Четверг, 21 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

Прп.Паисий о "неведении"
– А если кто-то примет печать по неведению?
– Скажи лучше, по равнодушию. Какое там неведение, когда все ясно до предела? Да если и не знает человек, ему должно поинтересоваться и узнать. Приняв печать, пусть даже и по неведению, человек теряет Божественную Благодать и принимает бесовское воздействие. Вон, когда священник при Крещении погружает дитя во святую купель, оно, и не понимая того, принимает Святаго Духа и потом в нем обитает Божественная Благодать.
Прп. Паисий Святогорец

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

В кулуарах

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Чем больше у людей привязанностей, привычек, тем легче бесам управлять ими: Исповедь бывшего «профессионального» и успешного мага
Когда мне было 17 лет, к нам в гости пришла женщина, экстрасенс. Лично знавшая Джуну Давиташвили и преподававшая безконтактное лечение руками. Она предложила мне совершить астральное путешествие. После 5-6минут ходьбы по комнате я и впрямь каким-то неведомым образом очутился вне тела…

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Столп Самодержавия: В день памяти благоверного Великого Князя-мученика Сергия Александровича Романова

2018-02-16_181450.jpg4/17 февраля 1905 года, в два часа сорок минут пополудни, от Малого Николаевского дворца в Московском Кремле по направлению к Никольским воротам отъехала черная лаковая карета, запряженная парой лошадей. Ее сопровождали два агента охранного отделения. В глубине кареты сидел немолодой уже господин, худощавое лицо которого было непроницаемо. Едва карета поравнялась со зданием Окружного суда, раздался оглушительный взрыв, из окон близлежащих зданий посыпались стекла и некоторые люди решили, что в Москве произошло землетрясение. Канцелярские чиновники и случайные прохожие, которых в этот морозный день было в Кремле и на Красной площади немного, бросились к Никольским воротам. Их взорам предстала жуткая картина. На месте взрыва громоздилась безформенная куча обломков кареты вперемешку с кусками одежды и окровавленными частями тела. Это все что осталось от дяди Императора Николая II, пятого сына Царя Освободителя Александра II, Великого Князя Сергия Александровича.

Намечая в качестве мишени Великого Князя, эсеровские убийцы выбрали для удара не просто высшее должностное лицо, не только ближайшего родственника Царя, но поистине того, кто олицетворял исконную Россию, ее историческую власть, служил одним из столпов самодержавного режима в последние десятилетия его существования.
 
Сергий Александрович появился на свет 29 апреля 1857 года. Он стал седьмым ребенком в семье Императора Александра II, имевшего восемь детей.

1 марта 1881 года в центре Петербурга бомбой террориста был смертельно ранен Александр II. После смерти матери и гибели отца у Сергия Александровича очень усилилось религиозное настроение. Обращаясь к брату Павлу в 1894 году, он писал: «Пути Господни неисповедимы и нам – непостижимы. Когда-нибудь все узнаем и все поймем. Дай только Бог нам быть достойными этого и счастья встретиться с чистой совестью с теми, кого любили на земле!»

В 1882 году в жизни Великого Князя произошло важное событие. В январе он поступил на службу в Преображенский полк – самое престижное подразделение императорской гвардии. Почти десять лет его жизнь неразрывно была связана с Преображенским полком, где он сначала выполнял обязанности командира Первого (царского) батальона, а с 1887 года – командира полка. К воинской службе Князь с первого и до последнего дня относился очень серьезно, неукоснительно сам выполнял все положения устава и начальственные распоряжения и того же требовал от других.

