Воскресенье, 23 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Прав. Иоанн Кронштадтский об экуменизме
К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной,.. она у них ...обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу... Вот, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии!
Прав. Иоанн Крондштадский об экуменизме

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Страдальческий крест батюшки-исповедника: Память Оптинского cхиигумена Гавриила (Виноградова)

2018-05-31.jpg

В закрытом городе Томск-7, в большой дружной семье инженера-атомщика Юрия Алексеевича Виноградова, 31 мая 1958 года появился на свет младенец, которого нарекли Сергеем, – спустя годы он закончит свой жизненный путь в Оптиной Пустыни, с новым именем – схиигумена Гавриила.

Все пятеро детей Виноградовых не были крещены – в те годы это могло привести к серьезным неприятностям для родителей. Мать работала учительницей в школе, а отец, имевший множество изобретений и снискавший всеобщее уважение, занимал место ведущего инженера на оборонном предприятии.

Когда Сереже едва исполнилось девять месяцев, он тяжело заболел: поднялась высокая температура, он задыхался. В больнице ничем помочь уже не могли, и состояние младенца стремительно ухудшалось. Когда надежды почти не осталось, неожиданно к плачущей матери подошла нянечка и стала уговаривать ее не отчаиваться, но продолжать бороться за жизнь ребенка. По совету старушки мать всю ночь поила Сережу теплым молоком с содой, – и постепенно дыхание его выровнялось, он спокойно заснул. Рассказывая этот случай избавления от смерти, батюшка благодарил Бога, пославшего Свою помощь через нянечку, которая, по-видимому, была верующей.

Господь сохранил жизнь младенцу, однако тяжелая болезнь, перенесенная в столь раннем возрасте, сказалась на его здоровье. Впрочем, частые простуды не слишком омрачали детство живого и любознательного Сережи.

В 1975 году Сергей поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, на радиотехнический факультет. Учеба давалась ему легко, замечательные способности счастливо сочетались с редким трудолюбием. После защиты диплома его оставили работать на кафедре – для подготовки к поступлению в аспирантуру.

Внешне все в его жизни устроилось на редкость благополучно: блестящее начало интересной творческой работы, высокая оценка научных руководителей, любовь и уважение друзей... Но в душе его совершался напряженный внутренний поиск. Все острее Сергей ощущал ограниченность обычных житейских устремлений и взглядов, его глубокую цельную натуру они уже не удовлетворяли; внутри словно образовалась пустота. Пытаясь разобраться в своей душе, он впервые обратился к духовной литературе, где поднимались вопросы о смысле жизни. В результате он отказался от аспирантуры, и его сразу же призвали в армию.

После окончания срочной службы Сергей не стал возвращаться в институт, к своей работе, а устроился в котельную одного из Ленинградских домов для престарелых. Это дало ему возможность жить вне давления идеологической системы. Его душа искала «единого на потребу», искала Бога.

Новое рождение – рождение в Духе – совершилось в Спасо-Преображенском соборе города Выборга 6 марта 1988 года. Это было время страннической жизни и напряженного самоиспытания. Почувствовав в себе искру любви Христовой, Сергей уже не мог остановиться на полпути, не мог не откликнуться на прозвучавший в его сердце Божественный призыв. Внутренняя цельность, нравственная чистота, глубокий аналитический ум, привыкший добираться во всем до самой сути, укрепили в нем решимость полностью посвятить себя служению Богу. Вскоре произошла встреча, которую батюшка впоследствии называл таинственной, имевшей для него особенное значение. В храме к нему подошел человек, назвавшийся иеродиаконом, и попросился переночевать. Почувствовав к страннику необъяснимое расположение, Сергей привел его к себе домой, и они проговорили всю ночь. Видимо, эта беседа открыла отцу Гавриилу нечто, касающееся его духовного пути. Спустя много лет, он вспоминал о ней: «Кто приходил ко мне тогда? Да и человек ли это был?.. Знаю только, что в исключительных случаях, желая помочь, Бог посылает Своего Ангела под видом человека».

Про Оптину Сергей узнал как бы случайно, из газетной статьи, в которой о ней было всего несколько строк: «В Калужской области возрождается Оптина Пустынь...» Вскоре он впервые приехал туда потрудиться и присмотреться к монашеской жизни. Эконом обители обратил на нового трудника особое внимание, запомнив его усердие к послушанию и ту смиренную решимость, с которой Сергей сказал: «Цель всей моей жизни – стать в Оптиной послушником...» Духовник монастыря направил его в Псковские Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину). Побеседовать подробно со старцем не удалось, но письменно отец Иоанн ответил Сергею, что благословляет его в Оптину, заключив свое письмо словами, ставшими напутствием на всю жизнь: «послушание – труднейший, но и кратчайший путь к Богу».

Однажды батюшке и еще двум трудникам поручили покрасить нитрокраской помещение на подсобном хозяйстве. Немного поработав и более не вынося резкого запаха, его товарищи и вышли на улицу и стали обсуждать невозможность трудиться в таких условиях. Сергей же, словно ничего не замечая, продолжал молча красить.

20 декабря 1990 года послушник Сергий был пострижен в рясофор с наречением имени Мина.

