Четверг, 15 Ноября 2018 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

Свт. Василий о ревности в вере
Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовью к Богу и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, придя, найдёт на земле.
Свт. Василий Великий о стоянии в Православии

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

прп. Анатолий Оптинский об апостасии священства
Враг не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное святыми отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Угроза не мифическая, проблема не за горами: Прот. Олег Стеняев о том, что все компоненты печати антихриста созданы
...То, что было создано ранее – система ИНН, система платежных карт и т.д., будет объединено на одной площадке, в электронном паспорте. Для удобства, чтобы никто не украл карту-паспорт, скажут: «Давай, нанесем ее в руку или на чело». Я беседовал с одним очень известным либеральным священником и спросил...

Миф или реальность?: О сокращении времени, которое мы все сейчас ощущаем
Сокращение времени, которое мы все сейчас ощущаем – на самом деле реальный факт и он не противоречит Евангельским предсказаниям. Святое письмо предупреждает, что в последние дни время сократится: «Если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть…

Военный художник: Максим Фаюстов пишет картины о подвигах Русских героев разных лет
...Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, автор известных картин «Русский герой – Евгений Родионов» и «Шестая рота» (о легендарных псковских десантниках). Подвиги героев – как прошлого (св. Димитрия Донского, Ивана Сусанина, Космы Минина…), так и в особенности современные (например, участников Чеченской войны) являются ключевой темой его творчества...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Просветитель Галицкой Руси: Память протоиерея Иоанна Наумовича

2018-08-17.jpg

Протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович – выдающийся просветитель и общественный деятель Русской Галиции, духовный писатель, поэт, журналист, издатель, один из лидеров галицко-русского движения в XIX веке.

Галицко-Владимирская Русь после светлых времен Владимира, Ярослава, Романа, Даниила и других князей Русских со смертью последнего галицко-русского независимого князя Юрия Андреевича, последовавшей в 1336 году, вскоре утратила политическую независимость и подпала иноземному польскому владычеству. При первом разделе Польши в 1772 году она досталась Австрии. Под давлением папства и иезуитов Русские галичане в 1700 году формально приняли унию. Века иноземного господства отторгли Галицкую Русь от общения с Россиею, поработили ее поляками духовно и материально. Высшие классы Русского общества изменили своей народности, ополячились и окатоличились, и на Руси Галицкой остались только «поп» да «холоп» – бедное малообразованное духовенство и простой народ, угнетаемый тяжелым крепостным рабством польских панов. История галицко-русского народа под вековым польским гнетом полна трагизма, и нужно удивляться, что он вновь воспрянул к жизни. Возрождение его относится не далее, как к 40-м годам нынешнего (19-го, – примеч. ред.) столетия. <…>

Рукоположенный во священника (униатского, – примеч. ред.) в Городокском приходе близ Львова в 1851 году, отец Иоанн Наумович начал общественную деятельность как раз в то время, когда на Руси Галицкой стало оживляться Русское самосознание. Юные же годы его прошли среди великих лишений и вне благодательного влияния одушевляющей народной идеи. Сын бедного сельского учителя в местечке Бужске, он возрос в семье уже довольно ополяченной. Мальчик ходил даже в польский костел прислуживать ксендзу при совершении мессы и твердил непонятные слова латинских молитв, безсмысленно искажая их, например: «Себли барана смали» («Sed libera nos a malo» – «Но избави нас от лукаваго»). В школе учился тоже по-польски, в гимназии содержался уроками в католических и даже еврейских семьях. Для того чтобы пропитаться, проживал одно время в семействе польской графини-католички (Мер) вместе с дворней, среди иезуитских влияний. Иоанн Наумович испытывал все виды лишений до тех пор, пока не поступил во Львовскую духовную семинарию (1844 г.), но через четыре года должен был ее оставить, увлеченный вместе с другими семинаристами польским революционным движением 1848 года. К тому времени Русское национальное сознание в Галиции было еще весьма слабо развито, польское воспитание и образование сказывалось сильно на Русской молодежи, и молодой Наумович естественно увлекся польскими возгласами о независимости «ойчизны» и свободе. Можно было опасаться, что из него выйдет «паныч» – ренегат, или, в лучшем случае, полякующий Русский, каких было много в то время (немало их и ныне), если бы обстоятельства не свели его ближе с Русским народом, и не отрезвило его ближайшее соприкосновение с Русской народной жизнью.

Отец Иоанн Наумович впоследствии с благодарностью рассказывал, как вразумили его от привитых воспитанием польских увлечений простые малорусские крестьяне, когда он приехал летом на каникулы к своим родителям в Залещики. Простые люди, сбросив с его головы польскую конфедератку, какие носили поляки во время революции 1848 года, внушительно объяснили ему, что Русь – не Польша. Этот урок не прошел безследно, а последующие два года, проведенные им в селе Верхобужье, домашним учителем у местного сельского священника, сблизили его с Русским народом, дали ему возможность хорошо изучить народный язык, которым он раньше пренебрегал, и наглядно убедиться, что Русь – не Польша. В воспоминаниях отец Наумович сообщает, что, живя здесь, в семье сельского священника, одевшись в простую полотняшку, он «все свободное от учебных занятий время проводил среди народа, узнал народную жизнь и понял, какое это было безумие повторять вместе с польскими мечтателями, что Русь и Польша – одно и то же».

