Понедельник, 18 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

В кулуарах

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Царство Божие и антицарство «цифровых евангелистов»: Для тех, кто хочет знать правду и не желает вечной погибели
В данном исследовании мы будем говорить о происходящих на наших глазах грозных и неопровержимых событиях и процессах, которые несут опасность для спасения безсмертной души, поэтому необходимо положить в основание духовные начала, ибо нет ничего важнее спасения души для блаженной вечности. Спасение –...

Язык есть живой доступ к духу народа: Святые отцы, писатели, поэты, философы, политики о русской словесности
Много безценных и разнообразных сокровищ даровал Всемогущий Господь русскому народу. Одно из этих сокровищ – наш неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и емкий язык. По своей выразительности, певучести, по словарному запасу и многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческой...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни

Значение воссоединения России с Крымом для Русской Православной Церкви

Крым не раз становился ареной жесточайших противостояний. Здесь решались судьбы народов, великих империй и целого мира. За всю историю кто только не владел им. Седой полуостров помнит и вольных скифов, и воинственных сарматов, и загадочных тавров. Видел он и греческих колонистов, тех, что возвели здесь свои изящные города: Пантикапею, Феодосию, Херсонес. Таврия не избежала и римского господства, за которым последовало владычество готов, а затем гуннов. В 5 веке полуостров вновь стал греческим (византийским), но опять ненадолго. Уже через две сотни лет его захватили хазары. В 10 веке здесь появляется русское Тмутараканское княжество, территорию которого затем занимают монголы. Татары, армяне, караимы, русские — кто только не жил здесь. И каждый народ хотел бы назвать эту землю своей.

Но даже сотрясаемый частыми вооруженными конфликтами, Крым никогда не знал геноцида, безчеловечных притеснений. Каждый новый народ, которому судьба дала шанс ступить на скалистые берега полуострова, не стремился истребить и унизить тех, кто жил здесь раньше. Пришлые готы и славяне с трепетом перенимали греческую культуру, а затем и религию — Православие. Грозные монголы оставались веротерпимыми и к христианам, и к иудеям Крыма. Имперское владычество Екатерины II принесло процветание в пестрые по своему этническому составу здешние города. Изменения, причем не в лучшую сторону, принес только XX век, начавшийся с кровавого красного террора против остатков армии Врангеля и закончившийся рождением сомнительной национальной политики постсоветской Украины. Но сама история показала, что Крым не жаждет подобных изменений. И как только появилась возможность, он все силы приложил к тому, чтобы от них избавиться. Вернуться может даже не столько в Россию, простите за столь смелое предположение, сколько к нормальному, человеческому мироустройству.

2018-04-25_225905.jpg
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. VI в.

В современном Крыму как и раньше свободно сосуществуют самые разнообразные народности, мирно уживаются последователи всех мировых религий. Через 4 года после возвращения полуострова уже сложно вообразить, что когда-то здесь яростно ломались копья вокруг простого вопроса — на каком языке говорить? Сейчас здесь признаны 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Официальными праздниками являются и православная Пасха (вместе со Светлым Понедельником), и мусульманский Курбан-байрам. После почти столетнего бурного плавания Крым наконец вновь бросил якорь в своей мирной и уютной бухте.

Можно долго говорить о том, что значит для России возвращение Крыма. Можно привести бесконечное количество политических и морально-этических последствий Русской Весны. Об этом написано очень много, нет смысла повторяться. Но мало кто задумывается о смысле этого же события для жизни нашей Церкви: что оно дало нам, как православным, и что от нас еще требует? Вопросы эти далеко не праздные.

Крым — это колыбель русского Православия. Именно здесь в Корсуни (греч. Херсонес Таврический), как считается, был крещен Владимир Святославович — первый древнерусский христианский князь, святой просветитель нашего народа. Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к Православию, но предоставило в пользование его образец. Не модифицированную на свой манер копию, а подлинный пример настоящей христианской жизни, градоуправления, государственности. Без этой прививки, без этого вживления православных земель неизвестно ещё, укоренилось бы христианство на Руси. Мы знаем, какое отторжение оно вызывало на русском северо-западе, в Новгороде и соседних с ним городах. Необходимо помнить, что к моменту крещения Русь — только складывающееся государство, с множеством внутренних центробежных сил, с равновеликими, и потому борющимися за влияние, центрами. И это не только Киев или Новгород, но и тот же Крым.

