Пятница, 10 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

сщмч. Иннокентий (Просвирнин) о патриотизме
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм…
Архим. Иннокентий (Просвирнин) о спасении и России

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Вера – источник непобедимости: Интервью с молодым художником В. Потогиным о картине «Осовец»
Вера – источник непобедимости: Интервью с молодым художником В. Потогиным о картине «Осовец»

Картина молодого художника Вячеслава Потогина «Осовец» весьма необычна: она выполнена в реалистическом стиле, но в то же время в ней просматривается и иконописная традиция. Пространство холста организовано так, что мы видим сразу три измерения: и солдат со спины, бросающихся в атаку, и воинов, бегущих мимо нас, и офицера, развернутого лицом к зрителю. Работа насыщена символами – в бой с врагом поднимаются все – и живые защитники крепости, и санитарка, и раненые, и даже убитый пулеметчик тянет руки вперед… Атакующим будто противоборствует мощный встречный ветер, но офицер, засучивший рукава, олицетворяет идею непобедимости русского характера.

Поскольку эта тема нам близка, мы через друзей связались с автором полотна, который согласился ответить на наши вопросы.

 

– Вячеслав, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Мой отец родом из Пензенской области, по профессии геолог. В экспедиции на Дальнем Востоке он познакомился с моей мамой, так возникла наша семья. Моя малая родина – поселок Солнечный Хабаровского края. Там я окончил среднюю школу и жил до совершеннолетия.

 

– А что повлияло на выбор профессии? Вы учились в художественной школе?

– Художественной школы в нашем поселке не было. Но мой дед по матери, офицер, увлекался изобразительным искусством, прививая любовь к нему и мне. Мама тоже неплохо рисует – она, кстати, училась в свое время в художке.

 

– Как Вы попали в Пензенское художественное училище?

– Моя бабушка по отцу тяжело заболела. Мы приехали в Вадинск Пензенской области, на родину отца, навестить ее. Там есть Тихвинский Керенский мужской монастырь. Я познакомился с его настоятелем, игуменом Митрофаном (сейчас он епископ Сердобский), который отнесся  нам с большим участием. Узнав о моей любви к живописи, батюшка благословил кое-что нарисовать. Работа ему понравилась, и он заказал мне икону. Я написал, и получилось, кажется, неплохо. Сейчас понимаю, что таким образом он хотел материально поддержать нас.

Так, с благословения отца Митрофана, я начал писать иконы. Позже он представил меня преподавателю Пензенского училища художнику Сергею Васильевичу Шалаеву, который, посмотрев мои рисунки, посоветовал получить художественное образование.

На период сдачи экзаменов в училище отец Митрофан устроил меня на подворье Вадинского монастыря в Пензе при храме Преображения Господня. После поступления батюшка благословил пожить еще один год. А потом я там так и остался на все пять лет, в свободное от учебы время неся различные послушания. Постепенно и воцерковился.

После училища поступил в Академию живописи ваяния и зодчества И.С. Глазунова, но через год перевелся в институт им. В.И. Сурикова, который и окончил.

 

– Сегодня в искусстве наблюдается противостояние реализма и модернизма. Как Вы оцениваете эту борьбу на «художественном фронте», и что сформировало Вашу личную творческую позицию?

– С.В. Шалаев строго предостерегал меня от увлечения «левачестом». Под этим термином я подразумеваю отвержение традиций в искусстве, этакую ура-революционность. Она обычно прикрывается призывами к развитию искусства, но без опоры на наследие древних мастеров всегда деструктивна. Реализм – это традиция, а модернизм, он же «левачество», – бунт и анархия. Превосходство реализма в этом противостоянии очевидно и без особых объяснений. Посетите Центральный дом художника. Если там проходит выставка художника-реалиста, скажем, Г. Коржева, то вы увидите множество зрителей. А на втором и особенно третьем этажах – залы т. н. «современного искусства»; на третьем – «Черный квадрат» Малевича. Зрителей там вы не встретите – сидят одни скучающие бабушки-смотрительницы. Искусствоведы-«леваки» нам объясняют, что причина такого отношения к модернизму та, что, мол, народ – быдло. Якобы не дорос еще до понимания «настоящего творчества». Но на самом деле все иначе: все эти концепции – от лукавого, и люди это просто интуитивно, сердцем чувствуют.

