Пятница, 3 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Прп. Паисий Величковский о латинянах-не христианах
Латиняне не суть христиане.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни

Значение воссоединения России с Крымом для Русской Православной Церкви

Крым не раз становился ареной жесточайших противостояний. Здесь решались судьбы народов, великих империй и целого мира. За всю историю кто только не владел им. Седой полуостров помнит и вольных скифов, и воинственных сарматов, и загадочных тавров. Видел он и греческих колонистов, тех, что возвели здесь свои изящные города: Пантикапею, Феодосию, Херсонес. Таврия не избежала и римского господства, за которым последовало владычество готов, а затем гуннов. В 5 веке полуостров вновь стал греческим (византийским), но опять ненадолго. Уже через две сотни лет его захватили хазары. В 10 веке здесь появляется русское Тмутараканское княжество, территорию которого затем занимают монголы. Татары, армяне, караимы, русские — кто только не жил здесь. И каждый народ хотел бы назвать эту землю своей.

Но даже сотрясаемый частыми вооруженными конфликтами, Крым никогда не знал геноцида, безчеловечных притеснений. Каждый новый народ, которому судьба дала шанс ступить на скалистые берега полуострова, не стремился истребить и унизить тех, кто жил здесь раньше. Пришлые готы и славяне с трепетом перенимали греческую культуру, а затем и религию — Православие. Грозные монголы оставались веротерпимыми и к христианам, и к иудеям Крыма. Имперское владычество Екатерины II принесло процветание в пестрые по своему этническому составу здешние города. Изменения, причем не в лучшую сторону, принес только XX век, начавшийся с кровавого красного террора против остатков армии Врангеля и закончившийся рождением сомнительной национальной политики постсоветской Украины. Но сама история показала, что Крым не жаждет подобных изменений. И как только появилась возможность, он все силы приложил к тому, чтобы от них избавиться. Вернуться может даже не столько в Россию, простите за столь смелое предположение, сколько к нормальному, человеческому мироустройству.

2018-04-25_225905.jpg
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. VI в.

В современном Крыму как и раньше свободно сосуществуют самые разнообразные народности, мирно уживаются последователи всех мировых религий. Через 4 года после возвращения полуострова уже сложно вообразить, что когда-то здесь яростно ломались копья вокруг простого вопроса — на каком языке говорить? Сейчас здесь признаны 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Официальными праздниками являются и православная Пасха (вместе со Светлым Понедельником), и мусульманский Курбан-байрам. После почти столетнего бурного плавания Крым наконец вновь бросил якорь в своей мирной и уютной бухте.

Можно долго говорить о том, что значит для России возвращение Крыма. Можно привести бесконечное количество политических и морально-этических последствий Русской Весны. Об этом написано очень много, нет смысла повторяться. Но мало кто задумывается о смысле этого же события для жизни нашей Церкви: что оно дало нам, как православным, и что от нас еще требует? Вопросы эти далеко не праздные.

Крым — это колыбель русского Православия. Именно здесь в Корсуни (греч. Херсонес Таврический), как считается, был крещен Владимир Святославович — первый древнерусский христианский князь, святой просветитель нашего народа. Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к Православию, но предоставило в пользование его образец. Не модифицированную на свой манер копию, а подлинный пример настоящей христианской жизни, градоуправления, государственности. Без этой прививки, без этого вживления православных земель неизвестно ещё, укоренилось бы христианство на Руси. Мы знаем, какое отторжение оно вызывало на русском северо-западе, в Новгороде и соседних с ним городах. Необходимо помнить, что к моменту крещения Русь — только складывающееся государство, с множеством внутренних центробежных сил, с равновеликими, и потому борющимися за влияние, центрами. И это не только Киев или Новгород, но и тот же Крым.

2018-04-25_230111.jpg
В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Фреска Владимирского собора в Киеве

Богатейший полуостров, испокон веков связанный с пышной Византией, к IX веку становится одним из центров славянской культуры. Об этом мало кто помнит. В 912 году князь Олег (Вещий) пишет мирный договор с византийцами неким «Ивановым написанием». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что этот вид славянского письма является самый ранним, а составлен он был Иоанном епископом Готским. Священное Писание в переводе епископа Иоанна, видимо, читал Константин (будущий святитель Кирилл), готовясь вместе со своим братом Мефодием к миссии среди хазар. На это указывают и строки из Жития святых Кирилла и Мефодия: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски». Именно «Иваново написание» легло в основу усовершенствованного братьями алфавита – глаголицы. В виду всего этого мы смело можем признать Крым центром просвещения древнерусских племен. И не укрепись Владимир и последующие русские князья в Тмутаракани, неизвестно, какая судьба постигла бы русское Православие. Не отпали бы наши предки назад в язычество, как это произошло со многими крещёными скандинавами Норвегии после поражения Олава II Святого?

Крым для нашей Церкви — это ее исторические истоки. Это ее сердце. Это связь не только с Византийской культурой и религиозной традицией, но и мостик в первые века христианства, к первым общинам и верующим.

Свет христовой веры очень рано озарил полуостров. Так, например, сосланный сюда в конце первого века, папа римский Климент насчитал в Крыму около двух тысяч христиан. По преданию, появление Климента привело к «буму» обращений среди местных жителей, и первоначально небольшая община верующих мгновенно расширилась. Церковные историки сообщают о том, что с момента прибытия епископа в Херсонесе практически ежедневно принимало крещение порядка пятисот человек. Конечно, в реальность этих цифр тяжело поверить. Но по всему видно, что поток крестившихся был настолько огромным, что летописцы поспешили зафиксировать его, пусть даже и в несколько преувеличенном виде.

2018-04-25_230300.jpg
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. VIII в.

Это полулегендарное начало христианства в Крыму предшествовало реальному распространению и укреплению Христовой веры на черноморской земле. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что большинство раннехристианских памятников Таврии не младше IV-V века. Первые крупные церкви появляются здесь уже в V–VI веках, и только на территории Херсонеса насчитывалось порядка 60 христианских базилик, баптистериев и часовен. В 310 году на территории полуострова была устроена Херсонеская епархия. Именно она оказала ключевое значение в деле крещения Древней Руси. Чуть позже в Крыму появляются Сугдейская (Сурожская), Фульская (Фунская), Готская (Гото-кефайская) и Боспорская епархии. Представитель последней — боспорский епископ Кадм — даже удостоился чести участвовать в работе I Вселенского Собора в Никее (325 г.).

Для русской Церкви сам Крым, весь полуостров — это памятник, мемориал. Это напоминание об историческом выборе князя Владимира, напоминание о восприемнике нашего народа — православной Византии. Четыре года назад не Крым возвратился в Россию: к нам вернулась утраченная когда-то память. И теперь важно, чтобы она не прискучила нам, чтобы мы не утратили к ней интерес. Простите за каламбур, память не должна превратиться в мертвый мемориал, мы не должны заключать ее в душные комнаты музеев или архивов. Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом. Однако многие святыни еще не оправились от советских времен, оставаясь лишенными своего сакрального статуса. Это пугающая реальность! Ни в одном древнем храме полуострова не должно быть музея, если мы хотим, чтобы у нас было будущее. Ведь музеефикация истории подобна мумификации трупа. И то, и другое направлено на сохранение, герметизацию, консервацию. Но нельзя консервировать то, что живо. А Церковь жива.

Крым вернулся в Россию, теперь же стоит задача вернуть все православные святыни к жизни.


Источник: Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2018/03/17/znachenie-vossoedinenija-rossii-s-krym/

___________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100