Вскоре после прихода в Преображенский полк в высшем свете стали циркулировать слухи о том, что брат Императора Александра III ведет предосудительный образ жизни. Говорили, что он пьянствует, богохульничает, развратничает. Никто не приводил никаких конкретных фактов, никто не ссылался на собственные наблюдения, но повторенные многократно эти утверждения принимали характер общеизвестной истины. В сентябре 1883 года Великий Князь писал своему воспитателю Д. С. Арсеньеву: «Я все больше и больше убеждаюсь, что чем больше иметь сердца здесь, на земле, тем больше приходиться страдать и нравственно, и физически. Сердце ничего не стоит для людей, и они никогда его не ценят…»

Вся его жизнь была окутана кривотолками и измышлениями, и даже женитьба не успокоила инсинуаторов. Элла (принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета Александра Луиза Алиса, в России – Великая Княгиня Елисавета Феодоровна; прославлена РПЦ как преподобномученица. – Примеч. ред.) искренне любила Сергия и была счастлива, когда он сделал предложение. 

2018-02-16_183834.jpg

Между ноябрем 1883-го и маем 1884 года Князь уже в качестве жениха посещал Дармштадт для обсуждения деталей предстоящего события. В феврале 1884 года он поехал туда с дорогими подарками для невесты. Через несколько дней по прибытии Сергий писал брату Павлу: «Элла, если можно, еще красивее. Мы с ней много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, что очень забавно, даже заставляю писать. Между прочим, учу ее словам „Боже, Царя храни". Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту».

В апреле 1892 года Император Александр III в письме жене, Императрице Марии Феодоровне, говоря о своих радостных отцовских чувствах, с грустью заметил: «Бедный Сергий и Элла, часто о них думаю; на всю жизнь лишены они этого великого утешения в жизни и великого благословения Господня». По каким-то причинам детей у Сергия и Эллы быть не могло, и когда в 1892 году Великий Князь составлял завещание, то распорядился передать все имущество, после своей смерти и смерти Елисаветы, своим племянникам, детям брата Павла – Марии и Дмитрию. Хотя ему было тогда всего 35 лет, но на появление прямых потомков он не рассчитывал.

Любил ли Сергий Александрович свою жену? Да. Это не подлежит сомнению. Элла для него стала самым близким, самым дорогим существом, человеком, с которым он был совершенно откровенен и делился своими радостями и печалями. Он считал своим долгом заботиться не только о ее благополучии, но и о духовном и эстетическом развитии. 

В 1891 году произошло важное событие в жизни Русской императорской фамилии. После семи лет сомнений и колебаний Елисавета Феодоровна приняла Православие. Объясняя свой шаг, она писала в январе 1891 году отцу в Дармштадт: «Я все время думала и читала и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, представляя все это совершенно одной моей совести».

Начало 1891 года ознаменовалось для Великого Князя Сергия событием, существенно изменившим его жизнь. В феврале он был назначен Московским генерал-губернатором.

Великому Князю пришлось учиться многому. Встречи, приемы, смотры, парады, молебны – на это уходила основная часть служебного времени. Его слезно звали и нижайше просили присутствовать на освящении церквей, богаделен, приютов, больниц, школ, выставок, на открытии различных съездов и собраний; на его имя шел огромный поток корреспонденции с различными просьбами, ходатайствами, а нередко и прямыми доносами на неугодных кому-то лиц.

Ситуация для Князя Сергия осложнялась тем, что лично он почти никого не знал и приходилось с первого дня пребывания в Москве вести себя крайне осторожно, чтобы не попасть впросак. Постоянное пребывание на публике требовало огромного нервного напряжения. Несколько лет ушли на то, чтобы объехать свои подведомственные территории, познакомиться с администрацией, бытом и условиями жизни и хозяйствования в различных районах. Особое внимание им было уделено Московской губернии, которую он с женой исколесил вдоль и поперек.

Сергий Александрович находился в центре трагических событий октября 1894 года, когда в Ливадии скончался Александр III. В день похорон, 7 ноября, он занес в дневник: «Невыносимо тяжела была минута, когда опускали моего Государя в могилу; мне все казалось, что это не Он. Он не может лежать в гробу! И снова приходится начинать жизнь – ужасно без Него! Не для Него жить и работать мне кажется невероятным». Высохли слезы, отслужили панихиды, и надо было жить дальше, служить России, своему Государю.

