Воскресенье, 24 Марта 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

Ст.Серафим Тяпочкин обб Украине
Те, кто в этих народах (Украина и Белоруссия) против союза с Россией — даже если они считают себя верующими — становятся служителями диавола.
Старец Серафим (Тяпочкин)

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

О чем не любят вспоминать цареборцы: 60 фактов о правлении последнего Русского Императора
При Николае II русский национализм был самой мощной силой в легальной политике, жестко отстаивая русские интересы везде, где мы соприкасались с недругами. Было множество организаций, некоторых партий и всякого рода патриотических движений, от Союза Русского Народа и Всероссийского Национального Союза...

Спасайтесь в России: История из жизни о пагубном увлечении инородными церковными традициями
...Некоторые из наших дореволюционных старцев не советовали увлекаться Афоном. Они даже не благословляли читать книги об Афоне, чтобы не заразиться безплодными душевредными мечтаниями, а советовали спасаться в России. Почему они так поступали? Актуально ли это для нашего времени? Не так давно у нас состоялась...

Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»
Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей вывода российских войск из Афганистана, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
С чего начинается обращение ко Христу: Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице о заповеди для Закхея
С чего начинается обращение ко Христу: Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице о заповеди для Закхея

«Он дико взглянул и протер глаза… Она идет прямо к нему. 
В страхе очертил он около себя круг. 
С усилием начал читать молитвы и произносить заклинания, 
которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою 
ведьм и нечистых духов»
​Н.В.Гоголь. Вий

Личное пространство

Личное пространство – один из идолов современного общества. Пресловутая глобализация, развитие которой, по замыслу, должно приводить мир к объединению, а общество – к сплоченности, в реальности ощутимо ведет к обратному: все большему обособлению отдельных личностей, глухо замыкающихся на себе в своем собственном «круге». Николай Васильевич, гениально изобразивший несчастного Хому Брута, вероятно, и не представлял, о какой будущей печальной реальности он напророчил: человек, скрываясь «от ведьм», будет очерчивать вокруг себя разнообразные убогие «круги», обрекая себя этим на неизбежную духовную гибель.

Личное пространство – само по себе явление жизненно необходимое. Человеку важно иметь свой «угол», чтобы оставаться трудоспособным и полезным для общества, он должен иметь личное свободное время, чтобы подольше сохранить эту трудоспособность и не чувствовать себя несчастным. Человеку крайне необходимо иметь свободу в выборе супруга, профессии, хобби; важно, чтобы в общении с ним соблюдали дистанцию: манера некоторых при разговоре трогать одежду собеседника действует весьма раздражающе.

Однако, подпорченное современными «борцами за свободу», это понятие в последнее время все чаще возводится на пьедестал абсолютной ценности: все содержание личного пространства должно определяться не нравственными нормами (хоть какими-то), а исключительно свободой и личным предпочтением человека. И, если даже противоречит поступок человека веками слагавшимся нравственным принципам и житейскому опыту, ты «трогать его не моги», потому как не имеешь право влезать «своими сапогами» в его личное пространство.

Во всей красе мы можем наблюдать это на Западе. Трансгендерная революция, постепенно отнимающая законные права у природной самоидентификации человека; распространяющиеся со скоростью эпидемии узаконение и одобрение однополых союзов (не станем называть это браком); ювенальная юстиция, лишающая родителей права на воспитательный шлепок; и даже узаконенная в некоторых странах педофилия – все это звенья одной цепи или венка, сплетенного на «главе» идола под названием «личное пространство человека».

У нас, слава Богу, все пока не так плохо. Однако и у нас своего хватает. Например, нередко встречается мнение, что человек, в принципе, может позволить себе все, что «может позволить». Хочешь ты купить себе домой телевизор за 600 тысяч рублей и, главное, можешь это себе позволить? Ради Бога! Имеешь полное право, ибо это твое личное пространство. Или пример из другой области: сделаешь замечание девушке, идущей по «пешеходу» в наушниках, ради ее же безопасности, так за это еще и получишь, ибо лезешь не в свое дело, а в чужую жизнь. То, что раньше было в порядке вещей, сейчас нередко воспринимается как нарушение права и свободы. Сегодня уже встречаются примеры, когда воспитатели в саду боятся дать шлепок воспитаннику, а учителя – выставить расшалившегося ученика из класса, поскольку опасаются возможных проблем с прокуратурой! Куда это годится?

