Пятница, 22 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

В кулуарах

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Чем больше у людей привязанностей, привычек, тем легче бесам управлять ими: Исповедь бывшего «профессионального» и успешного мага
Когда мне было 17 лет, к нам в гости пришла женщина, экстрасенс. Лично знавшая Джуну Давиташвили и преподававшая безконтактное лечение руками. Она предложила мне совершить астральное путешествие. После 5-6минут ходьбы по комнате я и впрямь каким-то неведомым образом очутился вне тела…

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Теория «ножниц» современного мира: О взаимосвязи научно-технического прогресса с бесами
Теория «ножниц» современного мира: О взаимосвязи научно-технического прогресса с бесами
Есть одна интересная закономерность: чем выше развитие науки и техники, тем больше деградация человека. Деградация духовная, нравственная и интеллектуальная. Обозначенные две тенденции можно представить графически в виде разнонаправленных кривых: одна идет вверх (развитие науки и техники), другая устремляется вниз (деградация человека). Эти две кривые можно представить в виде ножниц. А теорию условно назвать теорией «ножниц» современного мира. Под «современным» я понимаю мир Нового и Новейшего времени (когда наука и техника стали важнейшими институтами общества). Он же – мир конца земной истории, которая будет увенчана апокалипсисом.

Авторы различных книг по научной фантастике и утопиям [1] на удивление точно определили нынешнее состояние науки и техники. И Жюль Верн, и Герберт Уэллс, и наш Александр Богданов предсказывали невероятный взлет научной мысли и техники в 20-21 вв. Они за многие десятки лет сумели разглядеть в будущем и ядерную энергию, и полеты в космос, и компьютерные технологии, и интернет, и сотовую связь, и многое другое. Удивительная прозорливость, в природе которой еще надо разбираться. Для многих фантастов (включая обозначенных выше) на первом месте была наука и техника, состоянием самого человека они не очень интересовались (в лучшем случае утописты обращали внимание на социальное положение человека, но не на его духовно-нравственный мир и уровень интеллекта). Про упомянутые нами «ножницы» у них мы почти ничего не найдем.

Но есть другая группа писателей, описывающих будущее. Это представители жанра антиутопии [2]. Они на разные лады повторяют то, что я назвал теорией «ножниц». Откройте и перечитайте произведения классиков жанра антиутопии для того, чтобы удостовериться в наличии такой обратной зависимости: роман Евгения Замятина «Мы» (1920); роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932); роман Джорджа Оруэлла «1984» (1948); роман Рэя Брэдберри «451 градус по Фаренгейту» (1953) и другие. Они также точно описывают безграничную по своей мощи науку и технику будущего. И одновременно показывают нам, сколь жалким существом стал человек.

Вот лишь одна фраза героя романа Брэдберри, которая описывает уровень интеллектуального развития человека «технотронного» будущего: «Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные». А вот другой герой того же романа («451 градус по Фаренгейту») говорит о жалком социально-политическом статусе человека будущего: «Человек в наше время — как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…».

Отчасти даже в течение своей сознательной жизни я наблюдал эти две разнонаправленные тенденции. Думаю, что с теорией «ножниц» согласится любой вдумчивый человек нашего времени, особенно зрелого возраста. Особенно в России, где динамика многих процессов была стремительной и разнонаправленной. Как говорится, эмпирически данная теория полностью подтверждается (см.: Ересь «прогрессистов», или Технический прогресс – ускоритель движения человечества к концу земной истории).

Но каким образом ее объяснить логически? Если руководствоваться логикой, то должно быть с точностью наоборот. Если человек деградирует, как он может обеспечивать дальнейшее развития науки и техники? Обе кривые, согласно здравому смыслу, должны иметь одну направленность: либо вверх, либо вниз. Кстати, рассматривая два параметра – уровень развития науки и техники и уровень развития человека (духовный, нравственный и интеллектуальный) – не очень понятно, что есть причина, а что следствие. Вроде бы человек является «двигателем» науки и техники. Но порой возникает ощущение, что наука и техника обладают каким-то внутренним источником движения, развиваются как бы «сами по себе». Научно-технический прогресс ощущается как процесс, происходящий при минимальном и номинальном участии человека. А недавно появилось новое поколение книг по научной фантастике, где НТП осуществляется вообще без человека. Роботы производят себе подобных или даже более совершенных! Сегодня мы имеем перед глазами примеры абсолютно безлюдных производств. А завтра безлюдными станут наука и техника. Жутковатая картина!