На престол взошел Николай II Александрович, человек, которого его дядя знал с малолетства. Дружеские и верноподданейшие чувства по отношению к Николаю II существовали в душе Великого Князя неразрывно. Но они не мешали ему видеть нежелаемое и критически реагировать на целый ряд аспектов государственной политики. Он с самого первого дня воцарения молодого Монарха очень внимательно наблюдал за господствующими направлениями в правящих верхах и стремился донести до Императора свое мнение о происходящих событиях, собственный взгляд на людей.

13 марта 1901 года Великий Князь писал Монарху: «Признаюсь Тебе, что мне очень трудно; веяния нехорошие, проявления прямо революционные – нужно называть вещи своими именами без иллюзий. Время напоминает мне скверные времена моей молодости! Твердо, круто, сильно нужно вести дело, чтоб не скользить дальше по наклонной плоскости. Полумерами довольствоваться нельзя теперь. Верю, что время есть, но надо действовать, не теряя времени. Помоги Тебе Господь и вдохнови Тебя Отец Твой, спасший Россию». Дядя был далеко не единственным, кто призывал Монарха к твердости, но реализовывать эти призывы Император не спешил по той простой причине, что не знал, как это сделать. В начале XX века методы 80-х годов уже мало подходили. К тому же Николай II почти всегда пытался найти приемлемые для всех решения, а таких решений, как оказалось позднее, просто не существовало.

Времена наступали тяжелые. После убийства в июле 1904 года министра внутренних дел В. К. Плеве на этот влиятельный пост был назначен князь П. Д. Святополк-Мирский, провозгласивший «эпоху доверия» и взявший курс на заигрывание с либеральной оппозицией. Это назначение полностью прошло мимо Сергия Александровича. Он никогда бы не одобрил такого выбора. 2 ноября Князь Сергий записал: «Почти все серьезные люди в ужасе, от Мирского и от всего, что творится». Однако голосов «серьезных людей» почти не было слышно, и задавать тон в политической жизни начинали другие, те, кто ратовал за реформы, за компромисс. Эта позиция всегда была чужда Сергию Александровичу, и в конце концов он принял трудное решение.

31 декабря 1904 года Сергий Александрович записал: «Последний мой день генерал-губернаторства! Странное чувство после 14 лет! После доклада Трепова обнялись, прослезились… Господи, пощади мя!» На следующий день он отправился в свою последнюю поездку в Петербург, где в последний раз видел Императора, Императрицу и некоторых других родственников. Через день вернулся в Москву. Он теперь мало кого видел, редко выезжал и принимал только по необходимости своей службы. Жена, племянники, книги составляли главное занятие дня. И молитва. Он молился часто и горячо, как никогда раньше, как будто предчувствуя скорое расставание с земным миром. С ним оставались дорогие воспоминания и надежда на милость Всевышнего. Жизнь становилась пыткой, события были одно другого безрадостней, и, не переставая, болело сердце. 15 января написал последнее письмо своему единственному другу, Великому Князю Константину Константиновичу, где заметил: «Да, невыразимо тяжелые дни приходится переживать! Должен сознаться, что я вообразить не мог, что мы можем дожить до подобных безобразий».

Несмотря на весь ужас преждевременной смерти, Великому Князю Сергию Александровичу все-таки в известном смысле повезло: он не видел самого страшного, не дожил до самого жуткого, до рокового дня 2 марта 1917 года и всего последующего космического кошмара...

1518786472_4 (1).jpg
Могила Князя в Новоспасском монастыре Москвы

А.Н. Боханов, доктор исторических наук
Великий Князь Сергий Александрович // Российские консерваторы
М., 1997. С. 324–371 (публикуется в сокращении)

Источник: Газета «Православный Крест»* №4 (196) от 15 февраля 2018 г.

___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998

См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100