Свт. Фотий Константинопольский: Святой Григорий Нисский не был оригенистом
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, (820–896) оставил своего рода рецензию на недошедшее до нас сочинение святителя Германа Константинопольского (645–740) «Слово о воздаянии, или Слово подлинное». Святой Отец утверждает: на основании древних рукописей его предшественник засвидетельствовал, что изначально творения святителя Григория Нисского не содержали заблуждений еретика Оригена о всеобщем спасении.
Прочли мы книгу во святых [Отца нашего] Германа, который, рукоположенный в Кизике, был архиереем в Константинополе. Называется книга «Слово о воздаянии, или Слово подлинное», что, возможно, следует понимать так: «О том, что подлинно людям воздастся по тому, как они жили».
Итак, название у книги такое, а содержание в том, чтобы показать, что во святых Отец наш Григорий Нисский и его сочинения чисты от заразы оригенского учения. Дело в том, что те демоны и осужденные на вечное наказание люди, которым нравится пустое и нелепое учение о «восстановлении», зная, что [Григорий] – муж высокий в учении и великий в словесах и благочестие его славится среди всех людей, замыслили вставить в его просвещающие и спасительные сочинения мрачные и гибельные порождения оригенова мечтания. Решили тайно подмешать к многославной добродетели и познанию этого мужа еретическое безумие. С этой целью где-то добавив лишних слов, а где-то нарушив верный ход умозаключений, они попытались многое извратить в его безупречных сочинениях. И вот, Герман, защитник благочестия, обнажил против них острый меч истины и, разя им, насмерть поверг противников, а благочестивого Григория, против которого еретики легкомысленно строили коварные замыслы, явил победителем.
Автор этого сочинения пишет чисто и прозрачно, к месту употребляя словесные тропы, и стиль выдерживает приятный, не делая его в то же время чересчур искусственным. Он прекрасно справился со своим намерением и отлично разобрал спорные места, не упоминая ничего сверх должного, но и не упуская ничего из необходимого – ни аргументов, ни философских умозаключений, ни рассуждений. Его книга безупречно канонична по содержанию и может служить достойным подражания образцом для тех, кто хочет писать убедительно, ясно и приятно, скорее уча духовно, чем доказывая научно.
Вначале он опровергает еретическое учение, согласно которому демоны восстановятся в свое прежнее состояние и люди, прожившие жизнь греховную, претерпев назначенные для них наказания, перейдут в сонм праведников. Это фантастическое и нечестивое учение он разоблачает, во-первых, опираясь на слова самого Господа, потом – на благовествование апостолов, к чему присоединяет и свидетельства пророков, ясно говорящих о том, что праведников ожидает вечное неизреченное блаженство, а грешников – безконечное и неизбежное наказание.
Однако гордыню этого еретического и инородного учения он смиряет не только на основании вышеназванных текстов, но и опираясь на труды других святых мужей, а, самое главное, на слова того, кого ересь злонамеренно покушалась взять себе в союзники. И вот, с помощью всех этих священнословий он отделил [учение Оригена] от всего церковного хора и показал его ведущей к страданиям и душевредной выдумкой, а противоположное ему учение подкрепил и возвысил как разумное порождение благочестия, чуждое лукавству.
Так предустроив и укрепив истину, из-под укрытия которой легче нападать на врага, он приводит дословно изречения Святого Отца [свт. Григория], которыми скверные и лукавые торговцы догматов, смешивая вино с водой, старались исказить его мысль, а вернее – церковное учение. И вот, приведя эти святые слова, он восторжествовал над последователями Оригена, поймав их с поличным на лукавых проделках: он показал, что они, с одной стороны, делают в тексте безстыдные вставки и таким образом искажают его подлинный смысл, а с другой – что по многому упрямству и безумию стараются добавлять эти вставки постоянно, чем дерзают привести [мысль Григория] в соответствие с их еретическими замыслами.
Таким образом, во святых Отец наш Герман показывает, что труд Григория искажен, потому что все еретическое коварство и клевета старались изменить его в сторону нечестия. А то, что слова изменены и как именно они изменены, наглядно показано на основании того, что им предшествует и что за ними следует, а также на основании тысячи других высказываний, принадлежащих божественному Григорию, в которых видна неискаженная, истинная и подлинная его мысль. Исполнив свой труд прекрасно и даже безупречно, он завершает его спасительными молитвами и славословием Бога.
[Разобранные сочинения: «О душе, диалог с Макриной», «Огласительное слово», «О совершенной жизни»].
Источник: http://pravoclavie.info
__________________
См. также:
История «соединения» церквей. Ложное учение о «восстановлении»
Богословский анализ ответа профессора А.И. Осипова на обвинения в ереси
«Осиповщина»: О двусмысленном осуждении СББК лжеучений профессора А.И. Осипова
<-назад в раздел