Четверг, 18 Октября 2018 г.
Духовная мудрость

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

Прп. Паисий об антихристовом времени

Приучив себя уже сейчас к жизни простой, умеренной, можно будет пережить антихристовы годы. Иметь маленько землицы, возделать немного пшенички, картофеля, посадить несколько масличных деревьев, и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью. Бог не оставит человека без помощи.

Прп. Паисий Святогорец

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни

Значение воссоединения России с Крымом для Русской Православной Церкви

Крым не раз становился ареной жесточайших противостояний. Здесь решались судьбы народов, великих империй и целого мира. За всю историю кто только не владел им. Седой полуостров помнит и вольных скифов, и воинственных сарматов, и загадочных тавров. Видел он и греческих колонистов, тех, что возвели здесь свои изящные города: Пантикапею, Феодосию, Херсонес. Таврия не избежала и римского господства, за которым последовало владычество готов, а затем гуннов. В 5 веке полуостров вновь стал греческим (византийским), но опять ненадолго. Уже через две сотни лет его захватили хазары. В 10 веке здесь появляется русское Тмутараканское княжество, территорию которого затем занимают монголы. Татары, армяне, караимы, русские — кто только не жил здесь. И каждый народ хотел бы назвать эту землю своей.

Но даже сотрясаемый частыми вооруженными конфликтами, Крым никогда не знал геноцида, безчеловечных притеснений. Каждый новый народ, которому судьба дала шанс ступить на скалистые берега полуострова, не стремился истребить и унизить тех, кто жил здесь раньше. Пришлые готы и славяне с трепетом перенимали греческую культуру, а затем и религию — Православие. Грозные монголы оставались веротерпимыми и к христианам, и к иудеям Крыма. Имперское владычество Екатерины II принесло процветание в пестрые по своему этническому составу здешние города. Изменения, причем не в лучшую сторону, принес только XX век, начавшийся с кровавого красного террора против остатков армии Врангеля и закончившийся рождением сомнительной национальной политики постсоветской Украины. Но сама история показала, что Крым не жаждет подобных изменений. И как только появилась возможность, он все силы приложил к тому, чтобы от них избавиться. Вернуться может даже не столько в Россию, простите за столь смелое предположение, сколько к нормальному, человеческому мироустройству.

2018-04-25_225905.jpg
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. VI в.

В современном Крыму как и раньше свободно сосуществуют самые разнообразные народности, мирно уживаются последователи всех мировых религий. Через 4 года после возвращения полуострова уже сложно вообразить, что когда-то здесь яростно ломались копья вокруг простого вопроса — на каком языке говорить? Сейчас здесь признаны 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Официальными праздниками являются и православная Пасха (вместе со Светлым Понедельником), и мусульманский Курбан-байрам. После почти столетнего бурного плавания Крым наконец вновь бросил якорь в своей мирной и уютной бухте.

Можно долго говорить о том, что значит для России возвращение Крыма. Можно привести бесконечное количество политических и морально-этических последствий Русской Весны. Об этом написано очень много, нет смысла повторяться. Но мало кто задумывается о смысле этого же события для жизни нашей Церкви: что оно дало нам, как православным, и что от нас еще требует? Вопросы эти далеко не праздные.

Крым — это колыбель русского Православия. Именно здесь в Корсуни (греч. Херсонес Таврический), как считается, был крещен Владимир Святославович — первый древнерусский христианский князь, святой просветитель нашего народа. Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к Православию, но предоставило в пользование его образец. Не модифицированную на свой манер копию, а подлинный пример настоящей христианской жизни, градоуправления, государственности. Без этой прививки, без этого вживления православных земель неизвестно ещё, укоренилось бы христианство на Руси. Мы знаем, какое отторжение оно вызывало на русском северо-западе, в Новгороде и соседних с ним городах. Необходимо помнить, что к моменту крещения Русь — только складывающееся государство, с множеством внутренних центробежных сил, с равновеликими, и потому борющимися за влияние, центрами. И это не только Киев или Новгород, но и тот же Крым.

2018-04-25_230111.jpg
В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Фреска Владимирского собора в Киеве

Богатейший полуостров, испокон веков связанный с пышной Византией, к IX веку становится одним из центров славянской культуры. Об этом мало кто помнит. В 912 году князь Олег (Вещий) пишет мирный договор с византийцами неким «Ивановым написанием». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что этот вид славянского письма является самый ранним, а составлен он был Иоанном епископом Готским. Священное Писание в переводе епископа Иоанна, видимо, читал Константин (будущий святитель Кирилл), готовясь вместе со своим братом Мефодием к миссии среди хазар. На это указывают и строки из Жития святых Кирилла и Мефодия: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски». Именно «Иваново написание» легло в основу усовершенствованного братьями алфавита – глаголицы. В виду всего этого мы смело можем признать Крым центром просвещения древнерусских племен. И не укрепись Владимир и последующие русские князья в Тмутаракани, неизвестно, какая судьба постигла бы русское Православие. Не отпали бы наши предки назад в язычество, как это произошло со многими крещёными скандинавами Норвегии после поражения Олава II Святого?

