Прежде чем начать разговор, заглянем в «Словарь живого великорусского языка» и посмотрим, как Владимир Иванович Даль определял значение слова «реклама».
«Реклама: Восхвалительное объявление о товаре».
Замечательное определение! Тут вся сущность рекламы раскрыта разом: «восхвалительное объявление», — а это значит непременное преувеличение добротности товара, непременная гипербола, а говоря по-русски, попросту обман. Как говаривали наши кондовые старорусские купчины, «не обманешь — не продашь». Эти слова были верны для эпохи Даля, верны они и по сей день. Итак, получается, что реклама — это средство обмана, орудие лжи.
Кстати, любопытно было бы сравнить далевское определение с тем, что даёт нынешний закон о рекламе: «Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержка интереса к нему, его продвижение на рынке…». Ужас! Язык сломаешь, произнося эту громоздкую невнятицу.
И если уж мы начали разговор с XIX века, то вспомним, что первое рекламное агентство появилось в России именно в то столетие, и открыл его некий обрусевший чех. А что в ХХ веке? На первый взгляд кажется, что в СССР рекламы вовсе не было, но нет, она была, и весьма любопытная. Во-первых, реклама широко развивалась в годы НЭПа, когда было разрешено частное предпринимательство. Все помнят рекламные лозунги, созданные Маяковским: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» Но характерно, что Маяковский создавал не только коммерческую, но и социальную рекламу: «Товарищи люди! На пол не плюйте!»; «Не пейте спиртных напитков! Пьющим — яд, окружающим — пытка!»; «Курить бросим — яд в папиросе!» и т.д. То есть советская эпоха всё же отдавала предпочтение рекламе социальной и политической: «Партия — наш рулевой»; «Народ и партия едины», — хотя тогда политическая реклама называлась пропагандой и агитацией…
Настоящее нашествие коммерческой рекламы на Россию началось только после перестройки. И тогда же многие думающие люди с удивлением заметили, что собственно коммерческая задача у рекламы вовсе не единственная, а порою даже и не главная. У всякой рекламы имеется двойное дно: во-первых, как говорится в законе, «привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке», а во-вторых, пропаганда особого, потребительского отношения ко всему на свете, внедрение в сознание идей либерализма и глобализма.
Фактически реклама — это главный механизм, с помощью которого идёт управление современным миром. Реклама определяет всё. Все средства массовой информации стали только приложением к рекламе, и оцениваются они по количеству и цене рекламы, в них содержащейся. Реклама диктует телевидению, что нужно показывать людям, ибо выгоднее всего вставлять рекламу в фильмы и программы-бестселлеры, то есть наиболее продаваемые, популярные передачи. А это, как мы ранее говорили, эксплуатация инстинктов секса, смеха и страха.
Это детская одежда, но вот лакомства для детей: конфета «киндер-джойс», всевозможные «пепси», «спрайты», «севен-апы»… Не говоря уже о том, что все эти продукты крайне вредны для здоровья, в особенности детского… Но вслушайтесь, как не по-русски звучат их названия! Ребёнка с малых лет приучают к чужой речи, разрушают языковую культуру, отбивают любовь к родному языку. Реклама, тысячи раз восхваляя какой-нибудь «киндер-джойс», пропагандирует не только сомнительного качества конфету, но и чуждую нам речь.
А просто недобросовестная реклама, — кто защитит нас от неё? От рекламы болеутоляющих средств, например? На экране пожилой человек стонет от боли в пояснице, — ему чем-то мажут спину, и он тут же, бодрый и весёлый, бежит куда-то, да ещё и с огромным чемоданом: эффект моментальный! Разве те, кто создавал этот ролик, не понимают, как они вредят больным? Ведь такое лекарство только снимает боль, а причина-то болезни остаётся! Человека учат не лечиться, но переносить болезнь на ногах. Сейчас, слава Богу, с экранов исчезла реклама алкоголя и табака, но реклама болеутоляющих средств или пресловутое снадобье «ловелас — в постели ас», а также нечто подобное, рекламируемое кандидатом в президенты К. Собчак, могут принести не меньший вред. Выходит, что именно реклама устанавливает уровень физического и нравственного здоровья нации!