2018-04-25_230111.jpg
В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Фреска Владимирского собора в Киеве

Богатейший полуостров, испокон веков связанный с пышной Византией, к IX веку становится одним из центров славянской культуры. Об этом мало кто помнит. В 912 году князь Олег (Вещий) пишет мирный договор с византийцами неким «Ивановым написанием». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что этот вид славянского письма является самый ранним, а составлен он был Иоанном епископом Готским. Священное Писание в переводе епископа Иоанна, видимо, читал Константин (будущий святитель Кирилл), готовясь вместе со своим братом Мефодием к миссии среди хазар. На это указывают и строки из Жития святых Кирилла и Мефодия: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски». Именно «Иваново написание» легло в основу усовершенствованного братьями алфавита – глаголицы. В виду всего этого мы смело можем признать Крым центром просвещения древнерусских племен. И не укрепись Владимир и последующие русские князья в Тмутаракани, неизвестно, какая судьба постигла бы русское Православие. Не отпали бы наши предки назад в язычество, как это произошло со многими крещёными скандинавами Норвегии после поражения Олава II Святого?

Крым для нашей Церкви — это ее исторические истоки. Это ее сердце. Это связь не только с Византийской культурой и религиозной традицией, но и мостик в первые века христианства, к первым общинам и верующим.

Свет христовой веры очень рано озарил полуостров. Так, например, сосланный сюда в конце первого века, папа римский Климент насчитал в Крыму около двух тысяч христиан. По преданию, появление Климента привело к «буму» обращений среди местных жителей, и первоначально небольшая община верующих мгновенно расширилась. Церковные историки сообщают о том, что с момента прибытия епископа в Херсонесе практически ежедневно принимало крещение порядка пятисот человек. Конечно, в реальность этих цифр тяжело поверить. Но по всему видно, что поток крестившихся был настолько огромным, что летописцы поспешили зафиксировать его, пусть даже и в несколько преувеличенном виде.

2018-04-25_230300.jpg
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. VIII в.

Это полулегендарное начало христианства в Крыму предшествовало реальному распространению и укреплению Христовой веры на черноморской земле. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что большинство раннехристианских памятников Таврии не младше IV-V века. Первые крупные церкви появляются здесь уже в V–VI веках, и только на территории Херсонеса насчитывалось порядка 60 христианских базилик, баптистериев и часовен. В 310 году на территории полуострова была устроена Херсонеская епархия. Именно она оказала ключевое значение в деле крещения Древней Руси. Чуть позже в Крыму появляются Сугдейская (Сурожская), Фульская (Фунская), Готская (Гото-кефайская) и Боспорская епархии. Представитель последней — боспорский епископ Кадм — даже удостоился чести участвовать в работе I Вселенского Собора в Никее (325 г.).

Для русской Церкви сам Крым, весь полуостров — это памятник, мемориал. Это напоминание об историческом выборе князя Владимира, напоминание о восприемнике нашего народа — православной Византии. Четыре года назад не Крым возвратился в Россию: к нам вернулась утраченная когда-то память. И теперь важно, чтобы она не прискучила нам, чтобы мы не утратили к ней интерес. Простите за каламбур, память не должна превратиться в мертвый мемориал, мы не должны заключать ее в душные комнаты музеев или архивов. Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом. Однако многие святыни еще не оправились от советских времен, оставаясь лишенными своего сакрального статуса. Это пугающая реальность! Ни в одном древнем храме полуострова не должно быть музея, если мы хотим, чтобы у нас было будущее. Ведь музеефикация истории подобна мумификации трупа. И то, и другое направлено на сохранение, герметизацию, консервацию. Но нельзя консервировать то, что живо. А Церковь жива.

Крым вернулся в Россию, теперь же стоит задача вернуть все православные святыни к жизни.


Источник: Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2018/03/17/znachenie-vossoedinenija-rossii-s-krym/

___________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100