Воскресенье, 19 Августа 2018 г.
Духовная мудрость

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

В кулуарах

Мертвых душ не продадите?: Об Апокалипсисе, пиаре и его основателе – племяннике Фрейда и правнуке главного раввина
Помните, как в безсмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми...

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты: Беседа с преподавателем епархиальных курсов о музыке и духовности
Должно внутренне оценивать, что слушаем и задаваться вопросом, нужно ли оно нам, и чему оно служит. «Истинная красота… не возносится над волей слушателя, не угашает в ней божественные стремления тепла, надежды, веры и любви, вдохновение. Она распускается в нашей душе как дивный цветок сущностной свободы и увеличивает в нас тяготения к чистоте». Вот это тяготение к чистоте и должно присутствовать во всем, что мы слушаем и чем наполняем свою душу.

Насаждается «либерально-фостерное Православие»: Только церковные общины могут противостоять искушениям последних времен
...Если бы не общественные и родительские протесты, то мы бы сегодня жили уже в совсем другой стране, в стране с уничтоженной основой общества — традиционной семьёй. Но недавно я обнаружил, что попытки уничтожить семью происходят и внутри Православной Церкви...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни
Крым снова наш: Пора вернуть все его православные святыни к жизни

Значение воссоединения России с Крымом для Русской Православной Церкви

Крым не раз становился ареной жесточайших противостояний. Здесь решались судьбы народов, великих империй и целого мира. За всю историю кто только не владел им. Седой полуостров помнит и вольных скифов, и воинственных сарматов, и загадочных тавров. Видел он и греческих колонистов, тех, что возвели здесь свои изящные города: Пантикапею, Феодосию, Херсонес. Таврия не избежала и римского господства, за которым последовало владычество готов, а затем гуннов. В 5 веке полуостров вновь стал греческим (византийским), но опять ненадолго. Уже через две сотни лет его захватили хазары. В 10 веке здесь появляется русское Тмутараканское княжество, территорию которого затем занимают монголы. Татары, армяне, караимы, русские — кто только не жил здесь. И каждый народ хотел бы назвать эту землю своей.

Но даже сотрясаемый частыми вооруженными конфликтами, Крым никогда не знал геноцида, безчеловечных притеснений. Каждый новый народ, которому судьба дала шанс ступить на скалистые берега полуострова, не стремился истребить и унизить тех, кто жил здесь раньше. Пришлые готы и славяне с трепетом перенимали греческую культуру, а затем и религию — Православие. Грозные монголы оставались веротерпимыми и к христианам, и к иудеям Крыма. Имперское владычество Екатерины II принесло процветание в пестрые по своему этническому составу здешние города. Изменения, причем не в лучшую сторону, принес только XX век, начавшийся с кровавого красного террора против остатков армии Врангеля и закончившийся рождением сомнительной национальной политики постсоветской Украины. Но сама история показала, что Крым не жаждет подобных изменений. И как только появилась возможность, он все силы приложил к тому, чтобы от них избавиться. Вернуться может даже не столько в Россию, простите за столь смелое предположение, сколько к нормальному, человеческому мироустройству.

2018-04-25_225905.jpg
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи. VI в.

В современном Крыму как и раньше свободно сосуществуют самые разнообразные народности, мирно уживаются последователи всех мировых религий. Через 4 года после возвращения полуострова уже сложно вообразить, что когда-то здесь яростно ломались копья вокруг простого вопроса — на каком языке говорить? Сейчас здесь признаны 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Официальными праздниками являются и православная Пасха (вместе со Светлым Понедельником), и мусульманский Курбан-байрам. После почти столетнего бурного плавания Крым наконец вновь бросил якорь в своей мирной и уютной бухте.

Можно долго говорить о том, что значит для России возвращение Крыма. Можно привести бесконечное количество политических и морально-этических последствий Русской Весны. Об этом написано очень много, нет смысла повторяться. Но мало кто задумывается о смысле этого же события для жизни нашей Церкви: что оно дало нам, как православным, и что от нас еще требует? Вопросы эти далеко не праздные.

Крым — это колыбель русского Православия. Именно здесь в Корсуни (греч. Херсонес Таврический), как считается, был крещен Владимир Святославович — первый древнерусский христианский князь, святой просветитель нашего народа. Присоединение крымских городов к славянскому государству не просто позволило нашим предкам прикоснуться к Православию, но предоставило в пользование его образец. Не модифицированную на свой манер копию, а подлинный пример настоящей христианской жизни, градоуправления, государственности. Без этой прививки, без этого вживления православных земель неизвестно ещё, укоренилось бы христианство на Руси. Мы знаем, какое отторжение оно вызывало на русском северо-западе, в Новгороде и соседних с ним городах. Необходимо помнить, что к моменту крещения Русь — только складывающееся государство, с множеством внутренних центробежных сил, с равновеликими, и потому борющимися за влияние, центрами. И это не только Киев или Новгород, но и тот же Крым.

2018-04-25_230111.jpg
В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Фреска Владимирского собора в Киеве

Богатейший полуостров, испокон веков связанный с пышной Византией, к IX веку становится одним из центров славянской культуры. Об этом мало кто помнит. В 912 году князь Олег (Вещий) пишет мирный договор с византийцами неким «Ивановым написанием». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что этот вид славянского письма является самый ранним, а составлен он был Иоанном епископом Готским. Священное Писание в переводе епископа Иоанна, видимо, читал Константин (будущий святитель Кирилл), готовясь вместе со своим братом Мефодием к миссии среди хазар. На это указывают и строки из Жития святых Кирилла и Мефодия: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски». Именно «Иваново написание» легло в основу усовершенствованного братьями алфавита – глаголицы. В виду всего этого мы смело можем признать Крым центром просвещения древнерусских племен. И не укрепись Владимир и последующие русские князья в Тмутаракани, неизвестно, какая судьба постигла бы русское Православие. Не отпали бы наши предки назад в язычество, как это произошло со многими крещёными скандинавами Норвегии после поражения Олава II Святого?