Последняя новинка — банковская реклама: кредиты, залоги и тому подобные финансовые операции, разобраться в которых неспециалисту просто немыслимо. Чтобы верно оценить такую информацию, нужно обратиться к финансисту-профессионалу, к адвокату, — иначе велика вероятность оказаться обманутым. Мы-то хорошо знаем, что в таких случаях слишком доверчивым быть не приходится, — но почему же столь опасная реклама попадает на экраны?
В своё время один из наших прежних вице-губернаторов проводил круглый стол по вопросам воспитания молодежи. Я тогда спросил: «Почему в городе появляется столь безнравственная и уродливая реклама? Неужели нельзя этот процесс проконтролировать?» И вице-губернатор мне ответил: «Но у нас же нет цензуры, мы не вправе ничего запретить! Можно, конечно, подать на рекламистов в суд, но пока соберёшь нужные документы, пока дело начнётся, реклама, о которой шла речь, уже заменится новой… Тут пока исправить ничего нельзя…».
Поразительно! Невольно возникает вопрос: кому выгодно такое положение дел? Почему, как только ставится вопрос о контроле над информацией, в ответ тут же поднимаются крики: «Это цензура!.. Вы хотите вернуть цензуру!..» Хотя, между прочим, в области политической информации цензура как существовала, так и существует по-прежнему… Хорошо, давайте не будем употреблять слово «цензура», скажем — «нравственный контроль»… Почему тот же ФАС не скажет более строго и четко: «Нет, извините, эта реклама по нравственным критериям не годится!»
Но даже если мы совершенно изгоним с наших улиц, с экранов телевизоров аморальную, грязную, лживую рекламу, — всё равно главное зло останется: коммерческая реклама в принципе развращает человеческую душу, приучает её к потребительству, говорит о том, что единственное счастье, единственный восторг, который можно испытать — это восторг от невероятно вкусного сыра, от конфетки с англоязычным названием, от модных тряпок… Наши дети с малых лет усваивают такой подход к жизни, и уже в младших классах начинают хвастать друг перед другом: «У меня рюкзак такой-то фирмы!» — «А у меня такой-то айфон!» — «А я ем такие-то конфеты!». На наших глазах идёт поразительное антивоспитание…
Взгляните на главных героев нашего потребительского мира, на обитателей всевозможных Рублёвок, которые искренне считают себя сливками общества, а сами не в состоянии предъявить ничего, кроме своих богатых, безвкусно обставленных домов, богатой одежды, богатой жратвы… Но тлен остаётся тленом, а никаких иных богатств — умственных, нравственных, духовных — не накоплено…
Как-то раз я беседовал в Москве с психологами, занимающимися рекламой, — пытался объяснить им всё то, о чём здесь уже сказано… Они долго не могли понять, к чему я клоню, но наконец, поняли: «Так значит, вы отрицаете рекламу в принципе?» — «Да. Я вообще против рекламы».
Если вдуматься, реклама есть в высшей степени антихристианское явление. Она учит нас нарушать заповеди, данные людям Богом, она хочет человека из существа духовного сделать только плотским. <...>
Чтобы закончить разговор на чём-то светлом, чистом, хочу сказать вот что… Так или иначе, а сейчас тот рекламный разгул, какой мы видели в 90-х и в нулевых годах, стараниями общественности и власти несколько поутих: коммерческая реклама сейчас не столь агрессивна и несколько менее аморальна. Зато развёртывается реклама социальная, зачастую несущая людям здоровые и нравственные идеи. Особенно радуюсь я в преддверии очередного Дня Победы, когда с рекламных щитов на меня смотрят не алчные потребители, восхваляющие какое-то очередное барахло, а светлые лица людей, победивших фашизм, — эти школьники с медалями «За оборону Лениграда», эти девушки-зенитчицы, эти молодые лейтенанты-фронтовики… Как жаль, что такой праздник не продолжается круглый год!..
http://www.pravpiter.ru
___________________
См. по теме:
Социальные сети копаются в нашем сознании: Как это возможно и как себя защитить?
Здравствуй, «дивный новый мир»: В Европе изобрели спрей для любви к мигрантам и содомитам
Тяжелый металл под маской аскетов?: Воззвание крымчан против кощунственных выступлений «Хора монахов»
Возвести достойную культуру в ранг национальных приоритетов: Обращение общественности к президенту
Объектом изменений является человеческая личность: О.Н. Четверикова о глобализме и духовном отступлении
<-назад в раздел