Готов изложить свои предварительные соображения, позволяющие объяснить феномен «ножниц» в жизни человечества. Соображения строятся не только на обычной логике и рационализме, но также (и в первую очередь) на Священном Писании и мыслях святых отцов.

Новая и Новейшая история – время апостасии, постепенного отхода людей от Бога. Соответственно, человечество все более подпадает под контроль дьявола, враждующего с Богом и стремящегося погубить человека. Все мы помним слова Спасителя, брошенные в лицо фарисеям и книжникам: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). О происках дьявола, методах его деятельности святые отцы оставили нам многочисленные предупреждения и наставления. В том числе дьявол заставляет человека действовать таким образом, чтобы он собственными руками сделал веревку, завязал петлю и подвесил орудие самоубийства под потолок. А дьявол уж постарается своими внушениями загнать человека в эту петлю и выбить из-под его ног табуретку. Иначе говоря, дьявол подталкивает человека к созданию материальных условий, необходимых для уничтожения других людей и, в конечном счете, самого себя. А материальные условия – самая разнообразная техника и «продукты» технического прогресса – начиная от ядерного оружия и кончая сотовыми телефонами.

У нас в последние годы выходило большое количество разных статей, брошюр и книг на тему «Козни дьявольские». Весьма полезная духовная литература, особенно в наш апостасийный век. Очень правильно и убедительно говорится о том, как бесы «всевают» лукавые помыслы в умы и души людей. Вместе с тем, мало говорится о том, как эти существа инфернального мира влияют на материально-практическую деятельность людей. И уже совсем обходится стороной вопрос о влиянии бесов на деятельность человека в сфере науки и техники. По умолчанию считается, что, мол, наука и техника – «нейтральная зона». Во всех сферах человеческой жизни (например, в культуре, политике, образовании) идет непрерывная брань между добром и злом, между Богом и дьяволом, а вот в сфере науки и техники – «тишь и гладь, и Божья благодать». Мол, наука и техника – выше этого, она то ли рядом с этой схваткой, то ли даже над ней.

Последние два-три десятилетия очень модной была тема «Наука и религия». Дискуссии на эту тему сегодня уже почти завершились, их итогом стало «соломоново решение»: наука и религия не противоречат друг другу. Более того, они дополняют друг друга. Также делается заключение, что наука и религия – два пути, ведущие к Истине, Богу. Увы, почти ничего не говорится о том, что наука и ее постоянная спутница техника могут вести не к Истине и Богу, а в объятия дьявола, который есть «лжец» и «человекоубийца». И затаскивает человека на эту дорожку все тот же дьявол. А находящиеся в его услужении писатели, политики и философы всячески восхваляют движение по этому пути. Называя это движение «научно-техническим прогрессом».

А «двигателей» этого «прогресса» награждают титулами «гений», «сверхчеловек», или даже «бог». Такие «гении» ведь открывают законы природы, проникая в тайны мироздания. Как же их не считать «богами»? Правда, при этом забывается (или сознательно умалчивается), что ведь кто-то создал природный мир и вложил в него эти самые законы. И этот «кто-то» есть Бог, выступающий в качестве Творца и Законодателя. А ученые лишь могут постигать законы, заданные Богом. Поэтому дико читать или слышать, когда кто-то из «услужливой» обслуги дьявола говорит про того или иного известного представителя ученого мира, что он (ученый) – «автор закона». Например, Исаак Ньютон – «автор» одноименных законов классической механики. Такие филологические подмены нужны для того, чтобы ученого действительно возвести в ранг «бога», а Истинного Творца Законов предать забвению.

Бесы уже давно взяли под свое постоянное «кураторство» науку и технику. И что в итоге получается? На ярко освещенной арене мы видим «гениальных» ученых и техников, украшенных разными наградами и титулами. Например, титулами Нобелевских лауреатов. А за кулисами стоит истинный организатор и «бенефициар» этого яркого шоу – дьявол. Наука в его руках превращается в инструмент наглой лжи (ибо он лжец и отец лжи), а техника – в орудие массового убийства человечества (Он был человекоубийца от начала).

В качестве примера наглой лжи можно рассматривать дарвинизм, который был представлен человечеству как «последнее слово» биологической науки.   Примерами орудия массового убийства можно рассматривать ядерное, химическое, бактериологическое и другие виды оружия массового поражения. Впрочем, набор орудий массового убийства не ограничивается только военной техникой. Сегодня орудия массового убийства могут скрываться под весьма красивыми «гражданскими» обертками. Например, генетически модифицированные продукты.

