Проект «Матильда» – против Путина: Режиссер Учитель признался, для чего создавалось кощунство
Эта кинолента не об истории. Историческая канва только отвлекает от понимания этого явления. Этот фильм – своеобразное отражение современной России, того ее исторического периода, когда очень небольшая социальная прослойка, нарядившись в костюмы новой аристократии, вдруг решила, что они и есть эта самая аристократия, наследница старой дворянской России. Костюмы элиты на представителях этой группы населения сидят также неказисто, как и на актерах этого фильма, но критики все куплены, кто посмеет бросить камень?
Этот фильм в целом порожден сознанием и подсознанием современной российской элиты. Поэтому, она его и будет ожесточенно защищать в лице своих назначенцев в правительстве и представителей в думе. И именно поэтому, только о нем и говорят средства массовой информации. В этом продукте современного российского кинематографа неороссийская аристократия увидит свое историческое оправдание и воспримет его как акт легитимации.
Однако, это оправдание современной российской элиты одновременно есть унижение верховной власти.
Кинематограф, пожалуй больше, чем другие виды искусства, является идеологическим оружием. Он всегда несет какое-то послание, идею обществу. Идея фильма, или, лучше сказать, послание фильма обществу, исходит от заказчика, осознанно или неосознанно формулирующего запрос. Отсутствие идеи – тоже своего рода идея. Подобно тому, как отсутствие философии тоже своего рода философия.
В случае с этим фильмом заказчиком кажется выступает государство. Деньги выделялись не малые. А результат, судя по всему, удовлетворил министра культуры, различные комитеты по культуре и всех представителей художественной среды, кто так или иначе высказался в его поддержку. Но кто является действительным заказчиком? Ответить на этот вопрос поможет, как мне кажется, основная идея фильма.
Идея фильма проста. Чтобы ее уловить, тратить время на просмотр фильма не обязательно. Так какая же идея этого фильма? Она, на мой взгляд заключается в следующем: Царь стоит перед выбором и делает неправильный выбор. Осуждение царя за неправильный выбор – вот главная идея и послание фильма.
<...> Царь, или просто верховный правитель в России, призван сделать исторический выбор не в пользу частных интересов элиты, а в пользу государства в целом или в пользу народа. Но именно такой выбор элита проклинает, очерняя память царя в веках.
Считать, что главный герой картины – это Николай Александрович, все равно что считать льва из басни портретом настоящего льва. Послание фильма может носить не только исторический, но и не исторический характер. Оно вполне адресовано и нынешнему правителю России. <...>
Итак, фильм, получается, посвящен ныне действующему президенту Путину. Что же касается самого режиссера А. Учителя, то он это даже не отвергает, но - более того: в одной из кулуарных бесед он отметил именно этот факт, что в снятом им фильме действительно отражена современная реальность, и на историческом эпизоде знакомства и дружбы Императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской показаны отношения Президента России В.В. Путина и гимнастки (теперь уже бывшей) Алины Кабаевой.
Могу лишь добавить, что такой художественный прием действительно имеет место в кинематографе и литературе, и не является чем-то новым и необычным. Но на это ли выделялись деньги государством, чтобы распространять чей-то "художественный вымысел" о своем правителе?
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел