Курская святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная 8 июня снова покинет свою зимнюю резиденцию – Знаменский кафедральный собор и отправится в Коренную пустынь, а вместе с ней и тысячи паломников.
Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной иконой состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по указу царя Михаила Фёдоровича. Летний днём чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря в Коренную пустынь по случаю освящения первой, тогда ещё деревянной церкви Рождества Богородицы. Так было положено начало крестным ходам, уже ставшим важным событием в Курском крае и, говоря современным языком, его визитной карточкой.
На протяжении трёх сотен лет ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место её явления в Коренную пустынь, где она оставалась до сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Установленный порядок прервался в 1919 году, когда икона отбыла за границу. До недавнего времени считалось, что древняя традиция проведения крестных ходов с иконой «Знамение» Курской-Коренной была прервана на 70 лет и возродилась лишь в 1990 году.
Однако открывшиеся в последние десятилетия архивы сохранили хотя и обрывочные, но задокументированные сведения о том, что все эти 70 лет, несмотря на жёсткие запреты и гонения, тайком, немногочисленными группами верующие продолжали ходить «крестным путём» в закрытую обитель Небесной Заступницы и несли ей свои слёзы и боль, мечтая о том, что когда-нибудь Она вернётся на родную землю.
Особенно многочисленными ходы стали во время Великой Отечественной войны. В отчёте 1944 года уполномоченный по делам религий рассказывает о святом источнике, называя его колодцем, и отмечает, что шествие шло именно к нему: «В городе Курске в так называемый у верующих день «9-я Пятница» (после Пасхи) существовал древний обычай ходить с крестным ходом из города в Коренную пустынь к колодцу. Так и в этот год в церквях города стеклось очень большое количество народа, и после богослужения народ без священников, доставший где-то иконы, цветы, стихийно двинулся из центра в Коренную пустынь. Группы народа образовали шествие, в котором приняли участие не менее 2000 человек…».
К тому времени летняя обитель Богородицы была сильно разрушена, в помещениях монастыря располагались различные заведения, кельи монахов были отданы под жильё. И из всего, что оставалось там святого, был только «колодец». Власти все эти годы старательно и планомерно боролись не только с верующими, но и с самим «колодцем» – его закапывали, заливали бетоном, но вода упорно пробивалась сквозь землю, словно давая людям надежду. Казалось бы, что после всех принимаемых мер с каждым годом на ходах людей должно было становиться всё меньше... Но документы говорят о противоположном. Очень интересен отчёт уполномоченного от 27 июня 1954 года: «Из Курска в течение двух часов пошло 10 тысяч человек. На привале в селе Долгом к ним присоединились ещё пять тысяч человек. Таким образом, их оказалось 15 тысяч». А вот что этот уполномоченный пишет об образе, с которым совершался столь масштабный крестный ход, а также о людях, которые держали его в своих руках: «Большая икона была одна, её несли два молодых человека. Одному на вид примерно 25 лет, другому – лет 16 – 17, говорят, что это братья. Они носят икону уже третий год». Мы разговаривали с женщиной, мама которой ходила в крестный ход в 50-е годы, и нашли ещё одно подтверждение этому факту. Она тоже рассказывала о двух братьях, которые несли в руках большой образ Божией Матери.
Уполномоченный описывает и самих верующих: «Идут с пением, встречающие подходят к процессии сами и ведут за собой малых детей – прикладываться к иконе. Они хватаются за неё, проходят под ней. То же самое проделывают дети, причём самостоятельно. В процессии почти исключительно одни женщины, среди них очень много молодых девушек… Некоторые женщины идут с малыми детьми, которых ведут за руки или несут. Встречались и с грудными детьми».
Автор отчёта вскользь упоминает о случаях, когда страдающие какими-либо заболеваниями люди обращались к святыне с мольбами об исцелении: «Жительница деревни Малаховка рассказывала, что шествие третий год приходит к больнице, чтобы пациенты прикладывались к иконе. Одну больную вынесли на носилках и положили под деревом, когда люди подошли, она попросила поднести икону и приложилась к ней». Уполномоченный также рассказывает и о паломниках, которые очень долго добирались к крестному ходу: о старике из Тулы, который шёл в Курск девять дней, о группе, добиравшейся пешком из Москвы.
В источнике мы также находим подтверждение устным рассказам о «борьбе» богоборцев со святым источником: «За несколько дней до прихода колодец был засыпан и в него брошен большой камень. Две женщины пробрались к колодцу и полностью очистили его». Уполномоченный также упоминает о молитве верующих у источника, рассказывает о проповедях, которые на этом месте читались. Создаётся впечатление, что уполномоченный и сам восхищён происходящим: «Одна женщина, приехавшая из Москвы, для группы примерно из 50 человек говорила целую проповедь о рождении Богоматери и Её жизни на земле. Говорила она почти час, не запинаясь и не пользуясь никакими записями».
И всё же традиция крестных ходов в 70–80 годы почти угасла и вновь возродилась в 90-е годы XX столетия во многом благодаря усилиям правящего архиерея, ныне покойного владыки Иувеналия (Тарасова). Несколько лет ход доходил только до монастыря и останавливался у его ворот – для верующих эта территория продолжала оставаться запретной и строго охранялась... Свидетели вспоминают об однажды случившемся чуде – как будто силой молитвы пробило преграды на пути крестного хода – остановившиеся перед стенами монастыря люди не встретили охраны. И тогда владыка Иувеналий взял в руки икону Божией Матери и перешагнул через лежащие на пути плиты. «Он в одиночку обошёл с иконой и молитвой монастырь, – рассказывала Людмила Ш., – и вернулся в полной уверенности, что здесь снова возродится монашеская жизнь». На следующий год крестный ход «вернулся» в Коренную пустынь и началось возрождение обители.
Трудами и молитвами многих людей, от архиереев и государственных деятелей до благотворителей и прихожан храмов, восстановлен не только монастырь, но и его главный храм Рождества Пресвятой Богородицы, когда-то начисто стёртый с лица земли. А 23 сентября 2009 года вернулась в родной дом великая святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Патриарх Кирилл в приветственном слове отметил:
Источник: Курские известия
См. по теме:
Одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки: 3 июня стартовал Великорецкий крестный ход
Чудотворная святыня города Курска: Весьма поучительна история иконы Божией Матери «Знамение»
«Покаянием соделай ны новыя Грядущему Царю»: Празднование Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы
<-назад в раздел