А каким образом дьявол управляет научно-техническим прогрессом?

Во-первых, он подбирает для занятий наукой и техникой свои «кадры». Это люди по натуре честолюбивые. А если ученый недостаточно честолюбив, то дьявол с ним «работает», всячески культивируя в нем стремление к славе. А ради славы «ученый» готов пожертвовать Истиной и согласиться на ту истину (с маленькой буквы, т.е. ложную истину), которую от тебя ждет враг рода человеческого. Например, согласиться с тем, что человек произошел от обезьяны. Зная, что за это будешь удостоен ученых степеней и званий и получишь славу. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов к седьмому главному человеческому пороку (их всего восемь), греху тщеславия, причислил «расположение к наукам и искусствам гибнущего сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы» [3]. А ведь святитель знал, что говорил, поскольку был весьма образованным человеком, сведущим в математике и механике.

Во-вторых, бесы не хуже, а, скорее всего, лучше человека (даже самого ученого) знают, как устроен материальный мир, знают его законы. Вот что пишется о «научных» способностях обитателей инфернального мира: «Бесы разумны, чрезвычайно изобретательны и остроумны, обладают колоссальными познаниями. Надо учесть, что живут они долго, не отвлекаются на еду, сон и т. п., по своим интеллектуальным и физическим возможностям принципиально превосходят человека, могут перемещаться в пространстве почти мгновенно на любые расстояния, проникать сквозь стены, невидимо присутствовать при разговорах и делах, передавать друг другу информацию на расстоянии и т. д.» [4]. Примерно эту же мысль высказывает протоиерей Георгий Городенцев: «Как говорят святые отцы, бесы познают не Бога, а тварь, они упражняются в изучении земной природы. Поскольку же законы оной, как и законы мышления, — универсальны, что для людей, что для ангелов и бесов, можно сказать, что последние занимаются научной деятельностью» [5]. Так вот, обитатели инфернального мира могут «делиться» с людьми своими знаниями на тех направлениях развития науки и техники, которые им (бесам) нужны для реализации своих планов.

По итогам 2016 года наиболее значимыми достижениями в области науки и техники были признаны помимо всего прочего: искусственный интеллект AlphaGo (речь идет о программе AlphaGo компании DeepMind, которая смогла превзойти признанного чемпиона по игре в го); новая технология продления жизни (апробирована в лабораторных условиях на мышах); проектирование белков (на основе написания кода ДНК); выращивание мышей из пробирок (яйцеклетка размещается в пробирке) и т.д.

Нетрудно заметить, что основная часть сенсационных открытий и нововведений сосредоточены в последние годы на двух направлениях: искусственный интеллект и биотехнологии. На данном этапе истории прямо как из «рога изобилия» сыплются новые технические решения, необходимые для построения «постинформационного» общества.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году лозунгом мероприятия стала «четвертая технологическая революция». Это концепция, согласно которой мы стоим на пороге новой эпохи — эпохи, где технологии объединяют виртуальный (цифровой) мир с физическим. Роль умных машин в эту эпоху настолько велика, что без них сложно представить себе повседневную жизнь людей, производство и государственное управление. Люди и раньше использовали разные машины во многих сферах жизни, но теперь машины могут объединяться в сети, анализировать данные и самостоятельно принимать решения. Основные идеи и приоритеты «четвертой технологической революции» были изложены в одноименной книге безсменного президента ВЭФ Клауса Шваба, которую он представил на форуме в январе 2016 года (см. также: В Давосе присягнули мошиаху: О заседании крупнейшего европейского экономического форума в 2017 г. (ВИДЕО)).

В том, что нам рисует в своей книге этот интеллектуал, принадлежащий к мировой элите, очень хорошо просматриваются контуры того общества, которое было описано в антиутопиях прошлого века. И Евгений Замятин, и Олдос Хаксли, и Джордж Оруэлл, и Рей Бредбери предсказывали, что цифровое и постцифровое общество окончательно превратят человека в роботов, а роботы превратятся в людей. Это буде эпоха киборгов. Американский социолог Френсис Фукуяма в конце прошлого века писал о «конце истории». Но мы сегодня уже видим, что в ближайшие десятилетия можно будет говорить и о «смерти человека». Не в физическом смысле, а в смысле духовном, нравственном и интеллектуальном. Именно этого добиваются организаторы и вдохновители «четвертой технологической революции» (и имею в виду не профессора Клауса Шваба, а его незримых «спонсоров»). Впрочем, эти организаторы и вдохновители безусловно стремятся к тому, чтобы уничтожить человечество и физически.