Не без влияния на развитие в нем общерусского сознания было и случайное знакомство его в 1849 году с Русскими войсками, проходившими чрез Верхобужье в Венгрию на усмирение мадьяр. Верхобужские крестьяне доставляли нашим офицерам и солдатам провиант в Сасово, где бывал и Наумович и к удивлению своему нашел, что москали не такие страшные пугала, какими изображали их поляки: «Они молились, постились, даже генералы, полковники и высшие офицеры соблюдали посты, чего мы никогда не видали между австрийским военным начальством, – замечает Наумович, – а по разговору с ними было видно, что они весьма добродушные и откровенные люди».

В 1850 году Наумович вновь был принят в семинарию для окончания курса, а в следующем 1851 году женился и был рукоположен во священника в приход Городок, близ Львова.

Двадцать лет неутомимой и примерной пастырской деятельности отца Иоанна последовательно в четырех приходах (Городок, Ляшки Королевские, Перемышляны и Стрельче) прошло прежде, чем он приступил к главному подвигу своей жизни – изданию популярного народного журнала «Наука», предпринятому им в 1871 году, в бытность его священником в Стрельче, и снискавшего ему почетное имя просветителя Галицкой Руси. <…> Неизвестны нам подробности того пути, каким шло его нравственное внутреннее перерождение из полякующего паныча в стойкого и убежденного Русского патриота. Небогаты эти двадцать лет и внешними событиями его жизни, но богаты они неустанным трудом, горячею ревностью о благе народа, его просвещении и поднятия его бедственного материального быта.

С глубоким вниманием относясь к своим пастырским обязанностям, он истово и неопустительно совершал богослужение строго по церковному чину, по богослужебным книгам Православной Церкви, отметая все новшества, введенные в униатские требники. Глубокое изучение унии галицко-русской церкви раскрыло для него с очевидностью, что богослужебный греческий обряд униатской церкви, обезпеченный галицко-русскому народу условиями унии и папскими буллами, во многом был искажен произволом одних и насилием других, и в своей пастырской практике отец Иоанн с настойчивостью и последовательностью, невзирая на доносы и прещения униатской церковной власти, повсюду, где он священствовал, трудился над очищением обряда, устраняя из него мало по малу все, что привнесла в православный обряд уния, чем далее, тем более сближавшая православный обряд с католическим.

Вместе с другими деятелями возрождения своего народа отец Наумович пришел к убеждению, и горячо его развивал и доказывал, что уния – это мост к олатинению Русской Церкви в Галичине, и всеми силами души своей ратовал за «святое Православие своих предков». Такие речи и действия отца Иоанна встречали повсюду, где он священствовал, весьма восприимчивую почву в народе, в котором жило и доселе еще живет, хотя и довольно смутное, сознание того, что правая, истовая вера – восточная Православная, что недалеко, за рубежом – в соседней великой России, на горах Почаева и Киева, она сияет и светит своим благодатным блеском и неискаженной исконной чистотой и величием. Те же речи и те же действия, направленные к очищению униатского обряда от латинских примесей, вызывали вражду и гонение на него врагов Православия – польских иезуитов и их приспешников. <…>

Осенью 1881 года, по доносам следивших за каждым его шагом польских иезуитов и своих изменников-ренегатов, он вместе со всеми выдающимися галицко-русскими патриотами был привлечен к суду по обвинению в мнимой государственной измене. Вследствие чудовищного политического процесса, который закончился летом 1882 года, протоиерей Иоанн Наумович был осужден судом присяжных из поляков и евреев к восьмимесячному тюремному заключению, сверх шестимесячного предварительного заключения во время следствия и процесса. Поводом к процессу, лежащему мрачным пятном на австрийско-польском правосудии, послужил переход из унии в Православие крестьян из деревни Малыя Гнилички, неподалеку от Скалата. Этого было достаточно для обвинения отца Иоанна Наумовича в заговоре, направленном не только на «совращение» всей Галицкой Руси и унии в Православие, но и на насильственное отторжение Галиции от Австрии и присоединение ее к России.

Осенью 1881 года началось гонение на отца Иоанна. Многим, кто лично общался с ним во время годичного собрания львовского Общества Качковского в Русском Народном Доме, довелось почувствовать то обаяние, каким пользовался отец Иоанн у своих земляков. Особенно поражал его внешний вид: седовласый, высокого роста, с умным и добрым лицом, благодушный маститый старец-священник. К удивлению, единственный из всех униатских священников, обыкновенно бритых, носил бороду и рясу и тем производил впечатление православного священника. Все, что сближало его и его приходской храм со «схизматиками», т. е. православными, было «бельмом на глазу» у врагов Русского народа и зачтено было ему в вину наряду с разными доносами о каких-то неосторожных его отзывах о папстве, унии и католицизме. «Тяготение» к России в мыслях и чувствах – вот главная его вина, за которую ему пришлось так жестоко пострадать.

