Понедельник, 22 Октября 2018 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский об экуменизме
К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной,.. она у них ...обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу... Вот, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии!
Прав. Иоанн Крондштадский об экуменизме

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

В кулуарах

Военный художник: Максим Фаюстов пишет картины о подвигах Русских героев разных лет
...Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, автор известных картин «Русский герой – Евгений Родионов» и «Шестая рота» (о легендарных псковских десантниках). Подвиги героев – как прошлого (св. Димитрия Донского, Ивана Сусанина, Космы Минина…), так и в особенности современные (например, участников Чеченской войны) являются ключевой темой его творчества...

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пастырь-трезвенник, патриот и монархист: Протоиерей Александр Васильев – духовник Царственных мучеников

6/19 сентября в 1868 году – родился протоиерей Александр Васильев, духовник Царственных Мучеников

…Герой сегодняшней публикации – протоиерей Александр Петрович Васильев, законоучитель царских детей и последний духовник Царственных мучеников, пастырь-трезвенник, патриот и монархист. Примечательно, что батюшка был выходцем из простого народа, чутким к страданиям ближних, талантливым и смиренным, и факт избрания его царской четой духовным наставником – ко всему прочему есть яркое свидетельство их собственного благочестия. Подобно другому священномученику-черносотенцу протоиерею Иоанну Восторгову, отец Александр в числе первых пал жертвой кровавого красного террора. При подготовке материала мы с сожалением отметили, что информация о подвижнике фактически отсутствует в открытых источниках. Хочется надеяться, что в будущем она станет доступной широкому кругу читателей.

духовник.jpg
О. Александр с Цесаревичем

В Петербург Александр Петрович Васильев, крестьянский сын, круглый сирота, приехал из Смоленской губернии, чтобы продолжить образование. В столице он встал у истоков трезвеннического движения, идею которого воспринял в Татевской школе у своего наставника, выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского.

Каждая его проповедь и беседа с рабочими несла главную мысль: «Трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть». Трезвенническое движение объединило людей, в послереволюционное время явившихся светочами Церкви: священноновомучеников протоиереев Философа Орнатского, Петра Скипетрова, Павла Кульбуша (впоследствии епископа Ревельского Платона).

Деятельность отца Александра была удивительно обширной: он настоятельствовал в нескольких храмах; состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которым руководил отец Философ Орнатский, и Попечительства о слепых Императрицы Марии Феодоровны; членствовал в Епархиальном Братстве Пресвятой Богородицы, Православном центре трезвости и просвещения; был епархиальным наблюдателем церковных школ и законоучителем в нескольких столичных гимназиях и церковно-приходских школах. Однако при всей широте обязанностей батюшки в нем не было пестроты разноплановости: он совершал единое пастырское служение Богу, Церкви и Русскому народу.

Это служение привело отца Александра и в стан патриотов – в Союз Михаила Архангела, возникший в 1908 году, после распада Союза Русского Народа, с целью развития среди православных Русских людей «ревностной, деятельной любви к своей вере, своему Царю-Самодержцу и своему Народу для дружной совместной работы всех без различия состояний и сословий на пользу России единой, неделимой и мощной». В 1909 году его почетным председателем был избран будущий новомученик протоиерей Иоанн Восторгов. Отец Александр избирался в состав управляющей Главной Палаты.

За педагогические и пастырские заслуги Церковь наградила батюшку наперсным крестом от Святейшего Синода; специальной синодальной грамотой, орденом святой Анны 3-й степени, орденами святого Владимира 3-й и 4-й степеней, палицей и митрой. Из Кабинета его Величества 5 октября 1912 года протоиерей Александр Васильев был пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными камнями.

С 9 января 1910 года отец Александр являлся духовником и преподавателем Закона Божиего Великих Княжон, с 7 января 1912 года – Цесаревича Алексия Николаевича.

В октябре 1912 года, в Спале, одиннадцать суток Государыня практически не отходила от болящего Цесаревича. В саду, в большой палатке поставили походный алтарь, и отец Александр служил каждый день. Из дневника Государя от 10 октября: «Сегодня, слава Богу, наступило улучшение в состоянии здоровья дорогого Алексея. После обедни, отслуженной законоучителем детей отцом Васильевым, он принес Святые Дары к Алексею и причастил его. Такое было утешение для нас. После этого Алексей провел ночь спокойно и бодро. Все воспряли духом».

2 февраля 1914 года протоиерей Александр Петрович Васильев стал духовником Государя Николая Александровича и Государыни Александры Феодоровны. По закону это назначение давало ему право поселиться в доме членов Министерства Императорского Двора на Воскресенской набережной. Если же в Министерском доме не было свободной квартиры, отставной духовник Царской Семьи выезжал из своей. На тот момент свободной квартиры не оказалось, но отец Александр воспрепятствовал выселению протоиерея Николая Кедринского. Он получил только летний флигель на Елагином острове и продолжал жить со своей семьей далеко от центра (набережная реки Фонтанки, 197). А семья была большая – батюшка с матушкой Ольгой Ивановной воспитывали семерых детей: Сергея (1894), Николая (1895), Марию (1897), Владимира (1900), Екатерину (1901), Александру (1903) и Иоанна (1905).