Иными словами, мы постепенно превращаемся в «колючих ежиков», катящихся по жизненному пространству со все большей скоростью и все реже открывающихся для окружающих. В подобных обстоятельствах значительно усложняется и проповедь о Христе. Общество потребления – законнорожденное дитя глобализации – при помощи «высокоточного оружия» – поголовной гаджетизации, распространения разнообразных субкультур, масштабного внедрения культуры потребления и пр., – замыкая человека на себе, уводит от Бога в мир иллюзий, навязывая свои «розовые очки». Глаза человека, часами погруженные в социальные сети, весьма сложно обратить к иконе; его уши, лавинообразно воспринимающие децибелы рока и попсы, нелегко настроить на слушание Евангелия. Стопы человека нелегко направить в сторону храма, когда они приучены, кроме дома и работы, только к местам развлечений и кутежных праздников, где «глянец» непреодолимо завораживает и увлекает…

Закхей

В этой связи мне хочется вспомнить о… Закхее. Том самом маленьком Закхее, который подкарауливал Христа и залез на дерево, чтобы Его увидеть (ср. Лк. 19, 1–10). О нем Писание говорит, что он был начальник мытарей и человек богатый. Обладая властью и богатством, он был велик и значим в собственных глазах – и мал и ненавистен в глазах окружающих. Да и сам к окружающим относился без должной любви, причиняя обиды и отнимая нажитое, за что и прослыл человеком грешным. Закхей – образ человека, чутко оберегающего свое личное пространство и не позволяющего вмешиваться в свою жизнь каким-либо нравственным нормам. Он имел в своем обществе высокое социальное положение, используя это положение, неправедно приобрел богатство и мог позволить себе многое. Власть, на которую он трудился, создавала иллюзию стабильного благополучия на долгие годы, и не было оснований полагать, что произойдут какие-либо благие изменения в нравственном облике этого человека. Однако они произошли: он довольно легко раздвинул пределы своего личного пространства, впустил в него Христа, Который и переродил его. И начальные причины подобного перерождения должны стать предметом нашего пристального внимания, ибо в положении Закхея сегодня остаются многие наши братья и сестры. Близкие нам по крови и не очень.

О Закхее говорится, что он искал видеть Иисуса. Он слышал о Христе от других и знал, что это – Чудотворец и оригинальный Проповедник, говорящий много необычного. Это внешнее знание пробудило в нем интерес к личности Христа, и он делает первые шаги навстречу Ему – идет к Его тропе и залезает на дерево. О чем это может сказать нам? Заинтересованность – начальная причина веры. Апостол Павел говорит, что вера рождается от слышания (ср. Рим. 10, 17), но чтобы человек не просто слышал, а слушал, необходимо говорить так, чтобы слушать это было интересно. И это нужно иметь в виду, когда мы рассказываем о Христе людям, еще пока далеким от Него. Подобно апостолу Павлу, который для всех сделался всем (1Кор. 9, 22), мы должны говорить с человеком языком понятий, доступных и даже близких нашему слушателю. С кинокритиком или кинолюбителем легко говорить о христианстве в контексте беседы о кинематографе. Можно и «Остров» Лунгина вместе посмотреть, или «Солярис» и «Сталкер» Тарковского. С любителем рока хорошо обсудить оперу «Юнона и Авось», с любителем живописи – сходить в Третьяковку. Со школьниками можно поговорить на темы фильмов «Аватар» или «Хроники Нарнии: лев, колдунья и платяной шкаф» – этот фильм вообще метафорически повествует о Воскресении Христовом.

Если с нами живет близкий человек, которому неинтересен кинематограф, живопись или рок, и предел его увлечений – еда, рыбалка и ток-шоу, то и в этом случае не следует отчаиваться. Промыслительные действия Божии в нашей жизни столь многообразны и глубоки, что в любом важном событии можно почувствовать заботу любящего нас Бога и рассказать об этом близкому. Только бы не забыть помолиться перед рассказом о Боге Самому Богу, чтобы рассказ получился достойным.

Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

Если заинтересованность достигнута, и ваш собеседник, так сказать, «залез на смоковницу», не спешите тащить его в храм на Причастие! Вспомните первую заповедь, с которой обратился Христос к Закхею: сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Не всякому Христос говорит сразу «следуй за Мной», а спешит сперва Сам посетить его. Порой и неоднократно посетить. Апостол Петр, как известно, не сразу оставил семью и прилепился ко Христу, а лишь после того, как Христос многократно побывал у него дома и даже исцелил его тещу.

Христу подобает стать частым Гостем в нашем доме, если мы желаем, чтобы за Ним пошли наши домочадцы. И здесь дело за нами! За теми из нас, кто уже уверовал и хочет приобщить к вере близких. Для этого необходима лишь самая «малость»: надо, чтобы Христа они увидели в нас! Например, если ты муж, то возлюби свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Возлюби ее как свое тело, грей и питай ее – и она полюбит тебя как Христа, а значит, и Христа полюбит. Ты жена? Тогда повинуйся мужу своему, как Церковь повинуется Христу во всем. Всегда помни о том, что ты – тело его и помощница, а он – глава. А решения кто принимает? Глава. Поэтому довольствуйся своим положением советчицы, а последнее слово оставляй за главой. Поступая так, сохранишь главное для семьи – мир, а сохранив мир, приведешь в семью и Миротворца – Христа, Который уж сообразит, как обратить твоего мужа.