Еще во время работы в котельной Сергею часто нездоровилось: повышалась температура, он чувствовал слабость, постоянно покашливал. Инок Мина старался не обращать внимания на свои недомогания, но вскоре выяснилось, что у него туберкулез, и он вынужден был лечь в больницу, где пробыл восемь месяцев, с небольшими перерывами. Так началось его монашество – с подъятия страдальческого креста болезни.

21 марта 1991 года, в Шамордине, владыка Евлогий рукоположил инока Мину в сан иеродиакона. Его благоговейное служение и истинно монашеское поведение не остались незамеченными, и вскоре на духовном соборе монастыря был поднят вопрос о постриге инока Мины в мантию и рукоположении в сан священника. Постриг состоялся 25 сентября, новопостриженого нарекли Павлом, а 23 февраля 1992 года архиепископ Климент совершил хиротонию иеродиакона Павла во иеромонаха.

Долгое время батюшка исполнял послушание уставщика и помощника благочинного. Его любовь к богослужению, внимательность и строгость в исполнении Церковного Устава были в Оптиной общеизвестны.

Болезнь вынуждала отца Гавриила часто уезжать из монастыря на лечение, и это причиняло ему большую сердечную скорбь, но стало, по его словам, незаменимой школой терпения.

Батюшка любил собирать своих духовных чад вместе. Такие встречи были великим утешением, их с нетерпением ждали – ждали не только духовной беседы, возможности выяснить какие-то вопросы и разрешить свои недоумения, – дорожили самой возможностью побыть с батюшкой, окунуться в атмосферу отеческой любви и тепла, которые он излучал. В воскресные дни и праздники духовные его дети знали: надо быть в Оптиной, батюшка ждет. Не щадя сил и здоровья, трудился отец Гавриил, чтобы в каждом зажечь искру Христовой любви. Так постепенно созидалась большая духовная семья.

Весной 1998 года одна из его духовных дочерей была назначена настоятельницей возрождающегося женского монастыря, и батюшка взял на свои плечи крест сугубого попечения об этой обители, став ее неофициальным духовником и благоустроителем. Созидание, восстановление из руин святой обители приносило его душе великую радость.

В праздник Святой Троицы в 2003 году отец Павел, согласно расписанию, был в числе служащих. Но утром он почувствовал себя особенно плохо и, понимая, что даже выходить из кельи в таком состоянии нельзя, позвонил благочинному, чтобы отпроситься. Услышав в ответ, что из-за недостатка служащих у того могут возникнуть сложности, батюшка счел невозможным отказаться от служения и подвести собрата. В тот день во время Литургии он едва не потерял сознание, и его с трудом довели до кельи. Температура поднялась выше 40°, он задыхался. На следующий день, в праздник Святаго Духа, батюшку увезли в больницу. Тут-то и выяснилось, что задыхаться он начал задолго до этого и давно уже не мог спать лежа, лишь ненадолго задремывал, сидя в кресле.

Все лето отец Павел провел в больнице. Он мучительно страдал: все лимфоузлы увеличились до размера крупных виноградин, сдавили внутренние органы, мешали дышать. Ноги распухли, каждый шаг отзывался болью во всем теле. Дополнительное обследование выявило у него злокачественное заболевание крови.

Когда после курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, батюшка смог вернуться в Оптину, и 21 ноября, в праздник архистратига Михаила и всех Небесных Сил безплотных, совершилось его пострижение в великую схиму. Батюшка получил имя в честь архангела Гавриила.

Незадолго до кончины приступы удушающего кашля, не дающие перевести дух, высокая температура, боли во всем теле до крайности изнурили и иссушили его плоть, так что батюшка часто был не в силах даже говорить. Но его жертвенность поражала. Видя человека с реальной скорбью и проблемами, отец Гавриил, обладавший огромной силой воли, умел сконцентрироваться и «выкладывался» для него полностью. Вечером же, проводив последнего из гостей, он в изнеможении падал на кровать и зачастую уже не мог выйти из палаты даже на несколько минут, чтобы ее проветрить и прокварцевать.

4 августа 2005 года схиигумен Гавриил предал дух свой в руце Отца Небесного.

+ + +

Получив от отца Наместника благословение выразить свое мнение по вопросу всеобщей кодификации населения и введения новых удостоверений личности, батюшка серьезно рассмотрел его в свете Священного Писания. Результатом этих размышлений стала статья «Идентификационный номер», в которой он писал: 
   
   «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех приидет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская? Нерадение о славе Божией и грехи наши – причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист, дышащий злобой на рабов Божиих – православных христиан. Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет „ввержен в озеро огненное“ (Откр. 19, 20). Такая же участь – вечные мучения в озере огненном – постигнет и самого отца лжи – сатану. Ныне же через людей, которые по сути – орудия сатаны, строится храм-капище антихристу – вводится „новый мировой порядок“ с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры мирового правительства во главе с антихристом; устанавливается „новый мировой порядок“ с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми».

По словам батюшки, таким образом ныне и каждого человека, и всю Россию втягивают в мировую систему зла. Заботясь о том, чтобы не оставить своих духовных чад в неведении, отец Гавриил разъяснял: 
   «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации – это естественный ход развития человеческой истории, то есть – нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя – антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей культуры – такое „объединение“ или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе». 

Батюшка призывал готовиться к тому, что придется сделать выбор – исповедничество или отступничество.

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 10 (82) от 15 мая 2013 г.    
http://www.pkrest.ru
   


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100