Последующие обстоятельства жизни отца Иоанна более или менее известны. Отлученный папой Львом XIII от [католической] церкви «за приверженность к схизме», несмотря на основательную «апелляцию», лишенный сана и прихода, преследуемый польско-иезуитскими кознями, И. Г. Наумович обрел душевный мир в лоне Православной Церкви. Будучи по духовно-нравственным убеждениям уже давно православным, отец Иоанн 6 октября 1885 года был присоединен к Православию в львовской православной церкви и с тем вместе принужден был положить предел своим многолетним трудам на своей родине, т. к. оставаться ему в Галиции было уже немыслимо.

Навсегда переселившись с семейством в Россию, где его приняли с любовью и почтением к его давним заслугам для своей родины и косвенно для всего Русского народа все те, кто умел ценить его многоплодное и вместе с тем тернистое прошлое, отец Иоанн был возведен в сан протоиерея Киевским владыкой, митрополитом Платоном, знавшим и любившим маститого пастыря. <…> Определено было ему наряду с деятельностью Киевского епархиального миссионера нести пастырское служение в селе Борщаговка под Киевом.

Ближе ознакомившись с духовной жизнью Киево-Днепровского региона, имея возможность совершать поездки по России, протоиерей Иоанн Наумович не переставал заботиться и живо интересоваться галицко-русскими делами, продолжая издаваться в «Науке» и «Галицкой Руси» до последних дней жизни. По замечанию одного из близко знавших его лиц, А. С. Будиловича, «в его голове возникали все новые и новые проекты, его манили к себе новые горизонты благодатного юга, снился Крым, грезились Галиция, земли Кавказа и еще многое другое, отрадное и для Галича, и для России, и для всего Славянства», пока неожиданная кончина его (был отравлен), последовавшая 4 августа 1891 года в г. Новороссийске, на обратном пути из поездки на Кавказ по делу той же колонизации его земляков, не прервала нить его 65-летней жизни, всецело посвященной трудам и заботам на благо дорогой родины.

Высокодаровитый народный писатель, пастырь добрый, образец для верных житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12), самоотверженный патриот и изгнанник правды ради, воистину «просветитель Галицкой Руси», отец Иоанн Наумович снискал себе многотрудною и многоплодною жизнью своею вечную о себе признательную память в потомстве. Не суждено было ему узреть лучших дней для своей многострадальной родины, и Бог весть, когда они наступят, но мы верим и надеемся, что посеянное им имя добра и правды в народе возрастит великий плод.

Иван Иванович СОКОЛОВ

Протоиерей Иоанн Григорьевич 
Наумович, просветитель Галицкой 
Руси. Краткий биографический очерк. 
СПб., 1894.

http://www.pkrest.ru      

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:     




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Необходима зачистка в Церкви: Московские экуменисты хотят переиграть экуменистов фанарских с помощью папы Римского

Сегодня вопрос о единстве православной Церкви встает со всей остротой не только для богословов, но и для каждого православного. С теми, кто создал себе идола в виде «гуманистического бога», с теми, кто Св. Предание Церкви заменяет «преданиями человеческими» в новомодных философских обертках и политическими...


Мы не англоязычная колония: ЗАЯВЛЕНИЕ православной общественности против иностранного дублирования на улицах и в транспорте России

В настоящее время в московском метрополитене, на автовокзалах, железнодорожных вокзалах Москвы наряду с русским языком применяется дублирование голосовых объявлений о станционных остановках на английском языке; в текстовом варианте на английском языке дублируются транспортные схемы и названия станций...


«Христианский монарх: глава народа и сын Церкви»: Доклад на Международных образовательных Покровских чтениях в Финляндии

...В год столетия Царской Голгофы в обществе не произошло осмысления нарушения клятвы на верность Дому Романовых. Убийство Царя всеми силами стараются сделать безнаказанным. Так называемые Царские дни не имели масштабного значения. В целом все свелось к концертам, конференциям, историческим фактам, освещавшим...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Увидеть надвигающееся царство тьмы, чтобы правильно противостоять ему: О духовных опасностях цифрового общества

Сегодня очень многие говорят об угрозах, которые несет построение глобального цифрового общества, но не объясняют принципы его построения и не предлагают реальные способы противостояния этому злу. В обиход прочно вошли термины «цифровой мир», «цифровая революция», «цифровая экономика», «электронный концлагерь»,...


На фронте информационной войны: Беседа с православным журналистом Иваном Вагановым

...Воспринимаю свой род занятий – журналистику, публицистику – именно как служение. Каждый верующий человек старается быть полезным Церкви в меру своих сил и возможностей. И так естественным образом сложилось (хотя прекрасно понимаю, что ничего случайного в мире не бывает), что я оказался на...


Россия – последний бастион: Антихрист начнет свою деятельность в условиях мировой войны

...Весьма возможно, что он (антихрист) начнет свою деятельность в условиях Мировой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика, ибо все тайные рычаги для разрешения его будут в руках тайного общества, ему содействующего. Антихрист предложит...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100