Крым для нашей Церкви — это ее исторические истоки. Это ее сердце. Это связь не только с Византийской культурой и религиозной традицией, но и мостик в первые века христианства, к первым общинам и верующим.

Свет христовой веры очень рано озарил полуостров. Так, например, сосланный сюда в конце первого века, папа римский Климент насчитал в Крыму около двух тысяч христиан. По преданию, появление Климента привело к «буму» обращений среди местных жителей, и первоначально небольшая община верующих мгновенно расширилась. Церковные историки сообщают о том, что с момента прибытия епископа в Херсонесе практически ежедневно принимало крещение порядка пятисот человек. Конечно, в реальность этих цифр тяжело поверить. Но по всему видно, что поток крестившихся был настолько огромным, что летописцы поспешили зафиксировать его, пусть даже и в несколько преувеличенном виде.

2018-04-25_230300.jpg
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. VIII в.

Это полулегендарное начало христианства в Крыму предшествовало реальному распространению и укреплению Христовой веры на черноморской земле. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что большинство раннехристианских памятников Таврии не младше IV-V века. Первые крупные церкви появляются здесь уже в V–VI веках, и только на территории Херсонеса насчитывалось порядка 60 христианских базилик, баптистериев и часовен. В 310 году на территории полуострова была устроена Херсонеская епархия. Именно она оказала ключевое значение в деле крещения Древней Руси. Чуть позже в Крыму появляются Сугдейская (Сурожская), Фульская (Фунская), Готская (Гото-кефайская) и Боспорская епархии. Представитель последней — боспорский епископ Кадм — даже удостоился чести участвовать в работе I Вселенского Собора в Никее (325 г.).

Для русской Церкви сам Крым, весь полуостров — это памятник, мемориал. Это напоминание об историческом выборе князя Владимира, напоминание о восприемнике нашего народа — православной Византии. Четыре года назад не Крым возвратился в Россию: к нам вернулась утраченная когда-то память. И теперь важно, чтобы она не прискучила нам, чтобы мы не утратили к ней интерес. Простите за каламбур, память не должна превратиться в мертвый мемориал, мы не должны заключать ее в душные комнаты музеев или архивов. Крым, и в первую очередь его православные святыни, должны жить, и тогда через них будет жить знание о нашем прошлом. Однако многие святыни еще не оправились от советских времен, оставаясь лишенными своего сакрального статуса. Это пугающая реальность! Ни в одном древнем храме полуострова не должно быть музея, если мы хотим, чтобы у нас было будущее. Ведь музеефикация истории подобна мумификации трупа. И то, и другое направлено на сохранение, герметизацию, консервацию. Но нельзя консервировать то, что живо. А Церковь жива.

Крым вернулся в Россию, теперь же стоит задача вернуть все православные святыни к жизни.


Источник: Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2018/03/17/znachenie-vossoedinenija-rossii-s-krym/

___________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Являются ли инославные вообще христианами?: О ереси «частичной благодати» в других конфессиях

В последнее время появилось странное учение о "частичной благодати", пребывающей в инославных конфессиях и сектах, как остаточном явлении первоначально единой Церкви. Это похоже на следующее сравнение: в ручье вода покрывает только стопы, в речушке доходит до колен, в более многоводной реке...


«История государства Российского» – политический заказ: О масонстве Карамзина и его клевете на Царя Иоанна Грозного

Карамзину для написания и издания огромного труда необходимо было заручиться высочайшим благословением, т. е. дозволением Императора. Ради этого хитрому масону должно было играть роль верноподданного гражданина. Однако на исходе 18-го века Император Павел I получил извещение об участии Карамзина в якобинстве...


Над русским народом довлеет заклятие: Л.Е. Болотин о ритуальных убийствах и духовно-мистических причинах Февральской революции

Говоря о Февральской революции, назвал бы такой важный, на мой взгляд, религиозно-мистический, духовно-психологический фактор, как ритуальное убийство Рождественским Постом Царского друга Г. Е. Распутина-Нового – в самый канун 1917 года. И говоря о ритуальном характере того преступления, я не хочу ваше...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Царская тема находит меня всю жизнь…»: Прот. Аркадий Петровцев о Царском подвиге и проблемах монархического просвещения

Царская тема для меня очень многое значит, я убежденный монархист с первого года, как пришел к Православию. Она меня трогает до глубины души. Когда 17 июля, в этом году, в 100-летие Русской Голгофы, после Литургии наш клирос запел Царский гимн «Боже, Царя храни», я прослезился. Царская тема в России...


Дежавю: Отвергающие Царя президент, «элита», «патриоты» неизбежно приближают революцию

...Мы не хотим каяться, а наши правители не хотят служить Богу, миловать и сохранять народ. И потому мы вновь с неумолимой неизбежностью, вопреки всеобщей боязни войны и смуты, въезжаем в хаос и слом хотя бы тех сносных стабильных форм жизни, которые, милостью Божией, пока еще есть у нас. Мы ничему не...


Каяться надо и молиться Царю: Прот. Олег Тэор, сомолитвенник старца Николая Гурьянова, о насущном для любящих Россию

Протоиерей Олег Тэор – настоятель храма во имя св. Александра Невского в Пскове, духовник легендарных псковских десантников, летчиков и пограничников, всего воинства западного форпоста земли Русской. На протяжении многих лет о. Олег был тесно связан узами духовной дружбы со старцем Николаем Гурьяновым....


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100