Однако «левачество» насаждается целенаправленно. Причина того, что у нас оно «остается на плаву», – поддержка этого искусственного направления врагами России и почти всеобщее, вездесущее и всеохватывающее пренебрежение к собственным традициям. Если же говорить об истоках модернизма, то его корни – в оккультизме.

 

– Давайте подробнее скажем о происхождении т. н. современного изобразительного искусства и западном влиянии на его становление и процветание.

– Хорошо известно, что возникновение абстракционизма в начала ХХ века в России напрямую связано с распространением оккультизма, оккультных кружков. Об этом писал великий русский искусствовед, глубоко верующий человек Н.Н. Третьяков: «Во многих произведениях конца 1900–1910-х годов явно сказывается влияние определенной теософской доктрины, получившей распространение среди писателей и художников „серебряного века“ (А. Белый, Ф. Мережковский, В. Брюсов, Н. Рерих и др.). В этой специфической среде и в элитарных салонах журнала „Золотое руно“ выступил со своими первыми опытами абстракции В. Кандинский, творчество которого стало своеобразным знаменем „духовности“ и „духовной свободы“ для многих современных нам живописцев и искусствоведов. В докладе „О духовном в искусстве“ <…> Кандинский, опираясь на теософские взгляды Е. Блаватской, обрушился с критикой на традиционный реализм, считая его возможности исчерпанными. При этом он провозглашал полную независимость художника от природы, противопоставив сотворенному Богом миру свой собственный духовный мир, связанный с импульсами подсознания в духе З. Фрейда».

В годы революции, когда богоборцы безжалостно уничтожали все бывшее до них, традиционное, абстракционизм приобрел популярность благодаря своей кажущейся новизне, отличию от реализма. Абстракционисты были революционерами и принимали участие в работе ЧК и прочих революционных учреждений. Главным «политическим абстракционистом» можно назвать Троцкого, поэтому с падением троцкизма в нашей стране этим деятелям пришлось переместиться в Европу, а затем в Соединенные Штаты.

В США первое время такое «искусство» не пользовалось успехом, оставаясь уделом художников-маргиналов, увлеченных левыми коммунистическими взглядами. Президент Г. Трумэн модернизм не жаловал – он любил по утрам прогуляться по Вашингтонской национальной галерее, где собраны картины старых мастеров. В своем дневнике от 1948 года после одной из таких прогулок политик записал: «Приятно смотреть на совершенство, а затем вспомнить ленивых и сумасшедших современников. Это как сравнивать Христа с Лениным».

Однако уже при следующем президенте, Эйзенхауэре, директор ЦРУ, небезызвестный А. Даллес, берет абстракционизм вообще и абстрактный экспрессионизм в частности под свое покровительство – как «искусство», имеющее четкий антикоммунистический подтекст, поскольку в то время в Советском Союзе «леваки» были уже в опале. А абстрактный экспрессионизм к тому же – сугубо американское изобретение. Амбиции супердержавы требовали поддержать «свое», каким бы безобразным оно ни было. После этого Центральное разведывательное управление через подставные фонды начало выделять огромные суммы на финансирование «леваков», «левацких» искусствоведов, организацию их выставок и т. п. В своей книге «Культурный фронт холодной войны» американская писательница Френсис Стонор Сондерс пишет об этом подробно и с указанием конкретных источников.

Награждая советских модернистов западными престижными премиями, американские спецслужбы создали им во всем мире ореол непризнанных гениев, невольников чести. Поэтому после устроенного ЦРУ развала Советского Союза «леваки» без труда, на волне незаслуженной славы заняли административные высоты в Российской академии художеств и в Московском союзе художников.

 

– Вячеслав, спаси Господи! Перейдем теперь к Вашему творчеству. Расскажите, пожалуйста, о своей дипломной работе.

– Осовец – это Брестская крепость, ставшая известной в ходе Первой мировой войны. В прошлом году отмечалось столетие героического подвига ее защитников, воинов 226-го Землянского полка. Этот подвиг еще с советских времен замалчивался потому, что подавляющее большинство офицеров гарнизона, принимавших участие в боях при Осовце, в дальнейшем, во время Гражданской войны, воевало на стороне Белой армии. Незаслуженное забвение по инерции продолжается и поныне.

Городок Осовец в начале минувшего века находился на западной границе Российской Империи. Теперь это восточная Польша. Там располагалась окруженная болотами русская крепость – важный форпост нашей страны. Заняв ее, немцы напрямую бы вышли к Брест-Литовску, к стыку двух русских армий, по которому планировали нанести удар.

