единый церковный организм уязвлен попыткой игнорирования и переустройства этих законов, из-за чего стремительно развивается серьезная угроза масштабного раскола. Объективно причины формирования раскола заключаются как в действии, так и в бездействии...


Душу может убить одна еретическая мысль: Свт. Игнатий (Брянчанинов) и «Школа молитвы» митр. Антония Сурожского (Блума)

Одним из популярных писателей о молитве в наше время стал известный английский митрополит Антоний Сурожский. Многотысячными тиражами выходит его книга под названием «Школа молитвы». Прочитав книгу, я обратил внимание на то, что она опирается скорее на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую...


Церковь выступила за права верующих: В Правовом управлении Московской Патриархии призвали к альтернативе электронно-цифровой системе учета

В Правовом управлении Русской Православной Церкви подчеркнули, что верующие граждане России должны иметь возможность пользоваться не только цифровыми системами персональной идентификации, говорится в комментарии юридической службы Московской Патриархии, опубликованном 11 июня, во вторник, на официальном...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Возрождение – в единстве православного народа: Беседа с потомком Русских князей А.А. Трубецким о монархии и «кирилловичах»

...На монархию должна быть воля народа. Путь возрождения России в любом случае – в единстве православного народа. Мы не должны поддаваться ни на какие провокации, нападки и уловки со стороны тех, кто хочет нас разъединить – будь то церковный раскол, гражданский мятеж или внешнее вмешательство...


По всему видно, что время жатвы близко: Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым

В нашу редакцию поступила заметка, в которой автор, священник из Коми, затронул важную дискуссионную тему подвига святого Царя Мученика Николая II. Мы решили связаться с батюшкой, и уже с первых слов общения стало очевидным наше единодушие по многим актуальным вопросам…


Сейчас важное время для судеб России и всего мира: Схиархимандрит Тит (Бородин) о произволении человека и народа

Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, “во всяком благочестии и чистоте” в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие?.. От этого зависят и дальнейшие...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100