Из письма доктора Боткина: «Ливадия. 5.IV.1914.<...> Долгие службы, благодаря дивному служению отца Александра, простаиваются легко, производят сильное впечатление и надолго создают особое настроение».

А. А. Вырубова: «Служба отца Александра очень нравилась Их Величествам».

Из письма Государыни от 26 августа 1915 года в Ставку: «Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали. Это было бы им очень полезно, т. к. он очень хорошо коснулся внутренних вопросов».

В переписке Царицы-Мученицы священник – «Батюшка» и «наш отец Александр»: «Наш Батюшка служил молебен…», «Я просила Батюшку прочесть молитвы…», «Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской», «Хотела бы, чтобы ты (Император Николай II) причастился, и Батюшка думает то же самое», «Батюшка принес Бэби (Цесаревичу Алексею) Святое Причастие…»

По свидетельствам современников, протоиерей Александр с почтением относился к «царскому другу» Григорию Ефимовичу Распутину: «Отец Васильев не называл Распутина святым, но из всей его речи выходило, что он считает его чем-то вроде святого» (Протопресвитер Г. Шавельский); «Я вызвал отца Васильева. Он передал мне, что Императрица Александра Феодоровна поручила ему высказать мне свое мнение о старце: „Это вполне богобоязненный и верующий человек, безвредный и даже скорее полезный для Царской Семьи". „Какая же его роль особенно по отношению к детям в Царской Семье?" „Он с детьми беседует о Боге, о вере"» (М. В. Родзянко).

Из дневника Императора от 21 декабря 1916 года: «В 9 часов поехали всею семьею мимо здания фотографии и направо к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17-е декабря извергами в доме Ф. Юсупова, стоял уже опущенный в могилу. Отец Ал. Васильев отслужил литию, после чего мы вернулись домой…»

Несомненная заслуга священника – в том, что евангельские заповеди, на которых он взращивал Августейших детей, стали для них стержневой основой, не терявшей крепости ни при каких обстоятельствах. А к Церкви и Таинствам они относились как к важнейшей жизненной составляющей. Поэтому арестованный позже Цесаревич без чьей-либо указки или приглашения, исключительно из внутренней потребности, прислуживал на богослужениях.
Из дневника Алексия Николаевича за 1916 год:

« – 6 апреля. Болит рука...;

– 7 апреля. То же самое. Исповедовался в постели;

– 8 апреля. То же самое. Приобщался в постели;

– 9 апреля. Был у заутрени. Завтракал со своими...;

– 10 апреля. Христос Воскрес! Встал 1/2 11. Христосовался со своими. Мама давала яйца всем. Вечером катался и был у Коли. Лег рано;

– 20 октября. Исповедовался у Батюшки. Катался в Екатерининском парке и играл. Провел день как всегда;

– 21 октября. Был в церкви. Приобщился в нижнем храме Святых Таин с Папа, Мама и сестрами. Завтракал со всеми. Приехав с прогулки, застал Женю и Лелю Макаровых. Много играли, легли рано;

– 22 октября. Пил чай с кадетами. Гулял в Екатерининском парке. Днем опять гуляли и играли в саду. Вечером был в церкви. Кадеты тоже...;

– 23 октября. Утром был в церкви. Играл с кадетами. Завтракал со своими. Днем катались и играли в саду. В 8 ч. простился с Макаровыми, уехавшими в корпус...»


18 августа 1915 года отец Александр заложил храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Царскосельском Братском кладбище. Участок под него Императрица Александра Феодоровна повелела отвести на «Кладбище героев» или «Уголке героев», где хоронили погибших офицеров и солдат частей Царскосельского гарнизона, а также воинов, умерших в госпиталях Царского Села.

4 октября 1915 года – всего через 48 дней – в сослужении настоятеля Екатерининского собора, родного брата его супруги отца Афанасия Беляева батюшка освятил новый деревянный храм и перед членами Дома Романовых и ранеными произнес проповедь. Он призывал твердо верить в конечную победу Руси над безбожным врагом, сплотиться вокруг Церкви и Царя и безтрепетно ожидать помощи Божией в правом деле защиты Родины, «памятуя, что здесь лежащие уже отдали, по завету евангельскому, душу свою за други своя, а заботы об их последнем месте упокоения, о вознесении повседневных молитв за их чистые души не покидают Царицу Великой России».

В 1916 году в дом отца Александра пришла беда – на фронте погиб его сын, 22-летний Сергей, офицер Павловского полка.

Из письма Государыни от 11 сентября 1916 года: «Ломан просил меня сообщить бедному Батюшке, что его старший сын (любимец) убит и что пришлось оставить на поле сражения его тело. Мне никогда не приходилось брать на себя подобной миссии. Он принял известие как истый христианин, только крупные слезы покатились по щекам».

Из Дневника Цесаревича (в Ставке): «14 сентября. Был в церкви. Писал Мама и Батюшке... Старший сын Батюшки Сережа убит на войне 7-го числа...»

Из сочувствия к отцовскому горю Государыня предложила перевести из боевых частей в тыл остальных сыновей, но отец Александр отказался.