В сентябре 1914 года к цитадели подступили части 8-й германской армии (40 пехотных батальонов). Однако штурм начался не сразу. Офицер-парламентер передал коменданту крепости предложение немецкого командования: «Наших боезапасов хватит на то, чтобы за 48 часов сравнять крепость с землей. Деньги, которые мы потратим на восполнение снарядов – полмиллиона марок, – мы предлагаем вам за сдачу всех фортов, чтобы сохранить и наши снаряды, и крепость, и ваши жизни. В противном случае – пеняйте на себя».

 


Фрагмент картины «Осовец»

 

Комендантом крепости был старый боевой генерал Николай Александрович Бржозовский, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов и русско-японской войны 1904–1905 годов. Он не устрашился немецкого ультиматума, а выдвинул офицеру-парламентеру встречное предложение: «Хорошо, оставайтесь здесь, и если ваши войска не возьмут крепость через сутки, мы Вас, господин офицер, повесим на воротах». Немец не стал рисковать и поторопился удалиться из негостеприимной русской крепости. Видимо, он понимал, что русский человек в полной мере проявляет себя именно в критической ситуации.

Начался штурм. Немецкое командование перебросило из Кенигсберга 60 орудий калибра 203 мм. Обстрел продолжался два дня, после чего немцы пошли в атаку, но были отбиты шквальным огнем крепостной артиллерии. Затем русские произвели две фланговые контратаки, вынудившие неприятеля отступить и отвести орудия от Осовца. Первый штурм длился пять или шесть дней, после чего, опасаясь подхода нашей 10-й армии, враг ретировался.

В начале февраля немцы вторично осадили крепость. В тяжелых боях они понесли большие потери. Далее враг подтянул 66 больших осадных орудий калибром от 150 до 420 мм. С 13 февраля по 5 марта на крепость в соответствии с тактикой ураганного огня обрушилось 200 тыс. снарядов! Корреспонденты русских и французских газет сравнивали Осовец то с вулканом, то с адом. Однако серьезного ущерба крепости немцам нанести не удалось. Главные укрепления уцелели, дух русских воинов сломлен не был. Солдаты скоро привыкли к взрывам и шутили: «Пущай постреляют, по крайней мере выспимся». К тому же начался разлив вод, и окруженный болотами и каналами Осовец сделался и вовсе неприступным. Так неудачно окончился второй его штурм германскими войсками.

И тогда немцы, взбесившиеся от своих поражений и позора, нарушая все писаные и неписаные законы войны, решили применить против защитников форпоста химическое оружие – отравить их газами. В начале июня 1915 года были установлены 30 газовых батарей в несколько тысяч баллонов. 6 августа, когда ветер подул на Осовец, враг пустил отравляющий газ – хлор с примесью брома. Его действие на человеческий организм было ужасным: у пораженного человека лицо становилось зеленым, легкие сгорали и вытекали с кровью через горло и уши. Противогазов почти ни у кого из русских воинов не было. Из 9, 10 и 11-й рот 226-го Землянского полка, оборонявших передовые позиции, в живых не осталось никого, все погибли. В 12-й роте уцелело около 40 человек, бывших при пулемете. И еще 60 человек выжили от трех рот, защищавших Бялогронды при двух пулеметах. Люди спасались тем, что повязывали на лица мокрые портянки и рубахи.

После газовой атаки немецкий ландверный полк пошел в наступление. Враги настолько не сомневались в нейтрализации всех защитников крепости, что не взяли винтовок, а, надев противогазы, вооружились дубинами, наконечники которых были утыканы гвоздями, – шли добивать раненых.

Но тут случилось невероятное. Из газового облака с криком «Ура!» выплыли и бросились в штыковую контратаку на немцев уцелевшие землянцы – с лицами, замотанными в тряпки и изувеченными химическими ожогами, кричащие и буквально выплевывающие части легких на свои штыки и гимнастерки. Все это произвело на немцев столь сильное впечатление, что в истории этот бой получил название «Атака мертвецов». Хотя русских воинов было всего порядка 40 человек, а солдат противника – семь тысяч, немцы пришли в ужас и обратились в бегство. Возможно, тогда и родилось выражение «русские не сдаются».

Момент контратаки Землянского полка я изобразил на своей картине.

 

– А как дальше сложилась судьба легендарной крепости?