Покаяние, рожденное любовью

Есть и еще замечательный момент в повествовании о Закхее. Христос приходит к нему в дом разделить его трапезу, и все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 7). Услышав это, Закхей из опасения, что Христос оставит его, приносит Ему искреннее покаяние с обещанием и достойных плодов его: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Что было причиной глубокого покаяния Закхеева, сопряженного с обещанием исправиться? – Любовь Христа, которую он очень боялся потерять, а отнюдь не указание на его грехи со стороны присутствующих! Эти последние стали лишь своего рода «детонатором», поднявшим на поверхность то, что уже лежало в глубине души Закхея. Причиной же была любовь Христа, чуждая, как видно из текста, какого-либо упрека.

Вот здесь мы и находим очень важный для себя урок! Нередко в порыве лишенного рассудительности «агрессивного миссионерства» мы начинаем «обращать ко Христу» своих единокровных путем нападок и упреков. Они, несчастные, бывают вынуждены слышать от нас нечто подобное: «Вот, ты все болеешь и страдаешь, а все потому, что Бога забыл(а), не исповедуешься и не причащаешься»; или «Твой бог – телевизор, а Бога истинного ты уже совсем забыл(а)»; или «Тебе лишь бы поесть, а на дворе вообще-то пост». Вариантов много, но во всех рефреном повторяется одно: злословие ближнего за то, что он еще не пришел к Богу. Но разве эта справедливо с нашей стороны, когда нам известно, что вера – это дар Божий? Мы в таких случаях склонны говорить, что говорим все это ради их же блага, но вот что об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник, игумен Горы Синайской:

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “оставьте такую любовь”, чтобы не оказалось ложным сказанное: “оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях” (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу» [1].

И Христос неслучайно ни единым словом не попрекает Закхея. Он указывает нам единственный способ, которым мы можем помочь нашим ближним обратиться к Богу: путь самоотверженной любви, лишенной ненужного навязчивого морализаторства.

Ныне пришло спасение дому сему

Спасение достигает Закхея как отклик на его покаяние. Нельзя не заметить: Господь говорит о его спасении лишь после того, как вполне обнаружен и засвидетельствован многими грех Закхея, и после того, как Закхей, отметая всякое самооправдание, говорит о решимости возместить зло многократным добром. Подобный внутренний процесс – своего рода путь, который всякий христианин обязан проложить в своем сердце, открывая его для спасительной поступи благодати Духа. Всякого человека спасение достигает лишь тогда, когда он вполне увидит свой грех, исповедает его перед Богом без всякого самооправдания и будет исполнен решимости грех оставить, а зло по возможности возместить.

Но для начала нужно все-таки допустить Христа в «свой дом», разорвав порочный круг своего личного пространства, привыкшего совсем к другим гостям. Мудрый Закхей, услышав слова Христовы: Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме, сразу откликается на призыв и принимает Христа. Звучит этот Христов призыв и в наше апокалиптическое время: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Будет звучать он и до скончания века, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Но многие ли откликнутся на этот призыв?

Священник Димитрий Выдумкин

Источник: http://www.pravoslavie.ru/110014.html

___________________
См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


СНИЛС – «печать антихриста»: Страховой пенсионный номер сделали обязательным цифровым идентификатором для всех граждан России

14 марта 2019 г. в Госдуме принят во втором чтении правительственный законопроект, учреждающий антиконституционную цифровую диктатуру. «Народные избранники» проголосовали за законопроект о трансформации СНИЛС в личный номер («цифровое имя», «сквозной идентификатор» – называйте как угодно) человека в единой базе данных, по которому будет происходить взаимодействие с т.н. государством...


Константинополь и Рим уже согласовали совместное управление: Доклад святогорцев о причинах кризиса в мировом Православии

В докладе афонских отцов, присланном на конференцию (сами афониты не смогли приехать), рассматриваются богословские предпосылки формирования учения о первенстве Константинопольского патриарха: это учение напрямую связано с новой экклезиологией, выработанной экуменическим движением. Авторы отмечают...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Украина будет с Россией, верь!: Прот. Владимир Очеретяный о своем духовном пути, Православии на Малой Руси и пророчествах старцев

...В каких только населенных пунктах пылающего Донбасса не побывал отец Владимир за полтора года войны! А ведь у него что-то с позвоночником, и он передвигается с помощью двух локтевых костылей. Можно только поражаться силе духа и мужеству этого человека. Сколько раз он попадал под обстрел, сколько раз...


Удерживающий Святой Руси: Беседа с историком Д.Б. Гришиным о Великом Князе-мученике Сергии Александровиче

Будучи виднейшим охранителем, Сергий Александрович фактически стал первой жертвой в ряду всех последовавших мучеников Дома Романовых. Его современники это четко понимали: если мы посмотрим печатные издания того времени, в откликах на его гибель часто повторялись слова: «Великий Князь-мученик». Духовные...


Это вопрос не политики, а спасения души: Ответ слугам лукавого, пособникам построения царства антихриста

Отличительной чертой нашего времени является практически полная неосведомленность подавляющего большинства граждан России, в том числе и православных, в вопросах, касающихся проблем глобализации и электронной идентификации личности. Люди даже не подозревают, что на планете Земля вступило в решающую фазу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100