у постели.jpg
У постели раненого воина в Лазарете Великих Княжон Марии и Анастасии в Феодоровском городке

Однако сильные переживания отразились на здоровье пастыря. В марте 1917 года его заменил в Александровском дворце упомянутый родственник, протоиерей Афанасий Беляев, настоятель Феодоровского собора, приходского храма Царской Семьи. Царь и Царица постоянно справлялись о «Батюшке». Отец Афанасий отвечал, что «при всем своем желании служить и быть в Царском Селе он сделать этого не мог, у него сильно расстроены нервы». Государыня просила передать привет и пожелание здоровья. Государь добавлял: «Мы все его так горячо полюбили. Причину расстройства его нервов я отчасти объясняю потерею сына, которого и мы все знали и горевали о его смерти. Передайте ему мой поклон».

Из письма Государыни Анне Вырубовой от 15 декабря 1917 года: «Отец Александр, говорят, еще очень болен, он отслужил молебен у Спасителя для моих трех...» Эти трое – уезжавшие в Сибирь камер-юнгфера М. Ф. Занотти, комнатные девушки А. П. Романова и А. Я. Уткина.

В эпоху переворотов положение Царского духовника уже не было почетным – оно стало опасным для жизни. И больному священнику становилось все труднее содержать семью. Протопресвитер придворного духовенства отец Александр Дернов добился для него пенсии, а за 10 дней до того, как большевики упразднили его должность, 20 марта 1918 года, перевел из собора Зимнего Дворца в храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревский), подальше от центра – во избежание покушений. Успенский храм батюшка строил, благоустраивал и с 1912 года был его настоятелем. Там он каждое воскресенье проводил духовные беседы, начинавшиеся молебном, который пели слушатели. Число их доходило в Великий Пост до 1000 человек, а за год превышало 60 тысяч. Поэтому отец Александр Дернов надеялся, что, если понадобится, на защиту пастыря встанут рабочие.

…29 августа 1918 года тяжелобольного священника арестовали на его квартире в Мошкове переулке. Дочь батюшки Мария вспоминала: «По делу Ленина брали десять человек с дома. Кого выпускали за крупный выкуп, кого нет...». «Вину» отца Александра отягчали обстоятельства, заранее обрекавшие на смерть: близость к Царской Семье и участие в Русском патриотическом движении. Таких не щадили.

Царский Духовник был расстрелян 5 сентября 1918 года, в первый день объявленного декретом СНК красного террора…

По книге Ольги Черновой 
«Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников» (СПб., 2017) 

Источник: Газета «Православный крест» № 186) от 15 сентября 2017 г.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Электронные паспорта для «биообъектов»: Святые предупреждают об опасности тоталитарной диктатуры нового типа

9 октября 2018 года многие информационные агентства сообщили о готовящемся в РФ поэтапном введении с 2021 года электронных паспортов со ссылкой на газету «Ведомости». Газета опубликовала статью «Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные» с очень любопытным подзаголовком «Они дадут...


«В год столетия Русской Царской Голгофы...»: Резолюция конференции «Цифровизация российского общества»

16 сентября 2018 года в г. Перми состоялась конференция на тему «Цифровизация российского общества как уничтожение богоданной свободы человека. Время исповедничества наступило». На Конференции были заслушаны выступления священнослужителей Русской Православной Церкви, экспертов в области геополитики, правоведения, общественных деятелей. По итогам собрания...


«Православная экуменическая теология»: Константинополь при участии митр. Илариона (Алфеева) запустил еретическую образовательную программу

Помимо вполне классических предметов, однако, есть и такие: миссиология, экуменическая теология, экология и межконфессиональный диалог, современные православные экуменические деятели (!!!), православная феминистическая герменевтика (!!!) и прочие.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Воспитывать носителей Царской идеи: Беседа с о. Михаилом Ломакиным, установившим в своем поселке памятник Государю

В 2016 году на территории России насчитывалось 25 памятников святому Императору Николаю II и святой Царской Семье. Всего 25 памятников на огромную страну, где практически в каждом населенном пункте имеются идолы, проспекты или улицы Ленина и иных богоборцев и террористов. 25 против сотен тысяч – есть...


К чему нам готовиться?: Беседа об обстановке в Церкви, России и мире

Незаконные действия Константинопольского Патриарха Варфоломея взволновали верующих. Не имея на то канонического права, «восточный папа», как его теперь называют, «дает автокефалию» украинским раскольникам – т. н. «киевскому патриархату». Об этом, а также об общей обстановке и насущных проблемах церковной...


Прошло 100-летие Русской Голгофы, и пришло время жатвы: О. Павел Буров о неимении всецерковного покаяния перед Царем

Выучили ли мы уроки истории? Будет ли еще время на осознание? Есть время разбрасывать камни и время собирать их (см.: Еккл. 3, 5). Все надо делать вовремя... Есть законы физические и есть духовные. У Святых Отцов сказано, что прощение преподается сердцу кающемуся. Как можно прощать человека, который не понял своих ошибок, не собирается каяться, менять ситуацию?..


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100