Кстати, многие писатели-фантасты рисуют апокалиптические картины будущего, связанные с гибелью всего или значительной части человечества. Тут надо еще разбираться в причинах такой «прозорливости»: то ли писатели руководствовались последней книгой Священного Писания – Апокалипсисом, то ли они получали знание о будущем от все тех же «свыше» — в виде прямого «откровения». Но каков источник такого «откровения»? Не те же самые  «организаторы», «вдохновители» и «спонсоры», которые опекают научно-техническую интеллигенцию? [6]

Белорусский ученый, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии доктор технических наук, профессор Виктор Вейник в своей известной книге «Почему я верю в Бога» обращает внимание на то, что бесы, существующие уже многие тысячи лет, досконально изучили материальный мир и поведение людей. Он их сравнивает с «программистами», которые умело составляют программы управления отдельными людьми, социальными группами и всем человечеством. Белорусский ученый пишет: «Испокон веков, когда демоны захватывали волю человека, они всегда управляли им с помощью своих программ. За прошедшие семь с половиной тысячелетий бесы натренировались быть первоклассными программистами (в 1995 г. нашему миру исполнилось 7503 года со дня творения)» [7]. Он согласен с тем, что бесы дают ученым и инженерам «подсказки» в их работах на приоритетных направлениях. Книга писалась в конце прошлого века, когда приоритетным направлением НТП были телекоммуникационные системы, интернет и компьютеры. Вейник отмечает «вклад» бесов: «Кроме того, не без их участия появились и сами машинные компьютеры» [8]. Резюмируя ситуацию, сложившуюся в мировой науке и технике, он констатирует: «Кстати сказать, вообще 99% науки, техники и искусства связаны с нечистой силой» [9]. С нашей точки зрения, показатель 99% является некоторым «перебором», но в целом диагноз нынешней науке и технике поставлен верно.

Надеюсь, что с учетом сказанного становится понятно, почему человечество уже давно живет под знаком «ножниц», причем сегодня разнонаправленное движение двух тенденций происходит с ускорением: наука и техника удивляет человечество все новыми сенсациями (открытиями и новшествами), а само человечество все стремительнее деградирует в духовном, нравственном и интеллектуальном планах. Увы, до сих пор тема реальных движущих сил научно-технического прогресса до сих пор находится на периферии внимания не только официальной науки (тут все понятно), но, увы, и православных богословов и писателей (см.: Открытый урок неправославно богословствующим: Ликбез по проблемам глобализации).

__________________
[1] Утопия -  жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.   Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» (Utopia) -  название острова. Вместе с тем, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге древнегреческого философа Платона «Государство» (360 до Р.Х.). Тот же Платон   впервые использует слово Утопия (ου-τοπος) в значении «место, которого нет».
[2] Антиутопия - жанр в художественной литературе, описание государства будущего (а иногда и всего мира) с ярко выраженными недостатками (иногда в виде ужасных картин, вызывающих у читателя негативную реакцию). Антиутопия является полной противоположностью утопии (описание идеального общества будущего). Антиутопии часто служат предупреждениями для общества с целью недопущения негативных изменений в его устройстве.
[3] Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание творений. Том I. Жизнеописание. Аскетические опыты. Книга первая
[4] Как бесы могут разгадать наши мысли и предвидеть будущее? (http://www.baby.ru/blogs/post/479898794-310621973/)
[5] Протоиерей  Георгий  Городенцев. Иудейские начала и направленность современной науки // Русская народная линия. 18.07.2016 (курсив мой - В.К.) (http://ruskline.ru/special_opinion/2016/iyul/iudejskie_nachala_i_napravlennost_sovremennoj_nauki/)
[6]  О творчестве писателей, работающих в жанре антиутопии, мы поговорим отдельно.
[7] Виктор Вейник. Почему я верю в Бога. - Минск, изд-во Белорусского экзархата, 2000, с. 296.
[8] Там же, с. 296.
[9] Там же, с. 296.

В.Ю. Катасонов, профессор экономики,
преподаватель МГИМО,
председатель РЭОШ

Источник: ИПВ Русь-Фронт

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100