Крым для нашей Церкви — это ее исторические истоки. Это ее сердце. Это связь не только с Византийской культурой и религиозной традицией, но и мостик в первые века христианства, к первым общинам и верующим.

Свет христовой веры очень рано озарил полуостров. Так, например, сосланный сюда в конце первого века, папа римский Климент насчитал в Крыму около двух тысяч христиан. По преданию, появление Климента привело к «буму» обращений среди местных жителей, и первоначально небольшая община верующих мгновенно расширилась. Церковные историки сообщают о том, что с момента прибытия епископа в Херсонесе практически ежедневно принимало крещение порядка пятисот человек. Конечно, в реальность этих цифр тяжело поверить. Но по всему видно, что поток крестившихся был настолько огромным, что летописцы поспешили зафиксировать его, пусть даже и в несколько преувеличенном виде.

2018-04-25_230300.jpg
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. VIII в.

Это полулегендарное начало христианства в Крыму предшествовало реальному распространению и укреплению Христовой веры на черноморской земле. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что большинство раннехристианских памятников Таврии не младше IV-V века. Первые крупные церкви появляются здесь уже в V–VI веках, и только на территории Херсонеса насчитывалось порядка 60 христианских базилик, баптистериев и часовен. В 310 году на территории полуострова была устроена Херсонеская епархия. Именно она оказала ключевое значение в деле крещения Древней Руси. Чуть позже в Крыму появляются Сугдейская (Сурожская), Фульская (Фунская), Готская (Гото-кефайская) и Боспорская епархии. Представитель последней — боспорский епископ Кадм — даже удостоился чести участвовать в работе I Вселенского Собора в Никее (325 г.).

Для русской Церкви сам Крым, весь полуостров — это памятник, мемориал. Это напоминание об историческом выборе князя Владимира, напоминание о восприемнике нашего народа — православной Византии. Четыре года назад не Крым возвратился в Россию: к нам вернулась утраченная когда-то память. И теперь важно, чтобы она не прискучила нам, чтобы мы не утратили к ней интерес. Простите за каламбур, память не должна превратиться в мертвый мемориал, мы не должны заключать ее в душные комнаты музеев или архивов. Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом. Однако многие святыни еще не оправились от советских времен, оставаясь лишенными своего сакрального статуса. Это пугающая реальность! Ни в одном древнем храме полуострова не должно быть музея, если мы хотим, чтобы у нас было будущее. Ведь музеефикация истории подобна мумификации трупа. И то, и другое направлено на сохранение, герметизацию, консервацию. Но нельзя консервировать то, что живо. А Церковь жива.

Крым вернулся в Россию, теперь же стоит задача вернуть все православные святыни к жизни.


Источник: Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2018/03/17/znachenie-vossoedinenija-rossii-s-krym/

___________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Электронные паспорта для «биообъектов»: Святые предупреждают об опасности тоталитарной диктатуры нового типа

9 октября 2018 года многие информационные агентства сообщили о готовящемся в РФ поэтапном введении с 2021 года электронных паспортов со ссылкой на газету «Ведомости». Газета опубликовала статью «Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные» с очень любопытным подзаголовком «Они дадут...


«В год столетия Русской Царской Голгофы...»: Резолюция конференции «Цифровизация российского общества»

16 сентября 2018 года в г. Перми состоялась конференция на тему «Цифровизация российского общества как уничтожение богоданной свободы человека. Время исповедничества наступило». На Конференции были заслушаны выступления священнослужителей Русской Православной Церкви, экспертов в области геополитики, правоведения, общественных деятелей. По итогам собрания...


«Православная экуменическая теология»: Константинополь при участии митр. Илариона (Алфеева) запустил еретическую образовательную программу

Помимо вполне классических предметов, однако, есть и такие: миссиология, экуменическая теология, экология и межконфессиональный диалог, современные православные экуменические деятели (!!!), православная феминистическая герменевтика (!!!) и прочие.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Воспитывать носителей Царской идеи: Беседа с о. Михаилом Ломакиным, установившим в своем поселке памятник Государю

В 2016 году на территории России насчитывалось 25 памятников святому Императору Николаю II и святой Царской Семье. Всего 25 памятников на огромную страну, где практически в каждом населенном пункте имеются идолы, проспекты или улицы Ленина и иных богоборцев и террористов. 25 против сотен тысяч – есть...


К чему нам готовиться?: Беседа об обстановке в Церкви, России и мире

Незаконные действия Константинопольского Патриарха Варфоломея взволновали верующих. Не имея на то канонического права, «восточный папа», как его теперь называют, «дает автокефалию» украинским раскольникам – т. н. «киевскому патриархату». Об этом, а также об общей обстановке и насущных проблемах церковной...


Прошло 100-летие Русской Голгофы, и пришло время жатвы: О. Павел Буров о неимении всецерковного покаяния перед Царем

Выучили ли мы уроки истории? Будет ли еще время на осознание? Есть время разбрасывать камни и время собирать их (см.: Еккл. 3, 5). Все надо делать вовремя... Есть законы физические и есть духовные. У Святых Отцов сказано, что прощение преподается сердцу кающемуся. Как можно прощать человека, который не понял своих ошибок, не собирается каяться, менять ситуацию?..


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100