– Через полгода, когда стратегическая целесообразность дальнейшей обороны отпала, русское командование отдало приказ об отступлении. Выжившие воины взорвали форты и эвакуировались. Но на этом осовецкая эпопея не закончилась. После революции эти территории отошли Польше. Там сохранились подземные склады, и, отступая, наши оставили часового. Немцы этих складов не обнаружили, а польские военные только через девять лет нашли вход. Спустившись в подвалы, они вдруг услышали русский окрик: «Стой, кто идет!» В ответ на расспросы часовой заявил, что снять с поста его может либо разводящий, либо Император. Пораженные поляки сообщили ему, что Российской Империи уже нет, и лишь после этого он сдался. В подземелье оставалось много провианта. Часовой питался консервами, а маслом от них смазывал свое ружье, которое, к удивлению обнаруживших воина поляков, было в боевой готовности и даже блестело. Русский герой вел своеобразный календарь. Каждую неделю он устраивал баню, надевал чистое белье, а грязное складывал в качестве своеобразной «галочки» – и так считал время. Он смог назвать число и год своего выхода на свет. К сожалению, после этого солдат ослеп. Позже его выслали в советскую Россию, следы его затерялись, а имя история не сохранила. В 1924 году о нем писали европейские газеты…

 


Эскиз к холсту о часовом Осовца

 

В продолжение темы Осовца сейчас я работаю над картиной, посвященной подвигу этого неизвестного, но великого своей верностью Богу, Царю и Отечеству русского бойца.

 

– Что Вы думаете о причинах подвига наших воинов? Чем они руководствовались в первую очередь?

– Мера их подвига – сугубо духовная. Их жертва, их массовый героизм – христианские. Источник непобедимости – Православная вера. Подтверждение своим мыслям нахожу у Святых Отцов. Сербский святитель Николай (Велимирович) пишет: «Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его. Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. „Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя“, – это слова Христа. Русский Царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский Царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего – разве это не стремление к Царству Небесному?»

 

– Как Вы считаете, затронутая Вами тема актуальна, интересна современному зрителю?

– Убежден, что да. Это доказывает хотя бы то, что моя работа об Осовце – не единственная. Она была первой, но тему продолжили другие художники – замечательное полотно написал В. Нестеренко, появляются еще новые холсты…

После защиты диплома со мной связался преподаватель Воронежского аграрного института И. Бахтин. Оказалось, что он и его соратники на добровольных началах занимаются изучением подвига Землянского полка, который состоял из воронежцев. Мы познакомились, и Игорь предложил организовать в своем институте выставку, приуроченную к 100-летию «Атаки мертвецов», что мы и сделали. Потом экспозицию перенесли в областную филармонию. Однако воронежская администрация осталась недовольна. Ведь это же круглая дата, а они никак ее не отметили. И в местных СМИ прошло сообщение, что Землянский полк – это якобы не воронежцы. Выставку в филармонии закрыли. Вот такая реакция…

 

– Да, похоже, ныне – время сплошных противостояний. А как Вы относитесь к событиям на Малой Руси?

– Считаю, что проигнорировали волю народа Юго-Востока и других регионов. Это тем более печально, что Киев – русский город, мать городов русских, а в нем властвуют сегодня русофобы.

Когда западенцы захватывали склады с оружием, здания областных администраций, СБУ и милиции – их называли «повстанцами». Когда то же самое делали русские на Юго-Востоке – это уже сепаратисты. Политика двойных стандартов.

Первое время, в начале боевых действий, я постоянно отслеживал ситуацию по новостным сообщениям. Меня шокировало, что фашистская авиация накрыла Луганск! Представьте себе – в наши дни в Европе разбомбили бы какой-нибудь город. Сколько было бы воя! А русских – можно?!

Кстати, у художника А. Пластова есть замечательная картина «Фашист пролетел». На ней изображено поле. На земле лежит мальчик-пастух, раненный в голову, рядом пасутся овцы, а в небе удаляется фашистский самолет-убийца. На Ялтинской конференции Сталин приказал разместить это полотно на самом видном месте. Сейчас, после известных событий в Луганске, оно получило новое звучание.

 

– Вячеслав, спаси Господи за интересную беседу. И в завершение – Ваши пожелания читателям «Православного Креста».

– Мира, радости, спасения, счастья и здоровья всем близким, твердого стояния в Православной вере и на тех рубежах, где мы определены Промыслом Божиим.



Источник: Газета Православный Крест №154 от 15 мая 2016 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100